Режим дня – основа сохранения
и укрепления здоровья
первоклассника
(родительское собрание)
Режим
дня – основа сохранения
и
укрепления здоровья первоклассника
(родительское собрание)
Хорошими
людьми становятся больше
от
упражнений, чем от природы.
Демокрит
Задачи: - показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и
выполнения режима дня школьника;
-
убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки
выполнения режима дня.
Форма
проведения: круглый стол
Подготовительная
работа к собранию:
1) Анкетирование
учащихся класса.
- В котором часу ты
встаешь утром?
- Тебя будят
родители или ты просыпаешься сам?
- Ты встаешь охотно
или с трудом?
- Какие процедуры
входят в твой утренний туалет?
- Делаешь ли ты
зарядку по утрам?
- Ты делаешь её
один или вместе с родителями?
- Как долго ты
делаешь уроки?
- Ты выполняешь их
сам или тебе помогают твои родители?
- Гуляешь ли ты на
улице перед тем, как начать выполнять домашние задание?
- В котором часу ты
идешь спать?
2) Анкетирование
родителей учащихся класса.
- Считаете ли вы
необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнения
им режима дня?
- Ваш ребенок
встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно
или с трудом?
- Как вы на это
реагируете?
- Занимаетесь ли вы
закаливание собственного ребенка?
- Делает ли ваш
ребенок зарядку?
- Являетесь ли вы
для него в этом примером?
- Позволяете ли вы
своему ребенку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш
ребенок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребенок
делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго по
времени делает уроки ваш ребенок?
- Какие приемы вы
используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
Примерный
вариант
режима
дня первоклассника
Подъем - 7.00
Зарядка,
умывание, уборка постели - 7.00 – 7.30
Завтрак - 7.30 –
7.50
Дорога в школу -
7.50 – 8.10
Занятия в школе -
8.30 – 12.30
Прогулка на
свежем воздухе - 12.30 – 13.30
Обед, отдых - 13.30
– 14.00
Приготовление
уроков - 14.00 – 15.00
Свободное время -
15.00 – 19.00
Ужин - 19.00 –
19.30
Свободное время -
19.30 – 20.30
Личная гигиена, подготовка
ко сну - 20.30 – 21.00
3)
Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения
режима дня.
Памятка
для родителей №1.
Как
сделать зарядку любимой привычкой ребенка.
Папы и Мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40%
от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен
ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой,
вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их
можно придумать много и разных.
Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
Включать веселую и ритмичную музыку.
Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении
упражнений комплекса зарядки.
Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с
ним новые упражнения.
Памятка
для родителей №2.
Как
проводить оздоровительные минутки
при
выполнении домашних заданий первоклассников.
Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут
выполнения заданий.
Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо
выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и
т.д.
Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для
снятия напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее
поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку,
совершая хватательные движения.
После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание,
приседание, повороты туловища в разные стороны.
Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без
внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный
инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с
ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
Упражнения при подготовке домашних заданий
Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время
выполнения домашних заданий:
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать
глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки,
крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо,
посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть
левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды,
поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от
глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем
опустить руку.
Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев,
поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки
опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
«Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и
«нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с
внутренней и внешней стороны.
Ход
собрания:
Классный руководитель приводит цифры статистики, тем самым подчеркивая
актуальность выбранной темы для собрания.
Статистика
актуальности темы:
Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог,
остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость,
отсутствие желание учиться.
Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки,
которые усугубляются в первый год обучения.
10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной
тяжести
20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.
I. Вступительное слово классного руководителя
Начало обучения ребенка в школе – это, в первую очередь, экзамен на
зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к
пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность
того, что ребенок войдет в одну из статистических групп, приведенных на доске.
Отсутствия у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка,
родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим
ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к
стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и
эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника.
Сочетание «режим
дня» известно каждому присутствующему здесь, но некоторые родители крайне
скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать
соблюдение режима ребенком как некую догму.
Значение режима увеличивается не только из-за изменения нагрузки, но
ещё и потому, что новые обязанности требуют от младших школьников большей
собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и
отдых. Врачи утверждают, что режим дня – это лучшая мера, предупреждающая
возбудимость и раздражительность детей. Выполнение режима дня позволяет ребенку
сохранять физическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального
равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст
характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической
усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению
работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того,
как ребенок выучил материал урока;
- повышение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменения почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции
физиологических функций.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит
в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации
жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.
II. Родительские
«НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня
Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для
родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации
выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группа в течении 20 минут,
затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов
составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в
родительский дневник.
НЕЛЬЗЯ:
Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это
себе и другим большой любовью к нему.
Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами,
объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе,
если он к ним не готов.
Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.
Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.
Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в
частности.
Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
Ругать ребенка перед сном.
Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
III. Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника.
IV. Выступление представителей родительского комитета.
IV. Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на
индивидуальную консультацию по проблеме.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.