Рефлексия
как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Приоритетной целью
современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к
самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной
из задач современного урока является формирование у учащегося способности к
рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения
учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Ученик активен, если
осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является
осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на
уроке является этап рефлексии.
В структуре урока,
соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом
урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается
проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а
главными действующими лицами выступают ученики.
Для чего нужна
рефлексия?
Если ребенок понимает
ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;какие цели
должны быть достигнуты именно на этом уроке;какой вклад в общее дело он может
внести;может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих
одноклассников,то процесс обучения становится намного интереснее и легче как
для ученика, так и для учителя.
Развитие ребенка
предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя
самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие
(изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Осуществлять
рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока;
рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной
внутренней рефлексии.
Рефлексия
способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в
XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Самостоятельность.
Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои
возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и
ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость.
Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В
случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из
новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность.
Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Мы с вами
хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо
получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У
рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно
короче.
Учителя, которые
только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому
важному этапу урока, как рефлексия.
Но с опытом приходит
понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе
урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Не стоит забывать и
о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика:
учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать
пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать
полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Рефлексия (от лат.
reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на
самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения,
способность человека взглянуть на себя со стороны.Термин появился первоначально
в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в
психологии.
Было сформировано
отдельное направление (интроспективная психология) на основании трактовки Джона
Локка рефлексии как особого источника знаний. В общем психологическом контексте
рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а также его
содержание. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в
подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития
(так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над
вопросом «Кто я?»).
В современной
педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия на уроке –
это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать
учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.
ВИДЫ
РЕФЛЕКСИИ
Существует несколько
классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и
комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию
рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда
ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и
пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и
описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего
времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела
учебного материла или большой темы.
II. По форме
деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке
удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в
отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит
учащихся к самостоятельной работе над собой.
Выделяют разные виды
рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи),
личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности),
интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных
способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной
эмоциональной сферы).
Категория времени
также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают ситуативную,
ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с ситуацией в
настоящем, анализом личности сопутствующих реакций. Ретроспективная – это
оценка событий и действий, связанных с прошлым. Проспективная рефлексия
позволяет анализировать предстоящую деятельность.
При
взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств,
один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1.
физическую (успел – не успел);
2.
сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3.
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал);
4.
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая,
сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и
групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без
огласки результатов.
Таким
образом, рефлексия может:
1.
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления,
раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности
(интеллектуальная рефлексия);
2.
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
3.
быть средством самопознания.
Следует также
различать виды рефлексии:
рефлексия настроения
и эмоционального состояния,
рефлексия
содержания учебного материала,
рефлексия
содержания и результатов учебной деятельности,
Проведение рефлексии
настроения и эмоционального состояния целесообразно
осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с
группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц,
цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина,
музыкальный фрагмент).
Например, на общем
большом листе группой или всем классом можно нарисовать красками своё
настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).
Чтобы определить
настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких
тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и
яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий –
грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный –
активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый –
приятное, спокойное настроение;
фиолетовый –
беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый –
замкнутость, огорчение;
чёрный –
унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый –
пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия
содержания учебного материала используется
для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием
незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего запомнилось…
Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …,
прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием
«дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я
не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно
известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой
проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Научившись оценивать
свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ученику гораздо
легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом
важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему
легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на
этом этапе можно начать с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт»,
«Графическая рефлексия» – и затем перейти к более сложным: «Аргумент», «Точка
зрения», «Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.
Умение оценить
результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её
содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую
деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.
Рефлексия
учебной деятельности дает возможность осмысления
способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего
задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока
дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя,
например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной
задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора
«рыбья кость».
Приемы рефлексии результатов
учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно
широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные
виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».
Обычно в конце
урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали на уроке.
Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей,
свою активность, эффективность работы класса, увлечённость и полезность
выбранных форм урока. Ученики по очереди высказываются одним предложением,
выбирая начало фразы: было интересно …, было сложно .., я смог …, меня удивило
…
Для
подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус-интересно».
Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на вопросы,
используя «плюс-минус»:
- Понравилась вам такая форма работы?
- Довольны вы результатом своей работы?
- Насколько урок оказался полезным?
В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету,
которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.
Например:
I Проанализируйте
результаты вашей работы на уроке:
1. Я понял цели
урока:
А) да; б) нет; в)
частично.
2. Что было сложным
на уроке?
А) составлять
таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.
3. В каком задании
допустили наибольшее количество ошибок?
А) анализ текста; б)
составление таблицы.
II. Вы довольны своей
работой на уроке?
А)да; б) нет.
III. Если довольны,
то почему?
Если недовольны своей работой, то возможно:
1.
Вы волновались. Почему?
2.
Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.
3.
Плохое самочувствие.
4.
Не понял объяснений учителя.
5.
Мешали одноклассники.
Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на уроке
можно предложить условно отметить свои ответы:
! – интересно и
понятно;
? – нужно задуматься
над своими поступками и поведением;
!! – доволен своей
работой.
Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:
- Зачёркнутый
крестиком квадрат – «отлично»;
- Квадрат – «хорошо»;
- Круг – «плохо»;
- Треугольник –
«совсем плохо»
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в
разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы показать
ученикам, как они работали в группе, анализируется не только результат, а и
процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
1. Как
взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль
взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли
общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло
решающую роль в том, что произошло в группе?
Таким образом,
рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: зафиксировать новое
содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке;
установить затруднения как направления будущей учебной деятельности. Позволяет
педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности,
определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных
занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.