+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаРечевой материал для коррекции и автоматизации звуков [Ч], [Щ].

Речевой материал для коррекции и автоматизации звуков [Ч], [Щ].



ВВЕДЕНИЕ


Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

Автоматизация звука С в игровых упражнениях

Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях (Автоматизация звука Р в игровых упражнениях Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автома­тизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звуков 4, Щ проводится по тради­ционной в логопедии схеме. Сначала проводится ком­плекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предло­жений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и эффектив­ным, предлагается ряд вспомогательных приёмов.


Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плос­ких игрушек, названия которых содержат автоматизи­руемые звуки*. Этот приём также помогает активизи­ровать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:

  1. Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

  2. Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только на­звать картинки, но и указывать направление сле­дующего хода. Например, чай — вправо, чайка — вправо, чайник — вниз...»%

  3. Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, — через одну.

  4. Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4—5, 20—21). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопроситель­ным знаком, ребёнок должен придумать слово с авто­матизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.


* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10—15 раз.




2. ЧАШЕЧКА


1. ЛОПАТОЧКА


Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.


Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.




3. ЛОШАДКА


4. ГРИБОК


Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.


Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!




6. ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Сначала выполнять с закрытым ртом, затем — с открытым.


5. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ


«Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева — направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!


Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!


Упражнение «Паровозик». Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по до­рожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)



Упражнение «Песенки». Дюймовочка решила научить тебя правильно произносить свой лю­бимый звук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повто­ряй песенки вместе с Дюймовочкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ч в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)





Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Живое — неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а за­тем — неживые предметы.

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени их названия по образцу. Образец: чайка — чайки. Какие слова не изменились?

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Пьют... (чай).

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.



Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2—5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку вол­шебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется не­сколько раз.)

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количест­во слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложение. Образец: В больнице девочку встретил врач.



Упражнение «Четвёртый — лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.



Упражнение «Посчитай». К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл. Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого — меньше? Посчитай насе­комых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...



Упражнение «У кого кто?» Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четко проговаривая звук Ч.



Упражнение «Новые слова». Чиполлино узнал, что если заменить в слове хотя бы одну букву, его смысл изменится. Проверь, так ли это?



Замени в словах последний звук на звук Ч. Образец: мел — ... (меч). Какие слова у тебя получились?

МЕЛ — ...
ВРАГ ...

ПЛАН — ... КУЛИК — ... ГРАММ — ...


Замени в словах первый звук на звук Ч. Образец: худо —... (чудо). Какие слова у тебя получились?

ХУДО — ... БАС — ...

ГАЙКА — ... ШАРЫ — ... ТАЙНИК — ...


Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опорой на картинки. Образец: Ванечка... часы. — Ванечке подарили часы.



Упражнение «Исправь предложение». Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.


Почта принесла почтальона.

Задача решила ученика.

Овечки пасут чабана.

Черника собирала внучку в лесу.

Мы взяли на чемодан дачу с вещами.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.





Миша живёт в деревне у бабуш­ки и дедушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише помогает собачка Жучка.

Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. Там друзья рыбачат и играют в мяч.

Вечером Миша с бабушкой и дедуш­кой садятся около печки и пьют чай.



Упражнение «Сложи картинку». Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждую загадку.




Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.

Л. Ульяницкая

Какие слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?



Из горячего колодца Через край водица льётся.

А. Рождественская Составь предложение со словом чайник.



Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ч. Найди слова, в которых звук Ч находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.



Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цве­том обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным — мягкие согласные, красным — гласные.



Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия ко­торых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколь­ко стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ча — чайник, чашка, чайка. Придумай ещё слова на каждый слог.



Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги черепашке добраться домой. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.



Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у тебя получились. Выполнить задание тебе помогут картинки.



Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их назва­ния из рассыпанных букв. Придумай по 2—3 предложения с каждым словом.



Упражнение «Собери слово». Помоги Зайчонку собрать слова. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2—3 предложения с каждым словом.


Первый ход — буква, отмеченная

красной звёздочкой.

Второй ход — три клетки вправо.

Третий ход — три клетка вниз.

Четвёртый ход — одна клетка вправо.

Пятый ход — три клетки вверх.

Шестой ход — три клетки влево.


Первый ход — буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход — одна клетка вниз.

Третий ход — одна клетка вправо.

Четвёртый ход — две клетки вниз.

Пятый ход — одна клетка влево.

Шестой ход — четыре клетки вверх.



Упражнение «Расшифруй слова». Какие слова загадала бабочка? Расшифруй их. Составь их из первых букв слов — названий картинок — и запиши в пустые клетки.



Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».



Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около доми­ка. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... — ведь именно этот звук слышится, когда подметают щёткой. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён.)



Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай вниматель­но и повторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётли­вым произнесением звука Щ в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)





Лабиринт 1

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: надежный, большой, красивый... — щит.

Упражнение «Мой, моя, мои»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мои щипцы...)

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше отве­тов. Образец: Щека какая? — Розовая, пухлая, теплая...

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложения по образцу. Образец: Вчера щенок играл. Сегодня щенок играет. Завтра щенок будет играть.



Лабиринт 2

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: вещи — вещички. Есть ли такие слова, которые не изменились?

Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его часть (начало или конец). А ты до-
бавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: я щик, ящик.

Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди нужное слово. (Логопед выкла­дывает звуковую схему, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит нужное слово.)

Упражнение «Измени порядок слов в предложении». Придумай предложение с каждой из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение. (Упражнение выполняется с опорой на схему.) Например: Овощи сложили в ящики. В ящики сложили овощи.



Упражнение «Четвёртый — лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Щ.



Упражнение «Посчитай». К золотой рыбке приплыли гости. Посчитай щук, лещей. Образец: один лещ, два леща... Кого приплыло больше? Кого — меньше? Посчитай рыб в обратном порядке. Образец: шесть лещей, пять лещей...



Упражнение «Закончи предложения по картинкам». Послушай (прочитай) предложения. За­кончи их по картинкам. Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук Щ.



Упражнение «Исправь предложение». Весёлый щенок учился составлять предложения. Но пе­репутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки щенка.


На щеке есть лицо.

Из борща готовят овощи. Ящик лежит в клещах. Щётка тащит щенка. Плащ надевает Катю. Роща поёт в щегле. Вещи ищут Вову.



Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Коле и Оле по схемам с опорой на картинки. Образец: Коля... щука. Коля поймал щуку.



Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворение. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори стихотворение.




Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой — башмаки. Этой щёткой чищу брюки. Все три щётки мне нужны.

М. Пожарова Составь предложение со словом щётка.


Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинки сло­вами. Придумай название рассказу.



Ответь на вопросы. (Ребёнок должен отвечать полными предложениями.) Перескажи рассказ с самого начала.


Кого вчера подарили Тане? Куда Таня посадила щенка? Что делал щенок утром?


Кого щенок встретил во дворе? Куда убежала от щенка ящерища? Почему Таня унесла щенка домой?


Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Щ. Прохлопай в ладоши количество сло­гов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пасса­жира к его вагончику.



Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Щ. Найди слова, в которых звук Щ находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.



Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цве­том обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным — мягкие согласные, красным — гласные.



Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия ко­торых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколь­ко стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ща — щавель. Придумай ещё слова на каждый слог.



Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги ящерице добежать до пещеры. Для этого прочи­тай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.



Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их назва­ния из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.



Упражнение «Собери слово». Злой Кощей спрятал слова в лабиринте. Собери слова. Запиши их в пустые клеточки. Составь по 2—3 предложения с каждым словом.


Первый ход — буква, отмеченная

красной звёздочкой.

Второй ход — две клетки вниз.

Третий ход — одна клетка вправо.

Четвёртый ход — три клетки вверх.

Пятый ход — две клетки влево.

Шестой ход — одна клетка влево.


Первый ход — буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход — две клетки вверх.

Третий ход — одна клетка вправо.

Четвёртый ход — две клетки вверх.

Пятый ход — три клетки вправо.

Шестой ход — четыре клетки вниз.




Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».



УДК 376.1-058.264 ББК 74.3 К63


Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России Издание развивающего обучения

Комарова, Л.А.

К63 Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.

15ВЫ 978-5-296-00931-9

В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звуков Ч, Щ у дошкольников 4—7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Вместе с их автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Автоматизация звуков Ч, Щ проводится по традиционной в логопедии схеме. Эффективность коррек-ционной работы обеспечивается использованием ряда вспомогательных приемов (работа с объемными и плоскими игрушками, счетными палочками, создание на занятии игровых ситуаций).

Пособие предназначено для проведения индивидуальной работы с ребенком и адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с нарушениями речи.

УДК 376.1-058.264 ББК 74.3


Комарова Лариса Анатольевна учитель-логопед высшей категории

Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях

Альбом дошкольника


Издатель — А.П. Казаков Редактор — Н.Е. Арбекова Иллюстрации — Д.Р. Кудряков, Н.В. Кулакова Обложка — Д.Р. Кудряков Корректор — Е.А. Дегтярёва Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова

Подписано в печать 30.04.2009. Печать офсетная. Объем — 2 п.л. Формат 84x108/16. Тираж 7 ООО экз. Заказ № 264

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д. 006471.06.08 от 25.06.2008 г.

ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел.: 8-926-215-10-05. Эл. почта: дпот_1одорес!@пе\л/таИ.ги

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Московская типография №2». 129085, Москва, Проспект Мира, 105. Тел.: (495) 682-24-91, 682-54-05.


© Комарова Л.А., 2009

© Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2009 © ЗАО «МЦФЭР», 2009


13ВЫ 978-5-296-00931-9



Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
12
Номер материала
9449
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.