ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Автор:
Киреева
Елена Викторовн
2015
2
Общаясь с
ровесниками,
ребенок
лучше узнает и познает самого себя.
Л.Н.
Галигузова
Актуальность проекта:
В развитии ребенка - дошкольника ведущую роль играют коммуникативные
способности.
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи
возникающие в общении.
Часто приходится слышать, как дошкольник старшего возраста обращается к
уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет», или как
разгорается конфликт между детьми только из-за того, что играющие не смогли
договориться друг с другом? Действительно, в наше время подрастающему поколению
нужна особая способность, помогающая жить в современном мире. Такой является
коммуникативность.
В последнее время нас воспитателей беспокоит, то что:
·
Многие дошкольники испытывают серьезные
трудности в общении с окружающими, особенно сверстниками;
·
Дети все меньше и меньше пользуются
словом, как средством общения, вместо слова действуют «кулаки»;
·
Дети не могут поддерживать и развивать
установившийся контакт;
·
Не умеют по собственной инициативе
обратится к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним
обращается кто-либо.
Поэтому
развитие коммуникативных умений и навыков – важное условие
нормального
психологического развития ребенка.
Дошкольное детство – это период познания мира человеческих отношений. Ребенок
моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она
оказывает значительное влияние на развитие ребенка. С развитие игровых умений и
усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение.
Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об
этом приходиться говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка
не всегда уделяется достаточно внимания. Поэтому мы решили в нашем
педагогическом проекте развивать коммуникативные умения и навыки посредством
театрализованных игр.
3
Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок
проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что дети
учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая
существует в реальной жизни. Играя роль дети старшего дошкольного возраста
пропускают через себя все чувства, проживают эмоционально жизнь героя,
оценивают его поведение и отношение к окружающим.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста достаточно часто встречаются
проблемы взаимоотношений между детьми и даже конфликтные ситуации в группе. Не
все дети умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не слышат друг
друга, агрессивны. Возникающие конфликты препятствуют нормальному общению детей
и мешают воспитательно-образовательному процессу.
Проблема:
·
Дети старшего дошкольного возраста не
умеют общаться, присутствует высокая напряженность и конфликтность;
·
У детей старшего дошкольного возраста в
недостаточной степени развиты игровые умения для обогащения театрализованных
игр.
Причина:
Ø Недостаточное
владение воспитателем методикой по развитию коммуникативных умений и навыков у
детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры.
Ø Недостаточно
времени для развития коммуникативных умений и навыков у детей старшего
дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
Ø Не
все дети умеют договариваться, ссорятся.
Ø Не
все дети старшего дошкольного возраста не умеют сопереживать, не сочувствуют
персонажам
Ø Дети
старшего дошкольного возраста не знают музыкальных произведений.
Ø Отсутствие
у детей старшего дошкольного возраста знаний о персонажах театрализованных игр.
Ø Недостаточное
оснащение развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего
дошкольного возраста.
Ø Родители
не достаточно общаются с детьми и не играют в театрализованные игры.
4
Цель:
Создание системы работы по обогащению у детей старшего
дошкольного возраста коммуникативных умений и навыков посредством
театрализованных игр.
Задачи:
1)
Овладеть методикой по развитию
коммуникативных умений и навыков по средством театрализованных игр у детей
старшего дошкольного возраста.
2)
Выделить определенное количество времени
для организации и проведения театрализованных игр.
3)
Создать игровые ситуации для развития
умения договариваться, не конфликтовать.
4)
Развивать у детей сферу чувств,
сочувствия, сопереживания.
5)
Обогатить знания детей старшего
дошкольного возраста о театрализованных играх путем прослушивания музыкальных
произведений.
6)
Обогатить у детей старшего дошкольного
возраста знания посредством бесед, игр, рассматривания иллюстраций о персонажах
театрализованных игр.
7)
Обогатить развивающую
предметно-пространственную среду в группе дошкольного возраста.
8)
Разработать план взаимодействия с
родителями по развитию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных
умений и навыков, а также игровых умений для обогащения театрализованных игр.
Участники
проекта: воспитатели старшей группы, дети старшего
дошкольного возраста, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный
руководитель, родители воспитанников старшей группы.
Комплекс
мероприятий по решению задач
1.
Ознакомиться
с методической литературой по развитию коммуникативных умений и навыков у детей
старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
2.
Обратиться к старшему воспитателю,
коллегам за консультацией по теме «Развитие коммуникативных умений и навыков у
детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
3.
Узнать где можно посетить мастер класс,
семинар-практикум или открытую непосредственную образовательную деятельность.
По развитию у детей коммуникативных умений и навыков старшего дошкольного
возраста посредством театрализованных игр.
5
4.
Проконсультироваться с старшем
воспитателем о днях и времени проведения театрализованных игр у детей старшего
дошкольного возраста.
5.
Распланировать дни недели для проведения
театрализованных игр с детьми старшего дошкольного возраста.
6.
Провести наблюдения за детьми по
выявлению трудностей в умении договариваться.
7.
Создать картотеки игровых ситуаций с
педагогом – психологом.
8.
Внедрение в практику игровых ситуаций
способствующих развитию коммуникативных умений и навыков у детей старшего
дошкольного возраста.
9.
Создать с музыкальным руководителем
картотеку музыкальных произведений по театрализованным играм.
10.
Чтение художественной литературы,
дидактические игры, беседы, рассматривание иллюстраций по обогащению у детей
старшего дошкольного возраста о персонажах театрализованных игр.
11.
Обратиться к администрации за помощью в
организации развивающей предметно-пространственной среды.
12.
Изготовить атрибуты для персонажей
театрализованных игр.
13.
Провести круглый стол с родителями
воспитанников старшей группы «Влияние театрализованных игр на развитие
коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
14.
Провести семинар-практикум с родителями
«Театрализованные игры»
15.
Создать памятки, буклеты для родителей по
развитию коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованных игр.
16.
Привлечь родителей для обогащения
развивающей предметно-пространственной среды.
17.
Проведение экскурсий в ДК «Юбилейный»,
«Киноконцертный зал» с родителями для обогащения опыта детей в театрализованных
играх.
Ответственные:
воспитатели, педагог – психолог, музыкальный
руководитель.
Тип
проекта: долгосрочный педагогический с детьми
старшей группы.
Срок
реализации: сентябрь 2015 – май 2016
Ожидаемый
результат: положительная динамика развития
коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в
театрализованных играх
6
Рабочий
план реализации проекта
Предполагаемая
дата проведения мероприятия
|
Место
проведения мероприятия
|
Наименование
мероприятия
|
Ответственные
за выполнение
|
02.09.2015
|
группа
|
Диагностика
|
Воспитатели
|
15.09.2015
|
ДК
«Юбилейный»
|
Экскурсия.
«Знакомство
со сценой и актерами»
|
Воспитатели,
музыкальный руководитель
|
23.09.2015
|
группа
|
Рисуем
«Театр глазами детей»
|
Воспитатели
|
28.09.2015
|
группа
|
Беседа
«Кто такие актеры?»
|
Воспитатели
|
01.10.2015
|
музыкальный зал
|
«Золотая
осень» музыкально-литературная композиция
|
Воспитатели,
музыкальный руководитель
|
07.10.2015
|
участок
детского сада
|
Подвижная
игра «Я хочу с тобой дружить»
|
Педагог-психолог,
воспитатели
|
13.10.2015
|
группа
|
Игра –
превращение «Деревянные и тряпичные куклы»
|
Воспитатели
|
16.10.2015
|
группа
|
Чтение
художественной литературы «Стрекоза и муравей»
|
Воспитатели
|
22.10.2015
|
музыкальный
зал
|
Игра-
драматизация «Самолет»
|
Воспитатели
|
30.10.2015
|
музыкальный зал
|
Посиделки
|
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
|
05.11.2015
|
музыкальный
зал
|
Викторина
«Вежливость»
|
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
|
11.11.2015
|
группа
|
Чтение
художественной литературы «Сивка- бурка»
|
Воспитатели
|
19.11.2015
|
музыкальный зал
|
Слушание
музыки муз. С. Майкапара «Мотылек»
|
Музыкальный
руководитель
|
24.11.2015
|
участок
детского сада
|
Игра
«Как тебя зовут?»
|
Педагог
- психолог
|
04.12.2015
|
группа
|
Художественно-эстетическое
развитие (Аппликация) «Снегурочка
|
Воспитатель
|
7
Предполагаемая
дата проведения мероприятия
|
Место
проведения мероприятия
|
Наименование
мероприятия
|
Ответственные
за выполнение
|
16.12.2015
|
группа
|
Игра –
драматизация «Мишка»
|
Воспитатели
|
23.12.2015
|
группа
|
Чтение
художественной литературы «Снегурочка»
|
Воспитатели
|
25.12.2015
|
группа
|
Рисование
«Снегурочка»
|
Воспитатели
|
27.12.2015
|
группа
|
Изготовление
атрибутов к театрализованному представлению «Пурга»
|
Воспитатели,
родители
|
14.01.2016
|
музыкальный зал
|
Игры с
воздушными шарами
|
Педагог-психолог
|
20.01.2016
|
музыкальный зал
|
Инсценировка
песни «Вот такие чудеса»
|
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
|
28.01.2016
|
музыкальный зал
|
Театрализованное
представление «Пурга»
|
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
|
03.02.2016
|
группа
|
Прослушивание
музыки с Прокофьева «Зима»
|
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
|
11.02.2015
|
музыкальный зал
|
Театрализованная
игра «Метелица»
|
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
|
17.02.2016
|
участок детского
сада
|
Игры –
превращения «Незнайка», «Великаны и гномы»
|
Воспитатели
|
25.02.2016
|
группа
|
Сказочные этюды
«Переступающий
шаг», «Улитка», «Кукла»
|
Воспитатели
|
02.03.2016
|
группа
|
Игра –
драматизация «Звонкий день»
|
Воспитатели
|
10.03.2016
|
музыкальный зал
|
Слушание муз. Н.
Римского – Корсакова «Пляска птиц»
|
Музыкальный
руководитель
|
22.03.2016
|
группа
|
Игры –
превращения «Отгадай, кто мы»
|
Воспитатели
|
31.03.2016
|
группа
|
Изготовление
атрибутов к театрализованному представлению «Сказка про зайца»
|
Воспитатели,
родители
|
04.04.2016
|
группа
|
Театрализованные
этюды «Был у зайца дом как дом»
|
воспитатели
|
18.04.2016
|
музыкальный зал
|
Театрализованная
игра «Полянка»
|
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
|
8
Предполагаемая
дата проведения мероприятия
|
Место
проведения мероприятия
|
Наименование
мероприятия
|
Ответственные
за выполнение
|
27.04.2016
|
группа
|
Пантомимы «Как
ходит тишина»; «Как скачет солнечный зайчик»
|
Воспитатели
|
06.05.2016
|
группа
|
Игра
«Попляши и покрутись, самым ловким окажись»
|
Воспитатели
|
18.05.2016
|
группа
|
Игра «Узнай
ребенка»
|
Педагог-психолог
|
23.05.2016 –
31.05.2016
|
|
диагностика
|
|
Перспективы:
·
Публикации на интернет - сайтах;
·
Взаимодействие с другими педагогами ДОУ
по созданию детского театра;
·
Провести семинар на муниципальном уровне.
·
Выступить на межшкольных педагогических
чтениях работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений
«Калужница»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.