Инфоурок Окружающий мир КонспектыРазработка урока по окружающему миру на тему « Экологическая безопасность»

Разработка урока по окружающему миру на тему « Экологическая безопасность»

Скачать материал

3 класс

Окружающий мир

Тема « Экологическая безопасность»

 

 

Цели: познакомить  детей с терминами «Экология», «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;

 

доказать детям, что Земля — наш дом: бережём дом — бережём здоровье;

 

научить выполнять правила личной экологической безопасности, развивать речь, мышление, обогатить словарный запас; способствовать бережному отношению к окружающей природе.

 

Оборудование:  ТСО — компьютер (презентация), условные знаки, карточки для индивидуальной работы, рисунки

      Ход урока

1        Организационный момент.

 Настрой к уроку.

(Тихая музыка с пением птиц)

- Закройте глазки. Давайте представим, что мы  на цветущей поляне: кружатся бабочки, весело щебечут птички, веет легкий  ветерок, ярко светит солнышко и льет свои золотые  тёплые лучики.

А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики родным, друзьям и, конечно, нашим гостям.

Открываем глаза.

 Скажите: «Какое настроение вызвало у вас такое представление?»

-(Радостное, веселое…)

- Давайте постараемся  сохранить это настроение  на весь урок.

Сегодня на уроке  мы будем подниматься по  ступенькам знаний. Для этого нам понадобятся ваши знания, внимание, поддержка,  помощь, активность.

2  Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

(Фронтальный опрос)                                                        

 

Открываем первую ступень -«Народный календарь»

   Ребята, кто мне скажет, сколько месяцев в году? (…)

- Назовите их по порядку. (…)

- Какой сейчас месяц? (…)

- Какой он по счету? (…)

- Сколько дней бывает в феврале? (…)

-Опишите этот месяц.

- Февраль - месяц зимний, холодный, с вьюгами и метелями. Это последний месяц зимы. Дело к весне идет. Дни в этом месяце становятся длиннее.

  Солнце в ясные дни начинает незаметно пригревать, от того февраль в народном календаре получил название —  «бокогрей». 

 Поднимаемся вверх.

Вторая ступень-«Проверка знаний»

Давайте вспомним тему предыдущего урока.

-(Природа и наша безопасность)

-Верно. На прошлом уроке мы с вами говорили об опасности для жизни, которую несёт в себе молния.

- Вспомним, что такое гроза и чего нельзя делать во время грозы?

(- Гроза – это красивое и величественное явление природы. Но она несёт огромную опасность - удары молний.)

- Какие правила нужно соблюдать ,чтобы уберечься от них?

(-Во время грозы нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие.

-Нельзя купаться во время грозы.

-Нельзя находиться возле металлических предметов (например, металлических заборов) и прикрываться от дождя металлическими предметами (ведром, тазом). Эти предметы притягивают молнию.)

- Где спрятаться, если гроза застала на открытом месте?

(- Если гроза застала на открытом месте, можно спрятаться в какой-нибудь сухой яме, траншее, можно в зарослях кустарника.)

-Скажите, как избежать отравления ядовитыми растениями и грибами?

(-Никогда не берите в рот плоды или другие части растений, если хотя бы немного сомневаетесь в том, они съедобны.

(-Никогда не собирайте грибы, в съедобности которых хотя бы немного сомневаетесь)

-Что вы знаете о правилах безопасности при общении с животными?

(-Змеи - пугливые существа.  Просто они не нападают на человека.  Могут укусить только с целью самозащиты. Нужно соблюдать осторожность. Если  всё – таки укусила змея, нужно немедленно обратиться в больницу. Только там могут по – настоящему помочь.

-После игры с кошкой или с собакой надо обязательно помыть руки, на шерсти животных могут быть яйца глистов.

- Нельзя гладить незнакомых животных, это может им не понравиться.

-Нельзя трогать их, когда они кормят детенышей. В такой момент они могут оцарапать или укусить.

-Нельзя убегать от собаки. Она может подумать, что ты боишься и помчится за тобой.

-Если укусит собака, нужно обязательно обратиться к врачу.)

Итак, как же избежать опасности?

-(Нужно знать и выполнять определенные правила)

3 Физминутка

4 Введение в тему и цели урока.

-Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: « Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар»

 (открыли глаза)

 Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно  переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно (С глобусом в руках)

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

(Об экологической безопасности)

-Какие задачи поставим перед собой?

-Что узнаем?

- Узнаем, что такое экологическая безопасность.

 

-Чему будем учиться?

-Будем учиться соблюдать правила экологической безопасности.

-Вспомним, что такое экология, что называют окружающей средой, от чего загрязняется окружающая среда (воздух, вода, почва)

Поднимаемся на новую ступень.

 Третья ступень - «Узнай новое».

5  Работа по теме урока.

(Беседа)

1 - Что называется окружающей средой?

- (То, что нас окружа­ет: воздух, вода, почва.)

— Давайте узнаем, отчего же загрязняется окружающая среда?

Собрались на небе тучи, и пролился на горячую, сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, посвежеют, трава зазеленеет, земля досыта напьется, да и человеку в жаркую пору угодить под прохладный дождичек — одно удовольствие. А что вымокнет до нитки — не беда: просохнет рубашка.

Она и высохла. Глянул на нее хозяин - глазам не поверил: была новой, целой, а стала старой и как решето — вся в мелких дырочках. Глядит он на деревья — листья пожелтели. Трава не посвежела, а, наоборот, пожухла. Вот так дождик! Да, страшный дождик, опасный дождик, ядовитый. А все почему? Дымят заводы, фабрики, дома. А отче­го дымят? Оттого, что в топках горят уголь или нефть. Но в угле, в нефти обязательно есть сера, которая с дымом попадает в воздух. Получается серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик!

— Теперь проследим, как идет процесс загрязнения. (Один ученик работает у доски, остальные с места помогают)

Перед вами карточки с записями, прочитайте их, подумайте и расположите так, чтобы получилась цепь загрязнения. Как вы думаете, какая из карточек должна быть 1, 2, 3, 4, 5?

1Загрязнение атмосферы - 2кислотные дожди – 3 загрязнение почвы - 4загрязнение растений - 5болезни человека.

 – Ребята, обратите внимание, загрязняющие вещества движутся по цепочке.

 

 Её называют цепью загрязнения.

– Как вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются.

 2  Человек вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязненные вещества. Как вы думаете, может ли он при этом остаться здоровым?

(Нет, конечно. Он должен защищаться.)

3  Вот  эту защиту человека от вредного воздействия загрязняющей среды  называют ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ. 

 

 –  Что же такое экология?

 (Экология – это наука о доме, Земле).

«В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – наука». 

–  Какой же дом изучает экология?

 (Общий для всех дом, нашу планету – Земля).

– Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планету Земля.

 

Назовите три самых необходимых компонента для жизни человека.

( Воздух, вода, продукты питания)

 

- Как можно защититься в повседневной жизни от загрязненного воздуха, от загрязненной воды, а также от загрязненных веществ в продуктах питания.

Как происходит загрязнение воздуха?

 Автомобиль занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в воздух. Из автомобилей вырываются клубы ядовитого газа. Поэтому никогда не останавливайтесь на улице возле автомобиля с работающим двигателем

Если у вас дома кто – нибудь курит, попросите не делать этого в квартире.  Дым сигарет – опасный загрязнитель воздуха. 

 

-Как защититься от загрязненной воды?

О том, что в загрязненных водоемах нельзя купаться , а тем более пить из них воду, вы, конечно, знаете. Но этого не достаточно.

В наши дома вода поступает очищенной. Но совсем чистой её не назовёшь. Какое — то количество вредных веществ в ней остаётся. К тому же на станции очистки воды её обычно обрабатывают хлором – хлорируют. Это делают для уничтожения опасных бактерий. Но хлор вреден и для человека. Он остаётся в воде, и его легко обнаружить по запаху. Если питьевая вода, которая течёт из вашего крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, её надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра.

 

-Как защититься от загрязненных веществ в продуктах питания?

 Никогда не собирайте ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок, промышленных предприятий. В них накапливается много вредных веществ.

 Нужно всегда тщательно мыть овощи и фрукты, чтобы удалить с поверхности овощей и фруктов остатки ядохимикатов, которыми их, возможно, обрабатывали.

Нельзя есть рыбу, выловленную из загрязненной реки.

( Работа в группах.)

-Теперь составим памятки экологической

безопасности. Поработаем в группах. Сначала вспомним правила работы.

1. Разговариваем вежливо.

2. Называем друг друга по имени.

3. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

4. Внимательно слушаем.

5. Чётко высказываем своё мнение.

6. Соблюдаем порядок на парте.

7. Уважаем мнение товарища

Слушайте задания.

 Первая группа будет работать над тем, как защитить себя от загрязненного воздуха.

Вторая группа поработает над правилами защиты от загрязненной воды.

Третья группа даст рекомендации, как защититься от загрязненных продуктов питания.

Работаем следующим образом: на столах лежат условные ответы, ваша задача- отобрать те из них, которые говорят о правилах экологической безопасности по вашей теме.

(конверты с правилами)

   1  Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины.

 2  Разводи комнатные  растения, которые очищают воздух.

 3 Попроси взрослых не курить в квартире.

 4 Пей только кипяченную воду.

5  Очищай воду в домашних условиях с помощью бытового фильтра.

6 Не купайся в водоемах, куда вливаются сточные воды промышленных предприятий.

7 Перед едой мой фрукты и овощи в теплой кипяченной воде.

8 Не ешь продукты, у которых истек срок хранения.

9 Не собирай ягоды, фрукты, овощи возле заводов, свалок.

 -Я, надеюсь, вы поняли, что очень важно уметь защищать и беречь себя,  своё здоровье. Каждому человеку необходимо соблюдать эти правила.

А сейчас посмотрим фильм  «Берегите природу!», полюбуемся природой, которую мы должны беречь и охранять.

 

(Просмотр фильма «Берегите природу! ») − С каким настроением смотрели фильм? Почему?(…)

- Как прекрасна земля и на ней человек, если он правильно себя ведёт. Надеюсь, нет, я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь своё здоровье.

 

 

6 Подведение итогов урока.

 - Ребята, давайте сейчас вернемся к задачам нашего урока. Как вы думаете, мы выполнили их?

 -Что такое экологическая безопасность? Какие правила экологической безопасности вы будете соблюдать?

-(…)

 

   7 Рефлексия.

 Теперь оценим себя, оценивать будем с помощью цветочков на ваших столах. Если вы думаете, что на уроке поработали на отлично, возьмите в руки красные цветы, кто думает - на хорошо- белые, а остальные-зеленые. Мы из ваших цветов соберем букет.

 (Собрать букет)

Теперь послушайте мои оценки. (Оценить)

8 Задание на дом.   Откройте дневники, запишите домашнее задание ( с.31-36), р.т.(с…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по окружающему миру на тему « Экологическая безопасность»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.12.2018 403
    • DOCX 33.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Османова Машидат Омарова. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Османова Машидат Омарова
    Османова Машидат Омарова
    • На сайте: 6 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3017
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек