+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаРазработка урока по литературному чтению на тему: Н.А.Некрасов «Славная осень…»

Разработка урока по литературному чтению на тему: Н.А.Некрасов «Славная осень…»

Тема: Н.А.Некрасов «Славная осень…»

Цели:  1. Формировать представление о творчестве Н.А. Некрасова; познакомить с его стихотворением; учить видеть картины, описываемые автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения.

             2. Развивать познавательные  процессы, речь, расширять словарный запас.

             3. Способствовать воспитанию любви к природе, умению замечать её красоту;  воспитанию  здорового образа жизни; умение быть культурным «слушателем» и  «читателем».

Ход урока

1.

Организационный момент.

Эмоциональное начало урока.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

- Посмотрите ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости!

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

2.

Речевая разминка.

-Прочитайте стихотворение на доске.

Под ногами листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха, Шуршонок -

Папа мама и ребёнок.

(В. Голяховский)

  • Какие слова выдумал автор? (Шурш, Шуршиха, Шуршонок.)

  • Как нужно произнести эти слова? (Их нужно произнести так, чтобы услышать шуршание листьев.)

(Чтение стихотворения медленно; с ускорением; быстро; скороговоркой.)

  • Прочитайте стихотворение красиво, что хотел донести до нас автор. (Чтение учащихся.)

  • О каком времени года говорится в этом стихотворении? (В нём говорится об осени.)

  • А вы любите осень? Чем она вам нравится? (Ответы детей. Уточнить, какой период осени они любят.)

  • Актуализация знаний. Введение в тему.

- Посмотрите на иллюстрации картин.

-Как вы думаете, о чём будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

-Правильносегодня на уроке мы будем читать стихотворение Н.А.Некрасова об осени.

- Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?

- Наши действия: определим тему; исследуем содержание; представим картины, нарисованные автором; будем учиться читать выразительно произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному.

4.

Рассказ о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

(Портрет писателя)

Посмотрите на портрет писателя, который подарил нам это замечательное стихотворение. Прочитайте, как его зовут. (Николай Алексеевич Некрасов.)

- Послушайте рассказ о жизни этого человека. (Рассказывает ученица.)

Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877 гг.)

Жил он давно, около 130 лет назад, в 19 веке.

 Детство его прошло в деревне Грешнёво, на берегу реки Волги. И хотя

отец его, будучи богатым человеком,  запрещал сыну дружить с крестьянскими детьми,  мальчик тайком убегал в деревню, купался с крестьянскими детьми в Волге, ловил рыбу, ходил в лес за ягодами и грибами.  Николай Алексеевич рос  бесстрашным человеком, упорным,  чутким к  чужим несчастиям и горю. 

Некрасов Николай Алексеевич - знаменитый поэт. В его поэзии живет все богатство русского народного языка. Многие стихи Некрасова еще при его жизни стали народными песнями, их поют доныне, например «Коробейники», «Меж высоких хлебов…». Тема сострадания, сочувствия к народу, бедным и угнетенным – одна из главных в поэзии Некрасова. Поэт, выражая мнение лучших людей своей Родины, призывал каждого быть гражданином – борцом за свободу и счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», - писал он.

-Сегодня мы познакомимся с вами с одним из стихотворений Некрасова об осени.

Знакомство со стихотворением Н.А.Некрасова «Славная осень!»

-Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?

-Какое настроение возникло у вас? (Ученики говорят о своём настроении.)

-Перечитайте стихотворение. В стихотворении встречаются слова, значения которых могут быть непонятны, подчеркните их аккуратно карандашом.

Словарная работа.

-Сейчас вы в парах попробуете объяснить значение непонятных слов.

Работа в парах.

-У вас на партах лежат карточки. Объясните значения выделенных слов, подобрав к ним синонимы.

(Ребята работают в парах).

Карточка.

Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.

  1. Ядрёный воздух – прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.

  2. Воздух бодрит – теплеет, оживляет, обволакивает, восстанавливает.

  3. На речке студёной – мелкой, холодной, глубокой, мёрзлой.

  4. Листья не успели поблёкнуть – обветшать, постареть, завянуть.

Проверка:(Слайд 3 - 4)

Ядрёный– свежий, здоровый.

Бодрит– придаёт бодрости, энергии.

Студёный– очень холодный

Поблёкнуть -  стать блеклым, лишиться яркости, свежести.

-Прочитайте стихотворение и скажите, какие слова вам ещё непонятны.

Неокрепший -  некрепкий, тонкий.

Славный:1) пользующийся славой, достойный славы.

                   2) очень хороший, приятный, симпатичный.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Языковой анализ стихотворения.

-Прочитаем стихотворение вслух.

(Один ученик читает стихотворение).

-Чтобы выразить состояние своей души, поэты и писатели используют различные художественно-изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать в стихотворении.

А для начала вспомним:

- Какие художественно – изобразительные средства вы знаете? (Олицетворение, сравнение, эпитет) – вывешиваю карточки на доску.

- Что такое эпитет(Слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое?)

-Что такое олицетворение(Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ)

- Что такое сравнение(Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.)

-В своём стихотворении автор рисует разные образы. Давайте посмотрим, с помощью каких художественно – изобразительных средств он создаёт эти образы.

Эпитеты.

- Какая осень?

(Славная.)

-Что значит славная?

( Хорошая, тихая, спокойная).

- Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух?

( Здоровый, ядрёный)

-Где же надо бывать чаще, чтобы отдохнуть, набраться сил, здоровья? (В лесу, в парке, не свежем воздухе.)

- Далее автор описывает лёд. Какой он?

(Неокрепший)

-Почему автор даёт ему такую характеристику?

( В это время года лёд ещё очень хрупкий).

- А речку автор называет студёной. Почему?

(Вода в реке в это время года очень холодная.)

-Дни автор называет ясными, тихими. Почему?

(Эти определения передают спокойное состояние природы.)

-Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения.

Определение основной мысли.

-Что выражено в названии стихотворения: тема или основная мысль? Почему?

(Основная мысль. Главное в стихотворении – показать какая славная и красивая осень.)

Выразительное чтение стихотворение.

Работа в группах.

- Каждый участник группы должен прочитать стихотворение выразительно. Вы выбираете одного участника, который выйдет к доске и прочитает стихотворение выразительно. (К доске выходит один участник группы с учебником и читает выразительно стихотворение.)

-Давайте послушаем несколько человек и определим, у кого выразительное чтение получилось лучше?

Подведение итогов урока.

1). -С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

-Что запомнили об авторе?

2). -Воспользуйтесь карточкой и продолжите фразу, которую выберете.

"Славная осень" - наизусть.

12

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
40
Номер материала
8966
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.