Тема:
Н.А.Некрасов «Славная осень…»
Цели: 1.
Формировать представление о творчестве Н.А. Некрасова; познакомить с его
стихотворением; учить видеть картины, описываемые автором; способствовать
формированию навыков выразительного чтения.
2. Развивать познавательные
процессы, речь, расширять словарный запас.
3. Способствовать воспитанию любви
к природе, умению замечать её красоту; воспитанию здорового образа
жизни; умение быть культурным «слушателем» и «читателем».
Ход урока
1.
Организационный момент.
Эмоциональное начало урока.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- И я вам хочу
пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!
- Посмотрите
ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости!
- Я думаю, что
сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за
время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
2.
Речевая разминка.
-Прочитайте
стихотворение на доске.
Под ногами
листопад
Листья жёлтые
летят,
А под листьями
шуршат
Шурш, Шуршиха,
Шуршонок -
Папа мама и
ребёнок.
(В. Голяховский)
·
Какие слова выдумал
автор? (Шурш, Шуршиха, Шуршонок.)
·
Как нужно произнести эти
слова? (Их нужно произнести так, чтобы услышать шуршание листьев.)
(Чтение
стихотворения медленно; с ускорением; быстро; скороговоркой.)
·
Прочитайте стихотворение
красиво, что хотел донести до нас автор. (Чтение учащихся.)
·
О каком времени года
говорится в этом стихотворении? (В нём говорится об осени.)
·
А вы любите осень? Чем она
вам нравится? (Ответы детей. Уточнить, какой период осени они любят.)
·
Актуализация знаний.
Введение в тему.
- Посмотрите на
иллюстрации картин.
-Как вы думаете, о
чём будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?
-Попробуйте
сформулировать тему сегодняшнего урока.
-Правильно, сегодня на уроке мы
будем читать стихотворение Н.А.Некрасова об осени.
- Чему мы будем
учиться, работая над этим произведением?
- Наши действия:
определим тему; исследуем содержание; представим картины, нарисованные автором;
будем учиться читать выразительно произведение, опираясь на своё отношение к
прочитанному.
4.
Рассказ о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.
(Портрет писателя)
- Посмотрите
на портрет писателя, который подарил нам это замечательное стихотворение.
Прочитайте, как его зовут. (Николай Алексеевич Некрасов.)
- Послушайте
рассказ о жизни этого человека. (Рассказывает ученица.)
Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877 гг.)
Жил он
давно, около 130 лет назад, в 19 веке.
Детство его прошло в деревне
Грешнёво, на берегу реки Волги. И хотя
отец
его, будучи богатым человеком, запрещал сыну дружить с крестьянскими
детьми, мальчик тайком убегал в деревню, купался с крестьянскими детьми в
Волге, ловил рыбу, ходил в лес за ягодами и грибами. Николай Алексеевич
рос бесстрашным человеком, упорным, чутким к чужим несчастиям
и горю.
Некрасов Николай
Алексеевич - знаменитый поэт. В его поэзии живет все богатство русского
народного языка. Многие стихи Некрасова еще при его жизни стали народными
песнями, их поют доныне, например «Коробейники», «Меж высоких хлебов…». Тема
сострадания, сочувствия к народу, бедным и угнетенным – одна из главных в поэзии
Некрасова. Поэт, выражая мнение лучших людей своей Родины, призывал каждого
быть гражданином – борцом за свободу и счастье народа. «Поэтом можешь ты не
быть, но гражданином быть обязан», - писал он.
-Сегодня мы
познакомимся с вами с одним из стихотворений Некрасова об осени.
Знакомство со стихотворением Н.А.Некрасова «Славная
осень!»
-Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?
-Какое настроение
возникло у вас? (Ученики говорят о своём настроении.)
-Перечитайте
стихотворение. В стихотворении встречаются слова, значения которых могут быть
непонятны, подчеркните их аккуратно карандашом.
Словарная работа.
-Сейчас вы в парах попробуете объяснить
значение непонятных слов.
Работа в
парах.
-У вас на партах
лежат карточки. Объясните значения выделенных слов, подобрав к ним синонимы.
(Ребята
работают в парах).
Карточка.
Выберите из данных
слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.
1. Ядрёный воздух – прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.
2. Воздух бодрит – теплеет,
оживляет, обволакивает, восстанавливает.
3. На речке студёной – мелкой,
холодной, глубокой, мёрзлой.
4. Листья не успели поблёкнуть –
обветшать, постареть, завянуть.
Проверка:(Слайд 3 - 4)
Ядрёный–
свежий, здоровый.
Бодрит–
придаёт бодрости, энергии.
Студёный–
очень холодный
Поблёкнуть -
стать блеклым, лишиться яркости, свежести.
-Прочитайте
стихотворение и скажите, какие слова вам ещё непонятны.
Неокрепший - некрепкий,
тонкий.
Славный:1)
пользующийся славой, достойный славы.
2) очень хороший, приятный, симпатичный.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Языковой
анализ стихотворения.
-Прочитаем
стихотворение вслух.
(Один ученик
читает стихотворение).
-Чтобы выразить состояние своей души, поэты
и писатели используют различные художественно-изобразительные средства, которые
мы попытаемся сейчас с вами отыскать в стихотворении.
А для начала вспомним:
- Какие художественно – изобразительные
средства вы знаете? (Олицетворение, сравнение, эпитет) – вывешиваю
карточки на доску.
- Что такое эпитет? (Слова
– прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое?)
-Что такое олицетворение? (Олицетворение
– это изображение предметов в виде живых существ)
- Что такое сравнение? (Сравнение
– это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.)
-В своём стихотворении автор рисует разные
образы. Давайте посмотрим, с помощью каких художественно – изобразительных
средств он создаёт эти образы.
Эпитеты.
- Какая осень?
(Славная.)
-Что значит славная?
( Хорошая, тихая, спокойная).
- Следующий невидимый образ – воздух. Какой
воздух?
( Здоровый, ядрёный)
-Где же надо бывать чаще, чтобы отдохнуть,
набраться сил, здоровья? (В лесу, в парке, не свежем воздухе.)
- Далее автор описывает лёд. Какой он?
(Неокрепший)
-Почему автор даёт ему такую
характеристику?
( В это время года лёд ещё очень
хрупкий).
- А речку автор называет студёной. Почему?
(Вода в реке в это время года очень
холодная.)
-Дни автор называет ясными, тихими. Почему?
(Эти определения передают спокойное
состояние природы.)
-Автор использует такое выразительное
средство как эпитет. Тишина такая, что кажется: природа
задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было
прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от
стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий
праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения.
Определение
основной мысли.
-Что выражено в
названии стихотворения: тема или основная мысль? Почему?
(Основная
мысль. Главное в стихотворении – показать какая славная и красивая осень.)
Выразительное
чтение стихотворение.
Работа в
группах.
- Каждый участник
группы должен прочитать стихотворение выразительно. Вы выбираете одного
участника, который выйдет к доске и прочитает стихотворение выразительно. (К
доске выходит один участник группы с учебником и читает выразительно
стихотворение.)
-Давайте послушаем
несколько человек и определим, у кого выразительное чтение получилось лучше?
Подведение итогов урока.
1). -С творчеством
какого писателя познакомились на уроке?
-Что запомнили об
авторе?
2).
-Воспользуйтесь карточкой и продолжите фразу, которую выберете.
"Славная
осень" - наизусть.
12
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.