МБОУ Слизневская
ОШ
Конспект урока
литературного чтения
во 2 классе
УМК «Школа России»
Тема: Л.Н.Толстой
«Старый дед и
внучек»
Подготовила:
учитель
начальных классов
Кладова Светлана
Николаевна
2017 год
Урок литературного
чтения
2 класс
Л.Н.Толстой
«Старый дед и внучек»
УМК: «Школа России».
Учебный предмет: литературное
чтение.
Авторы учебника:
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.
Методы обучения: словесный,
иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации
познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Тема урока: Л.Н.Толстой
«Старый дед и внучек»
Цель урока: создать
условия для осознания детьми, что семья – это самое дорогое и близкое,
что есть у человека, а сплоченность семьи – это фундамент благополучия.
Задачи:
1. Познакомить
детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек».
2. Развивать у
детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения
цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.
3. Воспитывать
уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: учебник
«Литературное чтение. 2 класс.» (сост. Л.Ф.Климанова и др.); презентация по
теме урока; подборка книг.
Ход урока:
I.
Оргмомент.
Руки
– на месте,
Ноги
– на месте,
Локти
– у края,
Спина
– прямая.
II. Проверка
домашнего задания.
-
С каким писателем мы познакомились на прошлых уроках?
(Иван
Андреевич Крылов)
(Чтение
басни «Стрекоза и муравей по ролям»)
III. Введение
в тему урока.
- Рассмотрите
выставку книг.
- Некоторые из
этих книг мы уже читали?
- Кто их автор?
- Правильно, Лев
Николаевич Толстой.
- Сегодня к нам в
гости пожаловал великий русский писатель Л.Н.Толстой.
(На доске портрет)
Рассказ учителя о
Л. Толстом.
(Слайд «Ясная
поляна»)
- Лев Николаевич
Толстой родился в 1828 году, почти 200 лет тому назад, в Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии.
Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному роду, занимавшему высокое положение еще во
времена Петра Великого. Казалось бы, зачем трудиться?
(Слайд «Толстой
трудится»)
К удивлению,
Лев Николаевич все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова,
строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и
нужен.
Он прожил
долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых. Но
кроме этого, он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое
главное, он сильно любил детей.
(Слайд
«Толстой и дети»)
В
то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться.
В соседней
деревне Лев Николаевич на все свои сбережения построил школу для бедных
детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени
проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними
в лес.
В своих
небольших рассказах для детей он писал о сочувствии, помощи слабым, о настоящей
дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться
и о многом другом.
- Сегодня мы
прочитаем еще один рассказ Л.Н.Толстого. А чтобы определить тему рассказа,
посмотрите на эти фотографии.
(Слайд «Пожилые
люди»)
- Верно, читать мы
будем о пожилых людях, об отношении к старым людям в семье.
(Слайд «Старый дед
и внучек»)
Называется
произведение «Старый дед и внучек».
IV. Изучение
нового материала.
1. Работа с
иллюстрацией.
- Откройте учебник
на с.108. Рассмотрите иллюстрацию.
- Что вы видите на
этой иллюстрации? (Семью)
- Где она живет?
(В деревенском доме)
- Как вы думаете,
эта семья живет в наше время) (Нет)
- Почему вы так
думаете? (В старинной одежде, в лаптях, лавки)
2. Словарная
работа.
- Это произведение
написано очень давно, поэтому в тексте нам встретятся слова, которые в наше
время практически не употребляются:
(Слайд по щелчку:
«невестка», по щелчку «бранить», «лоханка», «слаживать».)
Работа в парах со
словарем.
1 пара – лоханка,
2 пара – невестка, 3 пара – бранить, 4 пара – слаживать.
Дети читают
значение слова, после этого на слайде по щелчку появляется текст и рисунок.
3. Первичное
восприятие текста.
(Слушание
аудиозаписи «Старый дед и внучек»)
- Какое настроение
вызвал у вас рассказ? (Грустное).
- Что вы почувствовали,
когда слушали это произведение? (Я почувствовал, как обидно было дедушке, мне
было его жалко)
4. Вторичное
восприятие.
(Слайд «Л.Толстой
«Старый дед и внучек»)
Чтение цепочкой.
- Почему же
дедушку не сажали за стол?
(Стал дед очень
стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И
когда он ел, у него текло назад изо рта.)
- Почему дед
разбил чашку?
- Что сказала на
это невестка?
(Невестка стала
бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что
теперь она ему будет давать обедать в лоханке)
- Правильно ли она
поступила? Почему? (Он не специально разбил чашку)
- Зачем Миша
мастерил лохань?
(Чтобы кормить из
нее родителей, когда они станут старыми)
- Почему родители
Миши заплакали?
(Им стало стыдно
за то, что они так обижали старика).
- Как после этой
истории стали относиться к дедушке в семье?
(Стали сажать его
за стол и ухаживать за ним).
- Можно ли назвать
этот рассказ поучительным? Чему он нас учит?
(Рассказ учит нас
с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по
отношению к родителям).
V. Закрепление
изученного.
- Как вы думаете,
хорошо ли было дедушке жить? (Нет)
- А сейчас мы с
вами подумаем, что нам надо делать, чтобы старым людям было хорошо.
Минутка
перевоплощения.
- Представьте
себе, что прошло много-много лет и вы сейчас старенькие дедушки и бабушки. Как
бы вы хотели, чтобы к вам относились, что вам нужно больше всего?
(На столе
разложены слова. Дети выбирают: уважение, любовь, забота, помощь, внимание,
поддержка, сострадание и самое главное, где это можно найти – в семье).
На доске
составляется кластер «Семья» в виде солнца.
- Ребята, вы
приготовили к уроку замечательные рисунки о своих семьях, посмотрите, как ярко
светит солнышко над вами и сейчас стихотворение о своей семье нам расскажет
Кузнецова Катя.
Наша дружная
семья:
Мама, папа, брат и
я.
Спортом любим
заниматься
И, конечно,
закаляться.
Мы – счастливая
семья,
Мама, папа, брат и
я.
VI. Пятая
заповедь.
1. - Прочитайте
пословицу
(Кто родителей
почитает, тот вовек не погибает)
- Как вы понимаете
смысл этой пословицы?
- Бог призывает нас почитать отца и мать. Он настолько
высоко оценивает важность почитания родителей, что включил это в Десять
Заповедей, которые он через пророка Моисея передал людям.
-
Помните вы эти заповеди? (Называют)
Пятая заповедь – о
родителях:
(Слайд «Пятая
заповедь»)
«Почитай отца
твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле,
которую Господь, Бог твой, дает тебе».
Бог приказал людям
ПОЧИТАТЬ своих отцов и матерей.
- Что значит
«ПОЧИТАТЬ своих отцов и матерей»? (Ответы детей)
- Послушайте, как
объясняет эту заповедь священник.
(Видео «Священник
о почитании родителей»)
Почитание
родителей включает в себя глубокое уважение, внимание и помощь. Это значит, что
ты – вместе с ними, ты заботишься о них.
В отличие от
других заповедей, где Бог не дает особенных обещаний, в этой заповеди Он их
дает. Господь говорит:
«Почитай отца
твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни
твои [обещание 1] и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой,
дает тебе. [обещание 2]»
Ты хочешь жить
долго на земле? Хочешь ли ты, чтобы хорошо тебе было жить? Это все в твоих
руках: почитай родителей своих, и обещание Господа обязательно случится.
- Пятая заповедь
вдохновила многих писателей, поэтов, композиторов на создание произведений о
почитании родителей детьми.
2. Сверчкова А.
выучила к уроку стихотворение Владимира Сапронова.
Почитай отца и мать
Почитай отца и мать
В дни иные и сегодня,–
И незримо благодать
На тебя сойдёт Господня.
Светом всей твоей любви
Пусть сердца их озарятся,–
И земные дни твои
В благоденствии продлятся.
Почитай отца и мать
До конца земного века,–
И в самом себе познать
Ты сумеешь человека.
3. – Какой
праздник скоро мы будем отмечать? (День Матери)
Не забудьте
поздравить своих мам с этим праздником, смастерите им поделки, ведь для мамы –
самый дорогой подарок тот, который сделан от души руками ее ребенка.
VII.
Рефлексия. Итог урока. Отметки.
- А теперь
подведем итоги урока.
- Посмотрите на
доску. (Слайд) – Прочитайте предложения и закончите их.
Я познакомился…
Я узнал…
Я запомнил…
Я понял…
Мне понравилось…
Мне не
понравилось…
VIII. Домашнее
задание.
С.110-111
прочитать рассказ «Старый дед и внучек».
Составить рассказ
о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких, о пожилых
людях.
- Ребята, придете
домой из школы, подойдите к маме, папе, дедушке или бабушке, обнимите их,
скажите, как вы их сильно любите, как скучали в школе без них. И вы увидите,
как похорошеет мама, подобреет папа, помолодеет бабушка, а если вы будете так
делать каждый день, то будет всё у вас хорошо и долго вы будете жить на земле.
IX.
Видеоклип.
- В заключении
предлагаю послушать песню, в которой, как мне кажется, заключается смысл всего
нашего урока.
Физкультминутка.
-
А сейчас мы проведем небольшую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки
вытяните вперед. А теперь встаньте парами лицом друг к другу. Снова встаньте на
одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
-
Когда было легче удержаться на одной ноге?
-
Почему в паре легче?
-
Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно в семье и особенно пожилым
людям.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.