Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазработка урока литературного чтения на тему "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Разработка урока литературного чтения на тему "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

МБОУ Слизневская ОШ

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока литературного чтения

во 2 классе

УМК «Школа России»

 

Тема: Л.Н.Толстой

«Старый дед и внучек»

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель

начальных классов

Кладова Светлана

Николаевна

 

 

 

 

 

 

2017 год

Урок литературного чтения

2 класс

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

 

УМК: «Школа России».

 

Учебный предмет: литературное чтение.

 

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.

 

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

 

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

 

 

Тема урока: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

 

Цель урока: создать условия для осознания детьми, что семья – это самое дорогое  и     близкое, что  есть у человека, а сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

 

Задачи:

1. Познакомить детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом  «Старый    дед и внучек».

2. Развивать у детей умение выделять  главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.

3. Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

 

Тип урока: комбинированный

 

Оборудование урока: учебник «Литературное чтение. 2 класс.» (сост. Л.Ф.Климанова и др.); презентация по теме урока; подборка книг.


 

Ход урока:

I. Оргмомент.

Руки – на месте,

Ноги – на месте,

Локти – у края,

Спина – прямая.

 

II. Проверка домашнего задания.

- С каким писателем мы познакомились на прошлых уроках?

(Иван Андреевич Крылов)

 

(Чтение басни «Стрекоза и муравей по ролям»)

 

III. Введение в тему урока.

- Рассмотрите выставку книг.

- Некоторые из этих книг мы уже читали?

- Кто их автор?

- Правильно, Лев Николаевич Толстой.

- Сегодня к нам в гости пожаловал великий русский писатель Л.Н.Толстой.

(На доске портрет)

 

Рассказ учителя о Л. Толстом.

(Слайд «Ясная поляна»)

- Лев  Николаевич Толстой  родился в 1828 году, почти 200 лет тому назад, в Ясной Поляне  Крапивенского  уезда Тульской губернии. Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному роду, занимавшему высокое положение еще во времена Петра Великого. Казалось бы, зачем трудиться?

(Слайд «Толстой трудится»)    

   К удивлению, Лев Николаевич все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен.

   Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых. Но кроме этого,  он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое главное, он сильно любил детей.

(Слайд «Толстой и дети»)

  В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться.

  В соседней деревне  Лев Николаевич  на все свои сбережения построил  школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.

  В своих небольших рассказах для детей он писал о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том,  что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.

  - Сегодня мы прочитаем еще один рассказ Л.Н.Толстого. А чтобы определить тему рассказа, посмотрите на эти фотографии.

 

(Слайд «Пожилые люди»)

- Верно, читать мы будем о пожилых людях, об отношении к старым людям в семье.

(Слайд «Старый дед и внучек»)

Называется произведение «Старый дед и внучек».

 

IV. Изучение нового материала.

 

1. Работа с иллюстрацией.

- Откройте учебник на с.108. Рассмотрите иллюстрацию.

- Что вы видите на этой иллюстрации? (Семью)

- Где она живет? (В деревенском доме)

- Как вы думаете, эта семья живет в наше время) (Нет)

- Почему вы так думаете? (В старинной одежде, в лаптях, лавки)

 

2. Словарная работа.

- Это произведение написано очень давно, поэтому в тексте нам встретятся слова, которые в наше время практически не употребляются:

(Слайд по щелчку: «невестка», по щелчку «бранить», «лоханка», «слаживать».)

Работа в парах со словарем.

1 пара – лоханка, 2 пара – невестка, 3 пара – бранить, 4 пара – слаживать.

Дети читают значение слова, после этого на слайде по щелчку появляется текст и рисунок.

 

3. Первичное восприятие текста.

(Слушание аудиозаписи «Старый дед и внучек»)

- Какое настроение вызвал у вас рассказ? (Грустное).

- Что вы почувствовали, когда слушали это произведение? (Я почувствовал, как обидно было дедушке, мне было его жалко)

 

4. Вторичное восприятие.

(Слайд «Л.Толстой «Старый дед и внучек»)

Чтение цепочкой.

- Почему же дедушку не сажали за стол?

(Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.)

- Почему дед разбил чашку?

- Что сказала на это невестка?

(Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке)

- Правильно ли она поступила? Почему? (Он не специально разбил чашку)

- Зачем Миша мастерил лохань?

(Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми)

- Почему родители Миши заплакали?

(Им стало стыдно за то, что они так обижали старика).

- Как после этой истории стали относиться к дедушке в семье?

(Стали сажать его за стол и ухаживать за ним).

- Можно ли назвать этот рассказ поучительным? Чему он нас учит?

(Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям).

 

V. Закрепление изученного.

- Как вы думаете, хорошо ли было дедушке жить? (Нет)

- А сейчас мы с вами подумаем, что нам надо делать, чтобы старым людям было хорошо.

Минутка перевоплощения.

- Представьте себе, что прошло много-много лет и вы сейчас старенькие дедушки и бабушки. Как бы вы хотели, чтобы к вам относились, что вам нужно больше всего?

(На столе разложены слова. Дети выбирают: уважение, любовь, забота, помощь, внимание, поддержка, сострадание и самое главное, где это можно найти – в семье).

На доске составляется кластер «Семья» в виде солнца.

- Ребята, вы приготовили к уроку замечательные рисунки о своих семьях, посмотрите, как ярко светит солнышко над вами и сейчас стихотворение  о своей семье нам расскажет Кузнецова Катя.

 

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься

И, конечно, закаляться.

Мы – счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

 

VI. Пятая заповедь.

1. - Прочитайте пословицу

(Кто родителей почитает, тот вовек не погибает)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Бог призывает нас почитать отца и мать. Он настолько высоко оценивает важность почитания родителей, что включил это в Десять Заповедей, которые он через пророка Моисея передал людям.

- Помните вы эти заповеди? (Называют)

Пятая заповедь – о родителях:

(Слайд «Пятая заповедь»)

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо  тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

Бог приказал людям  ПОЧИТАТЬ своих отцов и матерей.

- Что значит «ПОЧИТАТЬ своих отцов и матерей»? (Ответы детей)

- Послушайте, как объясняет эту заповедь священник.

(Видео «Священник о почитании родителей»)

 

Почитание родителей включает в себя глубокое уважение, внимание и помощь. Это значит, что ты – вместе с ними, ты заботишься о них.

В отличие от других заповедей, где Бог не дает особенных обещаний, в этой заповеди Он их дает. Господь говорит:

«Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои [обещание 1] и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. [обещание 2]»

Ты хочешь жить долго на земле? Хочешь ли ты, чтобы хорошо тебе было жить? Это все в твоих руках: почитай родителей своих, и обещание Господа  обязательно случится.

- Пятая заповедь вдохновила многих писателей, поэтов, композиторов на создание произведений о почитании родителей детьми.

 

2. Сверчкова А. выучила к уроку стихотворение Владимира Сапронова.

  
 Почитай отца и мать

Почитай отца и мать
В дни иные и сегодня,–
И незримо благодать
На тебя сойдёт Господня.

Светом всей твоей любви
Пусть сердца их озарятся,–
И земные дни твои
В благоденствии продлятся.

Почитай отца и мать
До конца земного века,–
И в самом себе познать
Ты сумеешь человека.

3. – Какой праздник скоро мы будем отмечать? (День Матери)

Не забудьте поздравить своих мам с этим праздником, смастерите им поделки, ведь для мамы – самый дорогой подарок тот, который сделан от души руками ее ребенка.

 

VII. Рефлексия. Итог урока. Отметки.

- А теперь подведем итоги урока.

- Посмотрите на доску. (Слайд) – Прочитайте предложения и закончите их.

 

Я познакомился…

Я узнал…

Я запомнил…

Я понял…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

 

VIII. Домашнее задание.

С.110-111 прочитать рассказ «Старый дед и внучек».

 Составить рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих  родных и близких, о пожилых людях.

- Ребята, придете домой из школы, подойдите к маме, папе, дедушке или бабушке, обнимите их, скажите, как вы их сильно любите, как скучали в школе без них. И вы увидите, как похорошеет мама, подобреет папа, помолодеет  бабушка, а если вы будете так делать каждый день, то будет всё у вас хорошо и долго вы будете жить на земле.

 

IX. Видеоклип.

- В заключении предлагаю послушать песню, в которой, как мне кажется, заключается смысл всего нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

- А сейчас мы проведем небольшую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.

- Когда было легче удержаться на одной ноге?

- Почему в паре легче?

- Что вам помогло?

       - Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно в семье и особенно пожилым людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока литературного чтения на тему "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ презентация.pptx

Скачать материал "Разработка урока литературного чтения на тему "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек""

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Литературное чтение2 классМБОУ Слизневская ОШ                       учитель...

    1 слайд

    Литературное чтение
    2 класс
    МБОУ Слизневская ОШ учитель начальных классов
    Кладова Светлана Николаевна

  • Лев Николаевич Толстой 1828-1910

    2 слайд

    Лев Николаевич Толстой
    1828-1910

  • Ясная поляна

    3 слайд

    Ясная поляна

  • 4 слайд

  • 5 слайд

  • 6 слайд

  • Лев Николаевич Толстой« Старый дед и внучек»

    7 слайд

    Лев Николаевич Толстой
    « Старый дед и внучек»

  • Словарная работаЛоханка – Бранить – Невестка –Слаживать – жена сына.ругать.Кр...

    8 слайд

    Словарная работа
    Лоханка –
    Бранить –
    Невестка –
    Слаживать –
    жена сына.
    ругать.
    Круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.
    складывать, строить.

  • Лев Николаевич Толстой« Старый дед и внучек»

    9 слайд

    Лев Николаевич Толстой
    « Старый дед и внучек»

  • 5 заповедь    Почитай отца твоего и мать  твою, чтобы продлились дни твои и ч...

    10 слайд

    5 заповедь
    Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

  • Я познакомился…
Я узнал …
Я запомнил …
Я понял …
Мне понравилось …
Мне не пон...

    11 слайд

    Я познакомился…
    Я узнал …
    Я запомнил …
    Я понял …
    Мне понравилось …
    Мне не понравилось …

  • Домашнее заданиеВыразительное чтение текста рассказа; 
Составить рассказ о то...

    12 слайд

    Домашнее задание
    Выразительное чтение текста рассказа;
    Составить рассказ о том, как вы заботитесь
    о своих родных и близких.

  • Интернет-ресурсыhttp://img-fotki.yandex.ru/get/9154/16969765.141/0_74ca5_7c7f...

    13 слайд

    Интернет-ресурсы
    http://img-fotki.yandex.ru/get/9154/16969765.141/0_74ca5_7c7f93ad_orig.png - цветочный уголок
    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/01/25/urok-literaturnogo-chtenya-po-teme-staryy-ded-i-vnuchek-l-n - презентация
    http://foto-ramki.com/fon/zhelt/fon38.jpg - фон

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.06.2020 110
    • RAR 2.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Деркач Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Деркач Елена Ивановна
    Деркач Елена Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76961
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 268 человек из 55 регионов

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе