Инфоурок Дошкольное образование КонспектыКонспект открытого занятия в старшей логопедической группе по теме "Воздух - богатство нашей планеты Земля".

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по теме "Воздух - богатство нашей планеты Земля".

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «КОЛОБОК»

 

 

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по экологии –

«Богатство нашей планеты Земля»

(эксперимент с воздухом)

 

 

 

 

                                            Подготовила воспитатель

логопедической группы Иванова М.В.

 

 

Видное, 2017

Цель занятия: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: развивать речь, расширять словарь; способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Материал: наглядный материал «Воздух», «Водоем», «Лаборатория», «Схемы воздуха». Халаты на каждого ребенка, салфетки, влажные салфетки целлофановые пакеты на каждого ребенка и палочки (или карандаши); коктейльные трубочки и стаканы с водой на каждого ребенка; прозрачная глубокая чашка, резиновая игрушка и резиновый ластик; готовый образец с изображением в технике рисования кляксография, гуашь, коктейльные трубочки 10 штук, альбомные листы, пипетка; глобус; бутылочки 3 штуки, крышки от фломастера 5 штук, свисток, музыкальный инструмент (губная гармошка, дудочка); апельсин, лук, яблоко, лимон и ветки сосны в разных ёмкостях на подносе.

Предварительная работа: работа с наглядным материалом «Лес – многоэтажный дом», «Водоем», чтение художественной литературы рассматривание карты мира, глобуса.

Словарь: лаборатория, лаборанты, ученые – исследователи, опыт, эксперимент.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Воспитатель: А сейчас предлагаю  начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.

Теперь присаживайтесь на стульчики и давайте поздороваемся друг с другом.

Воспитатель: (покрутив глобус).

Дети, что вы видите у меня в руках? (Глобус.) Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.

Какие цвета вы видите на нем? (Синий, зеленый, желтый, коричневый.)

А как вы думаете, что изображено зеленым цветом? (Ответы детей.)

Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе – это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.

Воспитатель: Кто живет в океане?

Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их).

Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в океане, скажите, а где живут люди?

Дети: Люди живут на земле, т.е. на суше.

Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы).

Эксперимент “Воздух в стакане”.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это стакан.

Воспитатель: В стакане что-то есть?

Дети: Ничего нет. Стакан пустой.

Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения?

Дети: В стакане воздух.

Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный океан. Именно так называется пятый океан, в котором мы с вами живем.

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

Воспитатель: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух).

Ребенок: Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет.

Улетает самолёт.
Ребенок: Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Ребенок: Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Ребенок: Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?

Дети: Везде

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать)

 Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Делают вывод: первый секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

Воспитатель: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней). А без воздуха? (несколько  минут).

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория. А мы станем – лаборантами.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Предлагаю вам надеть специальную одежду.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Ребенок:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Эксперимент № 1 «Как обнаружить воздух в помещении?»

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать? Поймать его нельзя!

Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать то же самое. Воспитатель: что вы почувствовали? (Подул ветерок.)

Воспитатель: Какой воздух? (Прохладный, холодный воздух.)

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Воспитатель: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Дети: Нет. Мы его не видим.

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите палочку (или карандаш) и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: воздух

Делают вывод: Вот мы с вами открыли второй секрет воздуха: он невидимый и его можно почувствовать. Можно положить пакеты на стол.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой».

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой конец трубочки подуть.

Воспитатель: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: третий секрет воздуха - воздух можно увидеть. Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек.

Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?

Дети: Звук, воздух.

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть музыкальный инструмент. Попробуйте в него подуть, что мы слышим?

Дети: Красивый звук, воздух.

Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: Нам помогли баночки, бутылочки и музыкальный инструмент.

Вывод: четвертый секрет воздуха - воздух можно услышать. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, музыку).

Эксперимент № 4 «Чем пахнет воздух»

Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха.)

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла?

После занятия мы угостим вас вот этими вкусными апельсинами.

Вывод: пятый секрет воздуха – воздух не имеет запаха, но может запах переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес? »

Воспитатель: Имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим.

(На столе разложены предметы: резиновая игрушка, резиновый ластик).

Воспитатель: Возьмем кусочек резинового ластика и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Дети: воздух.

Вывод: шестой секрет воздуха - воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Физкультминутка.

 Воздух-невидимка,                                   руки вверху вправо-влево

Выходи гулять!                                          «зовут»

Воздух-невидимка,                                     руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать?                                       Хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу,           бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду!        Потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу пойду,      шаги на месте

Самого полезного воздуха найду!            Руки накрест к плечам

Если вместе с папой в горы я пойду,       тянутся вверх на носочках

Самого кристального воздуха найду!     «фонарики»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей). Эта техника называется кляксография.  Хотите попробовать?

Дети: да!

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). (Дети пробуют рисовать).

Воспитатель: Вот мы с вами поиграли, и порисовали и не заметили, как наше занятие подходит к концу, вы все были внимательными и  активными.  А теперь давайте вспомним, с каким пятым океаном мы сегодня познакомились?

Дети: С воздушным.

Воспитатель: Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или немного пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им.

Итак, мы сегодня провели множество опытов. Скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)

Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо за занятие!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по теме "Воздух - богатство нашей планеты Земля"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 963 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.10.2017 692
    • DOCX 24.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Марина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Марина Васильевна
    Иванова Марина Васильевна
    • На сайте: 7 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 13511
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 105 человек

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Курс повышения квалификации

Осуществление и реализация комплексных мер в организациях дошкольного образования по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 10 регионов
  • Этот курс уже прошли 300 человек

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 365 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 286 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе