Контрольная работа
по литературному чтению
в 4 классе за I полугодие
Вариант 1
Прочитайте текст, ответь на вопросы, выполни
задания.
Джек-поводырь
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой
и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он
каждый день проходит по тротуару и тук-тук – постукивает своей резной палочкой.
Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он
лишился одной руки и обоих глаз.
И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился
без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек
уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и
выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину
или лужу.
«Джек, на остановку!» – и собака послушно ведёт своего хозяина к
автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому.
Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол,
ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно … «Джек, в магазин!» -
ведёт в гастроном.
– Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырем
бывший лётчик.
Контрольная работа по литературному чтению
в 4 классе за I полугодие
Вариант 2
Прочитайте текст, ответь на вопросы, выполни
задания.
Кукушка
Жила
на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери.
Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу
натащат, а мать – убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети
ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей
зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец
захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу
надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру
скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом
стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
– Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! –
закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью:
– Мама, мы тебе водички принесли.
– Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по
болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след
остаётся.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе
кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох
стелется.
Ф.И.______________________________________________
Вопросы и задания:
1.
Определи жанр
произведения.
|
рассказ
басня
|
|
сказка
стихотворение
|
|
|
2. Почему жители
улицы Мира хорошо знали этого человека?
|
он отличался от
всех внешним видом
он всегда гулял с
собакой
он гулял в одном и
том же месте
|
|
|
3. По какой
причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как ты
понимаешь значение слова поводырь?
___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
5. Кто стал верным
другом бывшего лётчика?
___________________________________________________
6. Как ты
понимаешь выражение Джек теперь мне взамен глаз?
___________________________________________________
___________________________________________________
Ф.И._______________________________________________
Вопросы и задания:
1. Определи жанр
произведения.
|
рассказ
басня
|
|
сказка
стихотворение
|
|
|
2.Сколько детей было у матери?
|
трое
двое
четверо
запиши свой вариант
ответа
|
|
|
|
3. Почему заболела
мать?
|
простыла
заразилась
от тяжёлой жизни
запиши свой вариант
ответа
|
|
|
|
4. О чём просила
мать своих детей? Выпиши ответ из текста.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Подбери синоним
к слову чум.
___________________________________________________
6. В какую птицу
превратилась мать?
___________________________________________________
7. Как ты думаешь,
какой народ сочинил это произведение?
|
русские
азербайджанцы
ненцы
запиши свой вариант
ответа
|
|
|
|
8. Где происходили
события?
|
в степи
в лесу
в пустыне
в тундре
|
|
|
|
9. Восстанови с
помощью цифр деформированный план прочитанного текста.
|
Превращение в
птицу.
Навсегда бросила
детей мать-кукушка.
Мать просит пить.
Не слушались дети
матери.
Тяжело заболела
мать.
Мать улетает.
Дети просят
вернуться.
|
|
|
|
|
|
|
10. Определи
главную мысль текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Подбери синоним
к слову выбоина.
___________________________________________________
8. Как Джек
помогал хозяину занять место в автобусе?
|
лаял на молодого
человека
тыкался носом в
колени пассажира помоложе
начинал рычать на пассажира
|
|
|
9. Восстанови
последовательность событий рассказа.
|
Вместо палочки он
держал за поводок собаку.
Джек ведёт к
автобусу.
Каждый день
проходит по тротуару, постукивая палочкой.
Он лишился одной
руки и обоих глаз
Бывший лётчик
доволен другом.
|
|
|
|
|
10. Определи
главную мысль текста.
___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.