Пояснительная
записка
Настоящая программа является звеном,
обеспечивающим непрерывность обучения населения, и прежде всего детей,
правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Реализация данной программы позволит привить детям
начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности;
позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ
безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного
поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Программа курса «Школа безопасности»
реализуется в рамках внеурочной деятельности, направление – социальное.
Программа построена с учетом уровня
подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя
основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок
может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Общие цели
обучения курсу «Школа безопасности»
Главной целью курса является обучение детей правильным действиям в опасных для жизни и
здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Задачи курса:
ü
развитие у детей чувства ответственности за свое
поведение;
ü
формирование бережного отношения к своему здоровью
и к окружающим,
ü
стимулирование у ребенка самостоятельности в
принятии решений;
ü
выработка умений и навыков безопасного поведения в
реальной жизни.
ü
приобретение
учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
ü
формирование
у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности;
ü
выработка
необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в
случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Реализация
программы позволит:
ü привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области
безопасности жизни;
ü сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ
безопасности;
ü выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в
повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных
ситуаций.
Особое
значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий
основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям
действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении
социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.
В
ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только
правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами
укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со
сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья
человека.
Результаты
освоения курса «Школа безопасности».
1.1 Уровень
результатов освоения курса «Школа безопасности» на конец обучения.
В
результате изучения курса по данной программе к концу обучения в начальной
школе у обучающихся будут сформированы предметные знания, умения, навыки,
представления, предусмотренные программой курса, а также личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия
как основа умения учиться.
Личностными
результатами
являются:
ü
развитие
личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
ü
формирование
потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности;
ü
воспитание
ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными
результатами являются:
ü
овладение
умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины
возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по
следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи
опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
ü
овладение
обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей
деятельности в обеспечении личной безопасности;
ü
формирование
умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать
индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и
в чрезвычайных ситуациях;
ü
приобретение
опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области
безопасности с использованием различных источников и новых информационных
технологий;
ü
развитие
умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
ü
освоение
приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
ü
формирование
умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во
время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными
результатами
являются:
1. В
познавательной сфере:
o знания об
опасных и чрезвычайных ситуациях;
o о влиянии
их последствий на безопасность личности, общества и государства;
o о
государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
o об
организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
o о здоровом
образе жизни;
o об
оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
o о правах и
обязанностях граждан в области безопасности.
2. В
ценностно-ориентационной сфере:
• умения
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
• умения
применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные
решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения
анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия,
проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В
коммуникативной сфере:
• умения
информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных
ситуациях.
1.2
Преимущественные формы достижения основных результатов освоения курса «Школа
безопасности».
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
ü работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
ü изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни
опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на
улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
На
отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников
школы (медсестры, фельдшера или врача), а также родителей учащихся
(профессионалов-спасателей, пожарных, представителей МВД и МЧС России).
Изучение
программы в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических
занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам
программы. Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
·
работа с дидактическими
материалами (в игровой форме);
·
изучение в реальной обстановке
возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами
дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи
школы).
Формы
организации учебного процесса: индивидуальные; групповые;
индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
Формы
контроля:
-
беседа;
-
фронтальный опрос;
-
индивидуальный опрос;
-
практикум.
1.3
Система оценки планируемых результатов и показатели успешности учащихся.
Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и
таких познавательных УУД может основываться на устных и письменных ответах
учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в
групповой работе.
Курс
внеурочной деятельности предусматривает зачетную систему.
Для определения
уровня успешности учащихся используются различные формы: защита рефератов,
публичные выступления, конференции, интеллектуальные марафоны проектная
деятельность, общественный смотр знаний.
Критериями
оценивания являются:
·
соответствие
достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся
требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего
образования ФГОС;
·
динамика
результатов предметной обученности, формирования УУД.
Содержание
курса внеурочной деятельности «Школа безопасности».
2.1 Виды внеурочной деятельности – познавательная
деятельность, игровая деятельность.
2.2 Формы организации внеурочной
деятельности:
ü познавательные беседы,
ü интеллектуальные клубы,
ü образовательные походы, поездки, экскурсии,
ü конференции,
ü социально моделирующая игра,
ü интеллектуальные марафоны.
Формы
организации занятий: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые;
фронтальные; практикумы.
2.3 Перечень и
название разделов и тем курса, характеристика основных содержательных линий,
необходимое количество часов для изучения, краткое содержание учебной темы.
На изучение курса
«Школа безопасности» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, 34
часа в год.
Тематическое
планирование
1.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1.
Чрезвычайные ситуации.
Чрезвычайные
ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного
происхождения.
1.2.
Наводнения.
Наводнения,
причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
1.3.
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Гражданская
оборона. Мероприятия гражданской обороны по защите населения.
1.4.
Сигнал «Внимание всем!»
Сигнал
«Внимание всем!». Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо
сделать по сигналу «Внимание всем!»
2.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1.
Болезни, их причины и связь с образом жизни
От
чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм.
Наши
органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы, сердце
и кровеносные сосуды, желудок и кишечник.
Органы
дыхания.
Болезни
и из возможные причины.
Пути
передачи инфекционных заболеваний.
Заноза,
кровотечение, укус, ушиб.
2.2.
Первая медицинская помощь при отравлениях пищевыми продуктами
Отравления.
Причина отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
3.
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1.
Безопасное поведение на воде
Чем
опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила
купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
Уроки плавания.
3.2.
Безопасное поведение на природе
Нарушение
экологического равновесия в местах проживания, правила поведения.
Чистый
воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила
безопасного поведения в лесу, поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как
вести себя на реке зимой.
Опасные
ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование.
Ядовитые
растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные
животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и
насекомыми, меры защиты от них.
3.3.
Безопасное поведение на дорогах
Безопасное
поведение на дорогах. Движение пешеходов по дорогам.
Элементы
дорог. Правила перехода дорог.
Перекрестки.
Сигналы светофоры и регулировщика.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.