1. Результаты освоения курса внеурочной
деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся должны
научиться:
■
видеть проблемы;
■
ставить вопросы;
■
выдвигать гипотезы;
■
давать определение понятиям;
■
классифицировать;
■
наблюдать;
■
проводить эксперименты;
■
делать умозаключения и выводы;
■
структурировать материал;
■
готовить тексты собственных докладов;
■
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
Рефлексировать
(видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не
получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать
(ставить и удерживать цели);
Планировать
(составлять план своей деятельности);
Моделировать
(представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и
главное);
Проявлять
инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
Вступать
в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию,
принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися
личностных и метапредметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ
•
осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и
общества);
•
испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину,
страну;
•
формулировать самому простые правила поведения в природе;
•
осознавать себя гражданином России;
•
объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и
всей России;
•
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций,
эстетических и культурных предпочтений;
•
уважать иное мнение;
•
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
•
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления;
•
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
•
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового
характера, выполнения проекта совместно с учителем;
•
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки;
•
работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и
дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
•
в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
•
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
•
предполагать, какая информация нужна;
•
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
•
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
•
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
•
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
•
выстраивать логическую цепь рассуждений;
•
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с
применением средств ИКТ.
•
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг
с другом и т.д.);
•
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
•
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
•
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться
подтверждать аргументы фактами;
•
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения.
коммуникативные:
—понимать
высказывания других,
—задавать
вопросы, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения,
—приводить
аргументы
исследовательские:
—формулировать
исследовательские вопросы,
—ставить
цели и задачи (под руководством учителя собирать данные, представлять
результаты исследования, в том числе в виде презентаций, оценивать
эффективность своей работы и достигнутых результатов (под руковод
ством
учителя)
навыки самоорганизации:
—составлять
план своих действий, делать работу к установленному времени, контролировать
свои действия
социальные:
—принимать
на себя ответственность за выполнения дела,
—уважать
чужое мнение, ориентироваться на возраст слушателей при публичном выступлении,
—выстраивать
позитивную работу в группе.
2. Содержание курса внеурочной
деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
3 класс – 70 часов в год (2 часа в неделю)
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников — это творческая
деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми
новых для них знаний и способов деятельности. Данные исследований (А.В.
Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Н.Г. Алексеев и др.) говорят
о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на
начальном этапе школьного образования. Предлагаемая программа реализуется в
рамках внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет
использовать групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные
мероприятия, семинары и конференции, экскурсии, социальные акции, работу
с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых
продуктов и широкую общественную презентацию, учитывать склонности и
способности учащихся.
Цель программы:
— создать условия для включения учащихся в поисковую,
исследовательскую, проектную деятельность;
— для максимального раскрытия интеллектуального и
творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных
задач, творческой самореализации личности ребёнка;
— для эмоционально-ценностного, социального, культурного
развития;
—для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.
Задачи программы:
—формировать первичные умения поисковой, исследовательской,
проектной деятельности;
—развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные,
социальные способности детей;
—содействовать развитию целостного восприятия мира,
креативного мышления учащихся;
— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к
истории своей семьи, своего народа, Отечества;
—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по
сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города,
страны;
—формировать навыки культурного поведения в общественных
местах.
Виды работ:
—экскурсии;
—поисковая и аналитическая работа с информацией;
—дебаты, дискуссии;
—ролевые игры;
—музыкальные концерты;
—театральные постановки;
—наблюдения;
—интервьюирование;
—подготовка и представление презентаций.
Практический характер поисково-исследовательской работы делает её весьма
интересной и значимой для самих «открывателей».
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не
только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях
и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего
значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной
деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка,
реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что
открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к
индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской
практике на III ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на
самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым
предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и
формирования ценностного отношения к процессу познания.
Проектно-исследовательская работа.
Знакомство
с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей
и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода
исследования, определение ожидаемых результатов.
Нахождение
источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со
словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного
характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель
информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и
коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск
информации,
формулирование
вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка
собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного
продукта проектно-исследовательской деятельности,
определение
этапов работы и сроков выполнения, составление программы.
Творческая работа
Формы
творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий
праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование,
подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ,
проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных
материалов; проведение итогового мероприятия по результатам
поисково-исследовательской деятельности. Устройство и работа компьютера,
программы Paint, Word, Интернет и работа с ними Расширение
информационного
кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные
носители информации. Флешнакопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс —
средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна
Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми
возможностями Word. Работа в Word
(2
класс).Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить
картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения.
Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Word по созданию таблиц.
Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы. Преобразование
текста в таблицу (3класс). Назначение графических редакторов. Получение первичных
представлений о возможностях Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint
(декорирование).Компьютерная
вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера.
Информационная безопасность личности и государства. Просмотр вебстраниц.
Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к
информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации.
Электронный журнал. Вебдизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL.
Поиск на странице(4 класс).
Практическая
деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при
подготовке презентации.
Культурно-образовательная работа
Посещение
музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор,
смотритель и другие. Правила поведения в музее.
Представление
о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной
эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с
образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами
великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом
классе этот раздел раскрывается на разном материале.
Темы проектно-исследовательской
деятельности:
- Великие имена в названиях улиц
- История названий улиц Москвы
- Писатели
- Учёные
- Полководцы и солдаты, лётчики и космонавты
- Меценаты
- Спортсмены
Распределение количества часов по разделам
№ п/п
|
Раздел
учебного курса
|
Количество часов
|
По авторской программе
|
По рабочей программе
|
1.
|
Введение.
|
1ч.
|
1ч.
|
2.
|
Раздел 1.Методы и приёмы проектно-исследовательской деятельности
|
12 ч.
|
12ч.
|
3.
|
Раздел 2. Поисково-исследовательская
работа групп.
|
21 ч.
|
21 ч.
|
4.
|
Раздел 3. Творческая работа
|
20 ч.
|
20 ч.
|
5.
|
Раздел 4. Презентация
проектно-исследовательской работы
|
14 ч.
|
14 ч.
|
6.
|
Резерв
|
0ч.
|
2ч.
|
|
Итого:
|
68 часов
|
70 часов
|
Распределение количества часов по темам.
№ п/п
|
Тема
урока.
|
Количество часов
|
1.
|
Введение. Знакомство
с темой.
|
1
|
|
Раздел 1.Методы и приёмы проектно-исследовательской деятельности
|
12 ч.
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Мы юные исследователи.
Научные исследования и наша жизнь.
|
1
|
3
|
Что можно
исследовать?
|
1
|
4
|
Как можно
исследовать?
|
1
|
5
|
Сбор информации
о том, что уже известно по данной теме.
|
1
|
6-7
|
Формулирование темы.
|
2
|
8
|
Постановка исследовательского опроса.
|
1
|
9
|
Формулирование цели, задач исследования,
гипотез.
|
1
|
10-11
|
Определение предмета и объекта
исследования.
|
2
|
12
|
Какими могут быть проекты?
|
1
|
13
|
Составление плана работы.
|
1
|
|
Раздел 2. Поисково-исследовательская
работа групп.
|
21 ч.
|
14-15
|
Поисково-собирательная работа в районной
библиотеке. Работа с каталогами.
|
2
|
16-17
|
Отбор и составление списка литературы по
теме исследования.
Анализ прочитанной литературы.
|
2
|
18-19
|
Поисково - собирательная работа в музеях
(школьном, районном)
|
2
|
20-21
|
Исследование объектов.
|
2
|
22-23
|
Основные логические
операции
|
2
|
24-25
|
Учимся оценивать
идеи, выделять главное и второстепенное.
|
2
|
26-29
|
Подготовка и проведение анкетирования или
интервьюирования.
|
4
|
30-33
|
Обработка собранного материала, обсуждение
итогов работы, планирование работы по оформлению результатов для публичного
представления. Оформление работы.
|
4
|
34
|
Итоговое занятие по теме:
«Поисково-исследовательская работа».
|
1
|
|
Раздел 3. Творческая работа
|
20 ч.
|
35-40
|
Работа в компьютерном классе. Учимся
готовить презентацию.
|
6
|
41-46
|
Реализация творческой работы.
|
6
|
47-48
|
Мини конференция по
итогам собственных исследований
|
2
|
49-53
|
Проведение творческих дел.
|
5
|
54
|
Анализ исследовательской деятельности.
|
1
|
|
Раздел 4. Презентация проектно-исследовательской работы
|
14 ч.
|
55-63
|
Подготовка общего презентационного мероприятия.
|
9
|
64-67
|
Проведение презентационного мероприятия.
|
4
|
68
|
Подведение итогов
проектно-исследовательской работы
|
1
|
69-70
|
Резерв:
|
2 ч.
|
|
Итого:
|
70 часов
|
3. Тематическое планирование.
№
|
Разделы
|
Кол-
во
часов
|
Дата
|
Коррекция
|
Форма
занятий
|
Виды
работы
учащихся
|
1
|
Введение. Знакомство с темой.
|
1
|
|
|
Работа
общей группой
|
Просмотр видео
материалов,
беседа
|
|
Раздел 1. Методы и приёмы
проектно-исследовательской деятельности (12
ч.)
|
2
3
4
5
|
Мы юные исследователи.
Научные исследования и наша жизнь.
Что можно исследовать?
Как можно исследовать?
Сбор информации
о том, что уже известно по данной теме.
|
1
1
1
1
|
|
|
Работа общей группой
Встреча с учащимися,
которые провели интересное исследование
|
Беседа о роли научных исследований в
нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Работа со справочной литературой
|
6-7
8
9
|
Формулирование
темы.
Постановка исследовательского опроса.
Формулирование цели, задач исследования,
гипотез.
|
2
1
1
|
|
|
Работа общей группой
|
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение
выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Деление на группы по исследовательскому
вопросу.
Постановка цели исследования по выбранной
теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
|
10-11
12
13
|
Определение предмета и объекта
исследования.
Какими могут быть проекты?
Составление плана работы
|
2
1
1
|
|
|
Работа в малых группах
Работа в группах.
|
Познакомить с методами и предметами
исследования. Определить предмет исследования в своём проекте.
Знакомство с видами проектов.
Составление плана работы над проектом.
Игра «По местам».
Обсуждение
Принятие решения
|
|
Раздел 2. Поисково-исследовательская работа групп (21 ч.)
|
14-15
16-17
|
Поисково-собирательная работа в
районной библиотеке. Работа с каталогами.
Отбор и составление списка литературы по
теме исследования.
Анализ прочитанной литературы.
|
2
2
|
|
|
Работа малыми группами
|
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой
литературы по теме проекта.
Поиск справочной, энциклопедической,
популярно-научной
литературы по теме исследования.
Записи в дневник юного исследователя.
Чтение и выбор необходимых частей текста
для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
|
18-19
20-21
22-23
24-25
|
Поисково- собирательная работа в музеях
(школьном, районном)
Исследование объектов.
Основные логические операции.
Учимся оценивать идеи, выделять главное и
второстепенное.
|
2
2
2
2
|
|
|
Экскурсии
общей группой или малыми группами
|
Постановка вопросов по теме исследования
экскурсоводу музея.
Заметки в тетрадь.
Практическое занятие направленное на
исследование объектов в проектах учащихся.
Мыслительный эксперимент «Что можно
сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
|
26-29
|
Подготовка и проведение анкетирования или
интервьюирования.
|
4
|
|
|
Работа общей группой
Групповая
и индивидуальная работа
|
Знакомство с такими формами
сбора информации, как анкета и
интервью, обсуждение вопросов
Составление анкеты (вопросов-
интервью). Проведение.Обработка
|
30-33
|
Обработка собранного материала,
обсуждение итогов работы, планирование
работы по
оформлению результатов для публичного
представления.
Оформление работы.
|
4
|
|
|
Работа в малых группах
|
Представление
собранного мате
риала в группе.
Выводы по итогам работы. Решение, о том,
как
будет представ
лен результат работы группы.
Распределение
обязанностей.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
|
34
|
Итоговое занятие
по теме «Поисково-исследовательская
работа».
|
1
|
|
|
Общая работа всех групп
|
Представление
результатов работы от каждой
группы. Рефлексия проделанной
работы: что сделали, как работа
ли, какие результаты получили, какие
выводы
сделали, какими
творческими делами будет пред
оставлена эта работа.
|
|
Раздел 3. Творческая работа (20 часов)
|
35-40
|
Работа в компьютерном классе.
Учимся готовить
презентацию.
|
6
|
|
|
Работа общей группой
или малыми
группами
|
Учащиеся осваивают работу в
программе MS
Word; Power
Point
Работа на компьютере – создание
презентации.
|
41-46
47-48
|
Реализация творческой работы
Мини конференция по итогам собственных
исследований
|
6
2
|
|
|
Индивидуальные консультации
Работа малыми группами
|
Практическая работа.
Практическое задание направленное на
развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Игра «Найди ошибки художника».
Выступления учащихся с презентацией своих
проектов.
|
49-53
54
|
Проведение творческих дел.
Анализ исследовательской деятельности.
|
5
1
|
|
|
Викторины,
экскурсии,
выступления перед
родителями,
в группе продлённого
дня, детском
саду и др.
|
Учащиеся публично представляют результаты
работы своей
группы.
Анализ своей проектной деятельности.
|
|
Раздел 4. Презентация проектно-исследовательской работы (14 часов)
|
55-63
|
Подготовка общего презентационного
мероприятия.
|
9
|
|
|
Работа общей группой.
|
Продумывание
формы мероприятия. Написание
сценария. Распределение
ролей. Организационная подготовка.
Репетиции.
|
64-67
|
Проведение презентационного мероприятия.
|
4
|
|
|
Праздник,
фестиваль,
выставка,
конференция и др.
|
Организационные дела. Публичные
выступления
|
68
|
Подведение итогов проектно-исследовательской
работы.
|
1
|
|
|
Работа общей группой.
|
Обсуждение.
Оценка деятельности. Рефлексия.
|
69-70
|
Резерв.
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.