+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаРабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» 9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» 9 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья «Основная школа «Коррекция и развитие»

(МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»)

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

от ________ 20_____ года протокол № ____

Председатель ________________

подпись руководителя Ф.И.О.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ ОШ

«Коррекция и развитие»

______________________Л.В. Калинина

Приказ №__________от _______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Письмо и развитие речи»

9 класс

Автор-составитель:

учитель-дефектолог

Коняшина Анна Викторовна

ОДОБРЕНО

Протокол заседания

методического объединения

№_______от________2018 г.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Письму и развитие речи» составлена на основе требований к личностным и предметным результатам освоения АООП МКОУ ОШ «Коррекция и развитие», программы формирования базовых учебных действий с учетом

  • программы по письму и развитию речи для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой – М.: «Владос», 2013;

  • учебника «Русский язык» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской – М.: Просвещение, 2013

Письмо и развитие речи служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение письмом и развитием речи станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Цели учебного предмета:

1. Формирование навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматических представлений.

2. Создание условий для развития коммуникативно-речевых навыков.

II. Общая характеристика учебного предмета, курса

Учебный предмет «Письмо и развитие речи» направлен на формирование грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Учебный предмет предусматривает изучение следующих разделов:

Разделы

В каком классе изучаются

Звуки и буквы

5-9

Слово

5-9

Части речи

5-9

Имя существительное

5-9

Имя прилагательное

6-9

Предложение

5-9

Местоимение

7-9

Глагол

7-9

Наречие

9

Числительное

9

Программа является логическим продолжением изучения этого предмета в начальной школе.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Письмо и развитие речи», как один из наиболее важных для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, включен в федеральную часть учебного плана специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В базисном учебном плане для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант № 1 Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью) на изучение письма и развития в 9 классе – 4 часа в неделю, всего – 136 часов.

IV. Личностные и предметные результаты изучения освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения учебного предмета «Письмо и развитие речи» в 9 классе является формирование следующих умений:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметными результатами изучения является формирование следующих умений:

Минимальный уровень:

  • нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);

  • участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

  • выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;

  • оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

  • письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

  • составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления

Достаточный уровень:

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка.

  • уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения.

  • анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

V. Содержание учебного предмета

Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Письмо и развитие речи», «Чтение и развитие речи».

Повторение

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки. Количество звуков и букв в слове.

Слово

Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес), воз(вос), из(ис), рас(раз).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Части речи

Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов Iи II спряжения, глаголов с –ться и –тся.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные порядковые и количественные.

Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 200, 300, 400, 90.

Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, наречие, предлог. Употребление в речи.

Предложение

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Связная речь

Изложение.

Сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.

VI. Тематическое планирование предмета «Письмо и развитие речи» 9 класс

Название раздела, темы

Количество часов

Основные виды деятельности

1

Повторение

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

9

Различают смысловую и интонационную законченность.

Дают характеристику предложению. Различают и выделяют главные члены предложения. Определяют  главные и второстепенные члены предложения.  Делают вывод. Находят однородные члены. Составляют схемы. Ставят пунктуацию.

2

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки. Количество звуков и букв в слове.

8

Устанавливают соответствие звука и буквы в ударной позиции. Выполняют характеристику гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие твёрдые, звонкие - глухие) Дифференцируют мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие. Дифференцируют слитное и раздельное произношение согласных и гласных с разделительным ъ. Выполняют звукобуквенный анализ.

Слово

Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения.

Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

15

Определяют состав слова. Называют части слова. Подбирают однокоренные слова. Разбирают слова по составу. Образуют новые слова с помощью приставок, суффиксов. Выделяют орфограммы. Подбирают проверочные слова для проверки орфограмм. Находят корни в сложных словах, дают объяснение, выделяют соединительную гласную.

3

Части речи

Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное.

Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Личные местоимение.

Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол.

Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

Имя числительное

Понятие об имени числительном. Числительные порядковые и количественные.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

74

Классифицируют слова по частям речи. Разделяют слова по группам. Выводят грамматические признаки имени существительного, прилагательного, местоимения, глагола. Делают выводы. Определяют падежи существительного, прилагательного, местоимения.

Находят связь слов в предложении. Ставят вопросы к частям речи, определяют, каким членом предложения являются. Проверяют правильность написания окончаний.

Изменяют местоимения по лицам и числам. Определяют время, форму глаголов. Изменяют глаголы по временам, лицам и числам. Выполняют тренировочные упражнения в написании частицы «не» с глаголами.

Выполняют тренировочные упражнения в написании числительных.

Классифицируют наречие по времени, месту и способу действий. Тренируются в написании окончаний наречий.

4

Предложение

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений.

Прямая речь (после слов автора).

21

Определяют предложения по интонации. Распространяют нераспространенные предложения второстепенными членами. Выделяют однородные члены. Строят сложные предложения из простых. Находят грамматическую основу. Расставляют знаки препинания при однородных членах, в сложном предложении и при обращении. Тренируются в расстановке пунктуации при прямой речи. Составляют схемы предложений.

5

Связная речь (в том числе)

Изложение.

Сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.

9

Работают с деформированным текстом. Анализируют текст. Устанавливают смысловую последовательность предложений в тексте. Составляют план написания текста. Пишут изложение, сочинение с опорой на план.

Выполняют тренировочные упражнения в заполнении деловых бумаг.

Итого:

136

VII. Описание материально-технического обеспечения

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Примечание

Программы

Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой – М.: «Владос», 2013;

Учебники

учебник «Русский язык» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской – М.: Просвещение, 2013

Рабочие тетради

Дидактические материалы

Дополнительная литература для учащихся

Методическое пособие для учителей

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
8
Номер материала
8965
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.