Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся
с ограниченными
возможностями здоровья «Основная школа «Коррекция и развитие»
(МКОУ ОШ
«Коррекция и развитие»)
ПРИНЯТО
решением
педагогического совета
от ________ 20_____
года протокол № ____
Председатель
________________
подпись
руководителя Ф.И.О.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ОШ
«Коррекция и
развитие»
______________________Л.В.
Калинина
Приказ №__________от
_______________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Письмо и развитие
речи»
9 класс
Автор-составитель:
учитель-дефектолог
Коняшина Анна Викторовна
ОДОБРЕНО
Протокол
заседания
методического
объединения
№_______от________2018
г.
I.
Пояснительная записка
Рабочая
программа по предмету «Письму и развитие речи» составлена на основе требований
к личностным и предметным результатам освоения АООП МКОУ ОШ «Коррекция и
развитие», программы формирования базовых учебных действий с учетом
·
программы
по письму и развитию речи для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией
д.п.н. В.В. Воронковой – М.: «Владос», 2013;
·
учебника
«Русский язык» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под редакцией Н.Г.
Галунчиковой, Э. В. Якубовской – М.: Просвещение, 2013
Письмо
и развитие речи служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в
дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное
овладение письмом и развитием речи станут необходимыми для подготовки учащихся
с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и
фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений.
Цели учебного предмета:
1. Формирование навыков грамотного письма
на основе изучения элементарного курса грамматических представлений.
2. Создание условий для
развития коммуникативно-речевых навыков.
II. Общая характеристика
учебного предмета, курса
Учебный
предмет «Письмо и развитие речи» направлен на формирование грамотной личности
на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов ребенка,
владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания
для решения практических жизненных задач.
Учебный предмет предусматривает изучение следующих
разделов:
Разделы
|
В каком классе изучаются
|
Звуки и
буквы
|
5-9
|
Слово
|
5-9
|
Части
речи
|
5-9
|
Имя
существительное
|
5-9
|
Имя
прилагательное
|
6-9
|
Предложение
|
5-9
|
Местоимение
|
7-9
|
Глагол
|
7-9
|
Наречие
|
9
|
Числительное
|
9
|
Программа является логическим продолжением изучения
этого предмета в начальной школе.
III. Описание места учебного
предмета в учебном плане
Учебный
предмет «Письмо и развитие речи», как один из наиболее важных для развития и
коррекции познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, включен в федеральную
часть учебного плана специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В базисном учебном плане для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант № 1 Базисный план
общего образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью) на
изучение письма и развития в 9 классе – 4 часа в неделю, всего – 136 часов.
IV. Личностные и предметные
результаты изучения освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения учебного предмета
«Письмо и развитие речи» в 9 классе является формирование следующих
умений:
·
понимание
русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
·
уважительное
отношение к родному языку, гордость за него.
·
стремление
к речевому самосовершенствованию;
·
усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения;
·
способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметными результатами изучения является
формирование следующих умений:
Минимальный уровень:
·
нахождение
в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
·
участие в обсуждении
фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и
основной мысли;
·
выбор одного заголовка из
нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
·
оформление изученных видов
деловых бумаг с опорой на представленный образец;
·
письмо небольших по объему
изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами
описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех
компонентов текста;
·
составление и письмо
небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с
элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным
словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления
Достаточный уровень:
·
опознавание
и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка.
·
уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
·
проведение
различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и
предложения.
·
анализ
текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
·
осознание
эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов;
·
понимание
коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии
и использование их в собственной речевой практике.
V. Содержание учебного
предмета
Содержание программы по
русскому языку составляют два раздела: «Письмо и развитие речи», «Чтение и
развитие речи».
Повторение
Простое предложение. Простое
предложение с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзами и,
а, но со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные.
Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных
на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки.
Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слова по
составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корнях слов.
Единообразное написание ряда
приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих
конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес), воз(вос),
из(ис), рас(раз).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью
соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Части речи
Имя существительное. Роль существительного в
речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание
падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в
речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание
падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в
речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная
форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов Iи II
спряжения, глаголов с –ться и –тся.
Изменение глаголов в прошедшем
времени по родам и числам.
Повелительная форма глагола.
Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Частица не с глаголами.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия,
обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а
на конце.
Имя числительное. Понятие об имени
числительном. Числительные порядковые и количественные.
Правописание числительных от 5 до
20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 200, 300, 400, 90.
Части речи. Существительное, глагол,
прилагательное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и
второстепенные члены предложения, предложения распространенные и
нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с
союзами и, а и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что,
чтобы, потому что.
Составление простых и сложных
предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора).
Кавычки при прямой и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь
Изложение.
Сочинения творческого характера с
привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности,
прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые
бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие;
автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
VI. Тематическое
планирование предмета «Письмо и развитие речи» 9 класс
№
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
Основные виды
деятельности
|
1
|
Повторение
Простое
предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложные
предложения с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы,
потому что.
|
9
|
Различают
смысловую и интонационную законченность.
Дают
характеристику предложению. Различают и выделяют главные
члены предложения. Определяют
главные и второстепенные члены предложения. Делают вывод.
Находят однородные члены. Составляют схемы. Ставят пунктуацию.
|
2
|
Звуки
и буквы
Звуки
гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные
ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение
звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова.
Разделительные ъ и ь знаки. Количество звуков и букв в слове.
|
8
|
Устанавливают
соответствие звука и буквы в ударной позиции. Выполняют характеристику гласных
(слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие твёрдые,
звонкие - глухие) Дифференцируют мягкие и твёрдые согласные, звонкие и
глухие. Дифференцируют слитное и раздельное произношение согласных и гласных
с разделительным ъ. Выполняют
звукобуквенный анализ.
|
|
Слово
Состав
слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных
гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
Единообразное
написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание
приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения.
Образование
сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных.
Сложносокращенные слова.
|
15
|
Определяют
состав слова. Называют части слова. Подбирают однокоренные слова. Разбирают
слова по составу. Образуют новые слова с помощью приставок, суффиксов.
Выделяют орфограммы. Подбирают проверочные слова для проверки орфограмм.
Находят корни в сложных словах, дают объяснение, выделяют соединительную
гласную.
|
3
|
Части
речи
Имя
существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические
категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен
существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя
прилагательное.
Роль
прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем
существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные
местоимение.
Роль
личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол.
Роль
глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа.
Частица
не с глаголами.
Имя
числительное
Понятие
об имени числительном. Числительные порядковые и количественные.
Наречие.
Понятие
о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание
наречий с о и а на конце.
|
74
|
Классифицируют
слова по частям речи. Разделяют слова по группам. Выводят грамматические
признаки имени существительного, прилагательного, местоимения, глагола.
Делают выводы. Определяют падежи существительного, прилагательного,
местоимения.
Находят
связь слов в предложении. Ставят вопросы к частям речи, определяют, каким
членом предложения являются. Проверяют правильность написания окончаний.
Изменяют
местоимения по лицам и числам. Определяют время, форму глаголов. Изменяют
глаголы по временам, лицам и числам. Выполняют тренировочные упражнения в
написании частицы «не» с глаголами.
Выполняют
тренировочные упражнения в написании числительных.
Классифицируют
наречие по времени, месту и способу действий. Тренируются в написании
окончаний наречий.
|
4
|
Предложение
Простое
предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения
распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное
предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами
который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление
простых и сложных предложений.
Прямая
речь (после слов автора).
|
21
|
Определяют
предложения по интонации. Распространяют нераспространенные предложения
второстепенными членами. Выделяют однородные члены. Строят сложные
предложения из простых. Находят грамматическую основу. Расставляют знаки
препинания при однородных членах, в сложном предложении и при обращении. Тренируются в расстановке
пунктуации при прямой речи. Составляют
схемы предложений.
|
5
|
Связная
речь (в том числе)
Изложение.
Сочинения
творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений,
практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое
письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на
конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение
пройденного за год.
|
9
|
Работают
с деформированным текстом.
Анализируют
текст. Устанавливают
смысловую последовательность предложений в тексте. Составляют план написания
текста. Пишут изложение, сочинение с опорой на план.
Выполняют
тренировочные упражнения в заполнении деловых бумаг.
|
|
Итого:
|
136
|
|
VII. Описание материально-технического обеспечения
Наименование
объектов и средств материально-технического обеспечения.
|
Примечание
|
Программы
|
|
Программы
для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией
д.п.н. В.В. Воронковой – М.: «Владос», 2013;
|
|
Учебники
|
|
учебник
«Русский язык» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под редакцией Н.Г.
Галунчиковой, Э. В. Якубовской – М.: Просвещение, 2013
|
|
Рабочие
тетради
|
|
|
|
Дидактические
материалы
|
|
|
|
Дополнительная
литература для учащихся
|
|
|
|
Методическое
пособие для учителей
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.