РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование
учебного предмета: технология
Ступень
обучения (класс): начальное общее образование (2 класс)
Срок
реализации программы, учебный год: 2018-2019 учебный год
Количество
часов по учебному плану: 34ч
Количество
часов за год:_33ч______________Количество часов в неделю:__1 час_________
Программа разработана на основе примерной
программы по технологии Федерального государственного образовательного
стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6
октября 2009г.), программы по Технологии Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой. М
«Просвещение», 2011г.
Учебный-методический
комплекс:
Учебник:«Технология»
авт. Н.И.Роговцева и др. Москва «Просвещение» 2014 г. Рекомендовано
Министерством образования и науки РФ
Тетрадь:
«Технология» авт. Н.И.Роговцева и др. М.:
Просвещение, 2016.г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Методическое
обеспечение:
«Технология.
Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс» Н.В.Шипилова,
Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова. М.: Просвещение, 2016.г.
Электронное
приложение к учебнику «Технология» 2 класс (Диск
CD-ROM),
Электронные
ресурсы:
http://www.prosv.ru/
I.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования.
Роль и место данной дисциплины в
образовательном процессе.
Учебный предмет «Технология» имеет
практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку
представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при
изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к
технической документации требований, но и показывает, как использовать эти
знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске
информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Программа адресована обучающимся вторых
классов общеобразовательных школ.
Цели изучения
технологии в начальной школе:
- овладение
технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
- освоение
продуктивной проектной деятельности.
- формирование
позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные
задачи курса:
-
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и
социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной
культуре;
- развитие
эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через
формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с
современными профессиями;
-
формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности,
реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за
результат своего труда;
-
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном
обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
-
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности
другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование
целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление
духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром
природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса
выполнения изделий в проектной деятельности;
-
развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и
познавательных интересов на основе связи трудового и технологического
образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
-
формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и
нестандартных ситуациях;
-
гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в
процессе реализации проекта;
-
развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при
замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование
первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе
обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии
изготовления любых изделий;
- развитие
знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе
овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности,
включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и
применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание
будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль,
коррекцию и оценку;
- обучение умению
самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию
обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и
логике проекта;
- формирование
умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о
технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда,
использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и
других школьных дисциплин;
- обучение
приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе
с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения
изделия инструменты;
- формирование
привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с
инструментами, организации рабочего места;
- формирование
первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах,
библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся
информации, навыков использования компьютера;
- формирование
коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности
(выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей;
распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения
(договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности
выбранного способа и т.д.);
- формирование
потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного
конечного результата;
-
формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил
взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными
группами.
Принципы:
-
приоритет воспитания в образовательном процессе;
-
личностно-ориентированный и деятельностный характер
обучения;
-
сочетание инновационных подходов с традициями
отечественного образования.
Особенностью
программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса
технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека,
осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном
пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры
и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на
основе продуктивной проектной деятельности. Формирование
конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической
картой.
Основные
содержательные линии «Технологии» определены стандартом начального образования
и представлены 5 разделами:
ü
«Давай
познакомимся»,
ü
«Человек
и земля»,
ü
«Человек
и вода»,
ü
«Человек
и воздух»,
«Человек и информация».
Таблица
тематического распределения количества часов:
№
|
Раздел
|
кол-во
часов
|
1
|
Примерная
программа
|
Рабочая
программа
|
Здравствуй,
дорогой друг. Как работать с учебником.
|
1
|
1
|
2
|
Человек
и земля.
Земледелие (1ч)
Посуда (4ч)
Проект
«Праздничный стол»
Народные промыслы
(5ч)
Домашние животные
(3ч)
Проект
«Деревенский двор»
Новый год (1ч)
Строительство (1ч)
В доме (4ч)
Проект
«Убранство избы»
Народный костюм (4ч)
|
23
|
23
|
3
|
Человек
и вода
Рыболовство (3ч)
Проект
«Аквариум»
|
3
|
3
|
4
|
Человек
и воздух
Птица счастья (1ч)
Использование ветра
(2ч)
|
3
|
3
|
5
|
Человек
и информация
Книгопечатание (1ч)
Поиск информации в
интернете (2ч)
|
3
|
3
|
|
Итого
|
33
|
33
|
К концу 2 класса у обучающихся формируются следующие знания и
умения:
·
знать
культурные и трудовые традиции своей семьи;
·
первоначальные
представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и
общества;
·
знать
возможности использования природных богатств человеком;
·
познакомиться
со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в
обработке сырья и создании предметного мира; осуществлять простейшую
классификацию рабочих машин;
·
собирать
модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по образцу,
технологическому рисунку, условиям.
·
рабочие
машины; принцип действия и устройство простейших моделей транспортных,
транспортирующих и технологических машин; применение этих машин в народном
хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти машины.
·
знать
законы природы, на которые опирается человек при работе;
·
основные
виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за
растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
·
общее
понятие о размножении растений черенками.
·
уметь
самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими;
· оформить
(декорировать) папку достижений с использованием разных цветов;
·
наблюдать
традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
·
сравнивать
особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной
деятельности.
·
анализировать
предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение
практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий,
находить и использовать оптимальные средства и способы работы;
·
находить
необходимую информацию в учебнике и справочных материалах;
·
организовывать
свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать
материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
·
знать
технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож,
линейка, циркуль) и технику безопасности при работе с ними;
·
создавать
мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических
действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;
·
осуществлять
самоконтроль и корректировку хода работы;
·
моделировать
несложные изделия;
·
уметь
применять знания, полученные в 1 классе;
начальные
знания о профессиях и их особенностях, о важности правильного выбора профессии;
использовать эти знания в своей практической деятельности на уроке и вне школы;
·
знать
о профессиях прошлых лет и современных, о старинных промыслах и ремеслах, об
истории развития изучаемых производств;
·
уметь
искать в разных источниках (для практической работы в проекте или при
изготовлении изделия) и перерабатывать информацию (анализировать,
классифицировать, систематизировать);
·
уметь
планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий,
·
оценивать
промежуточный и итоговый результат;
·
осуществлять
самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;
·
уметь
готовить сообщение на заданную тему;
·
знать
о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях
деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
·
уметь
осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
·
уметь
работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и
волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами,
пластмассами, металлами (знать о их свойствах, происхождении и использовании
человеком);
·
освоить
доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала:
разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет),
выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка,
отделка;
уметь
использовать приемы комбинирования различных материалов в одном изделии;
·
выполнять
задания по заполнению технологической карты;
·
правильно
и экономно расходовать материалы;
·
знать
основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами,
шилом и др.);
·
знать
и выполнять правила техники
безопасности;
·
использовать
приобретенные знания и умения для творческого решения и несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических
и организационных задач;
·
владеть
навыками работы с простейшей технической документацией, (распознавание
чертежей, их чтение, выполнение эскизов, разметка с опорой на них);
·
ориентироваться
в элементарных экономических сведениях и проводить практические расчеты;
·
понимать,
что вся работа имеет цену;
·
выполнять
практические работы с помощью, схем, рисунков, изображений изделий,
представленных в учебнике, анализировать устройство (выделять детали,
определять взаимоположение, соединения их виды и способы);
·
неподвижный
и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный
– клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка) -
знать, уметь применять на практике;
·
название,
назначение и приемы работы измерительными инструментами (линейка, угольник,
циркуль); последовательность технологических операций: разметка, резание,
формообразование, сборка, оформление;
·
приемы
построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов; способ контроля
– линейкой, угольником, циркулем;
·
с
помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику,
выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10),
тонкой веревочки;
·
самостоятельно
организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого
материала и поддерживать порядок на нем вовремя работы, экономно и рационально
размечать несколько деталей;
·
изготавливать
модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану,
технологической карте;
·
работать
с конструктором для детского творчества (определять количество, способы
соединения деталей);
·
с
помощью рисунков подбирать детали и инструменты, необходимые для сборки из тех,
что есть в конструкторе;
·
развивать
навыки проектной деятельности – учить думать, рассуждать вслух, спорить,
делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в
предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать
цепочку
своих практических действий;
·
анализировать
готовое изделие; построение плана работы или использование плана, предложенного
в учебнике, непосредственное выполнение работы, ее презентация;
·
учится
строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и
вариантах его использования;
·
работать
в группе, оформлять композицию, осуществлять само и взаимоконтроль;
·
кондитерское
искусство, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого
теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по
предложенным критериям, основные термины и понятия: тестопластика, пекарь,
кондитер;
·
различать
съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием
пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану;
·
составлять
композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды ниток;
получить опыт подготовки и обмотки шаблонов;
·
получить
опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться
оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением
в дневник наблюдений);
·
овладеть
навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую карту к
поделке;
·
знать
свойства, способы использования, виды пластилина;
·
народные
промыслы - уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких
мастеров, виды изображений матрешек;
·
усвоить
последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами,
составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на
ткани, экономить используемый материал;
·
создавать
коллективный проект; проводить презентацию проекта по заданной схеме;
·
использовать
в аппликации различные виды круп — просо, гречка, семена ясеня и т. д.,
создавать полуобъемную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;
·
различать
национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки волокон
натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять
композицию русской тематики;
·
освоить
приемы работы с глиной, целой яичной скорлупой составлять композиции;
·
выполнять
вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани (основные термины и
понятия: шов, пяльцы, вышивка);
·
создавать
изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу; понятия: виды
швов, нитки.
·
правила
разметки ткани; прием разметки ткани с помощью шаблона;
·
работать
с выкройками; развивать навыки кроя;
·
научиться
создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану;
·
коллективно,
с помощью учителя проводить конференции,
уметь
выступать с презентацией своей папки достижений.
· задавать
заранее подготовленные вопросы (можно использовать учебник), оценивать
выступления своих товарищей, анализировать;
· иметь
представление о том, как строить монологическое высказывание;
· владеть
методами самоанализа, самоконтроля самооценки, взаимопомощи и взаимовыручки;
· приобретение
первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и
умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных
художественно-конструкторских задач;
· освоить
элементарные приемы работы с компьютером (поиск и получение информации, работа
с готовыми ресурсами, создание небольших текстов в рамках практических задач)-
поиск информации в Интернете (для этого изучают правила набора текста с
клавиатуры и выполняют практическую работу «Ищем информацию в Интернете»,
осваивая на элементарном уровне программу MicrosoftInternetExplorer;
работать с разными источниками информации:
сравнивать, анализировать, выбирать; классифицировать, устанавливать связи, и
т.д.
Требования к результатам универсальных
учебных действий.
Личностные
результаты
Создание условий
дляформирования следующих умений:
¾
объяснять свои чувства
и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой
деятельности человека-мастера;
¾
уважительно
относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
¾
понимать
исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных
профессий.
Метапредметные
результаты
Регулятивные УУД:
¾
определять
с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
¾
учиться
выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа
предлагаемых заданий, образцов изделий);
¾
учиться
планировать практическую деятельность на уроке;
¾
под
контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи);
¾
учиться
предлагать
из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения
отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в
учебнике);
¾
работать
совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические
средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления),
осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов
неправильной формы, чертежных инструментов);
¾
определять в диалоге
с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
¾
наблюдать
конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества
мастеров родного края;
¾
сравнивать
конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь
с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности
декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной
деятельности материалы;
¾
учиться
понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений
для открытия нового знания и умения;
¾
находить необходимую
информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в
учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
¾
с
помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и
декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных),
искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
¾
самостоятельно
делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
¾
уметь
слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
¾
уметь
вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно
анализировать изделия;
¾
вступать в беседу
и обсуждение на уроке и в жизни;
¾
учиться
выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Виды
и формы организации учебного процесса.
Основной особенностью методов и форм является то,
чтопредпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших
школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций,
выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов,
сопоставление результатов с эталоном. При такомподходе возникает естественная
мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл
поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее
результат.
Проблемно-поисковый подход
позволяет выстраивать гибкуюметодику обучения, хорошо адаптированную к
специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать
индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность
применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера,
целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность
учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек
зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению
другого, культура диалога, что хорошо согласуется сзадачей формирования
толерантности.
Объем и
сроки обучения.
На изучение
технологии во 2 классе отводится 1 ч в неделю.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.