Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по внеурочной деятельности "Я и моя семья" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и моя семья" 1 класс

Скачать материал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

                                                       «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании»,  ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 

Актуальность проблемы: патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

 


Цель программы:

 

Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

Реализация данной программы предполагает:

·                     формирование ведущих интегративных качеств личности;

·                     непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;

·                     практическую деятельность;

·                     содержание просвещения гуманитарной культуры;

·                     оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

·                     педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями.

Содержательные линии программы.

Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.

Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Воспитательные цели:

·       пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;

·       формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;

·       приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры.

 

Принципы

 

·             Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка.

·             Принцип культуросообразности.

·             Природосообразность воспитания.

·             Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитания.

·             Прикладная направленность.

·             Интегративность.

 

Средства реализации проблемы:

 

·  общение (просвещение)

Возможные темы для общения:

«Непреходящая жизненная ценность»;

«Из истории семьи»;

«Ценности семейной жизни наших предков»;

«Семейные династии»;

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»; и др.

Возможные формы общения:

«Путешествие в прошлое и настоящее своего народа»;

«У Фамильного Древа»;

«Путешествие в детство наших родителей»; (бабушек, дедушек, дальних и близких родственников);

Семейная гостиная.

Родительская школа:

1. «Духовно нравственные основы семьи».

2. «Пишем историю своей семьи».

3. «Родословная семьи»

4. «Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям».

Деятельность:

- изучение истории семьи, своей родословной;

- совместная с родителями и родственниками работа воспитанников по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, родне, создание семейных книг «Гордость нашей родни», «Трудовая слава моей семьи», «Наши династии» и др.;

- организация и работа:

- Клуба юных знатоков истории Малой России;

- Детской Службы Милосердия;

-  Клуба «Дружба» (история, культура, традиции, обычаи, обряды, игры, забавы, игрушки, праздничный венок народов, проживающих на территории Малой Родины);

- Центра разработки и реализации социально значимых проектов (посильное участие в решении проблем Малой Родины, родного края).

 

Отношения, формируемые в результате общения и деятельности

 

Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему

поколению в семье, детям, другим людям; благодарность; долг, долженствование; мудрость отношений мужчины и женщины, мужа и жены; благородство, достоинство.

 

Цели и задачи программы:

 

·  воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;

·  формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи;

·  оказание помощи семьям воспитанников в гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия «Школа - семья»;

·  оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий – дальний родственник;

программа призвана помочь взрослым и детям:

·                    заглянуть в «Зеркало истории» русской семьи и семей других народов, проживающих на территории России;

·                    отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны;

·                    осмыслить связь времен, попытавшись не только найти , но и закрепить живую Нить Памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом;

·                    осознать, что мы не безродные, не Иваны родства своего не помнящие;

·                    понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).

 

Сроки реализации программы

 

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь».

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

1 класс «Моя родословная».

2 класс «Мир дому моему».

3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».

4 класс «Моя семья – моя Россия».

Технологии:

 Знакомство с историческим прошлым семьи;

 Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;

 Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;

 Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, города.

 Проектная деятельность

Формы работы:

 Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

 Деловые игры;

 Классные часы;

 Беседы, диспуты, викторины;

 Исследовательская деятельность;

 Коллективные творческие дела;

 Смотры-конкурсы, выставки;

 Соревнования;

 Экскурсии, поездки, походы;

 Трудовые дела;

 Тренинг

Объект деятельности:

программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация данной программы предполагает:

·        систему краеведческих знаний,

·        устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,

·        уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

·        любовь и бережное отношение к родной природе;

·        посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

·        честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

 

Содержание программного материала

 

1 класс - «Моя родословная»

Задачи:

1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.

2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.

2 класс – «Мир дому моему»

Задачи:

1. Воспитание люби к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

2. Развитие творческой активности.

3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

Содержание программного материала: работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.

3 класс – «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»

Задачи:

1. Воспитание люби к семье, родным и близким людям; уважения к историческому прошлому и настоящему семьи, в которой родился;

2. Развитие творческой активности.

3. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.

Содержание программного материала: отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.

4 класс – «Моя семья – моя Россия»

Задачи:

1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Ростовской области, традициям и обычаям народов России.

2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.

4. Привитие молодому поколению нравственного иммунитета против низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну.

5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.

Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

 

Критерии эффективности:

 

Памятка – ориентир для 1, 2, 3 классов:

Знаю:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-историю семейных реликвий;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;

-роль каждого члена семьи в ее жизни;

-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

-состояние здоровья членов моей семьи;

-материальное положение семьи;

-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

-круг знакомств семьи;

-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);

-семейный этикет;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким.

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах; понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;

-хранить семейные реликвии;

-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих  детей и внуков;

-разумно пользоваться своими правами в семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;

-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;

-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;

-вести здоровый образ жизни;

-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена семьи в частности;

          -создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни          семьи;

-организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;

-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека способами;

-делать приятное своим родным и близким.

Действую:

 -участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;

 -берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;

-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома; добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-посильно участвую в решении семейных проблем;

-участвую в организации досуга семьи;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах; берегу мир и покой моей семьи;

-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи

Памятка – ориентир для 4 класса:

Знаю:

-историю России;

-историю Малой Родины и родного края;

-историю своего народа и его нравы;

-историю государственных символов России;

-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;

-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;

-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;

-духовные и нравственные основы россиян;

- свой родной язык;

-родную литературу;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный

календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.

-основы национальной кухни;

-основы народной медицины.

Умею:

-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);

-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;

-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи живое слово своего народа;

-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;

-петь песни своего народа;

-рассказывать народные сказки, предания и сказания;

-исполнять традиционные народные танцы, пляски;

-готовить национальные блюда;

-готовить и проводить народные праздники;

-играть в народные игры, водить хороводы;

-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные мотивы;

-правильно использовать рецепты народной медицины;

-изготавливать изделия из серии народных промыслов;

-ценить красоту и богатства родной природы;

-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;

-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.

Действую:

-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

-овладеваю богатствами духовного наследия России;

-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;

-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;

-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;

-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;

-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;

-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;

-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;

-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;

-хожу в походы по родному краю;

-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;

-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;

-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружающей жизни;

-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Календарно- тематическое планирование по курсу

                                               «Я и моя семья.»

                   1 класс( 1 час в неделю, с1 октября)

 

Название мероприятия

Форма

Дата

1

Русь, Россия, Родина моя

Праздник

 

2

День матери

 

 

3

Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи»

 

 

4

Праздник игры и игрушки

 

 

5

Откуда берутся грязнули?

Игра-путешествие

 

6

Праздник урожая

Игра-соревнование

 

7

Приятного аппетита! Этикет за столом.

Игровой тренинг

 

8

Как украсить дом к Новому году.

Урок творчества

 

9

Вежливые слова

Беседа, игровой тренинг.

 

10

Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

Беседа

 

11

Честной семик. Масленица.

Игровая программа.

 

12

Из бабушкиного сундука.

Праздник-выставка.

 

13

Красота родной природы

Фотовыставка

 

14

Папа, мама, я – спортивная семья.

Спортивный праздник.

 

15

Режим дня.

Беседа.

 

16

История школы

Экскурсия в школьный музей.

 

17

Труд в почете любой! Мир профессий большой.

Игровой классный час

 

18

День Защитника Отечества.

Праздник, игра-соревнование. конкурс для мальчиков

 

19

Я на бабушку похожа

Классный час.

 

20

Рисуем милой мамочки портрет

Конкурс рисунков

 

21

Зов леса.

Спортивно-интеллектуальная игра.

 

22

Семейные походы по родному краю

Экскурсия

 

23

Городок весёлых затей.

Конкурс-выставка.

 

24

Государственные символы России.

Классный час.

 

25

Мероприятия, посвященные государственным праздникам России

 

 

26

Кто, кто в моем доме живет?

Беседа

 

27

Профессии в моей родословной

Классный час.

 

28

Чтим великий День победы

Классный час.

 

29

Кто я, какие мы? Традиции семьи в песнях, играх и обрядах

Игровой Классный час.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и моя семья" 1 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 891 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.06.2020 146
    • DOCX 33.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лагутина Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лагутина Ирина Николаевна
    Лагутина Ирина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 108013
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе