МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕРШОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА
РАССМОТРЕНО
на
заседании ШМО
учителей
начальных классов
Протокол
№1
от 29
августа 2017 года
Руководитель
ШМО
________________
Л.М. Лещенкова
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по ВР
МБОУ
Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза
Василия
Фабричнова
______________
Яковенко О.Н.
«30»
августа 2017 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы
имени
Героя Советского Союза
Василия
Фабричнова
_______________
Гарькавая Т.В.
Приказ №
540 от 30.08.2017 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Азбука здоровья»
(спортивно-оздоровительное направление)
4 «Б» класс
Составитель:
Савраскина Любовь Николаевна
учитель
начальных классов
первая
квалификационная категория
2017-2018
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических
рекомендаций:
1. Федерального
Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказа
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в
действующей редакции от 31.01.2012 г. №2);
3. Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 г.№373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (в действующей
редакции от 29.12.2014 №5);
4. СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г.
№189 (в действующей редакции от25.12.2013 №3);
5. Учебного
плана МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского
Союза Василия Фабричнова на 2017-2018 учебный год;
6. Федерального
перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях от 31 марта 2014 г. № 253, а также приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации № 699 от 09.06.2016 г. «О внесении
изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»;
7. Требований
к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального компонента государственного
образовательного стандарта;
8. Образовательной
программы МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя
Советского Союза Василия Фабричнова;
9. Положения
о рабочей программе педагога МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова;
10. Письма Управления
образования Администрации Одинцовского муниципального района №2929 от 21.07.2017г.
«Об организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся в муниципальных
общеобразовательных учреждениях Одинцовского муниципального района в 2017-
2018
учебном году по триместровой системе обучения».
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого
благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий
успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по
правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и
развитие.
В современных условиях проблема сохранения здоровья
подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента
здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы.
Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние
социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности
играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и
сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье
человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на
генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому
формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить,
беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение
будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно,
но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого
современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны
стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего
школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому
целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число
важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может
успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом
своей судьбы.
Цель:
Организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически
крепкой личности, а также воспитание у детей созидательного отношения к своему
здоровью.
Задачи:
Ø создать
правильные представления о здоровом образе жизни;
Ø формировать
у младших школьников ценностного отношения к здоровью;
Ø сформировать
представление о рациональной организации режима дня; научить ребенка
составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
Ø сформировать
представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных
продуктах;
Ø вырабатывать
отрицательное отношение к вредным привычкам.
.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общий
объём времени, отводимого на изучение кружка в 4 классе, составляет 68 часов.
В 4 классе кружок
проводится 2 раза в неделю по 35 минут.
Данная
программа составлена для общеобразовательного класса (4 «Б»).
№ п/п
|
Название разделов
|
Кол-во часов
|
1
|
Разговор
о правильном питании и правилах поведения.
|
34
часа
|
2
|
Быть
здоровым – это здорово!
|
34
часа
|
|
Итого:
|
68
часов
|
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС УЧИТЕЛЯ
1.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог
- социальный институт, 2004.
2.
Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном
питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003.
3.
Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской
Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
4.
Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших
школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
5.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и
психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
6.
Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на
здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в
педагогике, 1997.
7.
Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М.,
АСТ – ЛТД ИПС, 1997
8.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. –
«Просвещение», Москва. 2009.
9.
Интернет-ресурсы
10.
Электронный DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
11.
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ø определять и
высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Ø в предложенных
педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
Ø определять и
формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Ø проговаривать
последовательность действий;
Ø учить высказывать
своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по
предложенному учителем плану;
Ø учиться совместно
с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Познавательные
УУД:
Ø делать
предварительный отбор источников информации;
Ø добывать новые
знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии;
Ø перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса;
Ø преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших
моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
Ø находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков,
схематических рисунков).
Коммуникативные
УУД:
Ø умение донести
свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
Ø слушать и понимать
речь других;
Ø совместно
договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
Ø учиться выполнять
различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ø осознание
обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения,
которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет
уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности
обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;
Ø социальная
адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с
окружающим миром
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Разговор о правильном питании и
правилах поведения. (34 часа)
Осознанно о правильном и здоровом питании. Питание – необходимое условие
жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Пищевые отравления. Волевое поведение.
Правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения.
Питание должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым.
Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин
лучше молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке.
Они обеспечивают потребность в белке, легко усваиваются организмом. Мясная пища
тоже нужна. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее
недостаток. Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для
организма, поэтому их присутствие в дневном рационе обязательно. Блюда из круп:
каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и
обладают обволакивающим действием. Много углеводов и витаминов содержится в
растительной пище. Овощи и фрукты необходимы каждый день.
Следует
помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и
фруктах, часто требуются жиры. Особенности питания в летний и зимний периоды,
причины, вызывающих изменение в рационе питания. Представление о молоке и
молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; о
полезности продуктов, получаемых из зерна; о многообразии ассортимента
продуктов, получаемых из зерна. Предметы сервировки стола, правила сервировки
праздничного стола; правилах поведения за столом.
Быть
здоровым – это здорово! (34 часа)
Нет вредным привычкам. Курение – это
плохо. Злой волшебник – алкоголь. Наркотик - болезнь и гибель человека. Как
отучить себя от вредных привычек. Мальчишки и девчонки. Я принимаю и отвечаю
за свое решение. В здоровом теле – здоровый дух!
Последствия влияния вредных привычек на здоровье
человека, семьи и нации. Здоровые установки и навыки ответственного поведения,
снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Понятия «зависть» и
«жадность». Знание предмета зависти. Капризные дети. Как к ним относятся
окружающие люди. Как избежать негативных эмоций. Опасность курения. Права
некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья. Действие алкоголя на внешний
вид и особенности поведения человека. Профилактика наркомании. Воспитание
чувства ответственности, дисциплинированности, активности, солидарности. Навыки
эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки:
курение, употребление алкоголя и наркотиков. Потребность поддерживать своё здоровье.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
№ п/п в теме
|
Раздел / тема урока.
Основное содержание
|
Тип урока / ИКТ / ЦОР
|
Дата
|
Примечание
|
по плану
|
по факту
|
1
|
1
|
Разговор
о правильном питании и правилах поведения. (34 часа)
Если
хочешь быть здоров.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
1
нед.
|
|
|
2
|
2
|
Самые
полезные продукты.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
1
нед.
|
|
|
3
|
3
|
Всякому
овощу – своё время.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
2
нед.
|
|
|
4
|
4
|
Всякому
овощу – своё время.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
2
нед.
|
|
|
5
|
5
|
Как
правильно есть.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
3
нед.
|
|
|
6
|
6
|
Удивительные
превращения пирожка
|
комбинированный
/ ИКТ
|
3
нед.
|
|
|
7
|
7
|
Из чего
варят каши и как сделать кашу вкусной?
|
комбинированный
/ ЦОР
|
4
нед.
|
|
|
8
|
8
|
Плох
обед, если хлеба нет.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
4
нед.
|
|
|
9
|
9
|
Время
есть булочки.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
5
нед.
|
|
|
10
|
10
|
Пора
ужинать.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
5
нед.
|
|
|
11
|
11
|
На вкус
и цвет товарищей нет.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
6
нед.
|
|
|
12
|
12
|
На вкус
и цвет товарищей нет.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
6
нед.
|
|
|
13
|
13
|
Как
утолить жажду.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
7
нед.
|
|
|
14
|
14
|
Что надо
есть, если хочешь стать сильнее.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
7
нед.
|
|
|
15
|
15
|
Где
найти витамины весной?
|
комбинированный
/ ЦОР
|
8
нед.
|
|
|
16
|
16
|
Где
найти витамины весной?
|
комбинированный
/ ЦОР
|
8
нед.
|
|
|
17
|
17
|
Овощи,
ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
9
нед.
|
|
|
18
|
18
|
Овощи,
ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
9
нед.
|
|
|
19
|
19
|
Давайте
познакомимся!
|
комбинированный
/ ЦОР
|
10
нед.
|
|
|
20
|
20
|
Из чего
состоит наша пища.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
10
нед.
|
|
|
21
|
21
|
Что
нужно есть в разное время года.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
11
нед.
|
|
|
22
|
22
|
Как
правильно питаться, если занимаешься спортом.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
11
нед.
|
|
|
23
|
23
|
Где и
как готовят пищу.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
12
нед.
|
|
|
24
|
24
|
Как
правильно накрыть стол.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
12
нед.
|
|
|
25
|
25
|
Молоко и
молочные продукты.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
13
нед.
|
|
|
26
|
26
|
Блюда из
зерна.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
13
нед.
|
|
|
27
|
27
|
Какую
пищу можно найти в лесу.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
14
нед.
|
|
|
28
|
28
|
Что и
как приготовить из рыбы.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
14
нед.
|
|
|
29
|
29
|
Дары
моря.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
15
нед.
|
|
|
30
|
30
|
Кулинарное
путешествие по России.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
15
нед.
|
|
|
31
|
31
|
Кулинарное
путешествие по России.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
16
нед.
|
|
|
32
|
32
|
Что
можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
16
нед.
|
|
|
33
|
33
|
Что
можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
17
нед.
|
|
|
34
|
34
|
Как
правильно вести себя за столом.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
17
нед.
|
|
|
35
|
1
|
Быть здоровым – это здорово! (34 часа)
Что
такое привычка?
|
комбинированный
/ ЦОР
|
18
нед.
|
|
|
36
|
2
|
Привычки
вредные и полезные.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
18
нед.
|
|
|
37
|
3
|
Привычки
вредные и полезные.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
19
нед.
|
|
|
38
|
4
|
От
здоровых привычек - к здоровой жизни
|
комбинированный
/ ИКТ
|
19
нед.
|
|
|
39
|
5
|
Спешите
делать добро
|
комбинированный
/ ЦОР
|
20
нед.
|
|
|
40
|
6
|
Мои
эмоции. Как справиться с гневом.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
20
нед.
|
|
|
41
|
7
|
Зависть
и жадность
|
комбинированный
/ ИКТ
|
21
нед.
|
|
|
42
|
8
|
Лучше
горькая правда, чем сладкая ложь.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
21
нед.
|
|
|
43
|
9
|
Лучше
горькая правда, чем сладкая ложь.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
22
нед.
|
|
|
44
|
10
|
Капризы.
Можно ли без них обойтись?
|
комбинированный
/ ЦОР
|
22
нед.
|
|
|
45
|
11
|
Капризы.
Можно ли без них обойтись?
|
комбинированный
/ ИКТ
|
23
нед.
|
|
|
46
|
12
|
Наказание.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
23
нед.
|
|
|
47
|
13
|
Вежливое
общение.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
24
нед.
|
|
|
48
|
14
|
Вежливое
общение.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
24
нед.
|
|
|
49
|
15
|
Чувства
и поступки.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
25
нед.
|
|
|
50
|
16
|
Чувства
и поступки.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
25
нед.
|
|
|
51
|
17
|
Стресс.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
26
нед.
|
|
|
52
|
18
|
Сначала
думать, потом действовать.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
26
нед.
|
|
|
53
|
19
|
Умей
выбирать. Мое решение.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
27
нед.
|
|
|
54
|
20
|
Курение
– это зло.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
27
нед.
|
|
|
55
|
21
|
Курение
– это зло.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
28
нед.
|
|
|
56
|
22
|
Зависимость.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
28
нед.
|
|
|
57
|
23
|
Зависимость.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
29
нед.
|
|
|
58
|
24
|
Как
сказать нет.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
29
нед.
|
|
|
59
|
25
|
Я
выбираю.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
30
нед.
|
|
|
60
|
26
|
Что
такое алкоголь.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
30
нед.
|
|
|
61
|
27
|
Что
такое алкоголь.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
31
нед.
|
|
|
62
|
28
|
Алкоголю,
скажем, нет.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
31
нед.
|
|
|
63
|
29
|
Наркотик
– путь в никуда.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
32
нед.
|
|
|
64
|
30
|
Наркотик
– путь в никуда.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
32
нед.
|
|
|
65
|
31
|
Наркотикам
нет.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
33
нед.
|
|
|
66
|
32
|
Спорт
против наркотиков.
|
комбинированный
/ ИКТ
|
33
нед.
|
|
|
67
|
33
|
Я
здоровье берегу – сам себе я помогу.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
34
нед.
|
|
|
68
|
34
|
Привычка
сохранять здоровье.
|
комбинированный
/ ЦОР
|
34
нед.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.