РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН, СЕЛО
ГРЕКОВО-СТЕПАНОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГРЕКОВО-СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Греково-Степановской СОШ
Приказ от 2 августа 2019 г. № _____
___________________Е.Г.Пащенко
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по
математике
на
2019-2020 учебный год
Уровень общего
образования:
начальное общее , 2 класс
Количество часов: 135
Учитель: Плешакова
Людмила Ивановна
Программа
разработана на основе Примерной программы начального общего
образования (математика). Просвещение, 2014 г. и авторской программы М.И.Моро,
Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика». Просвещение, 2014 г.
ДАТЫ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ___________________
________________
________________
________________
Содержание
рабочей программы:
№п/п
|
Раздел
|
Страница
|
1.
|
Место
предмета в учебном плане
|
3
|
2
|
Содержание учебного предмета
|
4-
5
|
3.
|
Планируемые
результаты освоения учебного предмета и система их оценки
|
6
- 13
|
4.
|
Тематическое планирование
|
14
|
5.
|
Лист регистрации изменений
|
15
|
1.Место предмета в учебном
плане
На
изучение математики во 2 классе отводится 136 ч (34 учебные недели).
А
с учётом календарного учебного графика ОУ (35 учебных недель) и расписания
уроков на 2019 - 2020 учебный год на математику во 2 классе отводится 140 ч.
Но уроки выпадают на 24 февраля, 9 марта, 4, 5, 11 мая (выходные – праздничные
дни), поэтому вся программа в полном объёме будет реализована за 135 ч.
Программа ориентирована на
использование УМК
1.Математика.
2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.И.Моро,
М.А.Бантова, Г В Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2016, 2018
2.М.И.Моро,
С.И.Волкова Математика. Рабочая тетрадь. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2016
2.Содержание учебного предмета
Содержание
программы (136 часов)
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 часов)
Новая счётная единица – десяток. Счёт
десятками. Образование и название чисел, их десятичный состав. Запись и чтение
чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счёте.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр,
миллиметр, метр. Соотношение между ними.
Длина ломаной.
Периметр прямоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение
между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного
слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в два действия на сложение
и вычитание.
Сложение и вычитание (70 часов)
Устные и письменные приёмы сложения и
вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях,
содержащих два действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения.
Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для
рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и
результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а+28,
43-с.
Уравнение. Решение уравнений.
Решение уравнений вида 12+х=12,
25-х=20, х-2=8 способом подбора.
Решение уравнений вида 58-х=27,
х-36=23, х+38=70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и
результатами действий.
Углы прямые и непрямые. Прямоугольник
(квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника
(квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1-2 действия на сложение и
вычитание.
Умножение и деление (25 часов)
Конкретный смысл и название действий
умножения и деления. Знаки умножения (точка) и деления (две точки).
Название компонентов и результата
умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязь между компонентами и
результатами каждого действия; их использование при рассмотрении умножения и
деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2,
3, 4.
Порядок выполнения действий в выражениях,
содержащих два-три действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на
умножение и деление.
Табличное умножение и деление (14
часов)
Конкретный смысл и название действий
умножения и деления. Знаки умножения и деления.
Составлять таблицу умножения и деления на
2 и 3.
Величины
и их измерение.
Длина.
Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод
именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр
многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена,
количество и стоимость товара.
Время.
Единица времени – час.
Текстовые
задачи.
Простые
и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения,
вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы
геометрии.
Обозначение
геометрических фигур буквами.
Острые
и тупые углы.
Составление
плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы
алгебры.
Переменная.
Выражения с переменной. Нахождение значений выражений видаа ± 5;
4 – а;при
заданных числовых значениях переменной.
Использование
скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в
выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение
уравнений вида а ± х = b; х – а = b;
а – х = b;
Занимательные
и нестандартные задачи.
Логические
задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение «Что узнали, чему
научились во 2 классе» (10 часов)
Проверка знаний (1 час)
3.Планируемые
результаты освоения предмета
Личностные
результаты
У
учащегося будут сформированы:
·
понимание того, что одна и
та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными
объектами;
·
элементарные умения в
проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности
(поурочно и по результатам изучения темы);
·
элементарные умения
самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за
проделанную работу;
·
элементарные правила
общения (знание правил общения и их применение);
·
начальные представления об
основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и
упражнений);
·
уважение семейных
ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему
здоровью и здоровью других людей.
Учащийся
получит возможность для формирования:
·
интереса к отражению
математическими способами отношений между различными объектами окружающего
мира;
·
первичного (на
практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека
и первоначальных умений решать практические задачи с использованием
математических знаний;
·
потребности в проведении
самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные
результаты
Регулятивные
УУД
Учащийся
научится:
·
понимать, принимать и
сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной
деятельности;
·
составлять под
руководством учителя план действий для решения учебных задач;
·
выполнять план действий и
проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками;
·
в сотрудничестве с
учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее
рациональный.
Учащийся
получит возможность научиться:
·
принимать учебную задачу,
предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения
других учеников по её решению;
·
оценивать правильность
выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые
исправления;
·
выполнять учебные действия
в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и
знаки;
·
*контролировать ход
совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
УУД
Учащийся
научится:
·
строить несложные модели
математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
·
описывать результаты
учебных действий, используя математические термины и записи;
·
понимать, что одна и та же
математическая модель отражает одни и те же отношения между различными
объектами;
·
иметь общее представление
о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
·
применять полученные
знания в изменённых условиях;
·
осваивать способы решения
задач творческого и поискового характера;
·
выделять из предложенного
текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с
недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и
решать их;
·
осуществлять поиск нужной
информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители,
а также Интернет с помощью взрослых);
·
представлять собранную в
результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст,
таблицы).
Учащийся
получит возможность научиться:
·
фиксировать математические
отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на
моделях);
·
осуществлять расширенный
поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения
задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств
геометрических фигур;
·
анализировать и
систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме
(пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные
УУД
Учащийся
научится:
·
строить речевое
высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
·
оценивать различные
подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
·
уважительно вести диалог с
товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
·
принимать активное участие
в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать
способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности,
анализировать ход и результаты проделанной работы;
·
вносить и отстаивать свои
предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по
обсуждаемому вопросу;
·
осуществлять взаимный
контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся
получит возможность научиться:
·
самостоятельно оценивать
различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его
обосновывать;
·
*контролировать ход совместной
работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные
результаты
«Числа и величины»
Учащийся
научится:
·
образовывать, называть,
читать, записывать числа от 0 до 100;
·
сравнивать числа и
записывать результат сравнения;
·
упорядочивать заданные
числа;
·
заменять двузначное число
суммой разрядных слагаемых;
·
выполнять сложение и
вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
·
устанавливать
закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);
продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
·
группировать числа по
заданному или самостоятельно установленному признаку;
·
читать и записывать
значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины
(сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм;
1 дм = 10 см;
·
читать и записывать
значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины
(час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время
с точностью до минуты;
·
записывать и использовать
соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Учащийся
получит возможность научиться:
·
группировать объекты по
разным признакам;
·
самостоятельно выбирать
единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и
объяснять свой выбор.
Геометрические
величины
Учащийся
научится:
·
читать и записывать
значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между
ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
·
вычислять длину ломаной,
состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника,
четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся
получит возможность научиться:
·
выбирать наиболее
подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
·
вычислять периметр прямоугольника
(квадрата).
«Арифметические
действия»
Учащийся
научится:
·
воспроизводить по памяти
таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения
и вычитания;
·
выполнять сложение и
вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных —
письменно (столбиком);
·
выполнять проверку
правильности выполнения сложения и вычитания;
·
называть и обозначать
действия умножения и деления;
·
использовать термины:
уравнение, буквенное выражение;
·
заменять сумму одинаковых
слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
·
умножать 1 и 0 на число;
умножать и делить на 10;
·
читать и записывать
числовые выражения в 2 действия;
·
находить значения числовых
выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без
скобок);
·
применять переместительное
и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Учащийся
получит возможность научиться:
·
вычислять значение
буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
·
решать простые уравнения
подбором неизвестного числа;
·
моделировать действия «умножение»
и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических
чертежей;
·
раскрывать конкретный
смысл действий «умножение» и «деление»;
·
применять переместительное
свойство умножения при вычислениях;
·
называть компоненты и
результаты действий умножения и деления;
·
устанавливать взаимосвязи
между компонентами и результатом умножения;
·
выполнять умножение и
деление с числами 2 и 3.
Работа с
текстовыми задачами
Учащийся
научится:
·
решать задачи в 1–2
действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1
действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
·
выполнять краткую запись
задачи, схематический рисунок;
·
составлять текстовую
задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по
решению задачи.
Учащийся
получит возможность научиться:
·
решать задачи с
величинами: цена, количество, стоимость.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
Геометрические
фигуры
Учащийся
научится:
·
распознавать и называть
углы разных видов: прямой, острый, тупой;
·
распознавать и называть
геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди
четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
·
выполнять построение
прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с
использованием линейки;
·
соотносить реальные
объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Учащийся
получит возможность научиться:
·
изображать прямоугольник
(квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.
Геометрические
величины
Учащийся
научится:
·
читать и записывать
значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между
ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
·
вычислять длину ломаной,
состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника,
четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся
получит возможность научиться:
·
выбирать наиболее
подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
·
вычислять периметр
прямоугольника (квадрата).
Работа с
информацией
Учащийся научится:
читать и заполнять
таблицы по результатам выполнения задания;
·
заполнять свободные клетки
в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
·
проводить логические
рассуждения и делать выводы;
·
понимать простейшие
высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя
верные и неверные высказывания.
Учащийся
получит возможность научиться:
·
самостоятельно оформлять в
виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
·
общих представлений о построении
последовательности логических рассуждений.
Система
оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии
оценивания
В
соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения
программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего
школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля,
ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Система
оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает
комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки
предметных результатов служит способность третьеклассников решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных
образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется
достижение опорного уровня и его превышение.
В
соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений
являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных
работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность
демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение
более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий
контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные
работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме
самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля
состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя
проверка только одного определенного умения.
Тематический
контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических
проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение
величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных
случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения
самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых
содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление.
На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Основанием
для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за
повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых
стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее
значение.
В
конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной
основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных
результатов освоения программы по математике в третьем классе: способность
решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность
обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Нормы оценок по
математике
Работа, состоящая из примеров:
|
Работа,
состоящая из задач.
|
Комбинированная работа
|
Контрольный
устный счет.
|
«5»
- без ошибок.
|
«5»
- без ошибок.
|
«5»
- без ошибок.
|
«5»
- без ошибок.
|
«4»
-1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
|
«4»
- 1-2 негрубых ошибки.
|
«4»
- 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при
этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
|
«4»
-1-2 ошибки.
|
«3»
- 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или
3 и более негрубых ошибки
|
«3»
- 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
|
«3»
- 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки,
при этом ход решения задачи должен быть верным.
|
«3»
- 3-4 ошибки.
|
«2»
- 4 и
более грубых ошибки.
|
«2»
- 2 и более грубых ошибки.
|
«2»
- 4
грубые ошибки.
|
|
|
Проверочные
работы
Цель:
проверка знаний, умений, навыков учащихся.
1.
Самостоятельная работа: а) должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут);
б) предусматривает помощь учителя; в) может быть раздроблена и использоваться
на разных этапах урока.
Цель
работы: 1) закрепление знаний; 2) углубление знаний; 3) проверка домашнего
задания; Начиная работу, сообщите детям: 1) время, отпущенное на задания; 2)
цель задания; 3)в какой форме оно должно быть выполнено; 4) как оформить
результат; 5) какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и
«сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как
недомогание)
Контрольная
работа
а)
задания должны быть одного уровня для всего класса;
б)
задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое
предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и
«5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;
в) за
входную работу оценка «2» в журнал не ставится;
г)
оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные
исправления;
д)
неаккуратное исправление - недочет (2 недочета = 1 ошибка).
Грубые ошибки: вычислительные
ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи
(пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия); не доведение
до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию
при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание
данных; не доведение до конца преобразований.
За
грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За
небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и каллиграфии
оценка снижается на один балл, но не ниже «3».
При тестировании все
верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей:______________________________
Процент выполнения задания
|
Отметка
|
91-100%
|
отлично
|
76-90%%
|
хорошо
|
51-75%%
|
удовлетворительно
|
менее
50%
|
неудовлетворительно
|
Программой
предусмотрено:
во 2 классе десять
контрольных работ, в том числе одна вводная (стартовая) и одна итоговая. Она проводится
в конце года и имеет целью проверку полученной детьми математической подготовки
за длительный промежуток времени, в них включены задания по разным темам.
Три тестовые работы и две проектные, а
также самостоятельные и проверочные работы. Выставляются отметки в журнал за
все контрольные и тестовые работы, за тематические проверочные работы,
самостоятельные работы и проекты на усмотрение учителя.
Практические работы:
Единицы длины. Построение отрезков
заданной длины.
Монеты (набор и размен).
Сумма и разность отрезков.
Единицы времени, определение времени по
часам с точностью до часа, с точностью до минуты.
Прямой угол, получение модели прямого
угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
4.Тематическое планирование
№
п/п
|
Наименование
разделов
и
тем
|
Количество
часов
|
Сроки
прохождения
|
|
|
I
|
Повторение.
Числа от 1 до 100.
Нумерация
|
16
|
2.09-26.09
|
|
Входная
диагностическая работа
|
|
11.09
|
|
Контрольная
работа №1
|
|
26.09
|
|
II
|
Числа от 1 до
100.
Сложение и
вычитание
|
69
|
30.09 -17.02
|
|
|
Контрольная
работа № 2
|
|
23.10
|
|
Контрольная
работа №3
|
|
4.12
|
|
Административный
контроль. 1 полугодие. Контрольная работа
|
|
19.12
|
|
Контрольная
работа №5
|
|
13.02
|
|
III
|
Умножение и
деление
|
18
|
18.02-30.03
|
|
|
Административный
контроль- 3 четверть
|
|
18.03
|
|
IV
|
Табличное
умножение и деление.
|
21
|
31.03-6.05
|
|
Контрольная
работа №7
|
|
9.04
|
|
Контрольная
работа № 8
|
|
29.04
|
|
V
|
Итоговое
повторение
|
11
|
12.05-28.05
|
|
Годовая
промежуточная аттестация. Контрольная работа
|
|
18.05
|
|
|
ИТОГО:
|
135
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания методического совета
МБОУ
Греково-Степановской СОШ
от 2 августа
2019 года №
Председатель
методического совета
__________________Т
А.Алексеева
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР
МБОУ
Греково-Степановской СОШ
________________М.И.Пащенко
2 августа
2019 года
|
Лист
регистрации изменений, вносимых в календарно-тематическое планирование по
математике во 2 классе на 2019-2020 учебный год
№
изменений
|
Дата
|
Основания
для внесения изменений
|
Содержание
откорректированных
тем
(раздел)
|
Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.