«Согласовано»
Руководитель
ОПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Октябрьский Городок»
в
с.Карамышка
___________ /О.В.
Кузина/
«___»
____________2016г.
|
|
«Утверждаю»
Директор
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Октябрьский Городок»
__________/И.Е.Котова/
Приказ
от «___»______2016г. №_____
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по УЧЕБНОМУ КУРСУ «Литературное
чтение»
ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
предмет, класс, уровень
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Жеребных Анастасия Сергеевна
учитель начальных классов
Ι квалификационной категории
2016 год
1. Пояснительная
записка
Рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, на
основе примерной
программы по литературному чтению, авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова- «Вентана-Граф»,
2013г., обеспечена учебниками и учебными пособиями УМК «Начальная школа XXI века»; образовательной
программы начального общего образования МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок».
Рабочая
программа предназначена для обучающихся 2 класса, рассчитана на 136 часов, 4
часа в неделю.
Изучение
курса литературного чтения в начальной школе с русским языком обучения
направлено на достижение следующих целей:
·
овладение
осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе
образования младших школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование
всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами
информации;
·
развитие
художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с
учебными и научно-познавательными текстами;
·
воспитание
интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников,
формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной
целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного
читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность
определяется владением техникой чтения приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и
самопознания.
Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс
литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
·
Освоение
общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению
и книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование
осмысленного читательского навыка, который во многом определяет успешность
обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения
предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают обще учебное
умение осознанно читать тексты.
·
Овладение
речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано
с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге,
использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения
младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания,
сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно
пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях,
справочниках и энциклопедиях.
·
Воспитание
эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной
литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного
произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его
художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства
выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами
искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных
жанров, используемых художественныхсредств.
·
Формирование
нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание
духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной
литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности
маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе
работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные
нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает
навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Программа
2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и
совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие
школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых
особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной
сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе
программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной
сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжающееся
знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией —
младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления
учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся
анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты,
речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы,
ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст
других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.
Итогом
второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера
литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью,
осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению
вновь и вновь.
Круг
чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран:
пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина.
Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и
зарубежных писателей – классиков, произведения современных детских писателей.
Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская
книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская
литература: книги-справочники, словари.
Примерная
тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к
природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и
товариществе, об отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и
правде.
Жанровое
разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы,
считалки, потешки, былины.
Ориентировка
в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор,
произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль,
былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин,
небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и
вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения
(фамилия автора, заголовок), диалог, рифма, обращение, сравнение.
Элементы
книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Детские
газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания
произведения.
Восприятие
литературного произведения. Создание условий для развития полноценного
восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки
зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам.
Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений.
Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание
отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к
произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая
деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в
сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного
из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения, изменение начала и
продолжение произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на
факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные
герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д. Подготовка
и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
В
начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской
деятельностью:
·
навык
осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
·
умение
выразительно читать и пересказывать текст;
·
учить
наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Кроме
техники чтения, контролируется и собственно читательская деятельность
школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их
жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые
приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.)
Текущий
контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения
(полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.
Тематический
контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в
устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена
в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый
контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки
выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе
текста осуществляется подсчет количества слов (предлоги считать). Для проверки
понимания текста после чтения учитель задает вопросы.
Проверка
навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки
понимания текста заготавливаются индивидуальные карточки, которые получает
каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими и дифференцированными.
Ожидаемые
результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения.
В
области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
·
свободно
ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную
статью;
·
ориентироваться
в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по
страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент
|текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в
специально выделенных разделах нужную информацию;
·
работать
с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для
самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями;
текстом и иллюстрацией к тексту).
В
области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а)
в рамках коммуникации как сотрудничества:
·
работать
с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою
часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
·
выполнять
работу по цепочке;
б)
в рамках коммуникации как взаимодействия:
·
видеть
разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно
присоединяться к одной из них;
·
находить
в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В
области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат
возможность научиться:
·
подтверждать
строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
·
понимать,
что разные точки зрения имеют разные основания.
Межпредметные
связи:
·
с
уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из
текстов сказок, рассказов, составление повествовательного текста;
·
с
уроками изобразительного искусства: сопоставление текста и иллюстраций,
иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в
выставках рисунков по изученным произведениям;
·
с
уроками музыки: музыка и характеры героев литературных произведений,
музыкальное выражение настроения автора, персонажей произведения, музыкальное
оформление инсценировок произведений;
·
с
уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое
знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества.
Материально-техническое обеспечение
учебного предмета:
·
демонстрационный
материал (наборы сюжетных картинно, репродукции картин, портреты поэтов и
писателей) в соответствии с основными темами программы обучения.
·
персональный
компьютер.
·
таблицы, плакаты к основным разделам грамматического материала.
·
наборы сюжетных и предметных картинок, ситуационные плакаты с раздаточным
материалом.
·
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.
2.
Учебно-тематический план
№
п/п
|
Тематический блок
|
Количество
часов
|
1
|
О нашей
Родине.
|
4
|
2
|
Народная
мудрость.
|
6
|
3
|
О детях и для
детей.
|
17
|
4
|
Мир сказок.
|
7
|
5
|
Уж небо
осенью дышало…
|
8
|
6
|
Снежок
порхает, кружится…
|
20
|
7
|
Здравствуй,
праздник новогодний!
|
7
|
8
|
О братьях
наших меньших (произведения о животных).
|
17
|
9
|
Лис Миккельи
другие.
|
10
|
10
|
Семья и я.
|
13
|
11
|
Весна, весна
красная…
|
19
|
12
|
«Там
чудеса...».
|
8
|
4.
Требования к уровню подготовки по предмету
Обучающиеся
научатся:
·
читать
целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с
индивидуальными возможностями;
·
читать
про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и
повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
·
строить
короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос
учителя;
·
слушать
собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ,
дополнять чужой ответ новым содержанием;
·
называть
имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,
·
называть
имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и
коротко пересказывать их содержание;
·
перечислять
названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
·
определять
тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
·
оценивать
и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
·
анализировать
смысл названия произведения;
·
пользоваться
Толковым словарем для выяснения значений слов.
·
различать
сказку о животных и волшебную сказку;
·
определять
особенности волшебной сказки;
·
различать
сказку и рассказ;
·
находить
в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка
(сравнение, олицетворение, гиперболу, звукопись, контраст, повтор);
·
понимать
содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и
необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
·
читать
художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое
маркирование;
·
эмоционально
и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные
программой.
Обучающиеся
в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат
возможность научиться:
·
развивать
навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который
читает учитель;
·
устно
выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по
поводу героев и обсуждаемых проблем);
·
читать
наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);
·
пересказывать
текст небольшого объема;
·
использовать
при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке
содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
·
привлекать
к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной
библиотек;
·
задавать
вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из
текста в качестве аргументов;
·
обнаруживать
в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора:
сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки),
считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
·
обнаруживать
подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать
элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);
·
понимать,
в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего
обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих
отношений);
·
обнаруживать,
что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных
текстах, но и в прозе;
·
читать
выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и
передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к
тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
·
рассматривать
иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами с точки
зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
·
устно
делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе
обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
5.
Литература
(обязательная и
дополнительная, для учителя и для обучающихся)
Для
учащихся:
1.
Л.А.
Ефросинина «Литературное чтение». Учебник для обучающихся 2 класса – М.:
Вентана-Граф, 2011г.
2.
Л.А.
Ефросинина. Рабочая тетрадь по литературному чтению для обучающихся 2 класса –
М.: Вентана-Граф, 2015г.
Для
учителя:
·
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во
образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
·
Фундаментальное
ядро содержания общего образования/ под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова– М.:
Просвещение, 2010.
·
Программа
по литературному чтениюЛ.А. Ефросинина, М.И. Оморокова- М.: Вентана-Граф, 2013г.
·
Ефросинина
Л.А. Литературное чтение. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2014г.
·
Л.А.
Ефросинина «Литературное чтение». Учебник для обучающихся 2 класса – М.:
Вентана-Граф, 2011г.
·
Л.А.
Ефросинина. Рабочая тетрадь по литературному чтению для обучающихся 2 класса –
М.: Вентана-Граф, 2015г.
6.
Лист внесенных изменений в программу
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.