Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Математика и конструирование» составлена на основе
ФГОС начального общего образования и авторской программы
С.И.Волковой
и О.Л.Пчёлкиной «Математика и конструирование».
Данная
программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности
детей 1 класса в рамках ФГОС НОО второго поколения.Курс
«Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу
«Математика» в начальной школе.
Основная
цель программы:
Сформировать
элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских
умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие, начальные
геометрические представления. Усилить развитие логического мышления и
пространственных представлений
Курс призван решать следующие задачи:
1) расширение
математических, в частности геометрических, знаний и представлений
младших школьников и развитие на их основе
пространственного воображения детей;
2) формирование у детей
графической грамотности и совершенствование
практических действий с чертёжными инструментами;
3) овладение учащимися различными способами моделирования,
развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
В целом курс
«Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию
младших школьников: развитию умений использовать математические знания
для описания и моделирования пространственных отношений,
формированию способности к продолжительной умственной
деятельности и интереса к умственному труду, развитию
элементов логического и конструкторского мышления, стремлению
использовать математические знания в повседневной жизни.
Место курса
Курс «Математика и конструирование» рассчитан на
33 ч (1 ч в неделю) в 1 классе.
Формы и методы
Программа
предусматривает проведение занятий в группах, парах, индивидуальная работа,
работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю
в учебном кабинете, в библиотеках, проектная деятельность включает проведение
опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с
интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная
деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в
энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ
и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители
различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Методы
организации работы самые разнообразные: это и наглядные методы: иллюстрация,
демонстрация, наблюдения в строительстве домов и других построек. Словесные
методы: объяснение, лекции, разъяснения, рассказ, беседа, инструктаж. Семинары,
групповые тренинги, групповые игры (эстафеты, ролевые игры, ориентирование и
т.п.), самостоятельная исследовательская работа учащихся с консультациями,
совместные обсуждения, экскурсии. Работа с книгой – самостоятельное чтение
дополнительной литературы по математике. Исследовательский метод
предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных
исследовательских заданий и работ. Исследовательский метод дает детям первые
элементарные сведения о приемах и способах научного поиска, предусматривает
творческое усвоение знаний.
Заботясь о
постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в объединении, необходимо не
только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и
практического характера, но и умение их чередовать: беседы сменять экскурсией
или просмотром видеофильма, прослушивание и обсуждение докладов, рефератов –
походом или просмотром слайдов. Посещение жителей села, встречи и беседы с
ними дают опыт работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
Нельзя
недооценить значение яркого эмоционального рассказа педагога. Содержание и
форма такого рассказа способствует пробуждению интереса у детей.
Методы
проведения занятий
В зависимости от содержания
занятий, форма учебной работыможет быть:
-
лекционной
(обзорные беседы, доклады педагога и учащихся);
-
семинарской
(обучение навыкам по сбору материала;
-
научно-исследовательской
(изучение и классификация собранных материалов, работа над литературными
источниками, подготовка докладов, экспресс-исследование, коллективные и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских
работ);
-
оформительской
(изготовление выставки, отчётов, иллюстрированных фотографиями);
-
организаторско-массовой
(вечеров, олимпиад, викторин, игр, конкурсов на математические темы).
Методы контроля:консультация,доклад, защита
исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция,
научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских
работ.
Технологии, методики:
-
уровневаядифференциация;
-
проблемноеобучение;
-
моделирующаядеятельность;
-
поисковаядеятельность;
-
информационно-коммуникационныетехнологии;
-
здоровьесберегающиетехнологии;
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы следующие
умения:
-самостоятельно
определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и
сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
-в самостоятельно
созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий,
соотносящихся с этическими нормами поведения;
-формирование внутренней
позиции школьника;
адекватная мотивация
учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
Регулятивные
Учащийся
научится:
Самостоятельно
организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Самостоятельно
определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном
процессе и жизненных ситуациях.
Определять
цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно, соотносить свои действия
с поставленной целью
Определять
план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях
под руководством учителя.
Определять
правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями,
или на основе различных образцов.
Корректировать
выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом
действий на определенном этапе.
Использовать
в работе литературу, инструменты, приборы.
Осуществлять
само и взаимопроверку работ.
Познавательные
Учащийся
научится:
Ориентироваться
в тетради, в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе
изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою
работу по изучению незнакомого материала.
Извлекать
информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема,
диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной
информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при
решении учебных задач.
Отбирать
необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников.
Анализировать,
сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Предъявлять
результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
Выявлять
аналогии и использовать их при выполнении заданий.
Коммуникативные
Учащийся
научится:
Участвовать
в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,
поступки.
Оформлять
свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций.
Читать
вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных
книг, понимать прочитанное.
Выполняя
различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Осуществлять взаимопомощь и
взаимоконтроль при работе в группе.
Отстаивать
свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Критично
относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения
другого.
Соблюдать
в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
Участвовать
в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
Предметные
Ученик
научится:
- выполнять устно и
письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями,
решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с
таблицами, схемами;
- чертить окружности,
чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата),
круга;
- изготавливать
несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку,
составлять несложные технологические карты;
- читать чертеж и
изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в изделие по
изменениям, внесенным в его чертеж;
- собирать несложные
изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;
- делить фигуры на части
по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры
по заданным условиям.
Содержание курса
Основное содержание курса представлено двумя
крупными разделами: «Геометрическая составляющая
курса» и «Конструирование».
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые I незамкнутые.
Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. 1еление
отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов:
прямой, острый, тупой, развёрнутый.
Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина
ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы,
вершины, стороны многоугольника. Виды
многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д.
Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению
сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний);
по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный,
разносторонний. Построение треугольника по трём
сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности
(круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата)
и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность,
описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник.
Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12
равных частей. Взаимное расположение окружностей на
плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра,
вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства
граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка
прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба.
Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.Осевая
симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей
симметрии
Конструирование.
Виды бумаги. Основные приёмы обработки
бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону,
разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги
по шаблону. Конструирование из полосок бумаги
разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных
размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист
квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая
мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных
картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием
этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная
(изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение
чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление
аппликаций по отологическому рисунку. Технологическая
карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение
деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку
двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и
изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба,
треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников.
Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление
фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Тематическое
планирование курса «Математика и конструирование»
№
п/п
|
Тема занятия
|
Номера
страниц
|
Коли
чество
часов
|
Дата
по
плану
|
Дата
по
факту
|
1
|
Знакомство учащихся с основным
содержанием
курса.
|
6-8
|
1
|
7.09
|
|
2
|
Точка. Линия, изображение точки и
линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на
плоскости.
|
8-11
|
1
|
14.09
|
|
3
|
Виды бумаги: тонкая, толстая,
гладкая, шероховатая, белая, цветная и др. и их назначение. Основные приёмы
обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги
ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея
|
11-13
|
1
|
21.09
|
|
4-5
|
Практическая работа с бумагой:
получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся
прямых. Основное
свойство прямой: через две точки
можно провести прямую, и притом только одну. Линейка, использование которой
необходимо при проведении прямой.
Различные положения прямых
на плоскости и в пространстве;
вертикальные, горизонтальные,
наклонные
прямые
|
14-19
|
2
|
28.09
5.10
|
|
6
|
Отрезок. Вычерчивание
отрезка с использованием линейки.
Преобразование фигур, составленных из счётных палочек, по заданным
условиям
|
20-21
|
1
|
12.10
|
|
7-8-
9
|
Обозначение геометрических фигур
буквами. Изготовление бумажных
полосок разной длины.
Конструирование модели «Самолёт»
из бумажных полосок. Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных
Полосок
|
22-31
прилож.
1,
2,3,4.
|
3
|
19.10
26.10
9.11
|
|
10
|
Луч. Вычерчивание луча. Сравнение
прямой, отрезка и луча
|
28-33
|
1
|
16.11
|
|
11
|
Сантиметр. Сравнение отрезков по
длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине
|
34-36
|
1
|
23.11
|
|
12
|
Циркуль. Геометрическая сумма и
разность двух отрезков
|
37-39
|
1
|
30.11
|
|
13-14
|
Угол. Прямой угол. Непрямые углы.
Изготовление модели прямого
угла. Чертёжный треугольник. Виды
углов: прямой, острый, тупой,
развёрнутый. Изготовление моделей
различных
углов
|
40-53
|
2
|
7.12
14.12
|
|
15-
16
|
Ломаная. Замкнутая, незамкнутая
ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки.
Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной
|
54-57
|
2
|
21.12
28.12
|
|
17-
18
|
Многоугольник. Углы, стороны,
вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др.
Классификация многоугольников по числу сторон
|
58-61
|
2
|
11.01
18.01
|
|
19-20-21
|
Прямоугольник. Свойство
противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в
клетку. Изготовление
заготовок прямоугольной формы
заданных размеров. Соотнесение
реальных предметов с моделями
прямоугольников. Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата
в прямоугольник.
Чертёж. Обозначение на чертеже
линии сгиба
|
62-67
|
3
|
25.01
1.02
8.02
|
|
22-23
|
Единицы длины: дециметр, метр.
Соотношения между единицами длины
|
68-71
|
2
|
22.02
1.03
|
|
24-25-26-27-28-29-30-31
|
Изготовление геометрического
набора треугольников. Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с
использованием геометрического набора треугольников. Изготовление набора
«Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая
мозаика». Изготовление аппликации
с использованием заготовки, данной в Приложении 7. Изготовление узоров,
составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению
|
72,82,83,
85,86,87
прилож.
5-10
|
8
|
15.03
22.03
5.04
12.04
19.04
26.04
3.05
10.05
|
|
32-33
|
Знакомство с техникой оригами.
Изготовление изделий в технике оригами с использованием базовой заготовки —
квадрата
|
88-91
|
2
|
17.05
24.05
|
|
Лист
коррекции
№ приказа
директора школы
на основе которого
внесены изменения
в рабочую программу
|
Вид коррекции (совмещение,
использование резерва)
|
Номера и темы уроков, которые
подвергались коррекции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.