Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по курсу "Математика и конструирование" 1 класс

Рабочая программа по курсу "Математика и конструирование" 1 класс

Скачать материал

                                                          Пояснительная записка.

 

               Рабочая программа по курсу «Математика и конструирование» составлена на основе ФГОС начального общего образования и авторской программы

 С.И.Волковой и О.Л.Пчёлкиной «Математика и конструирование».

Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности детей  1 класса в рамках ФГОС НОО второго поколения.Курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в началь­ной школе.

Основная цель программы:

Сформировать  элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие, начальные геометрические представления. Усилить развитие логического мышления и пространственных представлений

 Курс призван решать следующие задачи:

1) рас­ширение математических, в частности геометрических, зна­ний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;

2) форми­рование у детей графической грамотности и совершенство­вание практических действий с чертёжными инструментами;

3) овладение учащимися различными способами моделиро­вания, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

В целом  курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логическо­го и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

Место курса

Курс «Математика и конструирование» рассчитан на 33 ч (1 ч в неделю) в 1 классе.

 

  Формы и методы

Программа предусматривает проведение занятий в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в библиотеках, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

     Методы организации работы самые разнообразные: это и наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения в строительстве домов и других построек. Словесные методы: объяснение, лекции, разъяснения, рассказ, беседа, инструктаж. Семинары, групповые тренинги, групповые игры (эстафеты, ролевые игры, ориентирование и т.п.), самостоятельная исследовательская работа учащихся с консультациями, совместные обсуждения, экскурсии. Работа с книгой – самостоятельное чтение дополнительной литературы по математике. Исследовательский метод предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Исследовательский метод дает детям первые элементарные сведения о приемах и способах научного поиска, предусматривает творческое усвоение знаний.

Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в объединении, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умение их чередовать: беседы сменять экскурсией или просмотром видеофильма, прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром слайдов.  Посещение жителей села, встречи и беседы с ними дают опыт   работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

Нельзя недооценить значение яркого эмоционального рассказа педагога. Содержание и форма такого рассказа способствует пробуждению интереса у детей.

 Методы проведения занятий

В зависимости от содержания занятий, форма учебной работыможет быть:

-            лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и учащихся);

-            семинарской (обучение навыкам по сбору  материала;

-            научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературными источниками, подготовка докладов, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ);

-            оформительской (изготовление выставки, отчётов, иллюстрированных фотографиями);

-            организаторско-массовой (вечеров, олимпиад, викторин, игр, конкурсов на математические темы).

Методы контроля:консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

-          уровневаядифференциация;

-          проблемноеобучение;

-          моделирующаядеятельность;

-          поисковаядеятельность;

-          информационно-коммуникационныетехнологии;

-          здоровьесберегающиетехнологии;

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА.

           Личностные результаты

У учащегося будут сформированы следующие умения:

-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

-в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;

-формирование внутренней позиции школьника;

адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.

Регулятивные

Учащийся научится:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных заданий в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

Определять цель учебной деятельности с помощью и  самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

 Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

 Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

Осуществлять само и взаимопроверку работ.

Познавательные

Учащийся научится:

Ориентироваться в тетради, в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.

Отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

Коммуникативные

Учащийся научится:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом,  учитывая конечную цель.

Предметные

Ученик научится:

  • выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами;
  • чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
  • изготавливать несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку, составлять несложные технологические карты;
  • читать чертеж и изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в изделие по изменениям, внесенным в его чертеж;
  • собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;
  • делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям.

Содержание курса

Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Констру­ирование».

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые I незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. 1еление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Дли­на ломаной.

Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треуголь­ник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр много­угольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: раз­носторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторон­ний. Построение треугольника по трём сторонам с использо­ванием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треуголь­ника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадра­та) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Впи­санный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер пря­моугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного парал­лелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины тре­угольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии

Конструирование.

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгиба­ние, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножни­цами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изго­товление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж.   Линии   на  чертеже:   основная   (изображение   видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический   рисунок.   Изготовление   аппликаций   по отологическому рисунку.  Технологическая карта.   Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты.  Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих  форму  названных  многогранников.   Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

 

 

Тематическое планирование курса «Математика и конструирование»

№ п/п

  Тема занятия

Номера страниц

Коли

чество

часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

1

Знакомство учащихся с основным содержанием

курса.

6-8

1

7.09

 

2

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости.

8-11

1

14.09

 

3

Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, белая, цветная и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея

11-13

1

21.09

 

4-5

Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Основное

свойство прямой: через две точки можно провести прямую, и притом только одну. Линейка, использование которой

необходимо при проведении прямой. Различные положения прямых

на плоскости и в пространстве; вертикальные, горизонтальные,

наклонные прямые

14-19

2

28.09

5.10

 

6

Отрезок. Вычерчивание

отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных палочек, по заданным

условиям

20-21

1

12.10

 

7-8-

9

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных

полосок разной длины.

Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных

Полосок

22-31

прилож.

1, 2,3,4.

 

3

19.10

26.10

9.11

 

10

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча

28-33

1

16.11

 

11

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине

34-36

1

23.11

 

12

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков

37-39

1

30.11

 

13-14

Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого

угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой,

развёрнутый. Изготовление моделей

различных углов

40-53

2

7.12

14.12

 

15-

16

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки. Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной

54-57

2

21.12

28.12

 

17-

18

Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Классификация многоугольников по числу сторон

58-61

2

11.01

18.01

 

19-20-21

Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Изготовление

заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Соотнесение

реальных предметов с моделями прямоугольников. Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник.

Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба

62-67

3

25.01

1.02

8.02

 

22-23

Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины

68-71

2

 22.02

1.03

 

24-25-26-27-28-29-30-31

Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая

мозаика». Изготовление аппликации с использованием заготовки, данной в Приложении 7. Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению

72,82,83,

85,86,87

прилож.

5-10

8

  15.03

22.03

  5.04  

  12.04

  19.04

  26.04

  3.05

10.05

 

 

32-33

Знакомство с техникой оригами. Изготовление изделий в технике оригами с использованием базовой заготовки — квадрата

88-91

2

 17.05

24.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист коррекции

 

№ приказа

директора школы

на основе которого

внесены изменения

в рабочую программу

 Вид коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подвергались коррекции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по курсу "Математика и конструирование" 1 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 151 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.08.2020 109
    • DOCX 36.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цыганкова Регина Данисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Цыганкова Регина Данисовна
    Цыганкова Регина Данисовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67538
    • Всего материалов: 208

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 484 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 889 человек

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 385 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 291 человек