Рабочая программа по курсу "Край родной, ты – край
чудесный"
Пояснительная записка.
Рабочая
программа курса «Краеведение
» для 2 класса на 2016-2017 учебный годсоставлена
на основе следующих нормативных документов и
методических рекомендаций:
- Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федерального
государственного образовательного стандарта второго поколения начального
общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении
и введении в действие ФГОС начального общего образования»
(зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009 г. № 315785);
- Постановления
главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189
«Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
СанПиН 2.4.2.2821-10;
- Основной
образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №2
на 2016-2017 учебный год;
- Учебный план
МАОУ СОШ №2 на 2016-2017 учебный год;
- Положение о
структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных
предметов, курсов и программ внеурочной деятельности
- авторской
программы Департамента образования и науки Ханты – Мансийского
автономного округа под редакцией Т.К.Орловой – доцента кафедры
естественно-
математического образования ИПКиРРО, заслуженного учителя
Российской
Федерации. ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003 год.
Курс
краеведения «Край родной, ты – край чудесный» является
неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир». Его
изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным.
Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и
высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая
знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в
природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и
других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в
старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География
Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней»
и др.
Курс
краеведения «Край родной, ты край - чудесный» является одним
из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у
младших школьников основ краеведческой культуры и способствует
формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе,
любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта
мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать
уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с
малой родины.
Краеведческий
принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому
принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно
краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых
учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков
общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое
выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые
укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно
из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще.
Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями
местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения.
Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного
сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое
поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о
младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Краеведение
помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с
чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение
природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит
находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания
на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения
многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше
вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение
своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном
отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно
необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения окружающего мира
во 2 классе.
Школьное
краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший
фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития
школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой
родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других
условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Воспитание
патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который
расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к
творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения,
повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь
учащихся к поисково-исследовательской работе.
Теоретической базой данной образовательной программы явились:
- психологические
теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
- основные
положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов
освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения
(М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М.
Мид и др.);
- теории
делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов,
Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
- закономерности
психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С.
Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Мы –
дети природы» заключается:
- в уточнении
структуры и содержания краеведческой культуры применительно к
младшему школьнику;
- в определении
критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего
школьника;
- в создании
системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Отличительная особенность данной программы состоит в
её практической значимости:
- в разработке
программы по формированию краеведческой культуры младших школьников
через вовлечение младших школьников в поисковую,
исследовательскую деятельность;
- в
формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического
управления процессом становления краеведческой культуры;
- в реализации
индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования
коммуникативной успешности младших школьников.
В
реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие
школьники в возрасте 8-9 лет.
Образовательная
программа «Мы - дети природы» рассчитана на 1 год.
Формы и режим занятий
- Этический
урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с
сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1
академический час);
- Общеколлективная
внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех
учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы:
- диалоги;
элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные
ситуации;
- сюжетно-ролевые
игры;
- конкурсы,
викторины;
- беседы;
- коллективно-творческие
дела.
Формы проведения
- рассказ,
демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсия;
поездка, поход
- практическое
занятие, викторина, консультация
- проблемная
лекция, работа в музеях
- встречи с
участниками исторических событий
Цель и задачи данной образовательной
программы:
Цель: формирование
у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде
родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на
основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности
за сохранность природных богатств Югорского края.
В соответствии с поставленной
целью определяются конкретные задачи курса:
Обучающие:
- развитие
познавательного интереса к изучению природы края;
- приобретение
знаний о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их
культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном
органическом единстве;
- повышение
интеллектуального уровня учащихся.
Развивающие:
- развитие
личностных качеств: наблюдательности, ответственности, активности,
интереса к изучаемому материалу;
- привитие
навыков познавательной творческой деятельности;
- развитие
творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- формирование
активной жизненной позиции через изучение природы родного края;
- привитие
навыков здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Учащиеся будут знать:
- Особенности
природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных
представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые,
охраняемые растения).
- Местоположение
своего края, символику округа ХМАО – Югра.
- Писателей и
поэтов округа, их творчество.
- Национальный
состав округа, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного
творчества, народные промыслы.
Учащиеся будут уметь:
- Вести
самостоятельные наблюдения в природе.
- Узнавать
изученные растения и животных.
- Работать с
дополнительной литературой по предложенной теме.
- Работать с
элементами народного творчества.
- Применять
игры народов Севера для организации собственного досуга.
Отслеживание
результатов формирования навыков краеведческой культуры будет
осуществляться через блок диагностических методик, выступление – презентацию по
изученному материалу.
Критерии результативности
- Участие в
общешкольных и районных мероприятиях (тематические конкурсы);
- Участие в
социально-значимых проектах;
- Участие в
учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.
Основное содержание программы
Для
достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующимнаправлениям:
- представления: Родина
как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции,
нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника;
национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального
общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм
как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины
как элемент жизни современного человека;
- знания: в
ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить
понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить
воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей
родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду,
окружающим людям;
- умения: воспитанник
учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал,
работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в
школьном музее.
-
Список литературы по реализации программы.
Для учителя:
- Интегрированная
программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. –
Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
- Гаврилова
О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.
- Ермолаева
Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.
- Сейненский
А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. - М: Книголюб, 2006.
- Краеведение в
школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией
Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.
- Окружной
ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск,
2008.
Для ученика:
- Мы – дети
природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 2 класс. / Орлова Т. К., Демус Л.
Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,
2006.
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Край родной, ты – край чудесный»
№
темы
|
Тема
|
Кол - во
часов
|
Тип учебного
занятия
|
Вид контроля
|
Дата проведения
|
План
|
Факт
|
1
|
Наш край ХМАО-Югра
|
1час.
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
2
|
Что нас окружает?
|
1час.
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
3
|
Живая
и неживая природа.
|
1час.
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
4
|
Явления
природы. Народный календарь Югры.
|
|
|
|
|
|
5
|
Югорские леса и
лесные чудеса. Хвойные деревья.
|
1час.
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
6
|
Югорские леса и лесные
чудеса. Лиственные деревья.
|
1час.
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
Практическая работа
|
|
|
7
|
Урок-экскурсия.
Югорские леса и
лесные чудеса.
|
1 час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
8
|
Урок-экскурсия.
Югорские леса и лесные
чудеса.
|
1 час
|
Закрепление знаний.
|
|
|
|
9
|
Югорские леса и
лесные чудеса. КВН.
|
1 час
|
Обобщение и
систематизация знаний
|
|
|
|
10
|
Ягоды нашего края.
|
1час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
11
|
Ягоды нашего края.
|
1час.
|
Закрепление знаний.
|
Самостоятельная работа
|
|
|
12
|
Югорское разнотравье.
Дикорастущие травы. Сенокосная страда.
|
1час.
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
13
|
Югорское разнотравье.
Лекарственные травы Югры. Травы и цветы Югры.
|
1час.
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
14
|
Югорское разнотравье.
Водные и болотные растения Югры.
|
1 час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
15
|
Югорское разнотравье.
Мхи и лишайники.
|
1 час
|
Изучение и первичное закрепление
новых знаний.
|
Практическая работа
|
|
|
16
|
Наши грибы.
|
1час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
17
|
Лес даёт нам стол и
дом.
|
1час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
18
|
Жилище народов Севера
раньше и теперь.
|
1час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
19
|
Домашняя утварь –
искусное мастерство северян.
|
1час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
Самостоятельная работа
|
|
|
20
|
Праздники в нашем
доме. Медвежий праздник.
|
1час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
21
|
Праздники в нашем
доме. У нас гости.
|
1час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
22
|
Праздники в нашем
доме. У нас гости.
|
1час
|
Закрепление знаний
|
Практическая работа
|
|
|
23
|
Дружная семья: дети
помощники родителей.
|
1час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
24
|
Дружная семья: с мамы
начинается Земля.
|
1час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
25
|
Дружная семья: наша бабушка.
|
1час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
26
|
Образы детей в
Югорских сказках.
|
1 час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
27
|
Образы детей в
Югорских сказках.
|
1час
|
Закрепление знаний
|
|
|
|
28
|
Образы детей в Югорских
сказках.
|
1 час
|
Закрепление знаний.
|
|
|
|
29
|
Игры и игрушки детей
Югры.
|
1час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
30
|
Игры и игрушки детей
Югры. Спортивные игры хантов и манси.
|
1 час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
Самостоятельная работа
|
|
|
31
|
Народный календарь.
|
1 час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
32
|
Памятники природы.
Природный заповедник "Малая Сосьва"
|
1час
|
Изучение и первичное
закрепление новых знаний.
|
|
|
|
33
|
Памятники природы.
Природный парк "Сибирские Увалы"
|
1 час
|
Изучение и
закрепление знаний.
|
|
|
|
34
|
Экологический урок
обобщение: «Здравствуй, край Мансийский, милый»
|
1 час
|
Обобщение пройденного
материала
|
КР
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.