Древние
корни народного искусства
Древние
образы в народном искусстве.
Традиционные
образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь,
птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений
человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека
смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия.
Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и
земли нашими далекими предками.
Задание: выполнение рисунка на тему древних
образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля,
птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки,
акварель, или уголь, сангина, бумага.
Убранство
русской избы..
Дом —
мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос.
Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в
традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трех- частной
структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая
клеть — земля, подклеть (подпол) — подземный мир; знаки-образы в декоре
избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд)
крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники,
ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве
русских изб.
|
Задание: создание эскиза декоративного убранства
избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и
т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание
их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и
акварель, кисть, бумага.
Внутренний
мир русской избы.
Деревенский
мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома,
его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна —
очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник,
полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец
и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в
крестьянском жилище.
Задания: изображение внутреннего убранства русской
избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы
быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалевка.
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель,
кисти, бумага.
Конструкция
и декор предметов народного быта.
Русские
прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область
конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного
вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Предметы
народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы,
солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных
элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор — не только украшение предмета,
но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной
форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь - образ.
Задание: выполнение эскиза декоративного
убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.).
Материалы:
смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной
разных оттенков), кисть, бумага.
Русская
народная вышивка.
Крестьянская
вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их
вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение.
Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских
рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их
необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери- земли,
древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет,
красный цвет).
Задания: создание эскиза вышитого полотенца по
мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой
бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель,
тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.
Народный
праздничный костюм.
Народный
праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в
основе — сарафан) и южнорусский (в основе панёва) комплекс женской одежды. Рубаха
— основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного
праздничного костюма в различных регионах России.
Свадебный
костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности
мироздания через связь небесного, земного и подземно- подводного миров, идеи
плодородия в образном строе народного праздничного костюма.
Защитная
функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в
народной одежде.
Задание: создание эскизов народного праздничного
костюма (женского или мужского) северных или южных украшение съемных детален
одежды для картонной игрушки-куклы; б) украшение крупных форм крестьянской
одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь,
кисти, мелки, пастель.
Народные
праздничные обряды. Календарные народные праздники
— это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь
то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира,
народное творчество в действии.
Обрядовые
действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки,
осенние праздники), их символическое значение.
Задание: раскрытие символического значения
обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок,
прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному
празднику (по выбору).
Связь времен в
народном искусстве
Древние
образы в современных народных игрушках. Магическая
роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь,
птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы,
росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.
Единство
формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные
декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской
игрушек.
Задание: создание из глины (пластилина) своего
образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с
традицией одного из промыслов.
Материалы: глина или пластилин.
Искусство
Гжели.
Краткие
сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для
отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной
промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.
Разнообразие
и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и
декоративно- сюжетные композиции.
Особенности
гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты,
виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов
— от светлого к темному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой,
спиралевидной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы
с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя
для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или
объемной (основа — баночка) формы нарядной гжельской росписью.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Городецкая
роспись.
Краткие
сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца — национальное
достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство
предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы
городецкой росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи.
Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и
сюжетных росписях.
Основные
приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов
быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и
др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти,
бумага, тонированная под дерево.
Хохлома.
Краткие сведения
из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи.
Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», —
главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного
орнамента, последовательность его выполнения.
Роспись «под фон»,
или фоновое письмо, его особенности. Причудливо- затейливая роспись «Кудрина».
Задание:
изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в
последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля — криуля,
изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно
тонируется желто-охристым цветом.
Материалы: карандаш,
гуашь, большие и маленькие кисти, бумага.
Жостово..
Роспись по
металлу. Краткие
сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов,
фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетаний в росписи крупных,
средних и мелких форм цветов.
Жостовская роспись
— свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности,
объемности в изображении цветов.
Основные приемы
жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка,
чертежка, привязка.
Задание:
выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные,
мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей
цветочной композиции.
Материалы: гуашь,
большие и маленькие кисти, белая бумага.
Щепа. Роспись по
лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Дерево и береста —
основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света.
Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения искусных
мастеров. Резное узорочье берестяных изделий.
Мезенская
роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее
своеобразие.
Изысканный
графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность.
Сочетание красно-коричневого, красного, зеленого замалевка с графической
линией — черным перьевым контуром.
Задания: 1. Создание эскиза одного из предметов
промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.
2.
Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную
форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).
Материалы: карандаш, бумага; картон, бумага
коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей.
Роль народных
художественных промыслов в современной жизни. Традиционные народные промыслы - гордость
и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений
традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как
искусство художественного сувенира».
Традиционные
народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих
промыслов поисковыми группами).
Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в
занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по
определенному признаку.
Декор —
человек, общество, время
Зачем людям
украшения.
Предметы
декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих
отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом,
определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном
строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности
украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задания: рассмотрение
и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме;
объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.
Роль
декоративного искусства в жизни древнего общества.
Роль
декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти,
могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
Символика
элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением
египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи
вечности, глаза-уаджета и др.).
Различие
одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задания: 1. Выполнение эскиза украшения
(солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и
др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в
котором используются характерные знаки-символы.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков,
кисти.
2.
Нанесение на пластину рисунка- узора и продавливание шариковой ручкой рельефа.
Материалы: фольга, пластина, шариковая ручка.
Одежда
«говорит» о человеке.
Одежда,
костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком —
знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.
Декоративно-прикладное
искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных
сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды
знатных китаянок, их украшения.
Декоративно-прикладное
искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно
не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой,
цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же — выявлять роль
людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные
общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты
торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном
искусстве XVII
в.причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели,
предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное
положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: выполнение коллективной работы «Бал во
дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных
предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах;
соединение деталей в общую композицию).
Материалы:
большой
лист бумаги, белая бумага, гуашь, кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.
О чём
рассказывают нам гербы и эмблемы.
Декоративность,
орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Первые
гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в
жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца,
символ чести рода.
Гербы
ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности.
Основные
части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические
фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета
в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит,
щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).
Символы
и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны,
города, партии, фирмы и др.
Задания: 1. Создание эскиза собственного
герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование
языка символов.
2.
Изображение эмблемы школы, кабинета или спортивного клуба.
Материалы: белая и цветная бумага,
ножницы, клей, гуашь, кисти.
Роль декоративного
искусства в жизни человека и общества. Итоговая
игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений
декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток,
репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания: 1.
Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть
костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил
художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал
(предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. 2.
Посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений
современных мастеров декоративно-прикладного искусства.
Декоративное
искусство в современном мире
Современное
выставочное искусство.
Многообразие
материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани,
моделирование одежды).
Современное
понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного
искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой
фантазии и воображения.
Пластический
язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных
средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной
композиции в конкретном материале.
Декоративный
ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный
художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного
искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие
(рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства;
рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного
декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных
средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием
выражения «произведение говорит языком материала».
Ты сам —
мастер.
Коллективная
реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология
работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись
по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно.
Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину.
Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более
крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Лоскутная
аппликация или коллаж.
Декоративные
игрушки из мочала.
Витраж в
оформлении интерьера школы.
Нарядные
декоративные вазы.
Декоративные
куклы.
Задания: 1. Выполнение творческих работ в разных
материалах и техниках. 2. Участие в отчетной выставке работ по
декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками».
Материалы:
материалы
для аппликации и коллажа, мочало, цветная бумага, веревки и шпагат, кусочки
ткани и меха, ленты и бусинки и т.п.
Средства
контроля
Данной
адаптированной рабочей программой предусмотрено использование следующих видов
контроля.
Стартовый
контроль
определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению
дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С
помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического
процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на
отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение
итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем,
крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего
контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего
учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового
контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.
Каждый из
перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих
методов и средств:
• устный (беседа,);
• практический
(художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-
2.Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу
5 класса учащиеся научатся:
·
Истокам
образного языка ДПИ;
·
Особенностям
уникального крестьянского искусства;
·
Получат
знание традиционных образов, мотивов;
·
Нескольким
народным художественным промыслам России, научаться различать их.
Ученик получит возможность:
·
Различать
по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен;
·
Различать
по материалу, технике исполнение современное ДПИ;
·
Умение
выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных
изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе
практической работы на уроках учащиеся научаться :
·
Пользоваться
языком ДПИ;
·
Передавать
единство формы и декора;
·
Выстраивать
декоративные, орнаментальные композиции;
·
Создавать
художественно-декоративные проекты предметной среды;
·
Владеть
практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№
|
Разделы
(ч)
|
|
|
1
|
Древние корни народного искусства (24
часа).
|
|
2
|
Связь времен в народном искусстве (28
часов).
|
|
3
|
Декор - человек, общество, время (21 час).
|
|
4
|
Декоративное искусство в современном
мире (28 часов).
|
|
5
|
Резерв 5ч
|
|
|
Итого
105ч
|
|
Календарно-тематическое
планирование
№ урока
|
Тема
|
Дата
|
план
|
факт
|
Древние
корни народного искусства (8час.)
|
|
1,2,3
|
Древние образы в
народном искусстве
|
|
|
4,5,6
|
Убранство
русской избы
|
|
|
7,8,9
|
Внутренний
мир русской избы
|
|
|
10,11,12
|
Конструкция
и декор предметов народного быта
|
|
|
13,14,15
|
Декор предметов
народного быта и труда. Прялка
|
|
|
16-18
|
Русская народная
вышивка
|
|
|
19-21
|
Народный
праздничный костюм
|
|
|
22-24
|
Народные
праздничные обряды
|
|
|
Связь времен в народном искусстве (8час.)
|
|
25,26
|
Древние образы в
современных народных игрушках
|
|
|
27-29
|
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
|
|
|
30-33
|
Городецкая роспись
|
|
|
34-37
|
Хохлома
|
|
|
38-41
|
Жостова.
|
|
|
42-44
|
Щепа.
Роспись по лубу и дереву
|
|
|
45-47
|
Тиснение
и резьба по бересте
|
|
|
48-50
|
Роль
народных художественных промыслов в
современной жизни
|
|
|
Декор,
человек, общество, время (8час)
|
|
51-54
|
Зачем
людям украшения
|
|
|
55-57
|
Роль
декоративного искусства в жизни
древнего общества
|
|
|
58-60
|
Декоративное
искусство Древнего Египта
|
|
|
61-63
|
Одежда
говорит о человеке
|
|
|
64-66
|
О
чём рассказывают нам гербы и эмблемы
|
|
|
67
|
О
чём рассказывают нам гербы и эмблемы
|
|
|
68,69
|
Символы
и эмблемы в современном обществе
|
|
|
70,71
|
Роль декоративного искусства
в жизни человека и общества
|
|
|
Декоративное
искусство в современном мире (10 ч.)
|
|
72,73
|
Современное
выставочное искусство
|
|
|
74-76
|
Народно
праздничная одежда
|
|
|
77-79
|
Эскиз русского
народного костюма
|
|
|
80-82
|
Изготовление
куклы берегини в русском народном костюме
|
|
|
83-85
|
Русский костюм и
современная мода
|
|
|
86
|
Русский костюм и современная мода
|
|
|
87-89
|
Эскиз орнамента по мотивам вышивки
русского народного костюма
|
|
|
90-92
|
Народные промыслы Итоговая работа
|
|
|
93-95
|
Ты сам — мастер
декоративно-прикладного искусства.
Создание декоративной работы в материале .
|
|
|
96-99
|
Ты сам — мастер
декоративно-прикладного искусства.
Создание
декоративной работы в материале.
|
|
|
|
|
|
|
|
Резерв уроки № 100-105
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.