Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лофицкая основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена
на педагогическом
совете
школы
Протокол
заседания
№ 1 от
«26» августа 2017 г.
|
Утверждаю
Директор
школы
___________
Талыкова Н.И.
Приказ
№ 42 от «26» августа 2017 г.
|
Адаптированная рабочая программа
по чтению
для детей с легкой
умственной отсталостью
начальный уровень
2 класс
Срок реализации программы – 1 год
Составил: Солодовникова Светлана
Николаевна,
учителя начальных классов
I квалификационной категории
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты
изучения учебного предмета.
3. Содержание учебного предмета.
4. Тематическое планирование.
5. Календарно-тематическое
планирование:
а) Календарно-тематическое
планирование. 2 класс. (Приложение 1)
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Адаптированная
рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью
составлена на основе следующих нормативных документов:
·
Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
·
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об
утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»
· Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
· Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I-III
(IV) классов) .
·
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего
образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных
предметов».
·
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе
в общеобразовательных школах.
·
Локальные акты ОУ:
- Учебный план МКОУ «Лофицкая ООШ» на 2017-2018 учебный год по
специальной (коррекционной) VIII вида программе для детей с умственной отсталостью;
- Годовой календарный учебный график МКОУ «Лофицкая ООШ» на
2017-2018 уч. год;
- Расписание учебных занятий на 2017-2018 учебный год,
на основании учебно-методических документов:
· адаптированной
образовательной программы МКОУ «Лофицкая ООШ»
· программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида для 1-4 классов, Сб.1./под ред. В.В.Воронковой.- М.:
Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
· учебника для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 2 класс. В 2-х частях. Ильина
С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И. Москва, «Просвещение», 2016
г.
Основная цель
– научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя,
осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о
прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
· Развивать навык правильного,
сознательного, беглого и выразительного чтения.
· Формировать читательскую
самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с
лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы,
формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры;
посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
· Учить самостоятельно
работать с книгой.
Тематика
произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития
познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания
нравственных качеств.
Совершенствование
техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения.
Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения,
которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития
овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое
чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется
постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению
целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2
классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается
примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение
содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом
очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и
закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное
значение.
Развитие
устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной
устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным
пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание
содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение
правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении
прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста
используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный
план.
Внеклассное
чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у
учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их
пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков
самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки;
умения выбирать книгу по интересу.
В
соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год на изучение
данного учебного предмета выделено 136 часов в год (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Список литературы
1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. Чтение. 2 класс. В 2-х частях. Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина
Т.М., Шишкова М.И.
2.
Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Чтение. 2 класс. Ильиной С.Ю., Аксеновой А.К., Головкиной
Т.М., Шишковой М.И.
3. Методические рекомендации. Чтение. 2–4 классы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ильина С. Ю.
2.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная
программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных,
предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО у/о.
Личностные
результаты
1)
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2)
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3)
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6)
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9)
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)
развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания
к чувствам других людей;
12)
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13)
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные
результаты
Минимальный
уровень:
· осознанное и
правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
· пересказ
содержания прочитанного текста по вопросам;
· участие в
коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
· выразительное
чтение наизусть 3-5 коротких стихотворений.
Достаточный
уровень:
· чтение текста
после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и
структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса
и темпом речи;
· ответы на
вопросы учителя по прочитанному тексту;
· определение
основной мысли текста после предварительного его анализа;
· чтение текста
молча с выполнением заданий учителя;
· определение
главных действующих лиц произведения;
· элементарная
оценка их поступков;
· чтение диалогов
по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после
предварительного разбора);
· пересказ текста
по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
· выразительное
чтение наизусть 5-7 стихотворений.
3.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Осень пришла – в школу пора.( 20
ч)
Кончилось лето. Первый урок. Я.
Аким. Грибной лес. Б. Заходер. Птичья школа.Осенние подарки. По Н. Сладкову. М.
Ивенсен. Падают, падают листья. Зачем дети ходят в школу. По В. Голявкину.
Серый вечер. По А. Тумбасову. Обобщение по разделу «Осень пришла –в школу
пора».
Почитаем - поиграем. (10 ч)
Одна буква. По А. Шибаеву.
Дразнилка. По С. Иванову. Дж. Ривз. Шумный Ба-Бах. Загадки. Кто квакает, кто
крякает, а кто каркает. Внеклассное чтение «Почитаем – поиграем».
В гостях у сказки.(15 ч)
Лиса и волк. Русская народная
сказка. Лиса и козёл. Русская народная сказка. Волк и баран. Литовская сказка.
Сказка о том, как зайцы испугали серого волка. По С. Прокофьевой. Рак и ворона.
Литовская сказка. Благодарный медведь. Мордовская сказка. Как белка и заяц друг
друга не узнали. Якутская сказка. Волк и ягненок. Армянская сказка. Обобщение к
разделу «В гостях у сказки».
Животные рядом с нами (16 ч)
Умная собака. Индийская сказка.Я
домой пришла. По Э. Шиму.Кролики. По Е. Чарушину. В. Лифшиц. Баран. Храбрый
утенок. По Б. Житкову. М. Бородицкая. Котенок. Три котенка по В. Сутееву.
Упрямые козлята. В. Лифшиц. Пес. Внеклассное чтение «Животные рядом с нами».
Ой – ты, зимушка - зима. (1 ч)
Я. Аким. Первый снег. Снежный
колобок. По Н. Калининой.Снеговик – новосел. По С. Вангели.Воробышкин домик. По
Е. Шведеру. Г. Галина. Зимние картинки. Ш. Галиев. Купили снег. Буратиний нос.
По Г. Юдину. Про елки. По В. Сутееву. Коньки купили не напрасно. По В.
Голявкину. Ромашки в январе. По М. Пляцковскому.Мороз и Заяц. Русская народная
сказка. Вьюга. Литовская народная сказка. На лесной полянке. По Г.
Скребицкому.Обобщение по разделу «Ой ты, Зимушка-зима».
Что такое хорошо и что такое
плохо (17 ч)
Коля заболел. По А. Митту. Д.
Летнева. Подружки рассорились. Вязальщик. По В. Голявкину. Г. Ладонщиков.
Самокат. Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик. По Э. Киселевой. Торопливый ножик.
По Е. Пермяку. Вьюга. По В. Сухомлинскому. Трус. По И. Бутмину. Как я под
партой сидел. По В. Голявкину. Мед в кармане. По В. Витка. Канавка. По В.
Донниковой. Назло солнцу. Узбекская сказка. А. Барто. Мостки. Песенка обо всем.
По М. Дружининой. Л. Квитко. Лемеле хозяйничает. Неряха.По И. Туричину.
Внеклассное чтение «Что такое хорошо и что такое плохо».
Весна идет (20 ч)
Я. Аким. Март. Невидимка. По Ю.
Ковалю. В. Берестов. Праздник мам. Подарок к празднику. По В. Драгунского. Снег
и заяц. Бурятская сказка. Лягушонок. По М. Пришвину. Г. Ладонщиков. Весна.
Барсук. По Е. Чарушину. С. Маршак. Весенняя песенка. На краю леса. По И.
Соколову- Микитову. Подходящая вещь. По В. Голявкину. М. Пляцковский. Деньки
стоят погожие. Ручей и камень. По С. Козлову. Как птицы лису проучили. Русская
народная сказка. Вкусный урок. По Т. Шарыгиной.С. Косенко. Почему скворец
веселый? Э. Шим. Храбрый птенец. Кому пригодилась старая Митина шапка. По М.
Быкову. Обобщение к разделу «Весна идет».
Чудесное рядом (13 ч)
Лосенок. Г. Цыферов. Удивление
первое.Осьминожек. По Г. Снегиреву. Друзья. По С. Козлову. Необыкновенная
весна. По С. Козлову. Кот Иваныч. По Г. Скребицкому. Золотой луг. По М.
Пришвину.Неродной сын. По В. Бианки. Ю. Кушак. Подарок.Небесный слон. По В.
Бианки. Внеклассное чтение «Чудесное рядом».
Лето красное (8 ч)
Светляки. По И.
Соколову-Микитову. Петушок и солнышко. По Г. Цыферову. И. Гамазкова. Прошлым
летом. С.Махотин. Поход. Раки. По Е. Пермяку. В. Викторов. В гости к лету.
Обобщение к разделу «Лето красное».
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Название раздела
|
Кол- во часов
|
1.
|
Осень пришла – в школу пора
|
20
|
2.
|
Почитаем - поиграем
|
10
|
3.
|
В гостях у сказки
|
15
|
4.
|
Животные рядом с нами
|
16
|
5.
|
Ой – ты, зимушка - зима
|
17
|
6.
|
Что такое хорошо и что такое плохо
|
17
|
7.
|
Весна идет
|
20
|
8.
|
Чудесное рядом
|
13
|
9.
|
Лето красное
|
8
|
|
Итого
|
136
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.