Рабочая программа
объединения
естественно -
научной направленности
«Среда обитания»
2Б класс
Срок реализации программы 3 года
Составитель:
Учитель начальных классов
Платонова Регина
Владимировна
г. Тверь
2017-2018учебный
год .
Пояснительная
записка
Модельная дополнительная
общеобразовательная программа «Среда обитания» реализуется на трех ступенях.
Актуальность программы:
раннее обучение будущих граждан заботиться об окружающей природе.
Цель программы: создать
условия для развития экологической культуры подрастающего поколения,
становление такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы
мотивированное, осознанное стремление к овладению знаниями и навыками,
необходимыми для личного участия в решении существующих экологических проблем и
предупреждении новых.
Задачи программы:
Познавательные:
ü Формирование
системы знаний, умений и навыков, а так же технологий и стратегий
взаимодействия с окружающей средой;
ü Раскрытие
способностей к наблюдению, установлению взаимосвязей и осознанию своей
включенности в природные процессы, к активному участию в практической
деятельности по охране окружающей среды;
ü Формирование
устойчивой мотивации и ответственного отношения к сохранению своего здоровья и
здоровья окружающих;
ü Формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Развивающие:
ü Развитие
общекультурных, коммуникативных, профессиональных, информационных
компетентностей, а также компетентности разрешения проблем.
Воспитательные:
ü Воспитание
позитивного и ответственного отношения к природе;
ü Формирование
правильной гражданской позиции;
ü Воспитание
гармоничной личности на основе единения с природой, правильного восприятия роли
и места человека в глобальной системе «природа – человек – общество».
Модули программы проходят через все 3 года
обучения, что позволяет расширить и углубить знания и умения обучающихся.
Возраст обучающихся - 8 – 10 лет.
Кратность занятий в неделю:
ü 1
год обучения: 2 класс, 1 занятие в неделю по 45 минут.
ü 2
год обучения: 3 класс, 1 занятие в неделю по 45 минут.
ü 3
год обучения: 4 класс, 1 занятие в неделю по 45 минут.
Ожидаемые результаты
1. Личностные
результаты:
1 ступень «Стажер»
(нашивка красного цвета) – ребенок проявляет живой интерес к объектам
окружающего мира, условиям жизни людей, животных, растений, может оценить их
состояние с позиции плохо – хорошо, принимает правила поведения в окружающей
среде;
2 ступень «Юный эколог»
(нашивка желтого цвета) – с интересом участвует в экологически ориентированной
действительности, может указать на некоторые видимые экологические проблемы и
предложить пути их решения;
3 ступень «Магистр
экологии» (нашивка зеленого цвета) - эмоционально реагирует на окружающий мир,
природу, людей, пытается передать свои чувства в доступных видах творчества
(рисунок, статья в газету), самостоятельно выбирает объект своей экологической
деятельности, организует и выполняет работу по устранению проблемы окружающей
среды.
2. Метапредметные
результаты:
ü Освоение
основных методик учебно-исследовательской деятельности;
ü Освоение
основ смыслового чтения и работа с текстом;
ü Сформированность
следующих компетенций:
Общекультурных
1. Владение
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации,
постановке цели и выбору путей ее достижения;
2. Умение
логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь;
3. Стремление
к саморазвитию и адаптации к жизни;
4. Осознание
социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к
выполнению профессиональной деятельности;
5. Овладение
навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
6. Способность
работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Профессиональных
1. Способность
применять современные методики исследования объектов;
2. Умение
использовать экологические нормы в быту, правила поведения в природе, правила
по технике безопасности, санитарии, гигиене и культуре труда;
3. Приобретение
УУД в исследовании природных объектов;
Регулятивных:
обучающийся научится самостоятельно
анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных педагогом
дополнительного образования ориентиров действий в области экологии,
природоохранной деятельности;
Коммуникативных:
1. Обучающийся
научится задавать вопросы, работать в группе, эффективно сотрудничать,
использовать приемы поиска информации в Интернете;
2. Получит
возможность научиться вступать в диалог, оказывать помощь партнерам.
Познавательных:
Обучающийся
научится проводить исследование, реализует проект под руководством педагога
дополнительного образования, создавать и преобразовывать модели и схемы
действий при решении задач; получит возможность ставить проблему,
аргументировать ее актуальность, делать выводы.
3. Предметные
результаты:
1 год обучения.
Обучающийся должен знать:
ü Основные
экологические понятия;
ü О
месте человека в экосистеме «Земля»;
ü Экологические
проблемы своей местности;
ü Что
такое проект, исследовательская работа.
Обучающийся должен уметь:
ü Определять
экологические проблемы окружающей среды и предлагать пути их решения;
ü Самостоятельно
работать с литературой и др. источниками;
ü Выполнять
проектные работы по экологии, предложенные педагогом;
ü Проводить
исследовательские работы по экологии с помощью педагога;
ü Вести
опросы, обрабатывать результаты и формулировать выводы;
ü Изготавливать
поделки из вторсырья.
2 год обучения.
Обучающийся должен знать:
ü Основные
экологические проблемы поселка, района, города, формы и методы охраны
окружающей среды;
ü Принципы
рационального природопользования;
ü Взаимозависимость
окружающей среды и здоровья человека;
ü Экологические
взаимосвязи и правила разумного поведения человека в природе;
ü Этапы
проекта, правила его построения.
Обучающийся должен уметь:
ü Выявлять
экологические проблемы окружающей среды и предлагать пути их решения;
ü Самостоятельно
добывать знания и применять их на практике;
ü Грамотно
вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать
на вопросы различного характера;
ü Определять
необходимость того или иного проекта, разрабатывать и совместно его выполнять;
ü Выполнять
исследовательские работы по экологии в минигруппах;
ü Выращивать
цветную и овощную рассаду;
ü Находить
«вторую» жизнь «отходам».
3 год обучения
Обучающийся должен знать:
ü Экологические
преимущества и недостатки родного города, поселка;
ü О
современном состоянии окружающей среды и способах охраны природы;
ü Законы
РФ об охране окружающей среды;
ü Требования
к выполнению исследовательской работы;
ü Как
подготовить и воплотить экологический проект в жизнь.
Обучающийся должен уметь:
ü Видеть
проблемы окружающей среды и действовать по их преодолению;
ü Видеть
экологические опасности вокруг себя;
ü Работать
с сельхозинвентарем;
ü Подготовит
и организовать акции, проекты с обучающимися 1 и 2 годов обучения;
ü Проводить
мастер-классы, игровые программы, праздники;
ü Самостоятельно
выполнять проектные работы по экологии;
ü Самостоятельно
выполнять исследовательские работы по экологии, оказывать помощь «начинающим».
Обучающийся должен владеть:
ü Методами
организации рационального кормления, содержания и разведения животных, методами
выращивания сельскохозяйственной продукции, экономическим расчетом выгодности
сельскохозяйственного производства;
ü Научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
ü Способность
применять современные методики исследования объектов;
ü Умение
использовать экологические нормы в быту. Правила поведения в природе, правила
по технике безопасности, санитарии, гигиене и культуре труда.
Календарно-тематическое
планирование
модельной
дополнительной общеразвивающей программы
«Среда обитания»
1 год обучения 2Б
класс
2017-2018 учебный
год.
Тема
|
Количество
часов
|
Дата
проведения
|
теория
|
практика
|
Занятие
– знакомство. Вводный инструктаж по технике безопасности. (1 час)
|
-
|
1
|
|
I.
Человек и природа (4 часа)
|
1.Наука
«экология».
|
1
|
1
|
|
2.Что
такое экосистема?
|
-
|
1
|
|
3.Викторина
«Мир природы».
|
-
|
1
|
|
II. Сок жизни
на Земле (4 часа)
|
1.Вода
на земле.
|
1
|
1
|
|
2.Виртуальный
экскурс.
|
-
|
1
|
|
3.Качества
воды.
|
-
|
1
|
|
III.
Зелёная планета (6 часов)
|
1.Царство
растений.
|
1
|
1
|
|
2.Жизнь
дерева.
|
1
|
1
|
|
3.Цветы
на подоконнике.
|
-
|
1
|
|
4.Игра-путешествие
«В мире растений».
|
-
|
1
|
|
IV.
Братья меньшие (3 часа)
|
1.Братья
меньшие.
|
-
|
1
|
|
2.Пернатые
друзья.
|
-
|
1
|
|
3.Домашние
«пушистики».
|
-
|
1
|
|
V.
Экология человека (5 часов)
|
1.
Занятие-огонёк «Экология души».
|
-
|
1
|
|
2.
Диспут «Экология начинается с улыбки».
|
-
|
1
|
|
3.
Здоровый образ жизни.
|
1
|
1
|
|
4.
Опасная химия и здоровье человека.
|
-
|
1
|
|
VI. Чем
дальше в лес…( 6 часов)
|
1.О
мусоре и НЕ мусоре.
|
1
|
1
|
|
2.Приметы
времени.
|
-
|
1
|
|
3.Туризм
и природа.
|
1
|
1
|
|
4.Экологическое
шоу «Мусорный карнавал»
|
-
|
1
|
|
VII.
Штаб юных экологов (1 час)
|
-
|
1
|
|
VIII.
Экологический пресс-клуб (1 час)
|
|
1
|
|
IX.
Экологические праздники (3 часа)
|
-
|
3
|
|
ИТОГО:
34
|
|
|
|
Календарно-тематическое
планирование
модельной
дополнительной общеразвивающей программы
«Среда
обитания».
2 год
обучения, 3Б класс, 2018-2019 учебный год.
|
|
|
|
|
|
Тема
|
Количество
часов
|
Дата
проведения
|
Теория
|
практика
|
Занятие-огонек «Мы снова вместе!».
Вводный инструктаж по технике
безопасности.
|
-
|
1
|
|
I. Человек и природа (5 часов)
|
1.Экологическое
равновесие.
|
1
|
1
|
|
2.
Устный журнал «Жизнь ради жизни».
|
-
|
1
|
|
3.
Экологические катастрофы.
|
-
|
1
|
|
4.
Игра «Юные экологи».
|
-
|
1
|
|
II. Сок жизни на Земле (5 часов)
|
1.Все
о воде.
|
1
|
1
|
|
2.
Охрана водных ресурсов.
|
-
|
1
|
|
3.
Водоснабжение.
|
-
|
1
|
|
4.
Методы очистки воды.
|
-
|
1
|
|
III. Зелёная планета (4 часа)
|
1.Жизнь
леса.
|
1
|
1
|
|
2.
Поговорим о растениях
|
-
|
1
|
|
3
Игра-викторина «Раз ромашка, два
ромашка…»
|
-
|
1
|
|
IV. Братья меньшие (4 часа)
|
1.«Тайны
живой природы»
|
-
|
1
|
|
2.Летят
перелётные птицы…
|
-
|
1
|
|
3.
«Мы в ответе…».
|
-
|
1
|
|
4.
Ярмарка «Добрая зима».
|
-
|
1
|
|
V. Экология человека (7 часов)
|
1.
Тренинговая игра «Лес характеров».
|
-
|
1
|
|
2.
Интеллектуальное казино «Будь здоров».
|
-
|
1
|
|
3.
Солнце, воздух и вода - наши лучшие
друзья.
|
-
|
1
|
|
4.
Опасное – рядом!
|
1
|
1
|
|
5.
Неприятные соседи.
|
-
|
1
|
|
6.
Экосистема жилища.
|
-
|
1
|
|
VI. Чем дальше в лес…(5 часов)
|
1.
Мусор.
|
-
|
1
|
|
2.Ток-шоу
«Мусор в городе. Кто виноват, и
что
делать?».
|
-
|
1
|
|
3.«Листок
жизни».
|
-
|
1
|
|
4.Экотуризм.
|
-
|
1
|
|
5.Экологическая
игра-путешествие «Мы
идем
в поход».
|
-
|
1
|
|
VII. Штаб юных экологов (1 час)
|
-
|
1
|
|
VIII. Экологический пресс-клуб (1 час)
|
-
|
1
|
|
IX. Экологические праздники (1 час)
|
-
|
1
|
|
Итого:
34
|
|
|
|
Учебно –
тематический план
модельной
дополнительной общеразвивающей программы
«Среда обитания».
3 год обучения, 4Б
класс, 2019-2020 учебный год.
Тема
|
Количество
часов
|
Дата
проведения
|
Теория
|
практика
|
|
|
|
|
Занятие-огонек «Мои летние экологические
достижения». Инструктаж по технике
безопасности.
|
-
|
1
|
|
I. Человек и природа (4 часов)
|
1.Человек
– звено общей цепи.
|
-
|
1
|
|
2.Тайны
живой природы.
|
-
|
1
|
|
3.
Защита экологии.
|
1
|
1
|
|
4.Деловая
игра «Экологический баланс».
|
-
|
1
|
|
II.Сок жизни на Земле (5 часов)
|
1.«Бомба
замедленного действия».
|
1
|
1
|
|
2.
Ни дня без воды.
|
1
|
1
|
|
3.Катастрофы
и человек
|
-
|
1
|
|
III. Зелёная планета(5 часов)
|
1.Лес
– зелёное море.
|
-
|
1
|
|
2.Наши
помощники.
|
1
|
1
|
|
3.Ландшафтный
дизайн.
|
-
|
1
|
|
4.Занятие-путешествие.
|
-
|
1
|
|
IV. Братья меньшие.(4 часа)
|
1.Рядом
с тобой.
|
1
|
1
|
|
2.Жизнь
птиц.
|
-
|
1
|
|
3.Наука
бионика.
|
-
|
1
|
|
V. Экология человека(4 часа)
|
1.Уроки
жизни
|
-
|
1
|
|
2.Человек
и климат
|
1
|
1
|
|
3.Голод
– не тётка?
|
-
|
1
|
|
VI. Чем дальше в лес…(34 часа)
|
1.«Чёрная
смерть»
|
-
|
1
|
|
2.Экология
и экономия.
|
-
|
1
|
|
3.Отдыхающие
и лес.
|
-
|
1
|
|
VII. Штаб юных экологов (1 час)
|
-
|
1
|
|
VIII. Экологический пресс-клуб (1 час)
|
|
1
|
|
IX. Экологические праздники (2 часа)
|
-
|
2
|
|
X. Я – комиссар! (1час)
|
-
|
1
|
|
XI. Мой экологический проект (2 часа)
|
-
|
2
|
|
Итого: 34
|
|
|
|
Методическое
обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
«Среда
обитания».
При реализации программы используются
разнообразные формы занятий6 беседы, игры, практические занятия, конкурсы,
викторины, праздники, проекты.
Методическое
обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Среда обитания» включает:
1. Поурочное
планирование теоретических и практических занятий;
2. Подобранный
и обобщенный материал по темам занятий;
3. Разработки
викторин, праздников, тестов, тигр и проектов;
4. Методические
пособия по темам программы;
5. Сборник
вопросов по диагностике знаний, умений;
6. Наглядно
– иллюстративный материал (таблицы, схемы, муляжи, фотографии и др.);
7. Методика
проведения исследований;
8. Специальная
литература.
Раздел
|
Формы
занятий
|
Приемы
и методы
|
Дидактический
материал, техническое оснащение занятий
|
1
год обучения
|
Фронтальные:
беседа, рассказ Групповые: игра, наблюдение,
праздник,
практическая
работа.
|
Информационно-рецептивный,
эвристический метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод,
проектный метод, репродуктивный метод.
|
Наглядно-иллюстративный
материал. Мультимедийная техника. Презентации.
|
2
год обучения
|
Фронтальные:
беседа, рассказ, демонстрация Групповые: игра, наблюдение, праздник,
практическая работа.
|
Информационно-рецептивный,
эвристический метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод,
проектный метод, репродуктивный метод.
|
Мультимедийная
техника. Наглядно-иллюстративный материал. Презентации.
|
3
год обучения
|
Фронтальные:
беседа, рассказ, демонстрация Групповые: игра, наблюдение, праздник,
практическая работа.
|
Информационно-рецептивный,
эвристический метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод,
проектный метод, продуктивный метод.
|
Мультимедийная
техника. Наглядно-иллюстративный материал. Презентации.
|
Список литературы.
Литература для учителя:
1.
Глобальная сеть Интернет.
2.
Журналы «Начальная
школа», №10 - 2006, №2 - 2007, №6 - 2008, №2 -2009, №6-2009.
3.
Журналы «Цветоводство 2007-2009.
4.
Журналы «Ландшафтный дизайн» 2007-2009
5.
Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост.
С.М.Курганский. – М.:
ВАКО,2015. – 288с.
Литература для
родителей и детей:
1.
Глобальная сеть Интернет.
2.
Журналы «Цветоводство 2007-2009.
3.
Журналы «Ландшафтный дизайн» 2007-2009.
4.
Голубева Н.В. Все, что Вы хотели спросить о
комнатных растениях. Самоучитель комнатного цветоводства.- С.-ПБ. Нева, 2005. –
125с.
5.
Все о комнатных растениях. Подробный справочник о
500 видах комнатных растений.- М.: АСТ Астраль, 2005.-320 с.
6.
Научно-познавательная
литература «Что? Как? Почему?» - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 256 с.
7.
Энциклопедия
животных. - М.: Издательство ЭКСМО, 2007. - 128 с.
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия
для
детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2008.
- Дыбина О. В. Неизведанное
рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В.
10. Щетинина. – М,
Сфера, 2007.
- Кирсанова, Т. А. Птичьи
имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. -
2008. - № 1.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес
природы./ Энциклопедии для
любознательных. Москва 2010.
- Сэм Тэплин. / Динозавры и
доисторические животные. / Энциклопедии для
любознательных. / Харьков , Белгород
2009.
- Бен Денн. / Моря и океаны. /
Энциклопедии для любознательных. / Харьков Белгород
2009.
15. Цеханская А.Ф.,
Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
- Пол Даузвелл.
/В мире животных./Энциклопедии для любознательных. Харьков, Белгород
2008.
- Роберт Коуп. / Мир насекомых. /
Москва «Махаон» 2009
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.