Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа объединения естественно - научной направленности «Среда обитания» 2Б класс

Рабочая программа объединения естественно - научной направленности «Среда обитания» 2Б класс

Скачать материал

                                                                                                                         

 

 

 

Рабочая программа объединения

естественно - научной направленности

«Среда обитания»

2Б класс

 

 

 

  

                        Срок реализации программы 3 года                        

                                

 

 

                                  Составитель:

                                       Учитель начальных классов

Платонова Регина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тверь

2017-2018учебный год .

 

 

 

Пояснительная записка

Модельная дополнительная общеобразовательная программа «Среда обитания» реализуется на трех ступенях.

Актуальность программы: раннее обучение будущих граждан заботиться об окружающей природе.

Цель программы: создать условия для развития экологической культуры подрастающего поколения, становление такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, осознанное стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении существующих экологических проблем и предупреждении новых.

Задачи программы:

Познавательные:

ü  Формирование системы знаний, умений и навыков, а так же технологий и стратегий взаимодействия с окружающей средой;

ü  Раскрытие способностей к наблюдению, установлению взаимосвязей и осознанию своей включенности в природные процессы, к активному участию в практической деятельности по охране окружающей среды;

ü  Формирование устойчивой мотивации и ответственного отношения к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих;

ü  Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Развивающие:

ü  Развитие общекультурных, коммуникативных, профессиональных, информационных компетентностей, а также компетентности разрешения проблем.

Воспитательные:

ü  Воспитание позитивного и ответственного отношения к природе;

ü  Формирование правильной гражданской позиции;

ü  Воспитание гармоничной личности на основе единения с природой, правильного восприятия роли и места человека в глобальной системе «природа – человек – общество».

Модули программы проходят через все 3 года обучения, что позволяет расширить и углубить знания и умения обучающихся.

Возраст обучающихся  - 8 – 10 лет. Кратность занятий  в неделю:

ü  1 год обучения:  2 класс, 1 занятие в неделю по 45 минут.

ü  2 год обучения: 3 класс, 1 занятие в неделю по 45 минут.

ü  3 год обучения: 4 класс, 1 занятие в неделю по 45 минут.

Ожидаемые результаты

1.      Личностные результаты:

1 ступень «Стажер» (нашивка красного цвета) – ребенок проявляет живой интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, животных, растений, может оценить их состояние с позиции плохо – хорошо, принимает правила поведения в окружающей среде;

2 ступень «Юный эколог»  (нашивка желтого цвета) – с интересом участвует в экологически ориентированной действительности, может указать на некоторые видимые экологические проблемы и предложить пути их решения;

3 ступень «Магистр экологии» (нашивка зеленого цвета) -  эмоционально реагирует на окружающий мир, природу, людей, пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунок, статья в газету), самостоятельно выбирает объект своей экологической деятельности, организует и выполняет работу по устранению проблемы окружающей среды.

2.      Метапредметные результаты:

ü Освоение основных методик учебно-исследовательской деятельности;

ü Освоение основ смыслового чтения и работа с текстом;

ü Сформированность следующих компетенций:

Общекультурных

1.      Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

2.      Умение логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь;

3.      Стремление к саморазвитию и адаптации к жизни;

4.      Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

5.      Овладение навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

6.      Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Профессиональных

1.      Способность применять современные методики исследования объектов;

2.      Умение использовать экологические нормы в быту, правила поведения в природе, правила по технике безопасности, санитарии, гигиене и культуре труда;

3.      Приобретение УУД в исследовании природных объектов;

Регулятивных:

обучающийся научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных педагогом дополнительного образования ориентиров действий в области экологии, природоохранной деятельности;

Коммуникативных: 

1.      Обучающийся научится задавать вопросы, работать в группе, эффективно сотрудничать, использовать приемы поиска информации в Интернете;

2.      Получит возможность научиться вступать в диалог, оказывать помощь партнерам.

Познавательных:

Обучающийся научится проводить исследование, реализует проект под руководством педагога дополнительного образования, создавать и преобразовывать модели и схемы действий при решении задач; получит возможность ставить проблему, аргументировать ее актуальность, делать выводы.

3.      Предметные результаты:

1 год обучения.

Обучающийся должен знать:

ü Основные экологические понятия;

ü О месте человека в экосистеме «Земля»;

ü Экологические проблемы своей местности;

ü Что такое проект, исследовательская работа.

         Обучающийся должен уметь:

ü  Определять экологические проблемы окружающей среды и предлагать пути их решения;

ü  Самостоятельно работать с литературой и др. источниками;

ü  Выполнять проектные работы по экологии, предложенные педагогом;

ü  Проводить исследовательские работы по экологии с помощью педагога;

ü  Вести опросы, обрабатывать результаты и формулировать выводы;

ü  Изготавливать поделки из вторсырья.

           2 год обучения.

Обучающийся должен знать:

ü Основные экологические проблемы поселка, района, города, формы и методы охраны окружающей среды;

ü Принципы рационального природопользования;

ü Взаимозависимость окружающей среды и здоровья человека;

ü Экологические взаимосвязи и правила разумного поведения человека в природе;

ü Этапы проекта, правила его построения.

            Обучающийся должен уметь:

ü Выявлять экологические проблемы окружающей среды и предлагать пути их решения;

ü Самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

ü Грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

ü Определять необходимость того или иного проекта, разрабатывать и совместно его выполнять;

ü Выполнять исследовательские работы по экологии в минигруппах;

ü Выращивать цветную и овощную рассаду;

ü Находить «вторую» жизнь «отходам».

3 год обучения

Обучающийся должен знать:

ü  Экологические преимущества и недостатки родного города, поселка;

ü  О современном состоянии окружающей среды и способах охраны природы;

ü  Законы РФ об охране окружающей среды;

ü  Требования к выполнению исследовательской работы;

ü  Как подготовить и воплотить экологический проект в жизнь.

Обучающийся должен уметь:

ü  Видеть проблемы окружающей среды и действовать по их преодолению;

ü  Видеть экологические опасности вокруг себя;

ü  Работать с сельхозинвентарем;

ü  Подготовит и организовать акции, проекты с обучающимися  1 и  2 годов обучения;

ü  Проводить мастер-классы, игровые программы, праздники;

ü  Самостоятельно выполнять проектные работы по экологии;

ü  Самостоятельно выполнять исследовательские работы по экологии, оказывать помощь «начинающим».

Обучающийся должен владеть:

ü  Методами организации рационального кормления, содержания и разведения животных, методами выращивания сельскохозяйственной продукции, экономическим расчетом выгодности сельскохозяйственного производства;

ü   Научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

ü  Способность применять современные методики исследования объектов;

ü  Умение использовать экологические нормы в быту. Правила поведения в природе, правила по технике безопасности, санитарии, гигиене и культуре труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

модельной дополнительной общеразвивающей программы

«Среда обитания»

1 год обучения 2Б класс

2017-2018 учебный год.

 Тема 

Количество часов

Дата проведения

теория

практика

Занятие – знакомство. Вводный инструктаж по технике безопасности. (1 час)

-

1

 I. Человек и природа (4 часа)

1.Наука «экология».

1

1

2.Что такое экосистема?

-

1

3.Викторина «Мир природы».

-

1

II. Сок  жизни на Земле (4 часа) 

1.Вода на земле.

1

1

2.Виртуальный экскурс.

-

1

3.Качества воды.

-

1

III. Зелёная планета (6 часов)

1.Царство растений.

1

1

2.Жизнь дерева.

1

1

3.Цветы на подоконнике.

-

1

4.Игра-путешествие «В мире растений».

-

1

IV. Братья меньшие (3 часа)

1.Братья меньшие.

-

1

2.Пернатые друзья.

-

1

3.Домашние «пушистики».

-

1

V. Экология человека (5 часов)

1. Занятие-огонёк «Экология души».

-

1

2. Диспут «Экология начинается с улыбки».

-

1

3. Здоровый образ жизни.

1

1

4. Опасная химия и здоровье человека.

-

1

VI. Чем дальше в лес…( 6 часов)

1.О мусоре и НЕ мусоре.

1

1

2.Приметы времени.

-

1

3.Туризм и природа.

1

1

4.Экологическое шоу «Мусорный карнавал»

-

1

VII. Штаб юных экологов (1 час)

-

1

VIII. Экологический пресс-клуб (1 час)

1

IX. Экологические праздники (3 часа)

-

3

ИТОГО:                                                                              34

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

модельной дополнительной общеразвивающей программы

«Среда обитания».

2 год обучения, 3Б класс, 2018-2019 учебный год.

 

       Тема

Количество часов

Дата проведения

Теория

практика

Занятие-огонек «Мы снова вместе!».

Вводный инструктаж по технике

безопасности.

-

1

I. Человек и природа (5 часов)

1.Экологическое равновесие.

1

1

2. Устный журнал «Жизнь ради жизни».

-

1

3. Экологические катастрофы.

-

1

4. Игра «Юные экологи».

-

1

II. Сок жизни на Земле (5 часов)

1.Все о воде.

1

1

2. Охрана водных ресурсов.

-

1

3. Водоснабжение.

-

1

4. Методы очистки воды.

-

1

III. Зелёная планета (4 часа)

1.Жизнь леса.

1

1

2. Поговорим о растениях

-

1

3  Игра-викторина «Раз ромашка, два

ромашка…»

-

1

IV. Братья меньшие (4 часа)

1.«Тайны живой природы»

-

1

2.Летят перелётные птицы…

-

1

3. «Мы в ответе…».

-

1

4. Ярмарка «Добрая зима».

-

1

V. Экология человека (7 часов)

1. Тренинговая игра «Лес характеров».

-

1

2. Интеллектуальное казино «Будь здоров».

-

1

3. Солнце, воздух и вода - наши лучшие

друзья.

-

1

4. Опасное – рядом!

1

1

5. Неприятные соседи.

-

1

6. Экосистема жилища.

-

1

VI. Чем дальше в лес…(5 часов)

1. Мусор.

-

1

2.Ток-шоу «Мусор в городе. Кто виноват, и

что делать?».

-

1

3.«Листок жизни».

-

1

4.Экотуризм.

-

1

5.Экологическая игра-путешествие «Мы

идем в поход».

-

1

VII. Штаб юных экологов (1 час)

-

1

VIII. Экологический пресс-клуб (1 час)

-

1

IX. Экологические праздники (1 час)

-

1

Итого:                                                                                   34

 

 Учебно – тематический план

модельной дополнительной общеразвивающей программы

«Среда обитания».

3 год обучения, 4Б класс, 2019-2020 учебный год.

       Тема

Количество часов

Дата проведения

Теория

практика

 

Занятие-огонек «Мои летние экологические

достижения». Инструктаж по технике

безопасности.

-

1

I. Человек и природа (4 часов)

1.Человек – звено общей цепи.

 -

1

 

2.Тайны живой природы.

-

1

3. Защита экологии.

1

1

4.Деловая игра «Экологический баланс».

-

1

II.Сок жизни на Земле (5 часов)

1.«Бомба замедленного действия».

 1

1

2. Ни дня без воды.

1

1

3.Катастрофы и человек

-

1

III. Зелёная планета(5 часов)

1.Лес – зелёное море.

-

1

2.Наши помощники.

1

1

3.Ландшафтный дизайн.

-

1

4.Занятие-путешествие.

1

IV. Братья меньшие.(4 часа)

1.Рядом с тобой.

1

1

2.Жизнь птиц.

-

1

3.Наука бионика.

-

1

V. Экология человека(4 часа)

1.Уроки жизни

-

1

2.Человек и климат

1

1

3.Голод – не тётка?

-

1

VI. Чем дальше в лес…(34 часа)

1.«Чёрная смерть»

-

1

2.Экология и экономия.

-

1

3.Отдыхающие и лес.

-

1

VII. Штаб юных экологов (1 час)

-

1

VIII. Экологический пресс-клуб (1 час)

1

IX. Экологические праздники (2 часа)

-

2

X. Я – комиссар! (1час)

-

1

XI. Мой экологический проект (2 часа)

-

2

Итого:                                                                                           34

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

«Среда обитания».

При реализации программы используются разнообразные формы занятий6 беседы, игры, практические занятия, конкурсы, викторины, праздники, проекты.

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Среда обитания» включает:

1.      Поурочное планирование теоретических и практических занятий;

2.      Подобранный и обобщенный материал по темам занятий;

3.      Разработки викторин, праздников, тестов, тигр и проектов;

4.      Методические пособия по темам программы;

5.      Сборник вопросов по диагностике знаний, умений;

6.      Наглядно – иллюстративный материал (таблицы, схемы, муляжи, фотографии и др.);

7.      Методика проведения исследований;

8.      Специальная литература.

Раздел

Формы

занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

1 год обучения

Фронтальные: беседа, рассказ Групповые: игра, наблюдение,

праздник,

практическая работа.

Информационно-рецептивный, эвристический метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, проектный метод, репродуктивный метод.

Наглядно-иллюстративный материал. Мультимедийная техника. Презентации.

2 год обучения

Фронтальные: беседа, рассказ, демонстрация Групповые: игра, наблюдение, праздник, практическая работа.

Информационно-рецептивный, эвристический метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, проектный метод, репродуктивный метод.

Мультимедийная техника. Наглядно-иллюстративный материал. Презентации.

3 год обучения

Фронтальные: беседа, рассказ, демонстрация Групповые: игра, наблюдение, праздник, практическая работа.

Информационно-рецептивный, эвристический метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, проектный метод, продуктивный метод.

Мультимедийная техника. Наглядно-иллюстративный материал. Презентации.

 

 

 

Список литературы.

Литература для учителя:

1.         Глобальная сеть Интернет.

2.         Журналы «Начальная школа», №10 - 2006, №2 - 2007, №6 - 2008, №2 -2009, №6-2009.

3.         Журналы «Цветоводство 2007-2009.

4.         Журналы «Ландшафтный дизайн» 2007-2009

5.         Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост. С.М.Курганский. – М.:                

              ВАКО,2015. – 288с.

Литература для родителей  и детей:

 

1.         Глобальная сеть Интернет.

2.         Журналы «Цветоводство 2007-2009.

3.         Журналы «Ландшафтный дизайн» 2007-2009.

4.         Голубева Н.В. Все, что Вы хотели спросить о комнатных растениях. Самоучитель комнатного цветоводства.- С.-ПБ. Нева, 2005. – 125с.

5.         Все о комнатных растениях. Подробный справочник  о 500 видах комнатных растений.- М.: АСТ Астраль, 2005.-320 с.

6.         Научно-познавательная литература «Что? Как? Почему?» - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 256 с.

7.         Энциклопедия животных. - М.: Издательство ЭКСМО, 2007. - 128 с.

  1.  Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для 

             детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2008.

  1.  Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В.

10.   Щетинина. – М, Сфера, 2007.

  1.  Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // На­чальная школа. - 

 2008. - № 1.

  1.  Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для

 любознательных.  Москва 2010.

  1.  Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для

 любознательных. / Харьков , Белгород   2009.

  1.  Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для  любознательных. / Харьков                     Белгород  2009.

15.  Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва  2007.

  1.  Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для  любознательных. Харьков, Белгород  2008.
  2.  Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа объединения естественно - научной направленности «Среда обитания» 2Б класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 337 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.02.2020 79
    • DOCX 189 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мустафина Валентина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 97517
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек