Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
городского округа
город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ«СОШ №21» г.Салавата
_____________
О.А.Урванцева
Приказ от «__»_________20___г. №____
Рабочая программа
начального общего образования
по предмету «Окружающий мир»
Программа составлена на основе программы «Окружающий
мир», Г. Г. Ивченкова,
И. В. Потапов,
Е. В. Саплина, А. И. Саплин. - М.: АСТ, «Астрель» 2012г.
Название УМК: Образовательная система «Планета знаний».
Автор(ы)-составитель(и):
Долгова Наталия Владимировна,
учитель начальных классов,
высшая категория
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания Заместитель директора
по УВР
ШМО
учителей начальных классов ____________
Денисова Л. В.
от
«__»_____20___ №____ «__»___________20___г.
Салават
20____ г.
Планируемые
Результаты освоения учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
• ориентация на выполнение основных правил бережного
отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и
природы;
• ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на
основе знаний об организме человека;
• осознание своей этнической принадлежности;
• восприятие историко-географического образа России;
• чувство гордости за свою Родину.
Метапредметные
Учащиеся научатся:
• понимать цель познавательной деятельности;
• планировать свои действия при выполнении заданий
учебника;
• осуществлять текущий контроль и оценку результатов
выполнения заданий.
• доказывать то или иное свойство изучаемого
объекта путём постановки несложных опытов;
• сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по
различным признакам;
• находить необходимую информацию в учебнике;
• получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки,
схемы;
• моделировать процессы развития растений и животных по
заданиям учебника и рабочих тетрадей;
• понимать информацию, представленную на исторической
карте.
• выполнять парные и групповые задания в классе и на
экскурсиях;
• совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая
выводы.
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
·
понимание особой роли России в мировой истории,
воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
·
сформированность уважительного отношения к России,
родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
·
осознание целостности окружающего мира, освоение
основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в
мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде;
·
освоение доступных способов изучения природы и
общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.,
с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
·
развитие навыков устанавливать и выявлять
причинно-следственные связи в окружающем мире.
Предметные
3 класс
Человек и природа
Учащиеся научатся:
• приводить примеры положительного и отрицательного
отношения человека к природе;
• объяснять, что такое экология;
• понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
• называть основные и промежуточные стороны горизонта;
• находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
• объяснять, что такое явление природы, приводить примеры
явлений природы;
• рассказывать о трёх состояниях воды в природе и переходе
воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
• устанавливать с помощью опытов легко определяемые
свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
• характеризовать различные водные объекты (родник, озеро,
река, пруд, водохранилище, море, океан);
• объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
• рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и
почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
• характеризовать органы растений и животных и их значение;
• характеризовать особенности движения, питания, дыхания,
размножения и развития животных;
• различать основные группы растений (водоросли, мхи,
папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
• приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой
и живой природы;
• рассказывать о влиянии человека на живую природу и
необходимых мерах её охраны;
• характеризовать важнейшие системы органов человека и их
функции;
• выполнять основные правила личной гигиены;
• проводить простейшие опыты с растениями.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
• характеризовать территории расселения народов нашей
страны на основе исторической карты;
• рассказывать, используя карту, о природных условия, в
которых живут народы нашей страны;
• описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
• различать символы государства;
• показывать на политической карте РФ столицу России –
город Москву;
• описывать государственные награды, рассказывать об их
происхождении;
• характеризовать главный закон страны;
• рассказывать об устройстве нашего государства;
• раскрывать основные права и обязанности ребёнка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
4
класс
Человек и природа
Учащиеся научатся:
·
проводить самостоятельно наблюдения в природе и
элементарные опыты, используя простейшие приборы;
·
давать характеристику погоды (облачность, осадки,
температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и
за месяц;
·
различать план местности и географическую карту;
·
читать план с помощью условных знаков;
·
различать формы поверхности суши (равнины, горы,
холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши,
как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
·
показывать на карте и глобусе материки и океаны,
горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
·
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать
необходимость их бережного использования;
·
объяснять, что такое природное сообщество,
приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в
сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ,
использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
·
характеризовать особенности природы своего края:
формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и
искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и
её охране;
·
устанавливать связи между объектами и явлениями
природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе,
между природой и человеком);
·
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси
и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
·
объяснять, что такое природные зоны,
характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в
основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в
каждой природной зоне;
·
выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
·
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять
зависимость погоды от ветра;
·
предсказывать погоду по местным признакам;
·
характеризовать основные виды почв своего края;
·
характеризовать распределение воды и суши на Земле;
·
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ
в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
·
приводить примеры приспособленности растений
природных сообществ к совместной жизни;
·
объяснять причины смены времён года;
·
применять масштаб при чтении плана и карты;
·
отмечать на контурной карте горы, моря, реки,
города и другие географические объекты;
·
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между
природой и человеком;
·
давать оценку влиянию деятельности человека на
природу;
·
определять причины положительных и отрицательных
изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его
поведения;
·
делать элементарные прогнозы возможных последствий
воздействия человека на природу;
·
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
·
различать государственную символику Российской
Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
·
различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
·
описывать достопримечательности столицы и родного
края; показывать их на карте;
·
соотносить исторические события с датами,
конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой
времени»;
·
находить на карте места важнейших исторических
событий российской истории;
·
рассказывать о ключевых событиях истории
государства;
·
рассказывать об основных событиях истории своего
края.
Учащиеся получат возможность научиться:
·
описывать государственное устройство Российской
Федерации, основные положения Конституции;
·
сопоставлять имена исторических личностей с
основными этапами развития государства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3-й класс
(2 часа в неделю, всего – 68 ч)
Природа вокруг нас.
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека
и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта.
Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений
природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые
представления с строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва.
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть,
прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять
другие вещества, Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные
водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман,
иней, изморось Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека. Энергия
падающей воды. Необходимость рационального использования воды, ох- рана воды от
загрязнения. Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздух азот, кислород,
углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: занимает место, не имеет
цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании
расширяется, при охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра
человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газам Необходимость охраны
воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газами
образные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для
наблюдения свойства полезных ископаемых песка, глины, гранита, известняка.
Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных
ископаемых. Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух, Главное
отличие почвы от горной породы — плодородие Как образуется почва. Значение и
охрана почвы.
О царствах живой природы.
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых
существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые
представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок
и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как
человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и
дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений.
Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в
природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие
и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об
организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных:
черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние
животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение,
дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение животных в природе
и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране
животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в
природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек.
Человек — часть живой
природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных.
Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при
ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Опорно-двигательная система. Скелет,
его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную
осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления
мышц. Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов
кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных
заболеваний. Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход
за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов
жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, её
значение в организме человек». Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе.
Народы, живущие на
территории России. национальные обычаи, традиции. Города России. История
возникновения. Имя города символы города. История города в памятниках и
достопримечательностях. Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в
исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения
герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны.
Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы
власти. Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием
неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности
человека на природу.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
4-й класс
(1 час в неделю, всего 34
ч)
Наш край. Значение
природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода:
температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды.
Предсказание погоды.
Вид
местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и
условные знаки. Из истории создания карт.
Формы
поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм
поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы
поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные
ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы
нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные
сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их
приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека
на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные
сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и
ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход
за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии:
в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша
Родина на планете Земля.
Форма
и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение
Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение
света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие
по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида,
Австралия, Евразия.
Наша
Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы
России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные
природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи.
Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их
приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость
жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние
деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной
зоне.
Основные
экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути
преодоления сложившейся ситуации.
Международное
сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты
Земля.
История
нашей Родины.
Что
изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки
археологов). История на карте.
История
Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя
Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы
древнерусского государства.
Российское
государство в XIII—XVII вв.
Нашествие
монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение
земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига.
Грозный царь Иван IV.
Смутное
время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых.
Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское
государство в XVIII—XIX вв.
Пётр
I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание
русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление
Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные
успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи.
М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление
Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение.
Полководец М.И. Кутузов.
Реформы
в России, отмена крепостного права. Александр II —
царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия
в XX в.
Революция
в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая
Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны.
Тыл в годы войны. Вологодская область в годы войны. Вологжане – герои Великой
Отечественной войны.
Основные
вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные
достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние
и дальние соседи России.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Темы, входящие в разделы
|
Количество часов
|
Класс
3 кдласс (68 ч)
|
Раздел «Природа вокруг нас » (8 часов)
|
Что нас окружает.
|
1
|
Экскурсия «Знакомство с
разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы».
|
1
|
Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу». Охрана
природных богатств края. Правила поведения в природе.
|
1
|
Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу.
|
1
|
Ориентирование по компасу и местным
признакам. Практическая работа.
|
1
|
Экскурсия «Ориентирование
на местности».
|
1
|
Явления природы.
|
1
|
Свойства тел и веществ. Проверочная работа по теме «Природа вокруг
нас».
|
1
|
Раздел «Вода, воздух, горные породы и почва » (16 часов)
|
Свойства воды в жидком состоянии.
|
1
|
Вода – растворитель.
|
1
|
Свойства льда, снега и пара.
|
1
|
Родники. Вода в природе. Водоемы, их использование
человеком, охрана.
|
1
|
Водоёмы (реки, озеро, море, пруд), их использование
человеком, охрана.
|
1
|
Облака, роса, туман, иней.
|
1
|
Круговорот воды в природе. Использование и
охрана воды.
|
1
|
Значение воздуха для жизни. Состав и свойства воздуха.
|
1
|
Ветер.
|
1
|
Охрана воздуха.
|
1
|
Горные породы. Полезные ископаемые.
|
1
|
Полезные ископаемые. Песок, глина, гранит, известняк. Практическая
работа.
|
1
|
Добыча и охрана полезных ископаемых.
|
1
|
Почва. Экскурсия.
|
1
|
Охрана почвы.
|
1
|
Проверочная работа по теме «Вода, воздух, горные породы
и почва».
|
1
|
Раздел «О царствах живой природы » (16 часов)
|
Четыре
царства живой природы.
|
1
|
Строение
растений.
|
1
|
Разнообразие
растений. Деревья, кустарники, травы.
|
1
|
Жизнь
растений.
|
1
|
Дикорастущие
и культурные растения.
|
1
|
Размножение
и развитие растений.
|
1
|
Охрана
растений.
|
1
|
Разнообразие
животных. Особенности их внешнего вида, питания.
|
1
|
Домашние
и дикие животные.
|
1
|
Как
животные воспринимают мир.
|
1
|
Животные:
разнообразие, особенности их внешнего
вида, питания.
|
1
|
Передвижение
и дыхание животных.
|
1
|
Питание
животных.
|
1
|
Размножение
и развитие животных. Охрана животных.
|
1
|
Грибы
и бактерии.
|
1
|
Проверочная
работа по теме «О царствах живой природы».
|
1
|
Раздел «Человек» (10
часов)
|
Человек
– часть живой природы.
|
1
|
Кожа
- наша первая одежда. Волосы и ногти.
|
1
|
Как
мы передвигаемся. Скелет.
|
1
|
Мышцы.
|
1
|
Кровеносная
система.
|
1
|
Дыхание.
|
1
|
Питание.
|
1
|
Органы
чувств.
|
1
|
Нервная
система. Эмоции и темперамент.
|
1
|
Проверочная
работа по теме «Человек».
|
1
|
Раздел «Человек в обществе» (18 часов)
|
Народы нашей страны Традиции.
Работа с картой. Практическая работа.
|
1
|
Путешествие
по ленте времени.
|
1
|
Города
и села. Работа с картой. Практическая работа.
|
1
|
Кремль
– центр городов.
|
1
|
Улицы
города. История Отечества.
|
1
|
Герб
– символ города. Россия на карте.
|
1
|
Памятные
места городов.
|
1
|
Современный
город.
|
1
|
Москва
– столица России.
|
1
|
Что
такое государство. Конституция – основной закон нашей страны.
|
1
|
Конституция
– основной закон нашей страны.
|
1
|
Государственный
герб России. Государственный флаг. Государственный гимн России.
|
1
|
Государственные
награды.
|
1
|
Государственные
награды.
|
1
|
Права
ребенка.
|
1
|
Проверочная
работа по теме «Наше государство».
|
1
|
Экскурсия
«Улицы и памятные места родного города».
|
1
|
Итоговый
урок.
|
1
|
Итого
|
68
|
Класс
4 класс (68 ч)
|
Раздел «Наш край» (12 часов)
|
Что такое погода. Как погода зависит от ветра. Грозные явления
природы. Предсказание погоды.
|
1
|
Смешанный лес. Водоём. Луг, поле.
|
1
|
Наша местность на планете и карте. План местности.
|
1
|
Географическая карта.
|
1
|
Равнины. Горы.
|
1
|
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. Как деятельность
человека изменяет поверхность суши.
|
1
|
Богатства недр. Разнообразие почв.
|
1
|
Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу.
|
1
|
Животные – обитатели луга. Луг в жизни человека. Какие растения
растут в лесу.
|
1
|
Животные – обитатели леса. Лес в жизни человека. Водоём.
|
1
|
Искусственные сообщества. Поле. Животные обитатели полей.
|
1
|
Сад. Проверочная работа №1 по теме «Наш край».
|
1
|
Раздел «Наша Родина на планете Земля» (7 часов)
|
Какую форму имеет Земля. Карта полушарий. Движение Земли.
|
1
|
В пустынях Африки. Экваториальные леса Южной Америки.
|
1
|
Антарктида. Австралия. Евразия.
|
1
|
Карта России.
|
1
|
Зона арктических пустынь. Тундра. Зона лесов.
|
1
|
Степи. Экологические проблемы России.
|
1
|
Международное сотрудничество по охране природы. Проверочная работа №2
по теме «Наша Родина на планете Земля».
|
1
|
Раздел «История нашей Родины» (15 часов)
|
История на карте. Исторические источники.
|
1
|
Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Культура
Древней Руси.
|
1
|
Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. Куликовская
битва. Дмитрий Донской.
|
1
|
Первый русский царь. Преобразования в государстве. Как жили люди на
Руси в XIV – XVI веках. Смутное
время. К.Минин и Д. Пожарский.
|
1
|
Русское государство при первых Романовых. Расширение границ России в XVII веке.
|
1
|
Проверочная работа № 3 по темам «Древняя Русь» и «»Московское
царство».
|
1
|
Пётр I. Реформы в Российском государстве.
Преобразования в культуре, науке, быту. Изменения в Российском государстве.
Императрица Екатерина II. Образование и наука в XVIII веке.
|
1
|
Война 1812 года. Отмена крепостного права.
|
1
|
Наука и техника в XIX веке. Город и горожане.
Мода XIX века. Культура XIX века.
|
1
|
Проверочная работа №4 по теме «Российская империя».
|
1
|
Революция в России. Россия в годы Советской власти.
|
1
|
Великая Отечественная война. Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.
Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX век.
|
1
|
По северным городам России. По городам центральной России. Города
Урала и Сибири. Дальний Восток. Южные города России.
|
1
|
Проверочная работа №5 по теме «Российское государство».
|
1
|
Россия в мировом сообществе. Жизнь современного человека.
|
1
|
Итого
|
34
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.