Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
городского округа
город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ«СОШ №21» г.Салавата
_____________
О.А.Урванцева
Приказ от «__»_________20___г. №____
Рабочая программа
начального общего образования
по предмету «Русский яхык»
Программа составлена на основе программы «Русский язык» Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина - М.:
АСТ, «Астрель» 2012г..
Название УМК: Образовательная
система «Планета знаний».
Автор(ы)-составитель(
и);
Долгова Наталия
Владимировна,
учитель начальных классов,
высшая категория
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания Заместитель директора
по УВР
ШМО
учителей начальных классов ____________
Денисова Л.В.
от
«__»_____20___ №____ «__»___________20___г.
Салават
20____ г.
Рабочая программа по русскому языку
разработана для 1-4 классов на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции развития
филологического образования в Российской Федерации, утверждённой Распоряжением
Правительства РФ от 24.12.2013 года №2506-р.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает
достижение выпускниками начальной школы следующих: личностных, метапредметных и
предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· внутренняя
позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности,
принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной
активностью, инициативностью;
· понимание
ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья
человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
· понимание
сопричастности к языку своего народа (я – носитель языка);
· осознание
предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание
разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
· восприятие
русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания
того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
· внимание к
мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и
изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное
значение слов);
· положительной
мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека,
познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать
разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и
т.д.);
· положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса
русского языка;
способность к
самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной
речи.
Учащиеся
получат возможность для формирования:
·
чувства сопричастности к развитию, сохранению
самобытности языка родного народа;
·
эстетических чувств на основе выбора языковых
средств при общении.
Метапредметные
Учащиеся научатся:
·
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную
задачу;
·
адекватно оценивать правильность выполнения своих
учебных действий;
·
осуществлять само- и взаимопроверку, используя
способ сличения своей работы с заданным эталоном;
·
осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые
словари, детские энциклопедии др.;
·
выделять существенную информацию из читаемых
текстов;
·
свободно ориентироваться в книге, используя
информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
·
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы
в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
·
осуществлять синтез как составление целого из
частей (составление предложений);
·
владеть общим способом проверки безударных
гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим
корнем).
·
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого
этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
·
прогнозировать содержание текста по
ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;
·
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
·
адекватно использовать речевые средства для решения
коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить)
·
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в
совместной работе;
·
договариваться и приходить к общему решению,
работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество.
Предметные результаты:
· формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
· понимание
обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
· сформированность
позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека;
· овладение
первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
· овладение
учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты:
3 класс
Учащиеся научатся:
·
осознавать слово, предложение как главные средства
языка;
·
использовать правила обозначения гласных и
согласных звуков на письме;
·
использовать знание последовательности букв в
алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
·
производить звукобуквенный, морфемный,
морфологический анализы слов;
·
соблюдать произносительные нормы в собственной речи
(в объёме представленного в учебнике материала);
·
различать родственные (однокоренные) слова и формы
слов;
·
осознавать свойства значений слов: однозначные,
многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и
противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных
высказываний;
·
оценивать уместность использования слов в тексте,
подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
·
осознавать критерии (общее значение) объединения
слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол,
местоимение, предлоги, союзы);
·
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
·
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе
русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
·
осознавать признаки и назначение предложения как
коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная
законченность, речевая задача);
·
дифференцировать предложения по цели высказывания,
по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
·
находить главные и второстепенные члены предложения
(без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены
предложения при создании собственного высказывания;
·
анализировать (производить разбор) словосочетаний,
простых предложений;
·
вычленять общие способы решения орфографических
задач и использовать их при письме;
·
применять правила правописания (в объеме содержания
курса 3 класса);
·
определять (уточнять) правописание слова по
орфографическому словарю учебника;
·
осознавать место возможного возникновения
орфографической ошибки;
·
подбирать примеры с определённой орфограммой;
·
при работе над ошибками осознавать причины
появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в
последующих письменных работах;
·
распознавать типы текстов по их назначению:
повествование, описание, рассуждение;
·
-каллиграфически и
орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать
тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под
диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75
слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя
начало и конец предложений;
Предметные результаты:
4 класс
Обучающиеся научатся:
·
различать основные языковые средства: слова,
словосочетания, предложения, текста;
·
различать и называть: а) значимые части слова
(корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные
местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по
эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные,
восклицательные;
·
применять при письме правила орфографические
(правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных,
местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после
шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце
предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами
предложения);
·
практически использовать знания алфавита при работе
со словарём;
·
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
·
определять значение слова по тексту или уточнять с
помощью толкового словаря;
·
различать родственные (однокоренные) слова и формы
слова;
·
определять грамматические признаки имён
существительных, имён прилагательных, глаголов;
·
находить в тексте личные местоимения, предлоги,
союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
·
различать произношение и написание слов, находить способ
проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
·
грамотно и каллиграфически правильно списывать и
писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные
орфограммы и пунктограммы;
·
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого
этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на
реплики, поддерживать разговор);
·
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых
словах с целью извлечения информации (уметь читать);
·
осознанно передавать содержание прочитанного
текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
·
выражать собственное мнение, аргументировать его с
учётом ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·
производить элементарные языковые анализы слов
(звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических
задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
·
соблюдать нормы русского литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме
представленного в учебнике материала);
·
проверять правильность постановки ударения или
произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за
помощью (к учителю, родителям и др.);
·
подбирать синонимы для устранения повторов в
тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
·
подбирать антонимы для точной характеристики
предметов при их сравнении;
·
различать употребление в тексте слов в прямом и
переносном значении (простые случаи);
·
оценивать уместность и точность использования слов
в тексте;
·
определять назначение второстепенных членов
предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия
и пр.;
·
осознавать место возможного возникновения
орфографической ошибки;
·
при работе над ошибками осознавать причины
появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в
последующих письменных работах;
·
составлять устный рассказ на определённую тему с
использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
·
корректировать тексты с нарушениями логики
изложения, речевыми недочётами;
·
соблюдать нормы речевого взаимодействия при
интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта,
Интернет и другие способы связи)
·
использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в
устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие
тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3-й класс
(4 часа в неделю, всего – 136 ч)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи
как основе формирования речевых умений. Речь.
Речь
как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как
мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения:
передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества
речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность,
логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок
предложений, слов. Средства выражения авторского отношения. Употребление слов
в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приёмы
целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема текста.
Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная
мысль текста. Особенности
текстов с точки зрения их назначения (дели высказывания): описание предметов, повествование, рассуждение,
объяснение. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как Объявление. Загадка. Речевой этикет.
Виды речевой
деятельности.
Слушание и чтение
как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного
текста, включающего две микротемы. Осознание
ситуации устного общения. Развитие речевого слуха. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации,
содержащейся в тексте. В овладение
техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение. Говорение
и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.
Составление текста письма, записки, объявления о пропаже животного с
использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое
овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его
репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при
разговоре несловесные средства общения. Уместное использование и правильное
построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по
телефону.
Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и
буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения
орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного
языка.
Графика. Углубление понятия об употреблении на письме
разделительного твёрдого знака.
Слово и его значение (лексика). Связь формы
и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические
значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи
(тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление
о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений
слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его значимые части (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова
(корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как
главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с
двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и
роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах
образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как
значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми
в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-,
-ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами ( очк-, -ек-, -ик-, -еньк). Разбор слов
по составу.
Слово как часть речи (морфология). Критерии
распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их
выделения, формы изменения, роль в предложении).
Имя существительное.
Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение
признака, эмоций. Имена собственные и нарицательные.
Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в
единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное. Углубление представлений о
значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица,
материал, из которого сделан предмет.
Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в
единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях,
предложениях.
Местоимение. Наблюдение над особенностью значения
местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них.
Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты,
он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов:
речевые и мыслительные процессы, состояние. Наблюдение над оттенками значений,
выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее
представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над
изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части речи. Углубление представлений о роли
служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными
частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки
значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы),
связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в
использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
Синтаксис:
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и
значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым
оно связано. Словосочетания с синонимическими значениями. Связь слов в
словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль
словосочетаний в предложениях.
Предложение. Углубление понятия о предложении как о
цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать,
утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели
высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды
предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Интонационное и пунктуационное предложений разных по цели высказывания и по
эмоциональной окраске. Структура предложений. Главные члены как основа
предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя
существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в
предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной
форме»). Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление
о второстепенных членах предложения. Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых
обращениями.
Правописание и пунктуация. Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными
гласными в корне. Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака
после шипящих на конце имён существительных женского рода. Употребление
разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание
родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление
большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц. Знаки
препинания в конце предложений.
Развитие речи.
Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной
лексикой. Употребление слов в переносном значении. Расширение грамматического
строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи,
распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой
задачей. Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие
интонации предложений, разных по цели высказывания.
Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи
(тех же типов и жанров):
Создание простейших текстов образного характера (после
предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных
промыслов. Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года,
месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать
об историях, происшедших реально.
4 -й класс
(4 часа в неделю, всего – 136 ч)
Речь. Углубление представления о речи как способе общения
посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о
чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра
высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание).
Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность,
богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др.
Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского
народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание.
Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и
письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление
представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами.
Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в
текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не
выражена, а домысливается.
Углубление
представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа,
действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что
мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге)
и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение
над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами
описания, описание с элементами рассуждения.
Жанры:
зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты,
инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии,
ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления
о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической
окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой
этикет извинение, совет, оценка, поздравление,
переписка. Виды речевой
деятельности (коммуникативно-речевые умения).
Слушание
и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи,
обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три
микротемы (типы и жанры указаны выше):
Говорение
и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать)
собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):
Уместно
использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение,
просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять
самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению
речи.
Язык как средство общения .
Круг
сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие
сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в
жизни человека. Национальный характер русского языка.
Русский
язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Лингвистика
и разделы науки о языке.
Фонетика
и орфоэпия. Звуковые (голосовые) средства языка:
интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и
логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения
(акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского
литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический
анализ (разбор) слова.
Графика. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками,
каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для
решения орфографических задач.
Лексика (слово и его значение). Углубление представлений о свойствах
лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова,
употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы);
слова, противоположные по значению (антонимы). Толкование смысла
фразеологизмов.
Обогащение
речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками.
Работа с толковыми словарями.
Состав
слова (морфемика).
Углубление
представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание)
и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы
слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные
окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа
с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова
по составу.
Морфология (слово как часть речи).
Части
речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени
прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах
(словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя
существительное.
Расширение
представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах
собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее
представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница,
сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем
времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой,
остался сиротой).
Склонение
имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение
падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные
окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение
имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее,
второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя
прилагательное.
Углубление
представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин
платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный,
благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных
(по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение
имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и
множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Согласование
имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение
имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях
(второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени
прилагательного.
Местоимение. Углубление представлений о местоимениях.
Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по
падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов:
выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение,
просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие
о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на
вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида).
Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения.
Личные окончания глаголов.
Наблюдение
над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных.
Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в
предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор
глаголов.
Служебные
части речи.
Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с
наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Назначение
простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и
местоимений, выражение пространственных отношений.
«Служба»
предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение
и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и
предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др.
отношений.
Употребление
отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли,
разве, бы.
Синтаксис. Предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия
в назначении, в строении).
Словосочетание.
Наблюдение
над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать
сказку, рассказывать о лете).
Предложение.
Систематизация
признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства,
структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной
законченности. Члены предложения. Предложения с однородными членами.
Орфография
и пунктуации.
Правописание
падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного
числа.
Употребление
большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет,
журналов, фильмов, картин.
Правописание
падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного
числа.
Написание
предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных
местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах
косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление
мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце
глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь,
будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться,
учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял,
сеял).
Правописание
безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с
орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Знаки
препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной
интонацией, союзами.
Наблюдения
над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие
речи. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной
и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок,
фразеологизмов.
Упражнения
по культуре речи:
Расширение
грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными
членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Воспроизведение
(изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров
с 2—3 микротемами):
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Темы, входящие в разделы
|
Количество часов
|
Класс
3 класс (136 ч)
|
Раздел «Язык и речь (повторение изученного во 2 классе)» (19 ч)
|
Использование речи при общении.
|
2
|
Речевые действия (особенности устной и письменной речи).
|
2
|
Основные типы записи слов.
|
1
|
Проверяемые орфограммы в корне.
|
1
|
Непроверяемые орфограммы в корне.
|
1
|
Употребление мягкого знака.
|
1
|
Большая буква в именах собственных.
|
1
|
Лексическое значение слова.
|
1
|
Значимые части слов.
|
1
|
Лексическое и общее значение слов.
|
1
|
Слово в предложении и тексте.
|
1
|
Входной диктант.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Закрепление изученного.
|
1
|
Обучающее изложение «Лето».
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Закрепление изученного.
|
1
|
Раздел «Текст. Проводник наших мыслей и чувств» (19 ч)
|
Слово и словосочетание.
|
1
|
Связь частей речи в словосочетании.
|
1
|
Род имён существительных.
|
1
|
Изменение имён прилагательных по родам.
|
1
|
Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных
женского рода (в именительном падеже).
|
2
|
Устойчивые сочетания слов.
|
1
|
Предложение.
|
1
|
Вопросительные и повествовательные предложения.
|
1
|
Повествовательные предложения (утверждаем, отрицаем).
|
1
|
Побудительные предложения.
|
1
|
Восклицательные предложения.
|
1
|
Знаки препинания в конце предложений.
|
1
|
Текст.
|
1
|
Типы текстов.
|
2
|
Контрольный диктант.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Закрепление изученного.
|
1
|
Раздел «Разные типы текстов» (8 ч)
|
Разные типы текстов.
|
2
|
Обучающее изложение «Осень».
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Творческая работа: составление текста загадки.
|
1
|
Творческая работа: составление текста на тему зимы.
|
1
|
Творческая работа: составление текста (в стихах) на тему зимы.
|
1
|
Разные типы текстов.
|
1
|
Раздел «О главном (главные части в средствах языка)» (41 ч)
|
Общее представление о главных частях в разных средствах языка (слове,
словосочетании, предложении, тексте).
|
1
|
Главная (основная) мысль текста.
|
1
|
Роль корня как смыслового ядра слова.
|
1
|
Правописание корня.
|
2
|
Если в корне две безударные гласные.
|
2
|
Слова с непроверяемыми гласными в корне.
|
2
|
Правописание гласных и согласных в корне.
|
1
|
Изложение (по рассказу Н. Сладкова «Ухоронки»)
|
1
|
Работа над ошибками. Сложные слова.
|
1
|
Сложные слова.
|
1
|
Правописание гласных и согласных в корне.
|
1
|
Главное слово в словосочетании.
|
2
|
Контрольный диктант.
|
1
|
Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне.
|
1
|
Правописание гласных и согласных в корне.
|
1
|
Творческие работы по теме «Новогодняя ёлка».
|
1
|
Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне.
|
1
|
Главные структурные части слова и словосочетания.
|
1
|
Главная мысль текста.
|
1
|
Подлежащее и сказуемое.
|
1
|
Подлежащее, выраженное именами существительными..
|
1
|
Подлежащее, выраженное личными местоимениями.
|
1
|
Сказуемое, выраженное глаголом в форме настоящего времени.
|
1
|
Сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени.
|
2
|
Сказуемое, выраженное глаголом будущего времени
|
2
|
Сказуемое.
|
1
|
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
|
1
|
Главные структурные части основных средств языка.
|
2
|
Контрольный диктант.
|
1
|
Работа над ошибками. Главная мысль в тексте.
|
1
|
Главная мысль в тексте.
|
2
|
Творческая работа. Описание процесса изготовления кормушки для птиц.
|
1
|
Работа над ошибками. Главная мысль в тексте.
|
1
|
Раздел «Конкретизируем значение, распространяем мысль…» (35 ч)
|
Состав слова с позиции его значимых частей
|
1
|
Слитное написание приставок.
|
1
|
Приставки и предлоги.
|
1
|
Наблюдения над значениями приставок.
|
1
|
Правописание гласных в приставках.
|
2
|
Правописание согласных в приставках.
|
2
|
Употребление разделительного твёрдого знака после приставок.
|
2
|
Употребление и написание слов с приставками.
|
1
|
Обучение написания текста объявления.
|
1
|
Употребление слов с суффиксами.
|
1
|
Изложение «Друзья птиц».
|
1
|
Работа над ошибками. Употребление слов с суффиксами.
|
1
|
Синтаксический анализ словосочетания.
|
1
|
Связь слов в словосочетании.
|
2
|
Контрольный диктант.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного
|
1
|
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
|
1
|
Понятие о предложениях с второстепенными членами.
|
1
|
Связь второстепенных членов с главными.
|
1
|
Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения.
|
1
|
Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа
описания.
|
2
|
Изложение текста «Весенний день».
|
1
|
Работа над ошибками. Наблюдение над способом, средствами развития
мысли в текстах типа повествования.
|
1
|
Конкретизируем значение слова.
|
1
|
Распространяем мысли в предложениях.
|
1
|
Распространяем мысли в текстах.
|
1
|
Контрольный диктант.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Изложение «Март в лесу» .
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Раздел «Повторение изученного в 3 классе» (13 ч)
|
Основные средства языка.
|
1
|
Фонетико-графические написания слов.
|
1
|
Способы проверки слов с безударными гласными.
|
1
|
Письмо слов с орфограммами-согласными.
|
1
|
Повторение постоянных признаков изученных частей речи.
|
1
|
Итоговый контрольный диктант.
|
1
|
Работа над ошибками. Повторение постоянных признаков изученных частей
речи.
|
1
|
Обобщающее наблюдение над формами изменения разных частей речи.
|
1
|
Члены предложения.
|
1
|
Воспроизведение содержания текста с прогнозированием его содержания.
|
1
|
Тема и основная мысль текста.
|
1
|
Обобщение изученного по темам «Правила записи слов», «Разные типы
текстов».
|
1
|
Обобщение изученного по темам «Второстепенные члены предложения»,
«Части речи».
|
1
|
Итого
|
136
|
Класс
4 класс (136 ч)
|
Раздел «Общаемся устно и письменно (вспоминаем, повторяем)» (17 ч)
|
Произносим внятно. Читаем выразительно.
|
1
|
Наблюдение над свойствами русского ударения.
|
1
|
О нормах произношения и правописания гласных в словах.
|
1
|
О нормах произношения и правописания согласных в словах.
|
1
|
Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных
орфограмм.
|
1
|
Различаем предложения по цели высказывания.
|
1
|
Входной диктант.
|
1
|
Работа над ошибками. Выражаем чувства и отношение.
|
1
|
Выражаем чувства и отношение.
|
1
|
Уточняем смысл высказывания.
|
1
|
Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста.
|
1
|
Работа над ошибками. Употребляем знаки препинания.
|
1
|
Творческая работа с текстом.
|
1
|
Выделяем этикетные слова и фразы.
|
1
|
Употребляем знаки препинания.
|
1
|
Составляем текст поздравления с днём рождения.
|
1
|
Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений.
|
1
|
Раздел «Анализируем и строим предложения» (18 ч)
|
Главные и второстепенные члены предложения.
|
1
|
Части речи и члены предложения.
|
1
|
Глагол.
|
1
|
Неопределённая форма глагола.
|
1
|
Времена глаголов. Изменение глаголов в форме прошедшего времени.
|
1
|
Формы глаголов в настоящем и будущем времени.
|
1
|
Глаголы 1 и 2 спряжения.
|
2
|
Мягкий знак после шипящих в глаголах.
|
2
|
Правописание безударных личных окончаний глагола.
|
3
|
Проверочная работа.
|
1
|
Работа над ошибками. Урок-тренинг.
|
1
|
Закрепление изученного.
|
1
|
Контрольный диктант.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Раздел «Анализируем и строим предложения» (продолжение) (9 ч)
|
Обобщение сведений о формах времени глаголов.
|
2
|
Выражение сказуемого глаголами настоящего времени.
|
1
|
Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях.
|
1
|
Синтаксический анализ предложений.
|
1
|
Свободный диктант.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Творческое списывание.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Раздел «Предложения с однородными членами» (16 ч)
|
Однородные подлежащие и сказуемые.
|
2
|
Однородные второстепенные члены предложения.
|
2
|
Знаки препинания при однородных членах предложения.
|
3
|
Решение общих пунктуационных задач.
|
1
|
Осложнённое списывание текста.
|
1
|
Контрольный диктант.
|
1
|
Работа над ошибками.. Закрепление изученного.
|
1
|
Строим предложения с однородными членами.
|
1
|
Сопоставление признаков разных типов текста.
|
2
|
Изложение.
|
1
|
Работа над ошибками. Сопоставление признаков разных типов текста.
|
1
|
Раздел «Формы частей речи, или как изменяются разные части речи» (40
ч)
|
Систематизация частей речи.
|
1
|
Связь слов в предложениях.
|
1
|
Употребление частей речи в разных формах.
|
1
|
Повторение.
|
1
|
Имеют ли личные местоимения значение рода и числа?
|
1
|
Урок-тренинг.
|
1
|
Глагол и его личные формы.
|
1
|
Склонение частей речи.
|
1
|
Падежные формы имён существительных.
|
1
|
Склонение имён прилагательных.
|
1
|
Склонение личных местоимений.
|
2
|
Имена существительные 1, 2 и 3 склонений.
|
2
|
Безударное окончание проверяем ударным.
|
1
|
Употребление е - и в падежных окончаниях имён существительных разных
склонений.
|
2
|
Как выбрать окончание е или и?
|
1
|
Выбор: [а]- а, о; [и]- и, е.
|
1
|
Контрольный диктант.
|
1
|
Работа над ошибками. Выбор: [а]- а, о; [и]- и, е.
|
1
|
Ознакомление с падежными окончаниями по таблице.
|
1
|
Гласные [и]- е, [а]- о в окончаниях родительного падежа.
|
2
|
Гласный [а]- а в окончаниях дательного, творительного и предложного
падежей.
|
2
|
Урок-тренинг.
|
1
|
Падежные окончания имён прилагательных.
|
1
|
Проверка безударных окончаний.
|
2
|
Употребление и правописание падежных форм личных местоимений.
|
2
|
Изложение (краткое).
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление.
|
1
|
Урок-тренинг.
|
1
|
Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту).
|
1
|
Контрольный диктант.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление.
|
1
|
Сочинение.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление.
|
1
|
Раздел «Части речи и их работа в предложении и тексте» (31 ч)
|
Части речи.
|
1
|
Части речи как члены предложения.
|
1
|
Главные члены предложения.
|
1
|
Наблюдения над назначением и синтаксической ролью прилагательных.
|
1
|
Систематизация сведений о частях речи.
|
1
|
Наречие.
|
2
|
Контрольное списывание текста.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Формы частей речи, или как изменяются части речи.
|
1
|
Правописание слов разных частей речи.
|
1
|
Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и
непроверяемыми ударением.
|
1
|
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми
орфограммами-согласными.
|
1
|
Словарный диктант.
|
1
|
Служебные части речи.
|
1
|
Контрольный диктант.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение.
|
2
|
Предложения в составе текста.
|
1
|
Обобщение о синтаксических средствах языка и их роли в речи.
|
1
|
История (рассказ) о случившемся событии.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Текст-описание картины (репродукции).
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Текст-рассуждение.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Контрольный диктант за год.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Изложение текста повествовательного характера.
|
1
|
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
|
1
|
Раздел «Повторение изученного в 4 классе» (5 ч)
|
Повторение правил составления текста письма.
|
1
|
Составление отзыва прочитанной книге.
|
1
|
Работа над ошибками. Повторение изученного.
|
1
|
Повторение изученного.
|
2
|
Итого
|
136
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.