Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа начального общего образования по предмету «Русский яхык» Образовательная система «Планета знаний».

Рабочая программа начального общего образования по предмету «Русский яхык» Образовательная система «Планета знаний».

Скачать материал

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» городского округа

город Салават Республики Башкортостан

 

 

                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                                                     Директор МБОУ«СОШ №21» г.Салавата

                                                                                     _____________ О.А.Урванцева

                                                                                     Приказ от «__»_________20___г. №____

 

 

 

 

Рабочая программа

начального общего  образования

по предмету «Русский яхык»

 

 

Программа составлена на основе программы  «Русский язык» Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина - М.: АСТ, «Астрель» 2012г..

Название УМК: Образовательная система «Планета знаний». 

 

 

 

                 Автор(ы)-составитель( и);

Долгова Наталия Владимировна,

учитель начальных классов,

высшая категория

 

 

                 

 

 

                     

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                    СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                 Заместитель директора по УВР

ШМО учителей начальных классов                           ____________ Денисова Л.В.

от «__»_____20___ №____                                     «__»___________20___г.

 

 

 

Салават

                                                                20____   г.

           Рабочая программа по русскому языку разработана для 1-4 классов на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции развития филологического  образования в Российской Федерации, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 года №2506-р.

          Планируемые результаты освоения учебного предмета

          Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих: личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

      Личностные

У учащихся будут сформированы:

·  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;

· понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

· понимание сопричастности к языку своего народа (я – носитель языка);

· осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

· восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;

· внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);

· положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.);

·  положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Учащиеся получат возможность для формирования:

·         чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

·         эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

Метапредметные

Учащиеся научатся:

·            в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

·            адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

·           осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

·           осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии др.;

·            выделять существенную информацию из читаемых текстов;

·            свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

·            находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

·            осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);

·            владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).

·           соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

·            прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;

·            задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

·           адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить)

·            быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

·            договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

 строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Предметные результаты:

· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

· понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

· сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

· овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

· овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты:       

3 класс

       Учащиеся научатся:

·         осознавать слово, предложение как главные средства языка;

·         использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

·         использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

·         производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

·         соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

·         различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

·         осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;

·         оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

·         осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

·         осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

·         осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;

·         осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

·         дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

·         находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;

·         анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

·         вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

·         применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);

·         определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

·         осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

·         подбирать примеры с определённой орфограммой;

·         при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

·         распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

·         -каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;          

   Предметные результаты:

    4 класс

Обучающиеся научатся:

·    различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;

·    различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

·    применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных,  имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными  второстепенными  членами предложения);

·    практически использовать знания алфавита при работе со словарём;

·    выявлять слова, значение которых требует уточнения;

·    определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

·    различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

·    определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

·    находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

·    различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

·    грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

·    соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

·    ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

·    осознанно  передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

·    выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·    производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу,  как часть речи)  в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений  для  выбора знаков препинания;

·    соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

·    проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

·    подбирать синонимы для  устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

·    подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

·    различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

·    оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

·    определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

·    осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

·    при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

·    составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

·    корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;

·    соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)

·    использовать  приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.                                                                                      

 

     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  

3-й класс

(4 часа в неделю, всего – 136 ч)  

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений. Речь.                                                                                                                                                             Речь как способ общения с помощью языко­вых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения. Упо­требление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Высказывание. Текст.  Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль текста. Особенности текстов с точки зрения их назначения (дели высказывания): описание предметов, повествование, рассуждение, объяснение. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как Объявление. Загадка. Речевой этикет.

Виды речевой деятельности.

Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы. Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе ин­формации, содержащейся в тексте. В овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.

Составление текста письма, записки, объявления о пропаже животного с использованием этикет­ных фраз. Умение подписывать конверт.

Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения. Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону.                                                                                                                                        Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка.

        Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.

Слово и его значение (лексика). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о спосо­бах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его значимые части (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова пристав­ками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( очк-, -ек-, -ик-, -еньк). Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопро­сы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).

Имя существительное. Углубление представле­ний о значениях имён существительных: обозначение признака, эмоций. Имена собственные и нарицательные.

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характерис­тика предмета, лица, материал, из которого сделан предмет.

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, упот­ребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы, состояние. Наблюдение над оттенками значений, выра­жаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением гла­голов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части пред­ложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.

Синтаксис:

Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано. Словосочетания с синонимическими значениями. Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение. Углубление понятия о предложе­нии как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства. Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»). Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения. Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.

Правописание и пунктуация. Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне. Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода. Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц. Знаки препинания в конце предложений.

Развитие речи. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой. Употребление слов в переносном значении. Расширение грамматического строя речи: целевое ис­пользование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей. Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели вы­сказывания.

Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):

Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов. Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.

 

4 -й класс

(4 часа в неделю, всего – 136 ч)

   Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.

Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.

Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.

Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.

Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.

Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).

Речевой этикет извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.                                                   Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения).

Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):

Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):

Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.

Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.                                                 

           Язык как средство общения .

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка.

Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.

Лингвистика и разделы науки о языке.

Фонетика и орфоэпия. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.

Графика. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.

Лексика (слово и его значение). Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Толкование смысла фразеологизмов.

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

Состав слова (морфемика).

 Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.

Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).

Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.

Морфология (слово как часть речи).

Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное.

Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).

 Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.

Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное.

 Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).

Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.

Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.

Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.

Служебные части речи.

 Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.

«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.

Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.

Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.

Синтаксис. Предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).

Словосочетание. 

Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).

Предложение.

 Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Члены предложения. Предложения с однородными членами.

Орфография и пунктуации.

 Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа. 

Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.

Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).

Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).

Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.

Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.

Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями

Развитие речи. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Упражнения по культуре речи:

Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.

Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):

 

 

Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

Темы, входящие в разделы

Количество часов

Класс

3 класс (136 ч)

Раздел «Язык и речь (повторение изученного во 2 классе)» (19 ч)

Использование речи при общении.

2

Речевые действия (особенности устной и письменной речи).

2

Основные типы записи слов.

1

            Проверяемые орфограммы в корне.

1

Непроверяемые орфограммы в корне.

1

Употребление мягкого знака.

1

Большая буква в именах собственных.

1

Лексическое значение слова.

1

Значимые части слов.

1

Лексическое и общее значение слов.

1

Слово в предложении и тексте.

1

Входной диктант.

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

Закрепление изученного.

1

Обучающее изложение «Лето».

1

Работа над ошибками.  Закрепление изученного.

1

Закрепление изученного.

1

Раздел «Текст. Проводник наших мыслей и чувств»  (19 ч)

Слово и словосочетание.

1

Связь частей речи в словосочетании.

1

Род имён существительных.

1

Изменение имён прилагательных по родам.

1

Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже).

2

Устойчивые сочетания слов.

1

Предложение.

1

Вопросительные и повествовательные предложения.

1

Повествовательные предложения (утверждаем, отрицаем).

1

Побудительные предложения.

1

Восклицательные предложения.

1

Знаки препинания в конце предложений.

1

Текст.

1

Типы текстов.

2

Контрольный диктант.

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

Закрепление изученного.

1

Раздел «Разные типы текстов»  (8 ч)

Разные типы текстов.

2

Обучающее изложение «Осень».

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного.  

1

Творческая работа: составление текста загадки.

1

Творческая работа: составление текста  на тему зимы.

1

Творческая работа: составление текста (в стихах) на тему зимы.

1

Разные типы текстов.

1

Раздел «О главном (главные части в средствах языка)» (41 ч)

Общее представление о главных частях в разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте).

1

Главная (основная) мысль текста.

1

Роль корня как смыслового ядра слова.

1

Правописание корня.

2

Если в корне две безударные гласные.

2

Слова с непроверяемыми гласными в корне.

2

Правописание гласных и согласных в корне.

1

Изложение  (по рассказу Н. Сладкова «Ухоронки»)

1

Работа над ошибками. Сложные слова.

1

Сложные слова.

1

Правописание гласных и согласных в корне.

1

Главное слово в словосочетании.

2

Контрольный диктант.

1

Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне.

1

Правописание гласных и согласных в корне.

1

Творческие работы по теме «Новогодняя ёлка».

1

Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне.

1

Главные структурные части слова и словосочетания.

1

Главная мысль текста.

1

Подлежащее и сказуемое.

1

Подлежащее, выраженное именами существительными..

1

Подлежащее, выраженное личными местоимениями.

1

Сказуемое, выраженное глаголом в форме настоящего времени.

1

Сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени.

2

Сказуемое, выраженное глаголом будущего времени

2

Сказуемое.

1

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1

Главные структурные части основных средств языка.

2

Контрольный диктант.

1

Работа над ошибками. Главная мысль в тексте.

1

Главная мысль в тексте.

2

Творческая работа. Описание процесса изготовления кормушки для птиц.

1

Работа над ошибками.  Главная мысль в тексте.

1

Раздел «Конкретизируем значение, распространяем мысль…»  (35 ч)

Состав слова с позиции его значимых частей

1

Слитное написание приставок.

1

Приставки и предлоги.

1

Наблюдения над значениями приставок.

1

Правописание гласных в приставках.

2

Правописание согласных в приставках.

2

Употребление разделительного твёрдого знака после приставок.

2

Употребление и написание слов с приставками.

1

Обучение написания текста объявления.

1

Употребление слов с суффиксами.

1

Изложение «Друзья птиц».

1

Работа над ошибками.  Употребление слов с суффиксами.

1

Синтаксический анализ словосочетания.

1

Связь слов в словосочетании.

2

Контрольный диктант.

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного

1

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1

Понятие о предложениях с второстепенными членами.

1

Связь второстепенных членов с главными.

1

Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения.

1

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания.

2

Изложение текста «Весенний день».

1

Работа над ошибками. Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа повествования. 

1

Конкретизируем значение слова.

1

Распространяем мысли в предложениях.

1

Распространяем мысли в текстах.

1

Контрольный диктант.

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

Изложение «Март в лесу» .

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного. 

1

Раздел «Повторение изученного в 3 классе» (13 ч)

Основные средства языка.

1

Фонетико-графические написания слов.

1

Способы проверки слов с безударными гласными.

1

Письмо слов с орфограммами-согласными.

1

Повторение постоянных признаков изученных частей речи.

1

Итоговый контрольный диктант.

1

Работа над ошибками. Повторение постоянных признаков изученных частей речи. 

1

Обобщающее наблюдение над формами изменения разных частей речи.

1

Члены предложения.

1

Воспроизведение содержания текста с прогнозированием его содержания.

1

Тема и основная мысль текста.

1

Обобщение изученного по темам «Правила записи слов», «Разные типы текстов».

1

Обобщение изученного по темам «Второстепенные члены предложения», «Части речи».

1

                                                                                         Итого

136

Класс

4 класс (136 ч)

Раздел «Общаемся устно и письменно (вспоминаем, повторяем)» (17 ч)

Произносим внятно. Читаем выразительно.

1

Наблюдение над свойствами  русского ударения.

1

О нормах произношения и правописания гласных в словах.

1

О нормах произношения и правописания согласных в словах.

1

Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм.

1

Различаем  предложения по цели высказывания.

1

Входной диктант.

1

Работа над ошибками. Выражаем чувства и отношение.

1

Выражаем чувства и отношение.

1

Уточняем смысл высказывания.

1

Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста.

1

Работа над ошибками. Употребляем знаки препинания.

1

Творческая работа с текстом.

1

Выделяем этикетные слова и фразы.

1

Употребляем знаки препинания.

1

Составляем текст поздравления с днём рождения.

1

Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений.

1

Раздел «Анализируем и строим предложения» (18 ч)  

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Части речи и члены предложения.

1

Глагол.

1

Неопределённая форма глагола.

1

Времена глаголов. Изменение глаголов в форме прошедшего времени.

1

Формы глаголов в настоящем и будущем времени.

1

Глаголы 1 и 2 спряжения.

2

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

2

Правописание безударных личных окончаний глагола.

3

Проверочная работа.

1

Работа над ошибками. Урок-тренинг.

1

Закрепление изученного.

1

Контрольный диктант.

1

Работа над ошибками.  Закрепление изученного.

1

Раздел  «Анализируем и строим предложения» (продолжение) (9 ч)

Обобщение сведений о формах времени глаголов.

2

Выражение сказуемого глаголами настоящего времени.

1

Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях.

1

Синтаксический анализ предложений.

1

Свободный диктант.

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

Творческое списывание.      

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

Раздел  «Предложения с однородными членами»  (16 ч)

Однородные подлежащие и сказуемые.

2

Однородные второстепенные члены предложения.

2

Знаки препинания при однородных членах предложения.

3

Решение общих пунктуационных задач. 

1

Осложнённое списывание текста.

1

Контрольный диктант.

1

Работа над ошибками.. Закрепление изученного.

1

Строим предложения с однородными членами.

1

Сопоставление признаков разных типов текста.

2

Изложение.

1

Работа над ошибками. Сопоставление признаков разных типов текста.

1

Раздел  «Формы частей речи, или как изменяются разные части речи» (40 ч)

Систематизация частей речи.

1

Связь слов в предложениях.

1

Употребление частей речи в разных формах.

1

Повторение.

1

Имеют ли личные местоимения значение рода и числа?

1

Урок-тренинг.

1

Глагол и его личные формы.

1

Склонение частей речи.

1

Падежные формы имён существительных.

1

Склонение имён прилагательных.

1

Склонение личных местоимений.

2

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений.

2

Безударное окончание проверяем ударным.

1

Употребление е - и в падежных окончаниях имён существительных разных склонений.

2

Как выбрать окончание е или и?

1

Выбор: [а]- а, о;  [и]- и, е.

1

Контрольный диктант.

1

Работа над ошибками.  Выбор: [а]- а, о;  [и]- и, е.

1

Ознакомление с падежными окончаниями по таблице.

1

Гласные [и]- е, [а]- о в окончаниях родительного падежа.

2

Гласный [а]- а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей. 

2

Урок-тренинг.

1

Падежные окончания имён прилагательных.

1

Проверка безударных окончаний.

2

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений. 

2

Изложение (краткое).

1

Работа над ошибками.  Закрепление. 

1

Урок-тренинг.

1

Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту).

1

Контрольный диктант.

1

Работа над ошибками.  Закрепление.

1

Сочинение.

1

Работа над ошибками. Закрепление.

1

Раздел «Части речи и их работа в предложении и тексте» (31 ч)

Части речи.

1

Части речи как члены предложения.

1

Главные члены предложения.

1

Наблюдения над назначением и синтаксической ролью прилагательных.

1

Систематизация сведений о частях речи.

1

Наречие.

2

Контрольное списывание текста. 

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

Формы частей речи, или как изменяются части речи.

1

Правописание слов разных частей речи.

1

Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением.

1

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами-согласными.

1

Словарный диктант.

1

Служебные части речи.

1

Контрольный диктант.

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение.

2

Предложения в составе текста.

1

Обобщение о синтаксических средствах языка и их роли в речи.

1

История (рассказ) о случившемся событии.

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного. 

1

Текст-описание картины (репродукции).

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного. 

1

Текст-рассуждение.

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного. 

1

Контрольный диктант за год.

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного. 

1

Изложение текста повествовательного характера.

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного. 

1

Раздел «Повторение изученного в 4 классе»  (5 ч)

Повторение правил составления текста письма.

1

Составление отзыва прочитанной книге.

1

Работа над ошибками.  Повторение изученного.

1

Повторение изученного.

2

                                                                                          Итого

136

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа начального общего образования по предмету «Русский яхык» Образовательная система «Планета знаний»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер по платежным услугам

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 033 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.10.2020 89
    • DOCX 62.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зотова Александра Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71722
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 274 человека из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 593 человека

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 242 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 64 человека

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов