Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Говоренковская
основная общеобразовательная школа»
Согласовано
Заместитель директора
________________ Т.-А. Грачева
«___»___________2020
г.
|
Утверждаю
Директор школы
_________________ С.А. Белов
«____»____________2020 г.
|
Рабочая
программа кружка
«Юный
помощник»
для
учащихся 5 класса
|
Разработана
Кузьминой Марией Анатольевной,
учителем начальных классов,
высшая квалификационная категория
|
2020 год
Аннотация.
Рабочая программа кружка «Юный помощник» по социальному
направлению обеспечивает формирование представлений о технологической
культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения,
становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание
трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует
профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися
жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и
прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных
ориентаций, знакомит с миром профессий.
Проблема
формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит
основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет
коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость,
стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно
формировать мотивационную сферу растущего человека.
Во
внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды
коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к
общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную
активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных
деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет
заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе,
знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и
самостоятельность.
Пояснительная записка
Планирование рабочей
программы кружка «Юный помощник» для учащихся 5 класса составлено на основе
примерных программ внеурочной деятельности под ред. Роговцева
Н.И, Пегелис В.Д., Г.Ф.Суворова
и др., Москва «Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта
«Разработка. апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов
общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией
образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального
агентства по образованию.)
В
данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных
работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их
внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того
изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Цели:
-
приобрести
общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только
за свою, но и за общую работу;
-
создание
привлекательного пришкольного участка;
-
реализация
общественно – значимых инициатив.
Задачи:
-
привлечь
всех детей к активному участию в делах класса;
-
учить
детей навыкам общественной работы;
-
воспитывать
ответственное отношение к поручению коллектива;
-
развивать
организационные и коммуникативные компетенции;
-
создание
атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
сделать территорию школы комфортной для
учебы и отдыха.
Способы реализации программы:
1) занятия с детьми (регулярные, систематические
1 раз в неделю, в год-35 часов)
2) диагностика детских знаний и
мыслительных процессов: 2 раза в год: в начале работы и в конце работы)
3) показ работы кружка для учителей
начальных классов и родителей группы.
II.Требования
к уровню подготовки учащихся по курсу «Юный помощник».
Учащиеся должны знать/ уметь
·
знать законы природы, на которые опирается человек при работе;
·
основные виды работ по выращиванию растений:
обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая);
отличительные признаки семян;
·
общее понятие о размножении растений черенками.
·
наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и
профессий;
организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место,
рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
·
знать технологические свойства используемых
инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка, циркуль) и технику
безопасности при работе с ними;
·
уметь применять знания, полученные в 1-4 классе;
начальные знания о профессиях и их особенностях, о важности правильного выбора
профессии; использовать эти знания в своей практической деятельности на уроке и
вне школы;
·
знать о профессиях прошлых лет и современных, о
старинных промыслах и ремеслах, об истории развития изучаемых производств;
·
уметь осуществлять элементарное самообслуживание в
школе и дома;
·
название, назначение и приемы работы измерительными
инструментами последовательность технологических операций: разметка, резание,
формообразование, сборка, оформление;
·
самостоятельно организовывать рабочее место в
соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на
нѐм вовремя работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
·
изготавливать модели и конструкции изделий по
образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте;
·
развивать навыки проектной деятельности – учить
думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, продумывать
идею проекта, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения,
выстраивать
цепочку
своих практических действий;
·
анализировать готовое изделие; построение плана
работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственное
выполнение работы, ее презентация;
·
учится строить монологическое высказывание,
рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования;
·
работать в группе, оформлять композицию,
осуществлять само и взаимоконтроль;
·
получить опыт самостоятельной посадки луковицы,
проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ
выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений);
·
овладеть навыком конструирования из бумаги;
научиться заполнять технологическую карту к поделке;
·
знать свойства, способы использования, виды
пластилина;
·
народные промыслы - уметь различать произведения
хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек;
·
усвоить последовательность изготовления матрешки;
уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки
кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал;
·
создавать коллективный проект; проводить
презентацию проекта по заданной схеме;
·
использовать в аппликации различные виды круп —
просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъемную аппликацию,
отрабатывать навыки работы клеем;
·
уметь выступать с презентацией своей папки
достижений.
· задавать заранее подготовленные вопросы (можно использовать учебник),
оценивать выступления своих товарищей, анализировать;
· иметь представление о том, как строить монологическое высказывание;
· владеть методами самоанализа, самоконтроля самооценки, взаимопомощи и
взаимовыручки;
III.Педагогические технологии, методики
обучения.
Для
оптимизации образовательного процесса использую в своей практике новые
методики:
-методику
оптимизации режима обучения, сохранения и поддержки здоровья школьников,
- методику
системности,
-методику
проекта,
-частично-поисковые
методики,
-интерактивные
методы обучения школьников.
Функциями
универсальных учебных действий на занятиях являются:
•
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности;
•
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными
критериями оценки достигнутых результатов считаются:
•
самостоятельность работы;
•
осмысленность действий;
•
разнообразие освоенных задачи
Личностные
универсальные учебные действия:
•
ценностно-смысловая ориентация учащихся;
•
нравственно-этическое оценивание;
•
действие смыслообразования;
•
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные
универсальные учебные действия:
•
умение выражать свои мысли;
•
разрешение конфликтов, постановка вопросов;
•
планирование совместной деятельности;
•
управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные
универсальные учебные действия:
•
целеполагание;
•
волевая саморегуляция;
•
коррекция;
•
оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные
универсальные действия:
Общеучебные:
•
умение структурировать знания;
•
смысловое чтение;
•
выделение и формулирование учебной цели;
•
планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
•
анализ объектов;
•
синтез, как составление целого из частей;
•
классификация объектов;
•
доказательство;
•
выдвижение гипотез и их обоснование;
IV.
Развёрнутое учебно- тематическое планирование
№
п/п
|
Наименование
темы урока
|
Часы
|
Дата
|
I четверть
«Осенние мотивы»
|
|
1.
|
Экскурсия на
пришкольный участок.
|
1
час
|
|
2.
|
Знакомство с «Оригами». Изготовление
пакетов для семян.
|
1
час
|
|
3.
|
Сбор семян в
пакетики.
|
1
час
|
|
4.
|
Сбор листьев для
гербария.
|
1
час
|
|
5.
|
Выставка «Чудеса
природы»,
«Осенний бал»
|
1
час
|
|
6.
|
Папка-гербарий «Мои
любимые цветы»
|
1
час
|
|
7.
|
Операция
«Витамин». Сбор желудей и шишек.
|
1
час
|
|
8.
|
Праздник урожая «Хлеб-наше
богатство.
|
1 час
|
|
II
четверть «Мы сами мастера»
|
|
1.
|
«Я люблю свою
страну»
|
1
час
|
|
2.
|
Беседа «Кем я буду?»
|
1
час
|
|
3.
|
Разучивание
песен о мамах.
Конкурс стихов
«Я люблю тебя мама.»
|
1
час
|
|
4.
|
Праздник
«Дорогие наши мамы.»
|
1
час
|
|
5.
|
Беседа «Птицы
–наши друзья!»
|
1
час
|
|
6.
|
Игра «Мы делаем
снежные фигурки»
|
1
час
|
|
7.
|
Изготовление
елочных игрушек
|
1
час
|
|
III
четверть «Мы –дружная семья»
|
|
1.
|
Сбор макулатуры.
|
1 час
|
|
2.
|
Экскурсия в школьную площадку
|
1 час
|
|
3.
|
Спортивный
праздник
|
1
час
|
|
4.
|
Конкурс стихов
и рисунков «Мой папа»
|
1
час
|
|
5.
|
Коллективное
панно «Наши защитники»
|
1
час
|
|
6.
|
«Рыцарский
турнир»
|
1
час
|
|
7.
|
Беседа «Ты на
свете лучше всех, мама!».
|
1
час
|
|
8.
|
Открытки-самоделки
«8 марта»
|
1
час
|
|
9.
|
«Праздник мам»
|
1
час
|
|
10.
|
Знакомство с профессиями мам.
|
1 час
|
|
11.
|
«Моя любимая
бабушка»
|
1час
|
|
IV
четверть «Трудовой десант»
|
|
1.
|
КВН «Птицы –
наши друзья»
|
1
час
|
|
2.
|
Акция «Сделай скворечник»
|
1
час
|
|
3.
|
«Субботник»
уборка школьной территории и родников.
|
1
час
|
|
4.
|
Озеленение
территории.
|
1
час
|
|
5.
|
Открытки-самоделки
«Спасибо тебе солдат!»
|
1
час
|
|
6.
|
«Мы юные садоводы» работа на пришкольном
участке.
|
1 час
|
|
7.
|
Экскурсия на
природу.
|
1 час
|
|
|
|
|
|
|
|
V.Используемые
средства обучения и учебно- методическая литература
·
Мультимедийные презентации к занятиям
·
Ноутбук
·
Проектор
·
Экран
Дополнительная
литература:
1. Пословицы русского народа: Сборник
В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите
детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д.
Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева
Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства.
Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель
Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия»,
2009;
6. Азбука
нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
7. Внеклассная
воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
8. Воспитательная
работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.