РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование
учебного предмета: изобразительное искусство
Ступень
обучения (класс): начальное общее образование (2 класс)
Срок
реализации программы, учебный год: 2018-2019 учебный год
Количество
часов по учебному плану: 34ч
Количество
часов за год:_31 ч______________Количество часов в неделю:__1 час_________
Программа разработана на основе примерной
программы по изобразительному искусству Федерального государственного
образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ
№ 373 от 6 октября 2009г.), программы по изобразительному искусству Б.М.Неменского:
М «Просвещение», 2011г.
Учебный-методический
комплекс:
Учебник:
«Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс» авт. Е.И.Коротеева. Москва
«Просвещение» 2014 г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Тетрадь:
«Изобразительное искусство» 2 класс, под.ред.
Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2015.г. Рекомендовано Министерством
образования и науки РФ
Методическое
обеспечение:
«Уроки
изобразительного искусства. Поурочные разработки» 1-4 класс под ред. Б.М.Неменского,
М. «Просвещение» 2016г.
Электронные
ресурсы:
http://www.prosv.ru/
I.
Пояснительная записка
Рабочая
программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе
примерной основной
образовательной программы начального образования. М.: Просвещение. 2010г.
(Стандарты второго поколения);
авторской программы
«Изобразительное искусство»: Рабочие программы: 1-4 кл./ Под. Ред. Б. М.
Неменского -М.: Просвещение , 2011г. (Школа России)
Программа
адресована обучающимся 1 класса с разноуровневой подготовкой, начинающим
осваивать курс изобразительного искусства.
Цель учебного
предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры
мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности
человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством
очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное
и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в
художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех
основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в
контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных
связей с жизнью общества и человека.
Задачи программы:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия
произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной
культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными
материалами.
мотивации, работоспособности, активности, самостоятельности
учащихся в учебной и внеурочной деятельности, включение в проектную
деятельность, сплочение классного коллектива.
Общая характеристика учебного
предмета
Систематизирующим методом является выделение трех основных
видов художественной деятельности для визуальных пространственных
искусств:
—
изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного
освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве
доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.
Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности
позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное
искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость
поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной
культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной
деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и
восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая
художественно-творческая деятельность
(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства
(ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют
творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а
также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная
пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных
материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие
видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является
необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а
также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия
произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих
проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие
наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие
фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить
художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование
уроков индивидуального практического творчества учащихся и
уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам;
индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно
или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме
(с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ
товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на
уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к
изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений
(народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности
активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность
заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на
уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей,
могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в
неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во
2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю). По рабочей программе – 29 часов в
год (праздничные дни).
II.
Содержание программы учебного предмета
Результаты освоения учебного предмета «ИЗО»
Личностные
результаты отражаются в индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
§ чувство
гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
§ уважительное
отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
§ понимание
особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
§ сформированность
эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
§ сформированность
эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой,
потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности;
§ овладение
навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
§ умение
сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
§ умение
обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
·
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
·
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
·
использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений
по живописи, графике, моделированию и т.д.;
·
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
·
умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
·
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
·
знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
·
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных
искусств;
·
понимание образной природы искусства;
·
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
·
применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
·
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
·
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
·
усвоение названий ведущих художественных
музеев России и художественных музеев своего региона;
·
мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
·
способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
·
способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
·
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
·
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности
основ цветоведения, основ графической грамоты;
·
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
·
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и
красоту природы различных регионов нашей страны;
·
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у
народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать
свою самобытную художественную культуру;
·
изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания
ими красоты природы, человека, народных традиций;
·
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного
искусства и традиционной культуры;
·
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту
городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
·
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды
древнего зодчества для современного общества;
·
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
·
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих
красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Формы контроля
уровня достижений планируемых результатов,
критерии
оценивания
Формы
контроля:
Обязательные формы и методы контроля
|
Иные
формы учета достижений
|
текущая
аттестация
|
итоговая
(четверть, год) аттестация
|
урочная
деятельность
|
внеурочная
деятельность
|
-
Индивидуальный и фронтальный опрос
-
Работа в паре, в группе
-
Проектная деятельность
-
Презентация своей работы
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
|
-
Конференция
достижений
учащихся
|
-анализ
динамики текущей успеваемости
|
-
участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
-
активность в проектах и программах внеурочной деятельности
-
творческий отчет
|
-
портфолио
-
анализ психолого-педагогических исследований
|
Этапы оценивания детского рисунка:
·
как решена композиция: как организована плоскость листа, как
согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и
содержание;
·
характер формы предметов: степень сходства изображения с
предметами реальной действительности или умение подметить и передать в
изображении наиболее характерное;
·
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная
основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
·
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как
использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии,
штриха, мазка;
·
общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его
вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка
«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок;
работа выразительна интересна.
Оценка
«4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не
имеет грубых ошибок.
Оценка
«3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в
ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка
«2»- поставленные задачи не выполнены
Проект
Критерии и нормы оценки знаний,
умений, навыков:
- Актуальность
проблемы
- Корректность
методов исследования
- Активность
каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями
- Характер
общения участников проекта
- Глубина
проникновения в проблему, использование знаний из других областей
- Умение
аргументировать свои заключения, выводы
- Эстетика
оформления проекта
Современные
педагогические технологии
- Развивающее
обучение
- Проблемное
обучение
- Разноуровневое
обучение
- Коллективная
система обучения
-
Исследовательские методы обучения
- Проектные методы
обучения
- Технология
развития «критического мышления»
- Технология
использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов
обучающих игр
- Информационно-коммуникационные
технологии
-
Здоровьесберегающие технологии
- Технология
дистанционного обучения
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.