+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаРабочая программа для начального общего образования по изобразительному искусству для 3 класса (УМК "Перспектива")

Рабочая программа для начального общего образования по изобразительному искусству для 3 класса (УМК "Перспектива")

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на заседании методсовета Приказ №_____ от ____________ г.

протокол №____ от__________ Директор школы Т.И.Киселёва

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по изобразительному искусству

для третьего класса

Рабочая программа по изобразительному искусству для третьих классов составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству.

УМК: «Перспектива»

Учебный план школы отводит 35 часов для образовательного изучения изобразительного искусства в третьем классе из расчёта 1 час в неделю.

Цели и задачи

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле, воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов России; развитие воображения, желания и умения подходить к своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира.

Цели реализуются в задачах обучения:

  • Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Требования к результатам

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;

- представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;

- чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт-Петербургом;

- положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;

- представление о добре и зле, должном и недопустимом;

- первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;

- представление о содержательном досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;

- эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;

- мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;

- осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;

- трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;

- выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;

- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);

- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие корректи­вы с учетом характера сделанных ошибок;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;

- выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в до­полнительных источниках;

- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

- воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;

- представлять информацию в виде небольшого сообщения;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выбирать способы решения художественной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно расширять свои представления о живописи;

- соотносить различные произведения по настроению и форме;

- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;

-обобщать учебный материал;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать аналогии;

- работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;

- сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выражать свое мнение о произведении живописи;

- принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;

- проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;

- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

- стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении;

- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;

- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;

- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия.

- проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.

Структура программы

«Виды художественной деятельности»

Рисунок. Материал для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, пастель, мелки и т.д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунки в искусстве.

Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

«Азбука искусства. (Обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?»

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ, пропорции, линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше. Контрасты в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое – толстое, темное – светлое, симметрия – асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоциональное состояние.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передачи их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние форм предмета на представление о его характере.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.) Ритм линий, пятен цвета. Роль рисунка в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве.

«Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?».

Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Н.К.Рерих, К.Моне, П.Сезанн, В.Ван Гог и др.)

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно – прикладного искусства.

Родина моя – Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительного искусства(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного искусства народов России) Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек..

«Опыт художественно – творческой деятельности».Участие в различных видах изобразительной, декоративно –прикладной и художественно – конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению(натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладения основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры, материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению

Тематическое планирование

Изобразительное искусство 3 класс

Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 часов)

. «Виды художественной деятельности»

Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунки в искусстве.

Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Восприятие красоты летней и осенней поры в природе и в произведениях изобразительного искусства, в натуре, в пейзажах современных живописцев.

Восприятие изделий декоративно-прикладного и народного искусства народов мира и России.

Приёмы работы с различными графическими материалами.

Определять роль контраста в композиции.

Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, разнообразие форм предметного мира.

Овладевать на практике основами цветоведения.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 часов)

Сказочные образы в народной культуре и декоративно – прикладном искусстве. Красота, отражённая в сказках и в песнях.

Отражение в рисунках основного содержания сказок средствами передачи сказочности, необычности происходящего. Порядок работы над иллюстрацией, выбор сюжета, обдумывание композиции, выполнение рисунка карандашом, акварелью, гуашью.

Приёмы акварельной живописи.

Средства передачи образной характеристики героев сказки.

Форма. Разнообразие форм и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов. Разнообразие материала для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного моделирования в жизни человека.

Восприятие произведений современных художников из Гжели А.Федотова, З.Окуловой, А.Азаровой, Н.Бидак, развивающих народных традиции керамического искусства, зимнего пейзажа в живописи Н.Ромадина и описания зимней природы в стихотворении С.Есенина.

Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.

Человек и мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве.

Восприятие памятников, деревянного и каменного зодчества в натуре и произведениях живописи выдающихся художников. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Развивать цветовосприятие, творческое воображение.

Уметь выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации.

Совершенствовать умения применять приёмы акварельной и гуашевой живописи.

Определять средства передачи образной характеристики героев сказки Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства и объяснять разницу.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов

Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи.

Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 часов)

Изучение народного искусства. Традиции, принципы народного искусства – повтор, вариация, импровизация.

Истоки декоративно – прикладного искусства и его роль в жизни человека. Образ человека в традиционной культуре. Представление народа в мужской и женской красоте отображённой в изобразительном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Пейзажи родной природы. Украшения жилища, предметов быта, орудий труда, костюма

.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей родной природы. Создание композиции на тему «Гармония жилья с природой». Украшение жилища, предметов быта, русские костюмы. «Родина моя – Россия». Конструкция и декор костюмов, предметов быта и т.д. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объёме). Древние образы и характер древних изображений. Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. Роль силуэта в орнаменте.

Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом, смысл знаков - образов народного искусства.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Понимать правила изобразительной грамоты формирования практических навыков рисования с натуры, по памяти и представлению.

Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками.

Наблюдать и передавать в собственной художественно – творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием; здания, предметов быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово – парковое искусство и т.д.

Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (9 часов)

Эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Искусство вокруг нас сегодня. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Восприятие поэтического произведения И.Бунина, произведений выдающихся живописцев XIX-XX вв. И.Шишкина, В.Поленова, А.Рылова, И.Машкова, А.Герасимова, Н.Крымова, отразивших разнообразие летней природы, её состояний, мотивов и форм, цвета, щедрости родной Земли. Пейзажи разных географических широт. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты.

Рассматривать произведения живописи и поэзии, в которых передана красота и разнообразие цветущей, солнечной природы России.

Использовать произведения вернисажа в качестве примеров при изучении тем курса.

Систематизировать по видам искусства и по заданному принципу (из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, художественного или краеведческого музея своего региона).

Сравнивать пейзажи великих художников.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельность.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 3 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

УУД

Дата

проведения

План

факт

1

«Земля одна, а цветы на ней разные»

1

Выставка

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Коммуникативные:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий. - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

 

.

2

«В жостовском подносе -все цветы России»

Русские лаки.

1

с\р

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

3

«О чем может рассказать русский поднос»

1

с\р

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской

4

«Каждый художник урожай своей земли хвалит».

Натюрморт.

«Славный урожай»

1

с\р

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской

 Познавательные:

- находить и наблюдать линии и их ритм в природе;

- сравнивать цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), -приводить примеры,

- осуществлять

возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков; объективно оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Коммуникативные:

последовательно и полно передавать партнерам информацию с помощью линейных изображений;

рефлексия своих действий; формулировать собственное мнение и позицию при изображении радости и грусти; учитывать разные мнения при обсуждении выставки, задавать вопросы по содержанию произведений художников Регулятивные:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

ориентация на образец и правило выполнения задания; формулировать и удерживать учебную задачу

Научиться понимать сведения о памятниках культуры и истории, быта и жизни своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство, уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи, решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве.:

Научиться: выполнять рисунок акварелью, гуашью, фломастерами; понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи)

Научиться: правильно работы с акварелью; понимать народное декоративно-прикладное искусство, знать особенности изображения гжельского пейзажа, выполнять рисунок кистью без предварительного рисунка растяжение цвета в гжельском мазке.

Научиться  организовать своё рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке

5

«Лети, лети, бумажный змей» Орнамент народов мира.

1

с\р

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

6

«Чуден свет – мудры люди, дивны дела их»

Лоскутная мозаика.

1

с\р

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков

7

«Живописные просторы Родины»

1

с\р

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).Изображать радость или грусть (работа гуашью).

8

«Родные края в росписи гжельской майолики»

Русская майолика.

1

с\р

с\р

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки

Научиться определять  «натюрморт»,организовать свое рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя:

9

«Двор, что город, изба, что терем»

1

Научиться:  понимать пейзаж; отдельные произведения выдающихся художников; приемы смешения красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета.

10

«То ли терем, то ли царёв дворец»

1

индив.

раб.

с\р

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности .

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Познавательные :

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Научиться:; смешению красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета

Коммуникативные:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Научится: правилам работы с акварелью

Регулятивные:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Научится придумывать свой натюрморт; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг

Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг

11

«Каждая птица своим пером красуется»

1

12

«Каждая изба удивительных вещей полна»

1

с\р

с\р

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Осваивать простые приемы работы кистью и графической росписи и т. д.

Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

13

«Русская зима»

1

14

«Зима не лето, в шубу одета»

Орнамент народов мира

1

15

«Зима за морозы, а мы за праздники»

Карнавальные фантазии

1

С/р

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.

16

«Всякая красота фантазии да умения требует»

Маски

1

С/р

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Научится различать отдельные произведения выдающихся художников; разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа. Уметь правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет.

17

«В каждом посаде в своем наряде»

Узоры-обереги в русском народном костюме.

1

с\р

 Регулятивные:

выделение и сохранение цели, заданной в виде образца, преобразование практической задачи в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи.

Познавательные:

построение рассуждений и

осуществления поиска необходимой информации при создании несложных

новогодних

украшений из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы);

выделить и выделить и соотнести деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования своей деятельности

18

«Жизнь костюма в театре»

Сценический костюм героев.

1

С/р

Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов,

предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

19

«Россия державная»

В мире народного зодчества.

Памятники архитектуры.

1

Индивид. работа

 Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей они состоят

20

«Город чудный…»

Памятники архитектуры.

1

С/р

С/р

Наблюдать постройки в городе,их форму, конструкцию, пропорции.

21

«Защитники земли русской»

Сюжетная композиция

1

22

«Дорогие любимые, родные.»

Женский портрет.

1

С/р

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Познавательные:

использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные:

обращаться
за помощью к учителю, одноклассникам

Регулятивные:

- концентрировать волю.

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

формировать собственное мнение

23

«Широкая Масленица»

Сюжетно-декоративная композиция.

1

Индивид.- коллек.

раб

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

Конструировать(строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

24

«Красота и мудрость народной игрушки»

Зарисовка игрушек.

1

С/р

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

Научиться

самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; последовательно вести линейный рисунок на тему.

Научиться правила работы с акварелью; понятие народное декоративно-прикладное искусство, разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа

Научиться

 самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства

25-26

«Герои сказки глазами художника»

Декоративно-сюжетная композиция..

2

С/р

Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта.

Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи.

27

«Водные просторы России»

Морской пейзаж: линия горизонта, колорит

1

Беседа, зарисовки

Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

Обсуждение работы.

Научиться сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы.

Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке

28-29

«Цветы России на Павловских платках и шалях».

Русская набойка: традиции мастерства

2

с\р

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Научиться получать сведения о памятниках культуры и истории, быта

своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство.

Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементами повтора, импровизации и вариации по мотивам цветочной композиции

павловских узоров, придерживаться последовательности исполнения росписи, решать художественно-творческие задачи на проектирование

изделий, пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Научится: самостоятельно выбирать сюжет темы, наблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

  • - уметь организовать место занятий.

Научиться основы символики, доступные сведения о гербах городов Золотого кольца России.

Уметь правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет.

30

«В весеннем небе салют Победы»

Декоративно-сюжетная композиция.

1

с\р

Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

31

«Гербы городов Золотого кольца.»

Символические изображения: состав герба.

1

Кол. работа

32

«Сиреневые перезвоны»

Натюрморт

1

С/р

Учиться поэтическому видению мира.

Любоваться красотой природы

Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности

Научится:  самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Знать: понятие натюрморт; отдельные произведения выдающихся художников.

Научиться правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет.

33-34

«У всякого мастера свои затеи» Орнамент народов мира.

2

с\р

Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

35

«Наши достижения

Наш проект. «Я знаю. Я могу»

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на заседании методсовета Приказ №_____ от ____________ г.

протокол №____ от__________ Директор школы Т.И.Киселёва

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по изобразительному искусству

для первого класса

Рабочая программа по изобразительному искусству для первых классов составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству.

УМК: «Перспектива»

Учебный план школы отводит 33 часа для образовательного изучения изобразительного искусства в первом классе из расчёта 1 час в неделю.

Цели и задачи

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле, воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов России; развитие воображения, желания и умения подходить к своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира.

Цели реализуются в задачах обучения:

  • Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Требования к результатам

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И.И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.);

- основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения;

- эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине;

- первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;

- положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно-твор­ческой деятельности;

- чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;

- интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников;

- основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;

- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;

- уважения к чувствам и настроениям другого человека, представлениям о дружбе, доброжелательном отношении к людям;

- мотивации к коллективной творческой работе;

- представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;

- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу;

- оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;

- понимать выделенные учителем ориентиры

- адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;

- на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;

- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;

- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале;

- использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы;

- понимать содержание художественных произведений;

- читать простое схематическое изображение.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- делать несложные выводы;

- строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;

- соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение».

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;

- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;

- обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;

- следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности.

Структура программы

«Восхитись красотой нарядной осени»

Какого цвета осень. Живая природа:цвет. Пейзаж в живописи

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Живопись. Живописные материалы. Цвет — основа языка живописи. Жанр пейзажа. Изображение природы разных географических широт. Т

вой осенний букет. Декоративная композиция Видыхудожественной деятельности в изобразительном искусстве: живопись и декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Композиция.

Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.Образы природы и человека в живописи.Эмоциональные возможности цвета. Элементарные приёмы композиции на плоскости.

В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция

Красота и разнообразие природы, выраженныесредствами живописи. Природные формыв декоративно-прикладном искусстве. Жанрпейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местныхусловий).

Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция

Форма. Природные формы. Жанр натюрморта. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости с помощью цвета.Расположение предметов в натюрморте.Главное и второстепенное в композиции.Композиционный центр.

В гостях у народного мастера С.Веселова. Орнамент народов России

Истоки декоративно-прикладного искусства и егороль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественныхпромыслов в России (с учётом местных условий).

«Любуйся узорами красавицы зимы»

О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России .Истоки декоративно-прикладного искусства и егороль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественныхпромыслов в России (с учётом местных условий). Ритм линий, пятен, цвета. Особая рольритма в декоративно-прикладном искусстве.

В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Русская глиняная игрушка.

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических)искусств в повседневной жизни человека,в организации его материального окружения. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народао красоте человека (внешней и духовной), отображённые в искусстве. Образ человекав традиционной культуре.

Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш,ручка, фломастер, уголь, пастель, мелкии т. д.. Роль рисунка в искусстве: основнаяи вспомогательная. Красота и разнообразиеприроды, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия,штрих, пятно и художественный образ. Силуэт. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы.

Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике

Наблюдение природы и природных явлений,различия их характера и эмоциональных состояний. Разница визображении природы в разное время года, суток, в различнуюпогоду. Пейзажи родной природы. Роль белой и чёрной краски в эмоциональном звучании и выразительности образа.

Белоснежные узоры. Вологодскиекружева

Рисунок. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Многообразие линий (тонкие, толстые,прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые, спиралью, летящие). Передачас помощью линии эмоционального состояния природы. Ознакомление с произведениями народных художественных промысловв России (с учётом местных условий). Особая роль ритма в декоративно-прикладномискусстве. Композиция. Симметрия и асимметрия.

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция

Разнообразие форм и предметного мира и передача их на плоскости и впространстве.Жанр натюрморта. Элементарные приёмыкомпозиции на плоскости. Понятия ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Способы передачи объёма на плоскости. Ритм линий, пятен, цвета.

Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект

Демонстрация достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительногоискусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), жанрам (пейзаж, декоративная композиция), по видам народного искусства (орнамент, народная глиняная игрушка, кружево), средствам художественной выразительности (линии, цветныепятна) и приёмам (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.);традиции празднования Нового года и Рождества в семье и в школе.

«Радуйся многоцветью весны и лета»

По следам зимней сказки. Декоративная композиция

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в искусстве (переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклеи т. д.). Образы архитектуры в декоративно-прикладном искусстве. Сказочные образыв народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

Зимние забавы. Сюжетная композиция

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр (зрительный центркомпозиции). Образы человека и природы в живописи. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Защитники земли Русской. Образ богатыря

Образчеловека в традиционной культуре, представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве.Образ защитника Отечества. Представлениянарода о мужской красоте, отражённыев изобразительном искусстве, сказках, былинах, песнях. Жанр портрета. Композицияпортрета. Эмоциональная и художественнаявыразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувстваи качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие.

Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка

Рольприродных условий в характере традиционной культуры народов России. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культурынародов России). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов вРоссии (сучётом местных условий). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Выразительность объёмных композиций.

Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культурынародов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления человекао мужской и женской красоте, отражённыев изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Образ природы и человека в живописи. Пейзажи разных географическихширот. Разница в изображении природыв разное время года, суток, в различную погоду. Цвет.

Птицы — вестники весны. Декоративная композиция

Пейзаж родной природы. Изображение деревьев,птиц, животных: общие и характерные черты. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

«У Лукоморья дуб зелёный» Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве

Образная сущность искусства: художественныйобраз, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природыв искусстве. Природные формы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.Сказочные образы в народной культуре идекоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа.

В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета Использование различных художественныхматериалов и средств для создания выразительных образов природы. Цвет — основаязыка живописи. Эмоциональные возможности цвета. Тёплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическоеовладение основами цветоведения. Смешение цветов.

Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Пейзажи разных географическихширот. Жанр натюрморта. Использование различных художественных материалов исредств для создания выразительных образов природы. Смешение цветов. Эмоциональные возможности цвета.

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи

Пейзажи родной природы. Общность тематики,передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран.

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты

Демонстрация и обсуждение достигнутыхрезультатов, чему научились, с чем ознакомились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт, сюжетная картина), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок),художественные материалы, инструменты(кисть, тычок), средства выразительности(линия, цветовое пятно) в создании художественных образов.

Тематическое планирование

Изобразительное искусство 1 класс

Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

«Восхитись красотой нарядной осени» (8 часов)

. «Виды художественной деятельности»

Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунки в искусстве.

Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Восприятие красоты летней и осенней поры в природе и в произведениях изобразительного искусства, в натуре, в пейзажах современных живописцев.

Восприятие изделий декоративно-прикладного и народного искусства народов мира и России.

Приёмы работы с различными графическими материалами.

Определять роль контраста в композиции.

Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, разнообразие форм предметного мира.

Овладевать на практике основами цветоведения.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

«Любуйся узорами красавицы зимы» (7 часов)

Сказочные образы в народной культуре и декоративно – прикладном искусстве. Красота, отражённая в сказках и в песнях.

Отражение в рисунках основного содержания сказок средствами передачи сказочности, необычности происходящего. Порядок работы над иллюстрацией, выбор сюжета, обдумывание композиции, выполнение рисунка карандашом, акварелью, гуашью.

Приёмы акварельной живописи.

Средства передачи образной характеристики героев сказки.

Форма. Разнообразие форм и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов. Разнообразие материала для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного моделирования в жизни человека.

Восприятие произведений народных мастеров из Каргаполя, зимней природы в натуре и графических пейзажах выдающихся мастеров отечественного искусства. Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека.

Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.

Человек и мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве.

Восприятие памятников, деревянного и каменного зодчества в натуре и произведениях живописи выдающихся художников. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Развивать цветовосприятие, творческое воображение.

Уметь выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации.

Совершенствовать умения применять приёмы акварельной и гуашевой живописи.

Определять средства передачи образной характеристики героев сказки Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства и объяснять разницу.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов

Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи.

«Радуйся многоцветью весны и лета» (18 часов)

Изучение народного искусства. Традиции, принципы народного искусства – повтор, вариация, импровизация.

Истоки декоративно – прикладного искусства и его роль в жизни человека. Образ человека в традиционной культуре. Представление народа в мужской и женской красоте отображённой в изобразительном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Пейзажи родной природы. Украшения жилища, предметов быта, орудий труда, костюма

.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей родной природы. Создание композиции на тему «Гармония жилья с природой». Украшение жилища, предметов быта, русские костюмы. «Родина моя – Россия». Конструкция и декор костюмов, предметов быта и т.д. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объёме). Древние образы и характер древних изображений. Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. Роль силуэта в орнаменте.

Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом, смысл знаков - образов народного искусства.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Понимать правила изобразительной грамоты формирования практических навыков рисования с натуры, по памяти и представлению.

Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками.

Наблюдать и передавать в собственной художественно – творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием; здания, предметов быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово – парковое искусство и т.д.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 1 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

УУД

Дата

проведения

План

факт

1

Восхитись красотой нарядной осени.

1

Выставка

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Предметные: научатся владеть техникой рисования

Познавательные :осознанное и произвольное

высказывание об особенностях осенней природы .

Регулятивные: планировать алгоритм действия

по организации своего рабочего места.

Коммуникативные: уметь строить высказывания.

Личностные: понимать значение красоты природы

Предметные: узнают понятия «ИЗО», «пейзаж», «листопад»,произведения живописи.

Познавательные: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий.

Регулятивные: контролировать выполнения собственных элементов и приёмов изображения.

Коммуникативные: обмениваться мнениями в парах.

Личностные :эстетически воспринимать окружающий мир.

Предметные: узнают значение слов (художник, мастер ,палитра).

Познавательные: создание творческого продукта. Регулятивные : контролировать выполнения собственных элементов.

Коммуникативные: вступать в коллективное сотрудничество.

Личностные: проявлять интерес.

2

Твой осенний букет. Декоративная композиция.

1

с\р

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

3

Осенние перемены в природе. Пейзаж :

композиция, пространство, планы.

1

с\р

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской

4

В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция.

1

с\р

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской

Предметные :узнают об образе рябины в произведениях, строение

Познавательные :выделение и осмысление

отдельных слов, терминов, понятий.

Регулятивные: адекватно оценивать свои возможности.

Коммуникативные: комментировать и учитывать высказывания партнёров.

Личностные: иметь желание и учебную мотивацию.

Предметные :узнают о форме , понятие мазок, пятно.

Познавательные: узнавать основные средства декоративно прикладного искусства.

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий.

Коммуникативные: свободно высказывать своё мнение.

Личностные: обогащать личный опыт.

Предметные: узнать смысл понятия хохлома.

Познавательные :составление описания осенней природы.

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий.

Коммуникативные: свободно высказывать своё мнение.

Личностные: сохранять уверенность в себе.

5

Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция.

1

с\р

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

6

В гостях у народного мастера С.Весёлова. Орнамент народов России.

1

с\р

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков

7

Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы.

1

с\р

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).Изображать радость или грусть (работа гуашью).

8

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.

1

с\р

с\р

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки

Предметные: описывать красоту нарядной осени и богатство красок, цветов,,

Познавательные :составление описания осенней природы.

Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Личностные: стремится к самоконтролю процесса выполнения творческого задания.

9

О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России.

1

Предметные: знать художественное ремесло-каргопольская игрушка, узор ,роспись, силуэтов Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной речи о каргопольской игрушке.

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание. Личностные: Эстетически воспринимать каргопольскую игрушку.

10

В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Русская глиняная игрушка.

1

индив.

раб.

с\р

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности .

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Предметные: выполнять роспись силуэтов красками

Познавательные :расписывать игрушки. Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы.

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание.

Личностные: эстетически воспринимать игрушки.

Предметные: описывать красоту зимы ,богатство красок, цветов , знать признаки пейзажа и графики.

Познавательные: :восприятие искусства как диалога художника и зрителя.

Регулятивные: осуществление самоконтроля при выполнении задания.

Коммуникативные: уметь сотрудничать.

Личностные: обогащать личный опыт восприятия произведений.

Предметные: описывать красоту зимы ,богатство красок, цветов , знать признаки пейзажа и графики.

Познавательные: :восприятие искусства как диалога художника и зрителя.

Регулятивные: осуществление самоконтроля при выполнении задания.

Коммуникативные: уметь сотрудничать.

Личностные: обогащать личный опыт восприятия произведений.

Предметные: различать элементы кружевного узора :гуличка ,комар, звёздочка ,ёлочка. Познавательные: освоение основными приёмами графики.

Коммуникативные: уметь сотрудничать, распределять работу.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: воспринимать красоту художественного изображения.

Предметные: описывать красоту зимы и богатство красок, цветов.

Познавательные: восприятие искусства как диалога художника и зрителя.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: уметь согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Личностные: овладеть способностью к творческому развитию.

Предметные: знать признаки жанра натюрморта и пейзажа.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: умение вступать в коллективное сотрудничество.

Личностные: стремится к самоконтролю процесса выполнения творческого задания

11

Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике.

1

12

Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике.

1

с\р

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Осваивать простые приемы работы кистью и графической росписи и т. д.

Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

13

Экскурсия по улицам посёлка. Такие разные дома.

Белоснежн

ые узоры.

1

14

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция.

1

15

Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект.

1

16

По следам зимней сказки. Декоративная композиция.

1

С/р

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Предметные :различать виды произведений:

живописи, книжную графику, сравнивать их.

Познавательные :обсуждение сюжетов картин изображение героев сказок.

Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя и товарищей.

Коммуникативные: уметь вступать в сотрудничество ,владеть образной речью.

Личностные :эстетически воспринимать чудесный мир сказок ,произведений

17

Зимние забавы. Сюжетная композиция.

1

с\р

Предметные: применять основные средства к

художественной выразительности к рисунку.

Познавательные: установление связи русского фольклора с детским творчеством.

Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя и товарища.

Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Личностные :расширить свой внутренний мир.

18

Защитники земли Русской. Образ богатыря.

1

С/р

Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов,

предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Предметные: узнавать произведения отечественных художников на патриотическую тему и называть их авторов.

Познавательные: восприятия искусства как диалога зрителя и художника.

Регулятивные :принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные :уметь выражать свои мысли при ознакомлении с репродукциями картин ,строить правильные понятные высказывания.

Личностные: стремится к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка.

Предметные: воспринимать образный строй народной игрушки ,выполнять повтор узоров при рисовании дымковской игрушки.

Познавательные :грамотно выполнять работу над рисунком.

Регулятивные :управлять своими эмоциями и учебными действиями.

Коммуникативные: обосновывать и доказывать свою точку зрения рассказывать о своих наблюдениях.

Личностные: проявлять самостоятельность

Предметные :применять основные средства худ.выразительности в рисунках.

Познавательные: речевое высказывание деятельности, об особенностях художественного творчества.

Регулятивные :принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные :уметь сотрудничать в коллективной деятельности приходить к общему мнению. Личностные: проявлять интерес и самостоятельность.

19

Открой секреты Дымки.

1

Индивид. работа

20

Русская глиняная игрушка.

1

С/р

С/р

21

Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм.

1

22

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет.

1

С/р

Предметные: владеть приёмом сближения цветов техническими приёмами(пятно, мазок, цветная линия)

Познавательные: экспериментировать с красками и кистью.

Регулятивные: принимать учебную задачу.

Коммуникативные: владеть образной речью и находить ответы на вопросы.

Личностные: сохранять уверенность в своих силах.

Предметные: владеть приемом сближения цвета.

Познавательные: экспериментировать с кистью и красками.

Регулятивные :сохранять учебную задачу. Коммуникативные : уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество Личностные: сохранять уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности.

23

Птицы – вестники весны. Декоративная композиция.

Индивид.- коллек.

раб

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

Конструировать(строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

24

У Лукоморья дуб зелёный …» Дерево – жизни украшение. Образ дерева в искусстве.

С/р

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

Предметные :обладать чувством композиции.

Познавательные :осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в литературных произведениях.

Регулятивные :понимать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь сотрудничать, распределять работу.

Личностные: сохранять уверенность в своих силах.

Предметные :уметь передавать своё отношение к герою с помощью красок, цвета, формы.

Познавательные :осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в литературных произведениях, осуществлять анализ характеров героев, его поступков.

Регулятивные: принимать учебную задачу. Коммуникативные: уметь сотрудничать. Личностные: сохранять и развивать творческие способности и стремиться к ним.

25

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя.

1

С/р

Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта.

Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи.

26

В царстве радуги – дуги.

1

Беседа, зарисовки

Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

Обсуждение работы.

Предметные: уметь подбирать оттенки тёплых и холодных тонов на палитрах.

Познавательные: создание творческой работы по представлениям.

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий.

Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Личностные: уметь передавать своё отношение к изображению.

27

Основные и составные цвета.

с\р

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Предметные: уметь выбирать художественных мастеров для создания своего замысла.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в произведениях .

Регулятивные: анализировать деятельность на уроке.

Коммуникативные: уметь формировать собственное мнение и позицию.

Личностные: воспринимать себя как активного субъекта саморазвития.

Предметные: уметь подбирать оттенки тёплых и холодных тонов на палитрах.

Познавательные: создание творческой работы по представлениям.

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий.

Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Личностные: уметь передавать своё отношение к изображению.

28-29

Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки.

2

с\р

Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

30-31

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи.

1

Кол. работа

Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Создавать композицию на тему«Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

32

«Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты.»

1

Предметные: знать признаки жанра натюрморта и пейзажа.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: умение вступать в коллективное сотрудничество.

Личностные: стремится к самоконтролю процесса выполнения творческого задания

33

Резерв

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
10
Номер материала
9038
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.