МКУ
«Управление образования Администрации МО «Тункинский район»
МБОУ
«Аршанская средняя общеобразовательная школа имени П.М.Билдаева»
Рассмотрено на
заседании «Согласовано» «Утверждаю»
Методического
совета зам.дир.по УВР Директор
школы
Протокол№____________
____________ _____________
«_____»__________2017г.
«____»________2017г. «____»_______2017г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука нравственности»
Направление:
духовно-нравственное
Вид
деятельности: игровая, художественное творчество
Возраст
школьников: 2 класс
Автор-составитель:
учитель
начальных классов
Власова
Оксана Павловна
п. Аршан
2017 г.
1. Пояснительная
записка
Программа внеклассной деятельности
«Азбука нравственности» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования
на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Срок реализации
программы – 2017-2018 гг.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал и
сформулирована высшая цель образования – высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Цель:
формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях,
ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных
ситуациях и понимании людей.
Задачи:
1. Признание
учащимися культурного многообразия российского общества как важнейшего
национального достояния;
2.Формирование национальной идентичности личности;
3.Формирование основ толерантного сознания обучающихся;
4.Формирование
у школьников чувств собственного достоинства и понимания необходимости уважать
достоинство и свободу самовыражения другого человека
5. Развитие
готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с
окружающим миром (природой, другими людьми, обществом)
6. Развитие
положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных
ролей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.); сочувствия,
сопереживания;
7. Активное
участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности,
инициативы, лидерских качеств;
8. Изменения объема знаний, расширение кругозора в
области нравственности и этики.
Программа реализует поставленные задачи с учетом следующих
принципов:
1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей
развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов,
этических норм и ценностных ориентаций.
2. Принцип соответствия требованиям современного общества и
общественно значимым ценностям:
признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед
учащимися роли культуры в развитии общества.
3. Нравственная ценность отбора содержания. Тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности
касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных
и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с
фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и
культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в
создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного
явления.
4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности
детей: участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые
направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира,
проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.
5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы,
их социальные роли: освоение
социальных ролей, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик»,
«член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник
деятельности».
2.Тематическое планирование
№/п
|
Тема занятия
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
I
четверть
Школьный этикет (9
часов)
|
|
|
1-2.
|
Что такое школьная дисциплина
|
2
|
|
2
|
3.
|
Люби книгу
|
1
|
|
1
|
4-5.
|
Твоя школа.
|
2
|
|
2
|
6-7.
|
Твой класс.
|
2
|
|
2
|
8-9.
|
Соблюдение чистоты и порядка.
|
1
|
1
|
2
|
II четверть
Правила общения (8 часов)
|
|
|
1-2
|
Внимательность к окружающим.
|
2
|
|
2
|
3.
|
Обязательность,
дал слово - держи его.
|
1
|
|
1
|
4.
|
Как ты разговариваешь с товарищами
|
|
1
|
1
|
5.
|
Доброжелательность в общении.
|
1
|
|
1
|
6-7
|
Поступки твои и других (их оценка).
|
1
|
1
|
2
|
8
|
Правдивость, честность.
|
1
|
|
1
|
III
четверть
О трудолюбии. Культура
внешнего вида (9 часов)
|
|
|
1-2.
|
Правило «Учусь все делать сам».
|
1
|
1
|
2
|
3-4.
|
Помогаю другим своим трудом дома и в
школе.
|
1
|
1
|
2
|
5-6.
|
Что значит быть бережливым?
|
2
|
|
2
|
7-8.
|
Как ты выполняешь правила личной
гигиены.
|
2
|
|
2
|
9.
|
Одежду нужно беречь.
|
1
|
|
1
|
IV
четверть
Внешкольный этикет (8 часов)
|
|
|
1.
|
Правила поведения в кино.
|
1
|
|
1
|
2.
|
Правила поведения в театре.
|
1
|
|
1
|
3.
|
Правила поведения в музее.
|
1
|
|
1
|
4.
|
Правила поведения на выставке.
|
1
|
|
1
|
5.
|
Меня пригласили на день рождения
|
1
|
|
1
|
6-7.
|
Бережное отношение к природе.
|
2
|
|
2
|
8.
|
Чему нас научили
уроки нравственности
|
1
|
|
1
|
1.
Ожидаемые результаты
воспитания и развития младших школьников
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше
задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели
поведения школьника:
– проявление коммуникативной активности при получении знаний в
диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников
беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании
(рассказ, описание, творческая работа);
– соблюдение культуры поведения и общения, правильных
взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи,
– использование полученной на уроках информации во внеурочной и
внешкольной деятельности;
– краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих
ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
– объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных
произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
2. Изменения в
мотивационной и рефлексивной сфере личности:
– способность объективно оценивать поведение других людей и
собственное,
– сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля
ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;
способность
«видеть» свои недостатки и желание их исправить.
2.
Педагогический инструментарий
Каждое
занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог,
речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики,
анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники.
3.
Список литературы
1.
Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости.
/Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888.
2.
Данилюк А. Я. Духовно-нравственное
развитие и воспитание младших школьников.Часть 1. – М: «Просвещение», 2011.
3.
Данилюк А. Я. Духовно-нравственное
развитие и воспитание младших школьников.Часть 2. – М: «Просвещение», 2011.
4. Корчинова
О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс»,
2002
5.
Азбука нравственности.
Методические рекомендации учителям начальной школы по проведению уроков этики
(основ морали). 1-4 классы. Пособие для учителя.- М.: ИОСО РАО « Филология» ,
2007. Электронная книга.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.