Государственное бюджетное
образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная
школа № 61
имени Героя Советского Союза А.И.
Маринеско»
РАССМОТРЕНО
Руководитель
МО СОШ № 61
_______ И.В.
Кива
Протокол №
от « » _________2017 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора СОШ № 61
_______ Михальчук
Н.С.
«___»
______________ 2017 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор
СОШ № 61
_______
М.Н. Трощенко
Приказ
№__ от «__» _____ 2017 г.
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
внеурочной
деятельности
«Мы
все разные, но мы все вместе»
направление: духовно-нравственное
Составитель:
Барашева И.И.,
учитель начальных классов
Севастополь
2017
г.
Пояснительная
записка
Рабочая
программа по внеурочной деятельности «Мы все разные, но мы все вместе» соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего
образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009 г. № 373(с последующими изменениями и дополнениями).
При разработке программы использованы нормативно-правовые документы:
Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015
г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
образовательных программ
Настоящая рабочая
программа разработана на основе авторской интерактивной
компьютерной программы «Все вместе!», «Юная Россия» проекта «Классное
содружество». Координатор данного проекта к.п.н., почетный работник сферы
молодёжной политики РФ В.А.Дергунов.
Актуальность
проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются
ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития
(идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога
и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Толерантность
– это миролюбие, терпимость к религиозным, политическим, конфессиональным,
межличностным разногласиям, признание возможности
равноправия.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных
людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и
свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка,
снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания
иного.
Таким образом,
проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема
культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом.
Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека
таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть
терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика
сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны
какие-либо преобразования в современной школе.
Основной
целью программы является формирование толерантного сознания обучающихся,
учителя, родительского коллектива, улучшение психологического климата классного
коллектива.
В
процессе реализации программы по формированию толерантности предполагается
достижение следующих задач:
·
Формирование
представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
·
Развитие
представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения
сходства и различий.
·
Сообщение
знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности
культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.).
·
Воспитание
активной жизненной позиции у детей, навыков толерантных отношений.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и
обучающегося, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые
создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры
достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного
ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества. На
сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с
самых первых дней обучения. Для начальной школы проблема воспитания
толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает
складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных
микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью
коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо
свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.
Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе,
воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Воспитание
толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель —
обучающийся». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является
освоение учителем определенных демократических механизмов в организации
учебного процесса и общения, обучающихся друг с другом и с учителем. Именно в
начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как
значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим
собственным взглядам. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и
поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план
выходят задачи понимания ребенка.
Воспитание
культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети
+ учитель". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат
хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка
школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на
воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и
психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого
себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности
учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого
понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к
толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию
взаимному. Он выступает по отношению к обучающемуся в роли наставника.
Представленная ниже система классных часов и коллективно-творческих дел,
воспитывающих толерантное отношение к людям, позволит обучающимся успешно
адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Общая
характеристика внеурочной деятельности
школьников духовно-нравственного развития
В
соответствии с ФГОС в программу включены учебно-практические работы (УПР),
направленные на формирование способности обучающихся применять приобретенные
знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Программа "Мы
все разные, но мы все вместе» рассчитана на обучающихся 1- 4 классов,
охватывает всех детей без исключения.
Цель
занятий - научить ребенка отождествлять свои переживания и чувства с
конкретными словами, управлять своими эмоциями, определять эмоциональное
состояние других людей и адекватно на него реагировать, ответственно поступать
в ситуациях нравственного выбора. Это обучение толерантности на основе рефлексии-
человек, который умеет анализировать собственные переживания и готов к
активному сотрудничеству с другими людьми. В рамках данной программы идет
работа по формированию правовой и политической культуры младших школьников.
Через
классные часы обучающиеся знакомятся с правами ребенка, вырабатывают в себе
понимание следующих фундаментальных принципов толерантности:
1. Разнообразие людей украшает и обогащает
жизнь.
2. Конфликт – это нормальный процесс,
который надо уметь решать конструктивно.
Оптимальным
вариантом реализации поставленных задач является организация системы дел в
каждом классе. Они способствуют воспитанию основных черт толерантной личности:
1. Терпимость
к чужим мнениям.
2.
Сотрудничество.
3.
Отказ от причинения вреда кому-либо.
4. Расположенность
к другим людям.
5. Снисходительность.
6. Терпение.
7. Чуткость.
8. Доверие.
9. Доброжелательность.
10
Умение владеть собой.
11. Умение
не осуждать других.
12.
Гуманизм.
13.
Умение слушать собеседника.
14. Способность
слушать собеседника.
15. Любознательность.
16.
Чувство юмора.
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
духовно-нравственного развития.
Программа
"Мы все разные, но мы все вместе» знакомит обучающихся
с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества,
способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям.
Основные
направления реализации программы:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого
достоинства.
2. Понимание того, что требуется уважать различия
между людьми.
3. Понимание принципа взаимозависимости, как
основы совместных действий. Обучающихся следует приучать к совместному решению
проблем и разделению труда. При выполнении заданий – это наглядно показывает,
как выигрывает каждый при решении проблем через
сотрудничество.
Школьники, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению
к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития общества.
Результаты
реализации программы:
Воспитательные
результаты внеурочной деятельности школьников «Мы все разные, но мы
все вместе» распределяются по трём уровням.
Результаты
первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни): приобретение
школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых
в обществе нормах поведения и общения; правилах конструктивной групповой
работы.
Результаты
второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и
культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты
третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия): школьник может приобрести опыт
исследовательской деятельности; опыт самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими детьми.
Основной
целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений.
Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:
· ребенок,
успешно взаимодействующий в коллективе;
· ребенок,
противостоящий нетолерантным отношениям;
· социально
адаптированный ребенок.
Содержание
внеурочной деятельности духовно-нравственного развития.
Программа
внеурочной деятельности школьников духовно-нравственного развития «Мы все
разные, но мы все вместе» предназначена для реализации в 1-4 классах в форме
межпредметного модуля и предусматривает следующие направления обучения
толерантности:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого
достоинства всех без исключения людей.
2. Понимание того, что каждый человек - уникальная
личность, и уважение различий между людьми.
3. Понимание принципа взаимозависимости как основы
совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и
разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как
выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
Основные
формы работы с обучающимися в рамках программы:
Дискуссии, викторины, беседы, анкетирование, тренинги,
акции, творческие конкурсы.
Занятия строятся в игровой форме. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура тренинга - информация-взаимодействие-восприятие - позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.
лан
Методические рекомендации к программе
«Мы
все разные, но мы все вместе» для обучающихся
1-4 классов
Оборудование:
интерактивные программы «Все-вместе!», компьютер или ноутбук, интерактивная
доска или проектор с экраном, карта проекта «Вместе мы – одна страна!».
Формат
работы – в режиме классных часов, общая встреча класса - 1 раз в неделю.
Программа
построена как чередование привлекательных для ребят форм внеклассной работы:
1. Игры.
2. Песни.
3. Беседы.
4. Овладение жизненно важными навыками.
5. Совместная подготовка к проведению социально-значимых дел.
6. Просмотр мультфильмов Компании «Аэроплан» о регионах РФ.
Такая логика построения классного часа позволяет оптимально сочетать формы, где
доминирующими видами активности ребят выступают, чередуясь, общение, деятельность
и саморазвитие.
Большие возможности для личностного роста обучающихся, налаживания
межличностных связей открывает участие ребят в предварительной подготовке и
самостоятельном проведении ряда элементов классного часа. В этом может помочь
внутриклассная организация. Возможно, ребята в классе объединены в небольшие
команды, или экипажи, или звенья, есть командиры команд или лидеры.
Элементы интерактивной программы классного часа
Игра. В Интерактивной
программе имеется большая коллекция игр для развития внимания, для сплочения
класса, веселых игр с залом. При организации игр важно обратить внимание на следующие
моменты:
Игра –
уникальный вид добровольной деятельности, объединяющий детей и взрослых и
вызывающий гамму положительных эмоций, настраивая на дружеский лад. Игра важна
в начале встречи для установления контакта взрослых и детей, и детей между
собой. Микрогруппа заранее выбирает игру для начала классного часа. Выбрав
игру, ребята читают её описание, договариваются о ее проведении, распределяют
роли ведущих, подготавливают необходимый инвентарь. На уроке, во время
проведения игры, на экран высвечивается только страница с названием игры, текст
с описанием нужен лишь для подготовки и на уроке не открывается. Важно
подбирать игры, которые помогают ребятам сплачиваться, узнавать новое о себе и
своих друзьях и одноклассниках, игры, создающие хорошее настроение. Иногда
ребята ссорятся из-за правил, желания играть определенные роли - будьте к этому
готовы и спокойно предложите ребятам – договориться; играют все (по
возможности).
Игры с
залом важны для создания позитивного эмоционального настроя, когда собираются
на какое-то коллективное действие два, три и более класса, или вместе дети и их
родители. Это может быть коллективный концерт или тематические творческие
выступления ребят на какую-то тему. Игра помогает заполнить паузы между
выступлениями и этим соединяет их между собой, создавая целостность общего
действия. Чтобы научиться проводить такие игры с залом, ребятам полезно
попрактиковаться на уроке перед ребятами своего класса.
Песня. В нашей программе
собрана большая коллекция детских песен для разучивания с ребятами и
совместного пения. Совместное пение хороших, добрых песен – удивительный воспитательный
инструмент. Когда люди вместе поют, они начинают лучше слышать и чувствовать
друг друга. Очень важно, и это доказано учеными, что пение – это профилактика антисоциальных
деструктивных проявлений. С полным правом можно сказать: «Какие песни поем –
такой жизнью и живем». Песни, как правило, выбираются без предварительной
подготовки прямо во время урока в соответствующем разделе меню. Правда, иногда
приходится немного поспорить, на какой песне остановиться. Поем все вместе.
Песни в формате караоке используются нами не для сольного исполнения, не для соревнования
в получении баллов, а для удовольствия от совместного хорового пения, для
сплочения класса.
Беседа. Возможно,
это несколько забытая ныне форма внеурочной работы, позволяющая донести до
ребят простые, но важные жизненные истины о добре и зле, о храбрости и
милосердии, о богатстве возможностей, предоставляемых нам жизнью. Важно, что
беседу ведет педагог. Именно взрослый может с помощью понятных примеров,
запоминающихся образов, своего опыта обратить внимание ребят на важные
ценности, глубокие традиции, передаваемые из поколения в поколение, то, чем
важно дорожить, что важно отстаивать. В Программе мы предлагаем использовать
замечательные «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева, а
также стихи сборника «Моя Россия». Но тематика бесед и используемый материал
может быть гораздо шире. В этом обязательно поможет вкус и опыт самого
педагога. Важно, чтобы беседа была короткой и яркой, выразительной и
запоминающейся.
Овладение жизненно важными навыками. Не секрет, что в рамках учебной программы не хватает видов
деятельности для саморазвития. Этот элемент классного часа призван, отчасти,
компенсировать этот дефицит. 10 направлений практических навыков, 250
иллюстраций помогут и мальчикам, и девочкам найти то, что привлекает их внимание.
Знаток песен и игр, турист и кашевар, проводник и санитар, связной и друг
природы – все это включено в 10 книжек практических навыков, обильно
наполненных иллюстрациями. Этот элемент классного часа так же, как и игры,
готовится предварительно в микрогруппе. Ребята самостоятельно выбирают полезные
знания, о которых смогут рассказать. Распределяют роли. Отдельно
договариваются, кто будет включать на интерактивной доске (или через компьютер
и проектор) рисунки иллюстраций из копилки полезных навыков. Ведь работу
микрогруппы в конце сбора будет оценивать весь класс. Классному руководителю
было бы правильно накануне сбора проконтролировать, как идет работа
микрогруппы, определились ли ребята с материалом для выступления.
Календарь Добрых дел. Часто
говорят, что «по делам их – узнаете их». И действительно, важно не только
рассуждать о доброте, но и делать доброе в окружающей нас жизни для тех, кто нуждается.
Этот элемент Программы тесно связан с предыдущим, потому что, если мы хотим сделать
что-то доброе, но не умеем, то нашей доброте не хватает знания и мастерства.
Календарь Добрых дел собрал в себя главные даты российского календаря – День
бабушек и дедушек, День Народного единства, День волонтера и др. В Программе
есть небольшая подсказка для ребят и педагога, что можно сделать практически в
тот или иной день Календаря. Этот элемент классного часа предполагает
коллективное обсуждение всем классом Доброго Дела к предстоящей дате,
необходимой подготовки к нему. На экране в это время высвечивается страничка календаря
с соответствующей датой и иллюстрацией.
Мульти-экспедиция «Вместе мы –
одна страна!». Еще одна микрогруппа ребят готовит к классному часу рассказ о
каком-либо уголке России (городе, селе, области, республике). В основе рассказа
– мультфильм, созданный компанией «Аэроплан» о выбранном регионе. Возможен такой
вариант: до просмотра мультфильма собираются ответы ребят на вопрос – Что нам
уже известно о городе или республике? Ребята отвечают, а кто-нибудь с помощью учителя
кратко фиксирует на доске ответы. Затем просмотр мультфильма и обсуждение, что
узнали нового. Ответы также можно фиксировать на доске. И далее задаем ребятам
такой вопрос – Что нам хочется узнать еще об этом месте нашей страны?
Возможно, те ребята, которые готовили этучасть классного часа, смогут сразу
ответить на эти вопросы. Или после классного часа они поищут информацию и в
виде письменных сообщений разместят ее в информационном уголке класса. На наш
взгляд, очень важно, чтобы группа ребят, ответственных за подготовку этой
части классного часа, к каждой встрече подбирала наиболее подходящие формы для
знакомства с новыми уголками нашей страны, собирала интересный материал о
регионе. После выступления микрогруппы на карте мульти-экспедиции «Вместе мы –
одна страна!» вывешивается новый флажок, символизирующий заочное знакомство
класса с регионом. Важно, что после такого знакомства ребята вместе с педагогом
могут написать письмо учащимся этого региона через сайт
dorogadobra.ru.
Завершается классный час «Кругом Совета», на котором обсуждается, какая из микрогрупп
выполнила свое задание наилучшим образом, а кто постарался недостаточно. В
завершение распределяются ответственные за подготовку элементов классного часа
(игры, навыков и мульти-экспедиции) к следующей встрече. На прощание можно
включить одно из музыкальных произведений, расположенных в главном меню
Программы «Юная Россия».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.