Пояснительная записка
Модуль «Связная речь » для обучающихся
по АООП НОО (ЗПР, вариант 7.2) разработан на основе следующих нормативных документов:
·
Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3.
·
Федерального государственного
образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья от 19.12.2014 № 1598.
·
Адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (вариант ФГОС 7.2) МОУ «СОШ №5» г. Всеволожска.
·
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013
N 1015 (ред. от 17.07.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
·
Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля
2015 г. N26).
·
Программа модуля разработана с
использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии
Садовниковой И.Н., А.В.
Ястребовой.
Цель модуля: развитие и совершенствование умений и навыков построения
связного высказывания и реализация его в разных ситуациях общения.
Основными задачами построения связного высказывания являются:
·
программирование
смысловой структуры высказывания;
·
установление
связности и последовательности высказывания;
·
отбор
языковых средств.
·
совершенствование
лексико-грамматических средств языка, использование их в различных ситуациях
коммуникативной деятельности.
Адресат модуля: обучающиеся по
адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования обучающихся с
задержкой психического развития (вариант ФГОС 7.2).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся по варианту программы 7.2 характеризуются
уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться
в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания,
памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности
и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение
образовательной программы.
При всей вариативности речевой патологии у детей с ЗПР
первичным и определяющим в структуре речевого дефекта является семантический
компонент. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных
трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям
доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается
количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями
текста, типичны неоправданные повторы и паузы.
Актуальность
модуля (первый уровень)
Целенаправленное формирование связной речи имеет
важное место в системе логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Это определяется ведущей ролью связной речи в обучении младших школьников.
Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с
отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного
подхода к формированию связной речи на письме.
Современный подход к реализации содержания данного
модуля опирается на лингвистические понятия — речь, речевая деятельность,
текст, стили и типы речи, а также на организацию максимально активного общения
детей на логопедических занятиях с логопедом и друг с другом.
Первоначальное содержание работы модуля — отработка и
совершенствование простых предложений, что подводит детей к созданию сложных
синтаксических конструкций. При этом главное внимание уделяется развитию умений
и навыков создавать и активно реализовывать тексты: высказывания типа
рассуждений, доказательств и т.п.
В процессе реализации модуля (первый уровень
сложности) проводится работа по совершенствованию различных видов
синтаксических конструкций:
·
построение
предложений;
·
переконструирование
предложений;
·
составление
предложений при помощи различных приемов (по опор словам, по иллюстрации);
·
распространение,
сокращение предложений; восстановление деформированных предложений;
·
составление
из двух простых предложений сложных и наоборот и др. По мере совершенствования
умений составляются предложения различных синтаксических конструкций;
·
создание
условий для активной работы по построению текста (устного дискурса), что
предполагает формирование умений и навыков правильно определять содержание
текста, его логическое построение и языковое оформление.
Огромная роль в
формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Коллективный
языковой анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей
младших школьников с общим недоразвитием речи, формирует:
·
умения определять тему рассказа,
·
основную мысль,
·
отделять главное от второстепенного,
·
анализировать тип текста, выделяя
характерные признаки повествования, описания, рассуждения.
·
умения передавать содержание текста,
объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая
правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия,
местоимения.
Совершенствуются
различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на
отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана.
Следует отметить, что детей необходимо не только учить составлять план текста,
но и показать, как пользование планом помогает последовательно пересказывать.
Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает искажение
содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий;
нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту;
отсутствие связи между фактами, событиями.
Основным содержанием этой работы является развитие
умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и
основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой
зависимости между ними. Наряду с этим — отдельные задания по совершенствованию
практических представлений детей о тексте.
Особенностью работы над этим разделом является
направленность внимания детей на развитие предпосылок к составлению развернутых
самостоятельных высказываний (доказательство, рассуждение). С этой целью на
логопедических занятиях отрабатываются различные виды высказываний по ходу
учебной работы, по ее завершении, учебные диалоги, которые постепенно
становятся более развернутыми. Такие виды высказывания, как рассуждение и
доказательство, имеют большое значение как для продуктивной учебной
деятельности ребенка в классе, так и для предупреждения функциональной
неграмотности. Именно поэтому на логопедических занятиях нужно учить детей
оречевлять производимые ими учебные действия и умственные операции в различной
форме.
Кроме того, в процессе работы по модулю большое
значение придается формированию у детей коммуникативных умений и навыков. С
этой целью на логопедических занятиях важно развивать у детей речевую
активность (инициативные формы речи), т.е. не просто отвечать на вопросы
(кратко или развернуто), но и формулировать вопросы по разным темам
предлагаемого материала, а также учить вести диалоги по теме.
Таким образом, в процессе занятий отрабатываются
умения и навыки:
·
самостоятельно
формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в
коллективных формах учебной работы; в работе парами;
·
сравнивать,
обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.
В этих формах работы развиваются и совершенствуются
различные виды коммуникативной деятельности детей. В процессе работы над
текстом усложняется и сама коммуникативная деятельность детей с нарушениями
речи: совершенствуются умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие
высказывания, как сообщение, побуждение к действию, Получение информации,
обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.
Планируемые результаты освоения
коррекционного модуля «Связная речь»
Личностными
результатами освоения коррекционного курса
являются:
·
осознание языка как основного
средства человеческого общения; восприятие речи как явление национальной
культуры;
·
понимание того, что правильная
речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
·
с желанием и интересом выполнять учебные
задания;
·
иметь потребность в чтении.
Метапредметными
результатами изучения предмета являются:
} Познавательные
универсальные учебные действия.
На основе
предлагаемых заданий школьник научится:
- выделять
необходимую информацию, представленную в разных формах; определять
основное и второстепенное для выполнения заданий;
- использовать знаково-символические
средства, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, схему, таблицу);
- осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять
логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- устанавливать
причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений;
- стремление
к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать
вопросы.
} Регулятивные универсальные учебные действия.
На
основе предлагаемых заданий школьник научится:
- осознавать границы
собственных знаний и умений;
- принимать и
понимать словесную или письменную инструкцию;
- оценивать
правильность выполнения действий другого;
- проявлять
активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении;
- управлять
поведением, направленным на достижение поставленной цели;
- развивать
способность к рефлексии.
} Коммуникативные
универсальные учебные действия.
На основе
предлагаемых заданий школьник научится:
- оформлять
свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
- владеть монологической
и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка; использовать письмо как средство
коммуникации;
- слушать своих
сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем;
- работать в
парах и малых группах;
- понять и
принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- стремление к
более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать
вопросы;
- умение выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог,
устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов
речи, ситуаций общения;
Предметные результаты:
•
понимать и активно использовать в речи
отработанную лексику, различать и подбирать антонимы, синонимы;
•
составлять пересказ прочитанного или
прослушанного текста с сокращением, расширением, изменением лица, времени;
•
орфографически правильно списывать и
писать под диктовку текст (60 – 70 слов);
•
выделение из потока устной
речи отдельных предложений, определение их кол-ва, дифференциация интонации;
•
использование средств создания
выразительности: окраски голоса (интонацию), мимику;
•
совершенствование
диалогической речи;
•
усвоение правил построения
связного высказывания , обогащение и развитие словарного запаса;
•
умение устанавливать
причинно-следственные, временные и пространственные отношения, логическую
последовательность событий.
•
соблюдение правил посадки за
столом, положения тетрадки, ручки в руке;
•
правильное, аккуратное,
разборчивое письмо букв и оформление их соединения;
•
умение писать под диктовку,
списывать с печатного и письменного образца.
Пропедевтический характер обучения:
§ Подбор
заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых трудных тем.
§ Развитие
общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной
деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование
мыслительных операций.
§ Формирование
психофизических механизмов, которые лежат в основе успешного развития устной
речи: правильное речевое дыхание, голосообразование, речевую моторику, ритм,
паузацию, интонацию, логическое и вербальное ударение.
Система оценки
достижения планируемых результатов.
Программа модуля предполагает безоценочную систему
проведения занятий.
Формы
контроля: проведение контрольного пересказа заданного текста, проверочные
работы по работе с деформированным предложением (анализ, синтез), построение
описательного рассказа по заданной картинке.
Тематическое планирование модуля (1 доп. класс).
№
|
Тема
занятий
|
Ч
|
Содержание занятия.
|
1
|
Практическое
занятие по работе с текстом «Пластилиновая мышка».
|
1
|
Актуализация
знаний о тексте, как о связном речевом
высказывании.
- Наблюдение: смысловое единство текста. -
Анализ предложений
текста.
- Формирование умения отличать текст от набора предложений, ориентироваться в
структуре текста. -Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы
на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «А».
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного перед буквой «а».
-
Решение логической задачи.
|
2
|
Практическое
занятие по работе с текстом. «Ослик»»
|
1
|
-Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «О».
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного перед буквой «О».
-
Решение логической задачи. - Уточнение представления о тексте,
как о связном речевом
высказывании.
– Формирование умения анализировать
предложения. -
Изложение текста по вопросам.
|
3
|
Практическое
занятие по работе с текстом. « В гости к гному»
|
1
|
-
Уточнение представления о тексте, как о связном речевом
высказывании. –
Формирование умения анализировать
предложения.
- Изложение текста по вопросам. - Работа с текстом. Составление
рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по
содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «М- Мь».
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
4
|
Практическое
занятие по работе с текстом. «Утро»
|
1
|
-Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «У».
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного перед буквой «У».
- Решение
логической задачи.
|
5
|
Практическое
занятие по работе с текстом. «Четвероногий друг»
|
1
|
-Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «Н-Нь».
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного перед буквой «У».
-
Решение логической задачи.
|
6
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Ботинки».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой Б-Бь», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
7
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Как дети играли в индейцев».
|
1
|
-Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «И».
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного перед буквой «И».
|
8
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Праздник».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «П-Пь», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
9
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Умная ворона».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «В- Вь», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
10
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Фантазёр».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «Ф Фь», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
11
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Гоша - озорник».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «Г- Гь», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
12
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Что увидел кот».
|
1
|
-
Составление вопросов к
предложению.
- Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. - Работа с текстом.
Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на
вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «К-Кь», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
- Решение
логической задачи.
|
13
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Что за зверь».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «З-Зь», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
14
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «В саду».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «С-Сь», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
15
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Как дуб свинью проучил».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «Д-Дь», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
16
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Жираф и ёж».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «Ж», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико -
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
17
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Шарик».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «Ш», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
18
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Семья дома».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «Щ», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
19
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Муха».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «Х», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
21
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Друзья».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «Л - Ль», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
22
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Друзья птиц».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «Р-Рь», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
-
Решение логической задачи.
|
23
|
Практическое
занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Заяц в огороде».
|
1
|
- Работа
с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста),
ответы на вопросы по содержанию текста.
-Работа
со звуком/буквой «Ц», определение характеристик звука.
-
Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико-
грамматических категорий (внимание на звучание согласного и последующую
гласную).
|
24
|
«Библиотека»
Учимся работать со словом: значение, синоним, писание, чтение стихотворения,
составление предложения. Текст «Библиотека».
|
1
|
-
Развитие умения строить предложения с помощью опорных
слов.
- Построение речевого высказывания в устной
форме.
- Осуществление анализа предложений с выделением существенных и
несущественных признаков.
|
25
|
Тема:
«Пословица». Учимся работать со словом: значение, синоним, писание, чтение
стихотворения, составление предложения. Работа с текстом по теме.
|
1
|
Учимся
работать со словом: значение, синоним, писание, чтение стихотворения,
составление предложения.
Работа с
текстом. Работа с вспомогательной информацией. - Уточнение характеристик
текста -
повествования.
– Формирование умения определять особенности текста – повествования,
последовательность частей в тексте.
– Работа
над завершённостью текста.
-
Совершенствование умения находить смысловые части, основные мысли в
словосочетании.
- Развитие умения построения предложения с опорой на
словосочетание.
– Развитие умения составлять текст по опорным словам.
|
|
Тема:
«Забота». Учимся работать со словом: значение,
синоним, писание, чтение текста, ответы на вопросы составление
предложения.
|
2
|
-
Совершенствование умения находить смысловые части, основные мысли в
словосочетании.
- Развитие умения построения предложения с опорой на
словосочетание.
– Развитие умения составлять текст
по опорным словам.
|
10
|
«Совесть» «Совесть».
Учимся работать со словом: значение, синоним, писание, чтение текста, ответы
на вопросы составление предложения. Работа с текстом
|
2
|
|
|
Итого
|
29 часов
|
Тематическое
планирование занятий для детей с ЗПР предусматривает следующие подходы:
• гибкое
варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
• упрощение
системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• наглядно-действенный
характер содержания образования;
• специальное
обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
• допускается
сокращение, перестановка тем, а также использование резервных тем.
Для использования
данных подходов используется «Лист внесения изменений»
Лист
внесения изменений
Дата
урока по плану
|
Дата
проведения по факту
|
содержание
корректировки (тема урока)
|
Обоснование
проведения корректировки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Пожиленко
Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М.: «Владос», 1999.
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова Сборник
упражнений для подготовки к сочинению и изложению. –М.:Астрель, 2015.
Е.П. Бахурова Работа с текстом. Русский
язык. Литературное чтение. 2класс. – Ростов: Феникс,2018.
4.У. Куцина, Н. Созонова, Н. Хрушкова.
Учимся пересказывая. - Екатеринбург, 2016.
5. Т.В. Калабух Формирование УУД у
младших школьников с особыми образовательными потребностями. – Волгоград:
Учитель 2016.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.