Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма предметного модуля "Связная речь" для обучающихся по АООП ЗПР (вариант ФГОС НОО ОВЗ 7.2)

Программа предметного модуля "Связная речь" для обучающихся по АООП ЗПР (вариант ФГОС НОО ОВЗ 7.2)

Скачать материал

Пояснительная записка

Модуль «Связная речь » для обучающихся по АООП НОО (ЗПР, вариант 7.2)  разработан  на основе следующих нормативных документов:

 

·        Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.     №273-Ф3.

·        Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19.12.2014 № 1598.

·        Адаптированной основной общеобразовательной программы  начального общего образования обучающихся с  задержкой психического развития (вариант ФГОС 7.2) МОУ «СОШ №5» г. Всеволожска.

·        Приказа  Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

·        Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"     (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача    РФ   от 10 июля 2015 г. N26).

·         Программа  модуля разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Садовниковой И.Н., А.В. Ястребовой.                                                                                   

Цель модуля: развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания и реализация его в разных ситуациях общения.

Основными задачами построения связного высказывания являются:

·        программирование смысловой структуры высказывания;

·        установление связности и последовательности высказывания;

·        отбор языковых средств.

·        совершенствование  лексико-грамматических средств языка, использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности.

Адресат модуля: обучающиеся по адаптированной  основной  общеобразовательной  программе  начального общего образования                                              обучающихся с задержкой психического развития   (вариант ФГОС  7.2).                                               

          Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.

Обучающиеся по  варианту программы 7.2 характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение образовательной программы.

При всей вариативности речевой патологии у детей с ЗПР первичным и определяющим в структуре речевого дефекта является семантический компонент. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы.

                             Актуальность модуля (первый уровень)

Целенаправленное формирование связной речи имеет важное место в системе логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи. Это определяется ведущей ролью связной речи в обучении младших школьников. Отмечаемое у детей системное  речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к формированию связной речи на письме.

Современный подход к реализации содержания данного модуля  опирается на лингвистические понятия — речь, речевая деятельность, текст, стили и типы речи, а также на организацию максимально активного общения детей на логопедических занятиях с логопедом и друг с другом.

Первоначальное содержание работы модуля — отработка и совершенствование простых предложений, что подводит детей к созданию сложных синтаксических конструкций. При этом главное внимание уделяется развитию умений и навыков создавать и активно реализовывать  тексты: высказывания типа рассуждений, доказательств и т.п.

В процессе реализации модуля (первый уровень сложности) проводится работа по совершенствованию различных видов синтаксических конструкций:

·        построение предложений;

·        переконструирование  предложений;

·        составление предложений при помощи различных приемов (по опор словам, по иллюстрации);

·        распространение, сокращение предложений; восстановление деформированных предложений;

·        составление из двух простых предложений сложных и наоборот и др. По мере совершенствования умений составляются предложения различных синтаксических конструкций;

·        создание  условий для активной работы по построению текста (устного дискурса), что предполагает формирование умений и навыков правильно определять содержание текста, его логическое построение и языковое оформление.

Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи, формирует:

·        умения определять тему рассказа,

·        основную мысль,

·        отделять главное от второстепенного,

·        анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения.

·        умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения.

Совершенствуются различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Следует отметить, что детей необходимо не только учить составлять план текста, но и показать, как пользование планом помогает последовательно пересказывать. Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий; нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту; отсутствие связи между фактами, событиями.

Основным содержанием этой работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними. Наряду с этим — отдельные задания по совершенствованию практических представлений детей о тексте.

Особенностью работы над этим разделом является направленность внимания детей на развитие предпосылок к составлению развернутых самостоятельных высказываний (доказательство, рассуждение). С этой целью на логопедических занятиях отрабатываются различные виды высказываний по ходу учебной работы, по ее завершении, учебные диалоги, которые постепенно становятся более развернутыми. Такие виды высказывания, как рассуждение и доказательство, имеют большое значение как для продуктивной учебной деятельности ребенка в классе, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на логопедических занятиях нужно учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и умственные операции в различной форме.

Кроме того, в процессе работы по модулю большое значение придается формированию у детей коммуникативных умений и навыков. С этой целью на логопедических занятиях важно развивать у детей речевую активность (инициативные формы речи), т.е. не просто отвечать на вопросы (кратко или развернуто), но и формулировать вопросы по разным темам предлагаемого  материала, а также учить вести диалоги по  теме.

Таким образом, в процессе занятий отрабатываются умения и навыки:

·        самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы; в работе парами;

·        сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.

В этих формах работы развиваются и совершенствуются различные виды коммуникативной деятельности детей. В процессе работы над текстом усложняется и сама коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи: совершенствуются умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания, как сообщение, побуждение к действию, Получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

Планируемые результаты освоения коррекционного модуля                         «Связная речь»

Личностными результатами освоения коррекционного курса являются:

 

·        осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явление национальной культуры;

·        понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

·        с желанием и интересом выполнять учебные задания;

·        иметь потребность в чтении.

Метапредметными результатами изучения предмета являются:

}  Познавательные универсальные учебные действия.

На основе предлагаемых заданий школьник научится:

  • выделять необходимую информацию, представленную в разных формах; определять основное и второстепенное для выполнения заданий;
  • использовать знаково-символические средства, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему, таблицу);
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

}  Регулятивные универсальные учебные действия.

На основе предлагаемых заданий школьник научится:

  • осознавать границы собственных знаний и умений;
  • принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;
  • оценивать правильность выполнения действий другого;
  • проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении;
  • управлять поведением, направленным на достижение поставленной цели;
  • развивать способность к рефлексии.

}  Коммуникативные универсальные учебные действия.

На основе предлагаемых заданий школьник научится:

  • оформлять свои мысли  в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; использовать письмо как средство коммуникации;
  • слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • работать в парах и малых группах;
  • понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

Предметные  результаты:

         понимать и активно использовать в речи отработанную лексику, различать и подбирать антонимы, синонимы;

         составлять пересказ прочитанного или прослушанного текста с сокращением, расширением, изменением лица, времени;

         орфографически правильно  списывать и писать под диктовку текст (60 – 70 слов);

         выделение из потока устной речи отдельных предложений, определение их кол-ва, дифференциация интонации;

         использование средств создания выразительности: окраски голоса (интонацию), мимику;

         совершенствование диалогической речи;

         усвоение правил построения связного высказывания , обогащение и развитие словарного запаса;

         умение устанавливать причинно-следственные, временные и пространственные отношения, логическую последовательность событий.

         соблюдение правил посадки за столом, положения тетрадки, ручки в руке;

         правильное, аккуратное, разборчивое письмо букв и оформление их соединения;

         умение писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца.

 

                      Пропедевтический характер обучения:

§  Подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых трудных тем.

§  Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций.

§  Формирование психофизических механизмов, которые лежат в основе успешного развития устной речи: правильное речевое дыхание, голосообразование, речевую моторику, ритм, паузацию, интонацию, логическое и вербальное ударение.

 

               Система оценки достижения планируемых результатов.

    Программа модуля  предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Формы контроля: проведение контрольного пересказа заданного текста,  проверочные работы по работе с деформированным предложением  (анализ, синтез), построение описательного рассказа по заданной картинке.

 

                          Тематическое планирование  модуля (1 доп. класс).

Тема занятий

Ч

      Содержание занятия.          

1

Практическое занятие по работе с текстом «Пластилиновая мышка».

 

1

Актуализация знаний о тексте, как о связном речевом высказывании.                                                                                                                                  - Наблюдение: смысловое единство текста.                                                                                                                       - Анализ предложений текста.                                                                                                              - Формирование умения отличать текст от набора предложений, ориентироваться в структуре текста.                        -Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «А».

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного перед  буквой «а».

- Решение логической задачи.

2

Практическое занятие по работе с текстом. «Ослик»»

1

 -Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «О».

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного перед  буквой «О».

- Решение логической задачи. - Уточнение представления  о тексте, как о связном речевом высказывании.                                                                                                      – Формирование умения анализировать предложения.                                                                                             - Изложение текста по вопросам.

3

Практическое занятие по работе с текстом. « В гости к гному»

1

 - Уточнение представления  о тексте, как о связном речевом высказывании.                                                                                                      – Формирование умения анализировать предложения.                                                                                             - Изложение текста по вопросам. - Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «М- Мь».

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

4

Практическое занятие по работе с текстом. «Утро»

1

-Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «У».

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного перед  буквой «У».

- Решение логической  задачи.

5

 Практическое занятие по работе с текстом. «Четвероногий друг»

1

-Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «Н-Нь».

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного перед  буквой «У».

- Решение логической  задачи.

6

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Ботинки».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой Б-Бь», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

7

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Как дети играли в индейцев».

1

-Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «И».

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного перед  буквой «И».

8

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Праздник».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «П-Пь», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

9

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Умная ворона».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «В- Вь», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

10

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Фантазёр».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «Ф Фь», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

11

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Гоша - озорник».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «Г- Гь», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

12

 Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Что увидел кот».

 

1

- Составление вопросов к предложению.                                                                    -  Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. - Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «К-Кь», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

13

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Что за зверь».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «З-Зь», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

14

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «В саду».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «С-Сь», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

15

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Как дуб свинью проучил».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «Д-Дь», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

16

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Жираф и ёж».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «Ж», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико - грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

17

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Шарик».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «Ш», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

18

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Семья дома».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «Щ», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

19

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Муха».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «Х», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

21

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Друзья».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «Л - Ль», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

22

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Друзья птиц».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «Р-Рь», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

- Решение логической задачи.

23

Практическое занятие по работе с текстом. Пересказ текста «Заяц в огороде».

1

- Работа с текстом. Составление рассказа по картинкам, прослушивание (чтение текста), ответы на вопросы по содержанию текста.

-Работа со звуком/буквой «Ц», определение характеристик звука.

- Выполнение заданий на развитие фонематических функций и лексико- грамматических категорий (внимание на звучание согласного  и последующую гласную).

24

«Библиотека» Учимся работать со словом: значение, синоним, писание, чтение стихотворения, составление предложения. Текст «Библиотека».

1

- Развитие умения строить предложения с помощью опорных слов.                                                                                   - Построение речевого высказывания  в устной форме.                                                                                                  - Осуществление анализа предложений с выделением существенных и несущественных признаков.

25

Тема: «Пословица». Учимся работать со словом: значение, синоним, писание, чтение стихотворения, составление предложения. Работа с текстом по теме.

1

Учимся работать со словом: значение, синоним, писание, чтение стихотворения, составление предложения.

Работа с текстом. Работа с вспомогательной информацией. - Уточнение характеристик текста - повествования.                                                                                        – Формирование умения определять  особенности текста – повествования, последовательность частей в тексте.

– Работа над завершённостью текста.                     

- Совершенствование умения находить смысловые части, основные мысли в словосочетании.                                                                                                 - Развитие умения  построения предложения с опорой на словосочетание.                                                                                                            – Развитие умения составлять текст по опорным словам.

 

Тема:  «Забота». Учимся работать со словом: значение, синоним, писание, чтение текста, ответы на вопросы составление предложения.                                                                                

2

- Совершенствование умения находить смысловые части, основные мысли в словосочетании.                                                                                                 - Развитие умения  построения предложения с опорой на словосочетание.                                                                                                            – Развитие умения составлять текст по опорным словам.

10

«Совесть» «Совесть». Учимся работать со словом: значение, синоним, писание, чтение текста, ответы на вопросы составление предложения. Работа  с текстом

2

 

 

Итого

29 часов

 

     Тематическое планирование  занятий  для детей с ЗПР предусматривает следующие подходы:

•          гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

•          упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

•          наглядно-действенный характер содержания образования;

•          специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

•          допускается сокращение, перестановка тем, а также использование резервных тем.

Для использования данных подходов  используется «Лист внесения изменений»

                                         Лист внесения изменений

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         8. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М.: «Владос», 1999.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова  Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению. –М.:Астрель, 2015.

Е.П. Бахурова Работа с текстом. Русский язык. Литературное чтение. 2класс. – Ростов: Феникс,2018.

 4.У. Куцина, Н. Созонова, Н. Хрушкова. Учимся пересказывая. - Екатеринбург, 2016.

5. Т.В. Калабух  Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями. – Волгоград: Учитель 2016.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа предметного модуля "Связная речь" для обучающихся по АООП ЗПР (вариант ФГОС НОО ОВЗ 7.2)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 832 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.04.2020 88
    • DOCX 51.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Климчук Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Климчук Ирина Сергеевна
    Климчук Ирина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66670
    • Всего материалов: 198

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1465 человек из 83 регионов

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов