Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма по Занимательному русскому языку.

Программа по Занимательному русскому языку.

Скачать материал

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для второго класса составлена с использованием нормативно-правовой базы:

ü Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  № 273-ФЗ  от  29.12.2012, с изменениями и дополнениями, от 3 июля 2016 года N 306-ФЗ;

ü Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Приказ Минобрнауки  РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18 декабря 2012 г. №1060, от 29.12.2014 г. №1643, от 18 мая 2015 №507, от 31.12.2015 №1576;

ü СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях”,Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189(с изменениями  от 29.06.2011 N 85, 25.12.2013 N 72, 24.11.2015 N 81;

ü ООП НОО МБОУ гимназии №30.

 

Рабочая программа  «Занимательная математика» разработана в
соответствии с требованиями ФГОС НОО , а также авторской программы 
Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013. « Занимательный русский язык »

 

Актуальность программы:

данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по  предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

          Задачи курса:

Ø развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

Ø пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

Ø развитие мотивации к изучению русского языка;

Ø развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

Ø совершенствование общего языкового развития учащихся;

Ø углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Ø формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Ø приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

Ø развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

Ø учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Срок реализации: программа кружка рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю.

Обучение по курсу безотметочное, по итогам года на последнем занятии проводится зачет, где учащиеся показывают свои знания по изученным темам.

1.     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

 

Личностные результаты

Ø умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Ø любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Ø интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Ø интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

Ø интерес к изучению языка;

Ø осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Ø самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Ø составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Ø работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Ø в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Ø перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Ø пользоваться словарями, справочниками;

Ø осуществлять анализ и синтез;

Ø устанавливать причинно-следственные связи;

Ø строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Ø адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Ø высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Ø договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Ø задавать вопросы.

Предметные результаты

Ø умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

Ø умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

Ø умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

Ø умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

Ø умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

 

 

2.      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Раздел, тема

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

Фонетика

5

2

3

Словообразование

10

5

5

Лексика

12

5.5

6.5

Морфология

10

4.5

5,5

Пословицы и поговорки

12

 

12

Игротека

21

 

21

Итого:

70

17

53

 

Содержание разделов программы

 

Фонетика (5 часов)

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Словообразование (10 часов)

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Лексика (12 часов)

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Морфология (10 часов)

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Пословицы и поговорки (12 часов)

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Игротека (21 час)

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

 

Календарно-тематическое планирование

(2 класс) /70 часов/

 

№ п/п

Темы занятий

Теория

Практика

Цель занятия

Дата

Оборудование и инструменты урока

1

Что мы знаем о звуках и буквах

2

 

Обеспечить условия для обучения школьников интеграции своих знаний из различных областей наук ; развития критического мышления;

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

2

Что такое лексика?

 

2

Целью обучения лексической стороне устной речи является овладение строительным материалом для осуществления устно-речевого общения, т.е. прямыми средствами передачи понятий, мысли в целом

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

3

Однозначные и многозначные слова

 

2

дать понятие об однозначных и многозначных словах, формировать умения определять лексическое значение слова по контексту и словарю, работать с толковым словарём; развивать умение критически мыслить; совершенствовать культуру речи; воспитывать любознательность, любовь к русскому языку.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

4

Игротека

 

2

Создание игротеки как  зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

5

Слова-братья

0,5

0,5

 дать учащимся понятие о системных связях слов в языке; показать богатство русского языка; совершенствовать навыки лингвистического анализа; повышать уровень языкового развития школьников

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

6

Слова наоборот

1,5

0,5

познакомит детей со словами антонимами и научит их употреблять в своей речи.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

7

Пословица недаром молвится

0,5

0,5

приобщить учащихся к сокровищнице народной речи; развитие коммуникабельности и контактности младших подростков; повышение их речевой культуры.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

8

Игротека

 

2

Создание игротеки как  зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы…

 

2

 

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

10

Играем со словарными словами

0,5

1,5

 

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

11

Анаграммы

 

2

обучать детей составлять анаграммы по доступной теме;

• развивать навыки работы с анаграммами;

• воспитывать чувство дружбы;

 

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

12

Игротека

 

2

Создание игротеки как  зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

13

Секреты некоторых букв

0,5

0,5

знакомство с историей создания алфавита. 

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

0,5

1,5

создать условия для ознакомления обучающихся со словесными задачами: шарадами, анаграммами, метаграммами; научить разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы, самостоятельно составлять текст шарады

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

15

Еще раз о синонимах и антонимах

0,5

0,5

 

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

16

Игротека

 

2

Создание игротеки как  зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

17

Слова, обозначающие предметы

0,5

0,5

сформировать у учащихся навыки ставить вопросы к словам, обозначающие предметы; распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

 

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

18

Слова, обозначающие действие предметов

0,5

1,5

закрепить у детей понятие о словах, обозначающих действия предметов;

• учить подбирать слова-действия к словам-предметам,

 

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

19

Слова, обозначающие признаки предметов

1,5

1,5

 Активизация знаний детей по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов», формирование практических навыков в подборе признаков, согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Развитие фонематического восприятия и слуха, фонематического анализа и синтеза, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, логического мышления, творческого воображения. Воспитание положительной мотивации к обучению.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

20

Игротека

 

2

Создание игротеки как  зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

21

Текст, тема, главная мысль

0,5

0,5

сформировать у учащихся общее понятие о теме и основной мысли текста, на основе
осознания  его  основных  признаков;   формировать   навык  правильного  построения  и   использования
текстов в устной и письменной речи.
развивающая 

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

22

Заголовок - всему голова

1,5

1,5

 

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

23

Работаем с фразеологизмами

 

2

Знакомство учащихся с устойчивыми сочетаниями слов в русском языке – фразеологизмами.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

24

Игротека

 

2

Создание игротеки как  зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

25

И снова пословицы

0,5

1,5

 

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

26

Ещё раз о фразеологизмах

1,5

0,5

 

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

27

Русские народные загадки

0,5

1,5

 создать условия для развития познавательного интереса у обучающихся к учебному предмету и умения применить знания, полученные в течение учебного года на уроках русского языка в нестандартных условиях

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

28

Игротека

 

2

Создание игротеки как  зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

29

И вновь словарные слова

0,5

2

запомнить написание словарных слов.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

1,5

1,5

совершенствование умения различать части речи между собой.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

 

2

способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках. Познакомить с понятием качества характера и многообразием имен прилагательных, служащих для характеристики человека и животных.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

32

Игротека

 

3

 Создание игротеки как  зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

33

Повторяем…

 

2

 восстановить в памяти учащихся важнейшие сведения по пройденному материалу.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

34

Повторяем, повторяем…

 

2

 восстановить в памяти учащихся важнейшие сведения по пройденному материалу.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

35

Повторяем…

 

2

 восстановить в памяти учащихся важнейшие сведения по пройденному материалу.

 

ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

 

Итого:

17

53

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Технологии, методики:

Ø уровневая дифференциация;

Ø проблемное обучение;

Ø моделирующая деятельность,

Ø поисковая деятельность;

Ø информационно-коммуникационные технологии;

Ø здоровьесберегающие технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.

Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:

Ø с уроками русского языка;

Ø с уроками литературного чтения;

Ø с уроками окружающего мира.

Формы контроля: стартовый, текущий, итоговый.

Техническое оборудование:

Ø компьютер;

Ø принтер;

Ø сканер;

Ø мультмедиапроектор.

 

Информационное обеспечение

Методические пособия:

1.     Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

2.     Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Дополнительная литература:

1.     Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2.     Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3.     Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4.     Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5.     Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

6.     Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

7.     Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа по Занимательному русскому языку."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 997 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2020 68
    • DOCX 45 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кальченко Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кальченко Елена Анатольевна
    Кальченко Елена Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84866
    • Всего материалов: 210

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек