Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыВнеурочная деятельность "Занимательная грамматика"

Внеурочная деятельность "Занимательная грамматика"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Шулутовская начальная школа-детский сад»

 

 

«Рассмотрено»

на заседании МО

от «___» ________2017г.

рук. МО ______________

                 Танхаева С.М.

«Утверждаю»

директор МБОУ ШНШДС

_________ Халудорова А.А.

от «___» ______________2017

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

 

 

 

 

 

 

Руководитель: Танхаева

Мэдэгма Сыреновна

 

 

 

 

 

 

 

 

у. Шулута

2017

 

Пояснительная записка

           Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по кружку “Занимательная грамматика”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательная грамматика” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательная грамматика” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательная грамматика” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

Обучающие:

·                                           развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·                                           приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·                                           пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·                                           развитие мотивации к изучению русского языка;

·                                           развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·                                           совершенствование общего языкового развития учащихся;

·                                           углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·                                           воспитание культуры обращения с книгой;

·                                            формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·                                           развивать  смекалку и сообразительность;

·                                           приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·                                           развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·                                           учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

·                                           занимательность;

·                                           научность;

·                                           сознательность и активность;

·                                           наглядность;

·                                           доступность;

·                                           связь теории с практикой;

·                                           индивидуальный подход к учащимся.

          Программа  позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

·         лекции;

·         практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

·         анализ и просмотр текстов;

·         самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

·                                           игровая;

·                                           теоретическая;

·                                           практическая.

Основные методы и технологии

·         технология  разноуровневого обучения;

·         развивающее обучение;

·         технология  обучения в сотрудничестве;

·         коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Описание места  в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по  45 минут в 3 классе.

Планируемые результаты.

 

3-й класс

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3 класс     «Занимательное словообразование» 

Учебно-тематический план (34 часа)

    

 

Наименование разделов

 

 

 

 

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

 

Личностные

результаты

 

УУД: регулятивные(Р),

          познавательные(П),

          коммуникативные(К)

 

аудитор

ных

внеауди

торных

Введение. Сказочное царство слов.(1ч.)

 

1

 

 

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок

Осознают внутреннюю позицию школьника,овладевают приемами самоконтроля и само­воспитания.

Р- планируют, прогнозируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П- учатся осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

К- учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками

 

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов.  (2ч.)

 

 

2

 

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

 

 

Р-стараются объективно оценивать, контролировать и корректировать свои действия

П- узнают о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом; овладевают приемами самоконтроля и само­воспитания; создают презентации страницы в Портфолио о значении имен, о том, в честь кого дали такое имя

К- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

 

2

 

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

 

 

Осознают внутреннюю позицию школьника,овладевают приемами самоконтроля и само­воспитания.

Р-стараются объективно оценивать, контролировать и корректировать свои действия

П- узнают о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом; овладевают приемами самоконтроля и само­воспитания; создают презентации страницы в Портфолио о значении имен, о том, в честь кого дали такое имя

К- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

 

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников. (2ч.)

 

2

 

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

 

 

Стараются делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Р-формулируют и удерживают проблемную ситуацию

П- осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К-адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой коммуникации

 

Тема 8-9.   Добрые слова (2ч.)

 

 

 

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

 

Определяют

круг обязанностей и правил поведения в школе

Р- адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей

П- учатся вести диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые ориентированы на об­щечеловеческие нормы нравственности

К-- учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

 

Тема 10.  Экскурсия в прошлое (1 ч.)

 

 

 

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

 

 

Определяют

круг обязанностей и правил поведения в школе

Р- адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей

П- учатся вести диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые ориентированы на об­щечеловеческие нормы нравственности

К-- учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке.(2ч.)

 

 

 

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

 

 

Стараются делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Р- планируют, прогнозируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П- собирают и оформляют информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий  музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. 

.

К- учитывают разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Тема 13Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

 

1

 

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

 

Понимание активной роли человека в природе Элементарный опыт природоохранительной деятельности

Р- Выделять из темы занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре

К- принимают разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания

 

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке (2ч.)

 

 

 

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

 

Определяют

круг обязанностей и правил поведения в школе

Р- адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей

П- учатся вести диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые ориентированы на об­щечеловеческие нормы нравственности

К-- учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Тема 16. Слова-  антонимы  (1ч.)

 

1

 

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

 

Стараются делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Р- оценивают, контролируют и корректируют свои действия.

П- формирование у младших школьников элементарных знаний  о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором

находится образовательное учреждение.

К- допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

 

Тема17.  Слова- омонимы (1ч.)

 

 

 

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

 

 

Осознают внутреннюю позицию школьника,овладевают приемами самоконтроля и само­воспитания.

Р-стараются объективно оценивать, контролировать и корректировать свои действия

П- узнают о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом; овладевают приемами самоконтроля и само­воспитания; создают презентации страницы в Портфолио о значении имен, о том, в честь кого дали такое имя

К- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Тема 18.  Крылатые слова  (1ч.)

 

 

 

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

 

Осознают внутреннюю позицию школьника,овладевают приемами самоконтроля и само­воспитания.

Р-стараются объективно оценивать, контролировать и корректировать свои действия

П- узнают о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом; овладевают приемами самоконтроля и само­воспитания; создают презентации страницы в Портфолио о значении имен, о том, в честь кого дали такое имя

К- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Тема 19-20.  В королевстве ошибок. (2ч.)

 

 

 

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

 

Стараются делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Р- оценивают, контролируют и корректируют свои действия.

П- формирование у младших школьников элементарных знаний  о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором

находится образовательное учреждение.

К- допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.(2ч.)

 

 

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

 

Понимание активной роли человека в природе Элементарный опыт природоохранительной деятельности

Р- Выделять из темы занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре

К- принимают разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.

Тема 23-24.  Искусство красноречия. ( 2ч.)

 

 

 

  Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

 

 

Стараются делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Р- адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей

П- учатся вести диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые ориентированы на об­щечеловеческие нормы нравственности

К-- учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

 

Тема 25Праздник творчества и игры. (1ч.)

 

 

 

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

 

 

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

 

 

Р-формулируют и удерживают проблемную ситуацию

П- осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К-адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой коммуникаций.

Тема 26-27.  Трудные слова. (2ч.)

 

 

 

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

 

 

Стараются делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Р- оценивают, контролируют и корректируют свои действия.

П- формирование у младших школьников элементарных знаний  о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором

находится образовательное учреждение.

К- допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Тема 28-29Анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

 

 

 

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

 

Стараются делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Р- оценивают, контролируют и корректируют свои действия.

П- формирование у младших школьников элементарных знаний  о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором

находится образовательное учреждение.

К- допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

 

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

 

 

 

Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

 

Осознают внутреннюю позицию школьника,овладевают приемами самоконтроля и само­воспитания.

Р-стараются объективно оценивать, контролировать и корректировать свои действия

П- узнают о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом; овладевают приемами самоконтроля и само­воспитания; создают презентации страницы в Портфолио о значении имен, о том, в честь кого дали такое имя

К- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

 

Тема32.  Откуда пришли наши имена.(1ч.)

 

 

 

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

 

 

Стараются делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Р-формулируют и удерживают проблемную ситуацию

П- осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К-адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой коммуникации

 

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

 

 

 

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

 

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

 

 

Р-формулируют и удерживают проблемную ситуацию

П- осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К-адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой коммуникации

Тема 34.  КВН по русскому языку. (1ч.)

 

 

 

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

 

 

Понимание активной роли человека в природе

- планируют, прогнозируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П- собирают и оформляют информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий  музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. 

.

К- учитывают разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-поурочное планирование 3 класс

 

 

№ п/п

 

Наименование разделов

и тем занятий

      Дата

 

Содержание занятий

 

Уровень результатов

 

план

 

факт

Введение(1час)

 

1

Сказочное царство слов

 

 

 

 


Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок

 

2

2-3

Путешествие в страну Слов.

 

 

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

 

 

 

4 - 5

Чудесные превращения слов.

 

 

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

 

 

6 -7

В гостях у слов- родственников.

 

 

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

 

8- 9

Добрые слова.

 

 

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

 

 

 

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

 

 

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

 

 

11- 12

Новые слова в русском языке.

 

 

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

 

 

13

Встреча с зарубежными друзьями.

 

 

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

 

 

 

14- 15

Синонимы в русском языке.

 

 

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

 

 

16

Слова- антонимы.

 

 

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке

 

17

Слова- омонимы.

 

 

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

 

 

 

18

Крылатые слова.

 

 

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

 

 

19- 20

В королевстве ошибок.

 

 

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

 

 

21-22

В стране Сочинителей.

 

 

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

 

 

23-24

Искусство красноречия.

 

 

  Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

 

 

25

Праздник творчества и игры.

 

 

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

 

 

26- 27

Трудные слова.

 

 

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов

 

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

 

 

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

 

 

30- 31

Шарады и логогрифы.

 

 

Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов

 

32

Откуда пришли наши имена.

 

 

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

 

 

 

33

Занимательное слообразование.

 

 

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

 

 

34

КВН по русскому языку.

 

 

Урок – КВН. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям

 учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеурочная деятельность "Занимательная грамматика""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 653 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.12.2020 110
    • DOCX 42.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пронькина Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пронькина Светлана Викторовна
    Пронькина Светлана Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72975
    • Всего материалов: 203

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1215 человек из 82 регионов

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 30 регионов

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 17 регионов