Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма кружка Удивительный русский язык

Программа кружка Удивительный русский язык

Скачать материал

I. Пояснительная записка

               Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок по русскому языку “Удивительный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по грамматике.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Образовательная программа кружка позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Удивительному русскому языку ”  должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, кружок “Удивительный русский язык” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Удивительный русский язык” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

II. Цель и задачи кружка.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

Обучающие:

·   Развитие   интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·   приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·   пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·   развитие мотивации к изучению русского языка;

·   развитие творчества и обогащение   словарного запаса;

·   совершенствование общего языкового развития учащихся;

·   углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·   воспитание культуры обращения с книгой;

·    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·   развивать   смекалку и сообразительность;

·   приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·   развивать умение   пользоваться  разнообразными словарями;

·   учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

     III.  Особенности  программы  “Удивительный русский язык”

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

·   занимательность;

·   научность;

·   сознательность и активность;

·   наглядность;

·   доступность;

·   связь теории с практикой;

·   индивидуальный подход к учащимся.

          Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

·        лекции;

·        практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

·        анализ и просмотр текстов;

·        самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

·   игровая;

·   теоретическая;

·   практическая.

V. Основные методы и технологии

·        технология   разно уровневого обучения;

·        развивающее обучение;

·        технология   обучения в сотрудничестве;

·        коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных   качеств школьника.

VI. Описание места кружка   в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 40 минут в 4 классе. Курс изучения программа рассчитан на учащихся 4-х классов.

VI. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

·                                 осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·                                 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

·                                 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

·                                 обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·                                 определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;

·                                 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

·                                 учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

·                                 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·                                 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·                                 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

·                                 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·                                 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

·                                 выразительно читать и пересказывать текст;

·                                 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

·                                 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу года

Обучающиеся должны знать:

·        правила правописания слов с изученными орфограммами;

·        признаки родственных слов;                                                                                                

·        виды пересказа; 

·        изученные части речи и их признаки;

·        признаки однородных членов предложения.                                                                                                                                                                                                        

Обучающиеся должны уметь:

·       находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;

·       безошибочно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имён существительных и имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и не соединёнными союзами;

·       производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьник, площадь);

·       производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);

·       производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имён существительных; начальная форма, род, падеж, число имён прилагательных; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;

·       производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

·       пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

·       определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

·       озаглавливать текст  с опорой на тему или основную мысль текста;

·       составлять план текста;

·       распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение – и использовать их в речи;

·       в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Литература

1.     Русский язык. 4 класс. Тематический контроль знаний учащихся. Зачетная тетрадь. Голубь В.Т. 

Практическое пособие для начальной школы. Воронеж: ООО Метода, 2013.-112с

2.     Русский язык. 4 класс. Текстовые тренажёры. 4 класс. . / Голубь В. Т.

Практическое пособие для начальной школы. Воронеж: ООО Метода, 2013.-112с

3.     Канакина, В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2013.

4.     Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват.  организаций  : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2015.

5.     Методическая копилка учителя. Грамматические обучающие стихи [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka16.htm

6.     Ожегов,  С.  И.  Толковый  словарь  русского  языка  [Текст]   /  C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2008.

7.     Пасынок, Ю. Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы [Электронный ресурс] / Ю. Ю Пасынок. – Режим доступа : http://ib.podelise.ru/docs/3133/index-4266.html

8.     Пособие по орфографии русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://yamal.org/ook/

9.     Преподавание в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/subjects/15

10. Рик, Т. Стихи про падежи из книжки «Здравствуйте, Имя Существительное» [Электронный ресурс] / Т. Рик. – Режим доступа : http://t-rik.narod.ru/stihi/stihi2.htm

11. Руднева, А. В. Словарь-справочник школьника: 1–4 классы. Русский язык [Текст] / А. В. Руднева ; под ред. А. Жилинской. – М. : Эксмо, 2010.

12. Русская грамматика [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://rusgram.narod.ru/

13. Русская фонетика : учебные материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fonetica.philol.msu.ru/

14. Синицын, В. А. Путь к слову: из записок учителя : пособие по развитию речи для препод. рус. яз., учителей нач. классов и их учеников /  В. А. Синицын. – М. : АО «СТОЛЕТИЕ», 1996.

15. .Таблицы по русскому языку в электронном виде [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.it-n.ru/

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа кружка Удивительный русский язык"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 267 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.09.2020 530
    • DOCX 65.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сандрыкина Антонина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94740
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1485 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 763 человека

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек