+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаПРОГРАММА «ЭКО-ШКОЛЫ/ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ» - ПРИМЕР МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ПРОГРАММА «ЭКО-ШКОЛЫ/ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ» - ПРИМЕР МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Елена Александровна Сапрыко,

учитель биологии,

МАОУ «СОШ № 5», г. Усть-Илимск

ПРОГРАММА «ЭКО-ШКОЛЫ/ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ» - ПРИМЕР МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Экологическое образование – это не часть образования,

а новый смысл и цель современного образовательного процесса –

уникального средства сохранения и развития человечества

и продолжения человеческой цивилизации

Г. Ягодин, Л. Третьякова

Одной из главных задач образования является формирование у обучающихся экологического мировоззрения и экологической культуры. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры каждого члена общества.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного к ней отношения.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды всегда было одним из приоритетных направлений работы МАОУ «СОШ № 5».

С 8 октября 1996 года экологическая деятельность в школе организуется учащимися экологического объединения «Школа дикой природы», включающего неравнодушных экологов 5-11 классов. Инициатором создания данного объединения стала Мичурина Тамара Ивановна, учитель биологии и экологии. Тамара Ивановна дала старт экологической работе в школе. Под ее руководством обучающиеся были вовлечены в различные акции, конкурсы, научно-исследовательскую деятельность: экологический конкурс «Мгновение красоты», игра-соревнование «Познаем природу и себя», акция «Беречь энергию – это круто», «Наш экологический след», «Изучаем растения в природе зимой», Всемирная акция «Час Земли», «Добрые дела сделаем вместе»…

В 2010 году по инициативе Т.И. Мичуриной школа стала участником Международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг».

Международная программа «Эко-школы/Зеленый флаг» направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу страны на путь устойчивого развития. Содержание программы - комплекс мероприятий, реализуемых образовательным учреждением, направленных на создание благоприятной экологической среды, успешность которых оценивается и подтверждается международными и национальными координаторами процесса сертификации «Зеленый флаг». «Зеленый флаг» − это хорошо известный в Европе и за ее пределами престижный экологический символ, который присуждается образовательным учреждениям, успешно работающим по программе, за выдающийся вклад в улучшение качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития. Важной особенностью программы является то, что на решение о присуждении Зелёного флага влияет не количество школ, сдавших отчёты, а только успешная работа самой школы. К флагу выдаётся сертификат установленного образца.

В России программа начала действовать с 2004 года, национальным координатором программы является Ольга Георгиевна Мадисон, сопредседатель Санкт-Петербургской общественной организации «Санкт-Петербург за экологию Балтики», а сама программа в России называется «Эко-школы/Зелёный флаг».

Методология программы основывается на семи шагах, разработанных на основе стандартов ISO 14001/EMAS:

1. Создание Экологического совета образовательной организации. Совет организует и направляет деятельность образовательной организации. В состав Совета обязательно входят педагоги, непедагогический и технический персонал, родители, ученики и представители местной администрации.

2. Исследование экологической ситуации в школе и её ближайшем окружении.

3. Разработка плана действий.

4. Мониторинг и оценка выполнения плана. Периодический контроль за соответствием деятельности образовательной организацией по разработанному плану (мониторинг) и оценка промежуточных результатов позволяют отмечать продвижение к цели и, при необходимости, корректировать действия.

5. Включение экологической тематики в школьные курсы.

6. Предоставление информации и сотрудничество.

7. Формулировка и принятие Экологического кодекса. Экологический кодекс разрабатывается в каждой образовательной организации. Он отражает стремление школы в целом и каждого его обитателя в отдельности улучшить состояние окружающей среды.

Приоритетными темами программы являются: «Рациональное управление отходами», «Водные ресурсы», «Энергия», «Глобальное изменение климата». Учреждения – участники программы могут выбрать другие актуальные для них темы, например: «Биоразнообразие», «Здоровый образ жизни», «Разумное потребление» и т.д.

С 2011 года координатором экологической деятельности в школе является Сапрыко Елена Александровна, учитель биологии и экологии. Под ее руководством организуется исследовательская работа учащихся по анализу состояния окружающей среды, проходят «Недели экологии», экологические турниры, месячники «За здоровый образ жизни». Учащиеся выполняют задания в форме рефератов, кроссвордов, творческих заданий, выпускают плакаты. Экологические тропы помогают учащимся объяснить причинно-следственные связи на примере растущих рядом растений и формировать культуру поведения в природе.

Организация экологической внеурочной деятельности позволяет охватить максимальное количество учащихся, помочь им реализовать свои способности, выявить наиболее эрудированных.

Участие учащихся в городских экологических проектах побуждает интерес к познавательной деятельности, активизирует процессы самообразования. Общешкольные экологические проекты востребованы не только в городском сообществе, но и на международном уровне эти проекты признаны как одни из лучших.

В рамках Международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» в течение шести лет были реализованы следующие экологические проекты:

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2015-2016

2016-2017

«Беречь энергию-это круто»

«Посади дерево»

«Отходы в доходы»

«Школа-территория здоровья»

«Водный голос планеты»

«Здоровье и безопасность»

В рамках проектов обучающиеся принимают активное участие в экологических акциях: «Царица сверкающих вод», «Голубая струйка», «Пусть ель живет из века в век», «Мы за чистый город», «Зеленая клумба», «Сохраним первоцветы!», «Помоги пернатому другу!», «Берегите лес от пожара!», «Посади дерево!», «Сбереги энергию – сохрани планету!». Организуется выпуск листовок «Сберечь реку Ангару – значит сберечь свое здоровье», брошюр «Как сберечь чистую воду?». Члены школьного экологического объединения тесно сотрудничают с начальной школой, проводят классные часы, экологические игры, викторины, конкурсы: «Вода, вода, кругом вода!», «Советы Доктора Воды».

Учащиеся школы являются активными участниками городских акций, праздников, викторин и конференций:

- НПК «Шаг в будущее»: «Качество питьевой воды города Усть-Илимска и Усть-Илимского района» (диплом II степени, Саутина Ангелина, 8 класс), «Вкус, который был всегда» (диплом III степени, Рузавина Алена, 8 класс), «Исследования колбасных изделий г. Усть-Илимска» (диплом II степени, Вдовина Юлия, 8 класс);

- IX городской слет школьных лесничеств и экологических отрядов «Сохраним леса Приангарья» (диплом I степени и кубок победителя);

- городской экологический квест «Выше радуги» (диплом III степени);

- городской экологический марафон «Мы дети Земли» (диплом I степени);

- пресс-конференция «Правильное питание – залог долголетия» (5- 11 классы);

- экологическая викторина «По страницам Красной Книги» (3-4 классы).

Информация об экологической работе в школе, о важнейших экологических проблемах города распространяется через публикации в школьной газете «Четырехэтажка», информационные стенды, СМИ, школьный сайт, классные часы, родительские собрания.

Опыт работы педагогов школы обобщен на муниципальном и региональном уровнях:

- V областная научно-практическая конференция «Экологическое образование, экологическая культура для устойчивого развития образовательных организаций, в условиях введения ФГОС нового поколения: опыт, проблемы, перспективы». Темы докладов: «Формирование экологической компетенции учащихся средствами УМК «Байкаловедение» (Малахова М.В. и Сапрыко Е.А.); «Формирование экологической культуры младших школьников как фактор социализации личности учащихся» (Болдина Е. К., и Сапрыко Е.А.);

- городской семинар «Педагогические условия построения и решения учебных задач». Открытое экологическое заседание «Водный голос планеты».

Образовательные учреждения, работающие в рамках программы «Эко-школы/Зелёный флаг», имеют возможность участвовать в различных проектах, предлагаемых программой. В 2007-2009 годах это был проект «Инициатива HSBC и эко-школ по изменению климата», в 2011-13 годах – проект Wrigley «Меньше мусора» и проект Panasonic по посадке деревьев, которые продолжаются уже несколько лет. Эти проекты предполагают различные инструменты поощрения за участие в проекте. Участники же программы «Эко-школы/Зелёный флаг» ежегодно получают не только Зелёный флаг для школы, но и персональные сертификаты с благодарностью за верность идеям устойчивого развития.

С 2015 года мы являемся активными участниками проекта Wrigley «Меньше мусора». Цели данного проекта:

- объединить усилия населения города и школы в деле сохранения окружающей среды от отходов;

- пропагандировать использование образующихся отходов как ценное вторсырьё;

- приобщить школьников к общественной деятельности на благо родной природы.

Среди учащихся 9-11 классов был проведён конкурс Экологических кодексов, лучший кодекс был утверждён Экологическим советом школы, девиз кодекса: «Чистый город, чистая планета, чистая совесть».

Для реализации проекта «Меньше мусора» школа получает грант в размере 8000 рублей. Работа над проектом состоит из теоретической и практической частей: классные часы «Скажем мусору – НЕТ!», серия интегрированных уроков: «Биосфера и человек», распространение агитационных листовок «Чистый город, чистая планета, чистая совесть».

В ходе реализации проекта «Wrigley «Меньше мусора» получены следующие результаты: собрано во время субботников 378 кг мусора, 22 кг коробок из-под сока и пластиковых бутылок, 577 кг металлолома, 2 кг полиэтиленовых пакетов, 3 кг батареек, 27 кг колес от автомашин. Итого: 1009 килограммов.

Работа над мини-проектом «Подари улыбку детям» включала изготовление поделок из бросового материала для детей-сирот и инвалидов, изготовление картин «Подарок для мамы», кормушки для птиц «Покормите птиц зимой», изготовление костюмов и постановка спектакля для детей начальной школы, проект «Школьная клумба».

Активно ведется сотрудничество с Городским молодёжным парламентом, Центром дополнительного образования, с детскими садами города.

С 2014 года школа принимает участие в большой экологической игре для школьников Иркутской области «Чистый мир» (https://vk.com/club52646327) , которая проводится по совместной инициативе Благотворительного фонда имени Юрия Тена и Фонда социально-образовательных инициатив «Байкальский свет». Игра направлена на формирование у учащихся экологического сознания, гражданской ответственности, активной жизненной позиции и совершенствования форм и методов приобщения учащихся к общественной деятельности.

Результаты мониторинга сформированности экологической компетентности показали, что 87% учащихся знают мировые глобальные проблемы, 78% - осведомлены об экологических проблемах России, 80% - знают проблемы города и 63% - проблемы своего жилища.

Показатели активности учащихся и педагогов в экологической деятельности следующие:

- высокую и среднюю активность проявляют 98% учащихся;

- активность педагогов составила 99%;

- с удовольствием выполняют общественные поручения по охране и улучшению окружающей среды 89%;

- 88% учащихся участвуют в пропаганде идей охраны окружающей среды.

Полученные результаты радуют, значит, экологическое образование, и воспитание в нашей школе находится на высоком уровне.

Список интернет – ссылок:

1.http://nsportal.ru/user/347611/page/rabota-s-servisom-learningappsorg

2.http://www.doumarina.spb.ru/pages_61/index.html

3.http://nsportal.ru/user/110480/page/ekologiya

4.http://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/irkutskaya_oblast/24296-pyatiletie_mezhdunarodnoy_programmy_eko_

2013-2014 гг. Получение зеленого флага,

г. Иркутск

2014-2015 гг. Получение зеленого флага в Администрации города Усть-Илимска

2015-2016 гг. Получение шестого зелёного флага НОК «Лицей»

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
20
Номер материала
691
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.