Елена Александровна Сапрыко,
учитель биологии,
МАОУ «СОШ № 5», г. Усть-Илимск
ПРОГРАММА
«ЭКО-ШКОЛЫ/ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ» - ПРИМЕР
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Экологическое
образование – это не часть образования,
а новый
смысл и цель современного образовательного процесса –
уникального
средства сохранения и развития человечества
и
продолжения человеческой цивилизации
Г. Ягодин,
Л. Третьякова
Одной из
главных задач образования является формирование у обучающихся экологического
мировоззрения и экологической культуры. Закон Российской Федерации «Об охране
окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы
непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической
культуры каждого члена общества.
Экологическое
состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих
людей понимания сложившийся ситуации и сознательного к ней отношения.
Образование
и воспитание школьников в области окружающей среды всегда было одним из
приоритетных направлений работы МАОУ «СОШ № 5».
С 8 октября 1996
года экологическая деятельность в школе организуется учащимися экологического
объединения «Школа дикой природы», включающего неравнодушных экологов 5-11 классов.
Инициатором создания данного объединения стала Мичурина Тамара Ивановна,
учитель биологии и экологии. Тамара Ивановна дала старт экологической работе в
школе. Под ее руководством обучающиеся были вовлечены в различные акции,
конкурсы, научно-исследовательскую деятельность: экологический конкурс
«Мгновение красоты», игра-соревнование «Познаем природу и себя», акция «Беречь
энергию – это круто», «Наш экологический след», «Изучаем растения в природе
зимой», Всемирная акция «Час Земли», «Добрые дела сделаем вместе»…
В 2010
году по инициативе Т.И. Мичуриной школа стала участником Международной
программы «Эко-школы/Зеленый флаг».
Международная
программа «Эко-школы/Зеленый флаг» направлена на воспитание подрастающего
поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и
приумножение ее богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии
решений, способствующих постепенному переходу страны на путь устойчивого
развития. Содержание программы - комплекс мероприятий, реализуемых
образовательным учреждением, направленных на создание благоприятной
экологической среды, успешность которых оценивается и подтверждается
международными и национальными координаторами процесса сертификации «Зеленый
флаг». «Зеленый флаг» − это хорошо известный в Европе и за ее пределами
престижный экологический символ, который присуждается образовательным
учреждениям, успешно работающим по программе, за выдающийся вклад в улучшение
качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития. Важной особенностью
программы является то, что на решение о присуждении Зелёного флага влияет не
количество школ, сдавших отчёты, а только успешная работа самой школы. К флагу
выдаётся сертификат установленного образца.
В России программа
начала действовать с 2004 года, национальным координатором программы является
Ольга Георгиевна Мадисон, сопредседатель Санкт-Петербургской общественной
организации «Санкт-Петербург за экологию Балтики», а сама программа в России
называется «Эко-школы/Зелёный флаг».
Методология
программы основывается на семи шагах, разработанных на основе стандартов ISO
14001/EMAS:
1. Создание
Экологического совета образовательной организации. Совет организует и
направляет деятельность образовательной организации. В состав Совета
обязательно входят педагоги, непедагогический и технический персонал, родители,
ученики и представители местной администрации.
2. Исследование
экологической ситуации в школе и её ближайшем окружении.
3. Разработка
плана действий.
4. Мониторинг и
оценка выполнения плана. Периодический контроль за соответствием деятельности
образовательной организацией по разработанному плану (мониторинг) и оценка
промежуточных результатов позволяют отмечать продвижение к цели и, при
необходимости, корректировать действия.
5. Включение
экологической тематики в школьные курсы.
6. Предоставление
информации и сотрудничество.
7. Формулировка и
принятие Экологического кодекса. Экологический кодекс разрабатывается в каждой
образовательной организации. Он отражает стремление школы в целом и каждого его
обитателя в отдельности улучшить состояние окружающей среды.
Приоритетными
темами программы являются: «Рациональное управление отходами», «Водные
ресурсы», «Энергия», «Глобальное изменение климата». Учреждения – участники
программы могут выбрать другие актуальные для них темы, например:
«Биоразнообразие», «Здоровый образ жизни», «Разумное потребление» и т.д.
С 2011 года координатором
экологической деятельности в школе является Сапрыко Елена Александровна, учитель
биологии и экологии. Под ее руководством организуется исследовательская работа
учащихся по анализу состояния окружающей среды, проходят «Недели экологии»,
экологические турниры, месячники «За здоровый образ жизни». Учащиеся выполняют
задания в форме рефератов, кроссвордов, творческих заданий, выпускают плакаты. Экологические
тропы помогают учащимся объяснить причинно-следственные связи на примере
растущих рядом растений и формировать культуру поведения в природе.
Организация
экологической внеурочной деятельности позволяет охватить максимальное
количество учащихся, помочь им реализовать свои способности, выявить наиболее
эрудированных.
Участие
учащихся в городских экологических проектах побуждает интерес к познавательной
деятельности, активизирует процессы самообразования. Общешкольные
экологические проекты востребованы не только в городском сообществе, но и на
международном уровне эти проекты признаны как одни из лучших.
В рамках Международной
программы «Эко-школы/Зеленый флаг» в течение шести лет были реализованы
следующие экологические проекты:
2010-2011
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2013-2014
|
2015-2016
|
2016-2017
|
«Беречь
энергию-это круто»
|
«Посади дерево»
|
«Отходы в
доходы»
|
«Школа-территория
здоровья»
|
«Водный голос
планеты»
|
«Здоровье и
безопасность»
|
В рамках проектов обучающиеся
принимают активное участие в экологических акциях: «Царица сверкающих вод»,
«Голубая струйка», «Пусть ель живет из века в век», «Мы за чистый город»,
«Зеленая клумба», «Сохраним первоцветы!», «Помоги пернатому другу!», «Берегите
лес от пожара!», «Посади дерево!», «Сбереги энергию – сохрани планету!». Организуется
выпуск листовок «Сберечь реку Ангару – значит сберечь свое здоровье», брошюр
«Как сберечь чистую воду?». Члены школьного экологического объединения тесно
сотрудничают с начальной школой, проводят классные часы, экологические игры,
викторины, конкурсы: «Вода, вода, кругом вода!», «Советы Доктора Воды».
Учащиеся
школы являются активными участниками городских акций, праздников, викторин и конференций:
- НПК «Шаг в
будущее»: «Качество питьевой воды города Усть-Илимска и Усть-Илимского района»
(диплом II степени, Саутина Ангелина, 8 класс), «Вкус, который был всегда»
(диплом III степени, Рузавина Алена, 8 класс), «Исследования колбасных изделий
г. Усть-Илимска» (диплом II степени, Вдовина Юлия, 8 класс);
- IX городской
слет школьных лесничеств и экологических отрядов «Сохраним леса Приангарья» (диплом
I степени и кубок победителя);
- городской
экологический квест «Выше радуги» (диплом III степени);
- городской экологический
марафон «Мы дети Земли» (диплом I степени);
- пресс-конференция
«Правильное питание – залог долголетия» (5- 11 классы);
- экологическая
викторина «По страницам Красной Книги» (3-4 классы).
Информация
об экологической работе в школе, о важнейших экологических проблемах города
распространяется через публикации в школьной газете «Четырехэтажка»,
информационные стенды, СМИ, школьный сайт, классные часы, родительские
собрания.
Опыт
работы педагогов школы обобщен на муниципальном и региональном уровнях:
- V областная
научно-практическая конференция «Экологическое образование, экологическая культура
для устойчивого развития образовательных организаций, в условиях введения ФГОС
нового поколения: опыт, проблемы, перспективы». Темы докладов: «Формирование
экологической компетенции учащихся средствами УМК «Байкаловедение» (Малахова
М.В. и Сапрыко Е.А.); «Формирование экологической культуры младших школьников
как фактор социализации личности учащихся» (Болдина Е. К., и Сапрыко Е.А.);
- городской
семинар «Педагогические условия построения и решения учебных задач». Открытое
экологическое заседание «Водный голос планеты».
Образовательные
учреждения, работающие в рамках программы «Эко-школы/Зелёный флаг», имеют
возможность участвовать в различных проектах, предлагаемых программой. В
2007-2009 годах это был проект «Инициатива HSBC и эко-школ по изменению
климата», в 2011-13 годах – проект Wrigley «Меньше мусора» и проект Panasonic
по посадке деревьев, которые продолжаются уже несколько лет. Эти проекты
предполагают различные инструменты поощрения за участие в проекте. Участники
же программы «Эко-школы/Зелёный флаг» ежегодно получают не только Зелёный флаг
для школы, но и персональные сертификаты с благодарностью за верность идеям
устойчивого развития.
С 2015
года мы являемся активными участниками проекта Wrigley «Меньше мусора». Цели
данного проекта:
- объединить
усилия населения города и школы в деле сохранения окружающей среды от отходов;
- пропагандировать
использование образующихся отходов как ценное вторсырьё;
- приобщить
школьников к общественной деятельности на благо родной природы.
Среди
учащихся 9-11 классов был проведён конкурс Экологических кодексов, лучший
кодекс был утверждён Экологическим советом школы, девиз кодекса: «Чистый город,
чистая планета, чистая совесть».
Для
реализации проекта «Меньше мусора» школа получает грант в размере 8000
рублей. Работа над проектом состоит из теоретической и практической частей:
классные часы «Скажем мусору – НЕТ!», серия интегрированных уроков: «Биосфера
и человек», распространение агитационных листовок «Чистый город, чистая
планета, чистая совесть».
В ходе
реализации проекта «Wrigley «Меньше мусора» получены следующие результаты:
собрано во время субботников 378 кг мусора, 22 кг коробок из-под сока и
пластиковых бутылок, 577 кг металлолома, 2 кг полиэтиленовых пакетов, 3 кг
батареек, 27 кг колес от автомашин. Итого: 1009 килограммов.
Работа над
мини-проектом «Подари улыбку детям» включала изготовление поделок из бросового
материала для детей-сирот и инвалидов, изготовление картин «Подарок для мамы»,
кормушки для птиц «Покормите птиц зимой», изготовление костюмов и постановка
спектакля для детей начальной школы, проект «Школьная клумба».
Активно
ведется сотрудничество с Городским молодёжным парламентом, Центром
дополнительного образования, с детскими садами города.
С 2014
года школа принимает участие в большой экологической игре для школьников
Иркутской области «Чистый мир» (https://vk.com/club52646327) ,
которая проводится по совместной инициативе Благотворительного фонда имени
Юрия Тена и Фонда социально-образовательных инициатив «Байкальский свет». Игра направлена
на формирование у учащихся экологического сознания, гражданской
ответственности, активной жизненной позиции и совершенствования форм и методов
приобщения учащихся к общественной деятельности.
Результаты
мониторинга сформированности экологической компетентности показали, что 87%
учащихся знают мировые глобальные проблемы, 78% - осведомлены об экологических
проблемах России, 80% - знают проблемы города и 63% - проблемы своего жилища.
Показатели
активности учащихся и педагогов в экологической деятельности следующие:
- высокую и среднюю
активность проявляют 98% учащихся;
- активность
педагогов составила 99%;
- с удовольствием
выполняют общественные поручения по охране и улучшению окружающей среды 89%;
- 88% учащихся
участвуют в пропаганде идей охраны окружающей среды.
Полученные
результаты радуют, значит, экологическое образование, и воспитание в нашей
школе находится на высоком уровне.
Список
интернет – ссылок:
1.http://nsportal.ru/user/347611/page/rabota-s-servisom-learningappsorg
2.http://www.doumarina.spb.ru/pages_61/index.html
3.http://nsportal.ru/user/110480/page/ekologiya
4.http://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/irkutskaya_oblast/24296-pyatiletie_mezhdunarodnoy_programmy_eko_
|
|
|
2013-2014
гг. Получение зеленого флага,
г.
Иркутск
|
2014-2015
гг. Получение зеленого флага в Администрации города Усть-Илимска
|
2015-2016
гг. Получение шестого зелёного флага НОК «Лицей»
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.