Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма дополнительного образования "Юный исследователь" (1-3 год обучения)

Программа дополнительного образования "Юный исследователь" (1-3 год обучения)

Скачать материал

      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Котовска Тамбовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования

 

 «Юный исследователь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Никольская Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

                               г. Котовск 2017г.

 

Информационная карта

 

Название программы

 

«Юный исследователь»

Направленность

 

Интеллектуально-познавательная

Срок реализации

 

3  года

Возраст

 

7-10лет

Составитель

 

Никольская Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Роль и место дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим возникает необходимость осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим значительное место  в  педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Курс  «Юный исследователь» является одной из таких форм.  Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся исследовательских компетенций.

Цель и задачи 

Цель программы:  создать организационно-педагогические условия, способствующие  развитию исследовательских компетенций младших школьников.

Задачи: 

Ø  Помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований через организацию специальных занятий.

Ø  Развивать у детей умение работать с      различными источниками информации.

Ø  Развивать творческие способности детей.

Ø  Помогать детям самоутверждаться, благодаря достижению поставленной цели и понимания важности самостоятельно полученных результатов.

Ø  Ознакомить учащихся со структурой     исследовательской деятельности, со способами поиска информации. 

Ø  Мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности.

Ø  Развивать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями.

Ø  Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Актуальность

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. 

   Актуальность программы  обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации  исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы.

Факторы, влияющие на возникновение и проявление исследовательского поведения следующие: новизна предмета или изменение пространства,  обедненность или обогащенность среды, возрастные, половые и иные факторы,  другие виды активности и побуждений.

Исследовательская деятельность базируется на исследовательской активности и исследовательском поведении, но, в отличие от них, является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами.

Развитие исследовательской деятельности во многом зависит от:

насыщенности и вариативности жизненных реалий;

социокультурных нормативов; ценности исследовательской активности человека во взаимодействии с жизненными реалиями; соответствия формы и содержания деятельности возрастной норме и индивидуальным потенциалам развития.

Специфика программы

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Курс «Исследователи» носит развивающий характер. Целью данного курса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём исследовательская деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Исследователи» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

·        в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

·        исследовательская деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

·        исследовательская деятельность может носить как индивидуальный, так и групповой характер. Групповая работа будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности, аргументировать свою точку зрения и др.;

·        исследовательская  деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

·        в содержание исследовательской деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

·        реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Виды деятельности

      В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся:  деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Основные принципы реализации программы

Научность,  доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,  преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Ведущая идея программы

 Ведущей идеей программы является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Формы организации учебного процесса

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу: 

v игры – исследования;

v игры-выступления,

v экскурсии - наблюдения,

v творческие конкурсы;

v практические занятия;

v праздники;

v беседы;

v викторины;

v чтение научно - популярной литературы;

v участие детей в конференциях учебно-исследовательских работ обучающихся разных уровней (классный, школьный, муниципальный)

Методы проведения занятий

 Методы проведения занятий:

 беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля

Методы контроля: консультация, собеседование, тестирование, опрос, защита исследовательских работ.

Объём и сроки реализации программы

 Продолжительность обучения - 3 года.

 

Место проведения занятий

Наиболее подходящей формой для реализации программы является классная комната, компьютерный класс, кабинет проектной деятельности.

Техническое обеспечение

Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон

плакаты, компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Участие детей в конференциях учебно - исследовательских работ учащихся разных уровней (классный, школьный, муниципальный, краевой), выставка исследовательских работ, защита исследовательских  проектов, составление коллекций, оформление заметок в классную газету, оформление стендов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы

 

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • - положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • -  интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • - способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • - принимать и сохранять учебную задачу;
  • - учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • - планировать свои действия;
  • - осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • -адекватно воспринимать оценку учителя;
  • -различать способ и результат действия;
  • -оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
  • -вносить коррективы в действия на основе их оценки
  • и учета сделанных ошибок;
  • -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • - проявлять познавательную инициативу;
  • -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • -преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом  информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • -высказываться в устной и письменной формах;
  • -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • -владеть основами смыслового чтения текста;
  • - анализировать объекты, выделять главное;
  • -осуществлять синтез (целое из частей);
  • -проводить сравнение, классификацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;       
  • контролировать действия партнёра;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 по программе дополнительного образования «Юный исследователь»

1год обучения

                                          

п/п

Наименование разделов тем

Количество часов

всего

аудит.

внеаудиторные

1.

Вводное занятие.

1

1

 

1 раздел: «Зелёная планета»

1.

Наблюдение за жизнью растений.

3

 

3

2.

Опыты - как способ изучения растений.

3

1

2

3.

 Цветы вокруг нас. Игра в исследователей.

3

1

2

4.

Комнатные растения.

3

2

1

5.

Деревья  и кустарники вокруг нас.

3

 

3

6.

Мир растений. Мини-конференция.

4

2

2

7.

Удивительные растения.

3

2

1

8.

Лекарственные растения.

3

2

1

9.

Значение растений в жизни человека.

3

2

1

10.

Сбор информации по выбранной теме.  

3

1

2

11.

Цель и задачи исследования.

1

1

 

12.

 Гипотеза исследования

1

1

 

13.

План исследования.

1

1

 

14.

 Исследование по выбранной теме.

4

2

2

15.

Обработка и оформление собранного материала.

3

2

1

16.

Представление продукта исследовательской деятельности.

3

2

1

17.

 Анализ выполненной работы.

1

1

 

2 раздел: «В мире русского языка»

1.

Что можно исследовать в русском языке.

2

1

1

2.

История возникновения некоторых слов и выражений. Работа с энциклопедиями и справочной литературой.

3

1

2

3.

Зачем быть грамотным?  Сочинение-рассуждение.

3

2

1

4.

Что такое жаргонизмы?

2

1

1

5.

Зачем нужны фразеологизмы. Работа с  разными источниками информации.

3

1

2

6.

Сложные слова.

2

1

1

7.

Иностранные слова.

2

1

1

8.

Антонимы и синонимы. Омонимы.

2

1

1

9.

Лексическое значение слов.

2

1

1

10.

Орфограммы в корне слова.

2

1

1

11.

Пословицы и поговорки.

2

1

1

12.

Сбор информации по выбранной теме. 

3

1

2

13.

Цель и задачи исследования.

1

1

 

14.

Гипотеза исследования.

1

1

 

15.

План исследования.

1

1

 

16.

Исследование по выбранной теме.

3

1

2

17.

Обработка и оформление собранного материала.

3

1

2

18.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

2

1

1

19.

Анализ выполненной работы.

1

1

 

3раздел: «В мире математики»

1.

Из истории некоторых чисел. Мини-конференция

3

1

2

2.

Исследование числа.

3

1

2

3.

Исследование суммы, произведения

3

1

2

4.

Старинные меры длины и веса. Работа с разными источниками информации.

3

1

2

5.

 Старинные денежные единицы.

3

1

2

6.

Сбор информации по выбранной теме. 

3

1

2

7.

Цель и задачи исследования.

1

1

 

8.

Гипотеза исследования.

1

1

 

9.

План исследования.

1

1

 

10.

Исследование по выбранной теме.

2

1

1

11.

Обработка и оформление собранного материала.

2

1

1

12.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

2

1

1

13.

Анализ выполненной работы.

1

1

 

4 раздел: «Тематические исследования»

1.

Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции»

4

2

2

2.

Исследование «Вода-источник жизни». Конференция

4

2

2

3.

Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя»

4

2

2

4.

Исследование «Наш город-тыл»

4

2

2

5.

Исследование « Неизвестные герои Великой Отечественной войны»

4

2

2

6.

Исследование « Труд в моей семье»

4

2

2

7.

Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление

« Вредные привычки»

4

2

2

8.

Итоговое занятие.  Чему мы научились за этот год.

2

1

1

 

Итого

144

72

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 по программе дополнительного образования «Юный исследователь»

2год обучения

                  

п/п

Наименование разделов тем

Количество часов

всего

аудит.

внеаудиторные

1.

Вводное занятие.

1

1

 

1 раздел: «Школа»

1.

Моя школа

2

1

1

2.

Мои одноклассники

2

1

1

3.

Школьный двор

2

 

2

4.

Весёлая Переменка

2

 

2

5.

Дорога в школу

2

 

2

6.

 «Школа будущего»

2

1

1

7.

Сбор информации по выбранной теме. 

2

1

1

8.

Цель и задачи исследования.

2

1

1

9.

Гипотеза исследования.

2

1

1

10.

План исследования.

2

1

1

11.

Исследование по выбранной теме.

2

1

1

12.

Обработка и оформление собранного материала.

2

1

1

13.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

2

2

 

14.

Анализ выполненной работы.

2

1

1

 2 раздел: «В здоровом теле – здоровый дух»

1.

Как я расту

2

1

1

2.

Распорядок дня школьника

2

1

1

3.

Утренняя зарядка

2

 

2

4.

Гигиена младшего школьника

2

1

1

5.

Как я воспринимаю мир

2

1

1

6.

Если хочешь быть здоров - закаляйся

2

1

1

7.

Разговор о правильном питании

2

1

1

8.

 Я прививки  не боюсь

Инсценировка

2

1

1

9.

Игра – соревнование « Весёлые  - старты»

2

 

2

10.

«О хороших привычках».

2

1

1

11.

«Вредные привычки и их преодоление».

2

1

1

12.

«Ты и телевизор»

2

1

1

13.

«Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение»

2

1

1

14.

«Память: как её тренировать».

2

1

1

15.

«Чтобы зубы не болели»

2

1

1

16.

«Беречь глаз как алмаз».

2

1

1

17.

Сбор информации по выбранной теме. 

2

1

1

18.

Цель и задачи исследования.

2

1

1

19.

Гипотеза исследования.

2

1

1

20.

План исследования.

2

1

1

21.

Исследование по выбранной теме.

2

1

1

22.

Обработка и оформление собранного материала.

2

1

1

23.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

2

1

1

24.

Анализ выполненной работы.

2

1

1

3 раздел: «Человек среди людей»

1.

Моя Родина

2

1

1

2.

Мой город

2

 

2

3.

 Моя улица

2

1

1

4.

Мой Дом

2

1

1

5.

Моя семья

2

 

2

6.

Известные люди нашего  города

2

1

1

7.

Достопримечательности нашего города

2

 

2

8.

 «Город будущего»

2

1

1

9.

Сбор информации по выбранной теме. 

2

1

1

10.

Цель и задачи исследования.

2

1

1

11.

Гипотеза исследования.

2

1

1

12.

План исследования.

2

1

1

13.

Исследование по выбранной теме.

2

1

1

14.

Обработка и оформление собранного материала.

2

1

1

15.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

2

1

1

16.

Анализ выполненной работы.

2

1

1

4 раздел: «Книга – мой друг и помощник»

1.

Я - читатель

2

1

1

2.

 Моя домашняя библиотека

2

1

1

3.

Выставка «Мои «любимые книги»

2

1

1

4.

Книжкина больница

2

 

2

5.

 «Там на неведомых дорожках» Инсценировка

2

 

2

6.

Книжка – раскладушка

«Моя любимая сказка»

2

2

 

7.

Выставка творческих работ

«Любимые герои любимых книг»

2

1

1

8.

«Книжкины именины»

2

1

1

9.

«Наши друзья - книги»

2

1

1

10.

Сбор информации по выбранной теме. 

2

1

1

11.

Цель и задачи исследования.

2

1

1

12.

Гипотеза исследования.

2

1

1

13.

План исследования.

2

1

1

14.

Исследование по выбранной теме.

2

1

1

15.

Обработка и оформление собранного материала.

2

1

1

16.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

2

1

1

17.

Анализ выполненной работы.

1

1

 

 

1.

Итоговое занятие.  Чему мы научились за этот год.

Мониторинг уровня знаний, умений, навыков, познавательной активности.

2

1

1

 

Итого

144

65

79

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 по программе дополнительного образования «Юный исследователь»

3год обучения

                  

п/п

Наименование разделов тем

Количество часов

всего

аудит.

внеаудиторные

1.

Вводное занятие.

1

1

 

1 раздел «Экология»

1.

 

Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры.

2

1

1

2.

Значения овладения основами экологии. Участие в природоохранных мероприятиях.

2

1

1

3.

Экология жилища, дворов, улиц. Благоустройство природных территорий села, пришкольного участка.

2

1

1

4.

Знакомство с датами экологического календаря.

2

 

2

5.

Растения и животные осенью.

3

1

2

6.

Листья желтые летят. Игра.

2

 

2

7.

Знатоки природы. Викторина.

2

1

1

8.

Сбор информации по выбранной теме. 

2

 

2

9.

Цель и задачи исследования.

2

1

1

10.

Гипотеза исследования.

2

1

1

11.

План исследования.

2

1

1

12.

Исследование по выбранной теме.

2

1

1

13.

Обработка и оформление собранного материала.

2

 

2

14.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

2

 

2

15.

Анализ выполненной работы.

2

 

2

2 раздел «Охрана воды»

1.

Путешествия капельки.

2

1

1

2.

География водных ресурсов.

2

1

1

3.

Опасность загрязнения водоемов.

2

1

1

4.

Составление карт местных водных источников.

2

 

2

5.

Вода - природный растворитель.

2

1

1

6.

Водоём – уютный дом из воды.

2

1

1

7.

Роль воды в круговороте веществ в природе и жизни человека.

2

 

2

8.

Сбор информации по выбранной теме. 

2

 

2

9.

Цель и задачи исследования.

2

1

1

10.

Гипотеза исследования.

2

1

1

11.

План исследования.

2

1

1

12.

Исследование по выбранной теме.

2

1

1

13.

Обработка и оформление собранного материала.

2

1

1

14.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

2

 

2

15.

Анализ выполненной работы.

2

1

1

3 раздел: «Животный мир нашего края»    

1.

Роль животных в круговороте веществ.

2

1

1

2.

 Влияние деятельности человека на животный мир.

2

1

1

3.

Сокращение видового состава.

2

1

1

4.

Охрана животных.

2

1

1

5.

Красная книга животных.

2

1

1

6.

Определение животных нашего края.

2

1

1

7.

Конкурс творческих работ, посвященный  охране животных.

2

 

2

8.

Изучение видового состава местных птиц.

2

1

1

9.

Определение голосов птиц. Игра.

2

1

1

10.

Сбор информации по выбранной теме. 

2

1

1

11.

Цель и задачи исследования.

2

1

1

12.

Гипотеза исследования.

2

1

1

13.

План исследования.

2

1

1

14.

Исследование по выбранной теме.

2

1

1

15.

Обработка и оформление собранного материала.

2

1

1

16.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

2

1

1

17.

Анализ выполненной работы.

2

1

1

4 раздел: «Я и моя семья»

1.

Влияние компьютера на детей.

2

1

1

2.

Волшебство красок.

2

 

2

3.

Война и наша семья.

2

1

1

4.

Генеалогическое дерево моей семьи.

2

1

1

5.

Из истории детских обязанностей.

2

1

1

6.

Имя в жизни человека.

2

1

1

7.

Моя родословная.

2

1

1

8.

Лента времени моей семьи.

2

1

1

9.

Награда в нашем доме.

2

1

1

10.

Праздники нашей семьи.

2

 

2

11.

Письмо моей бабушки внуку.

2

1

1

12.

Семейные традиции.

2

1

1

13.

Семейные реликвии.

2

1

1

14.

Спортивная жизнь моей семьи.

2

1

1

15.

Наш дом. Наш двор.

2

 

2

16.

Сбор информации выбранной темы.

2

 

2

17.

Цель и задачи исследования.

2

1

1

18.

Гипотеза исследования.

2

1

1

19.

План исследования.

2

1

1

20.

Исследование по выбранной теме.

2

1

1

21.

Обработка и оформление собранного материала.

2

1

1

22.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

2

1

1

23.

Анализ выполненной работы.

2

1

1

 

1.

Итоговое занятие.  Чему мы научились за этот год.

Мониторинг уровня знаний, умений, навыков, познавательной активности.

2

1

1

 

Итого

144

57

87

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

дополнительного образования «Юный исследователь»

1 год обучения

Вводное занятие – 1ч.

1 раздел: «Зеленая планета» (45ч.; теория - 17ч., практика - 28ч.)

        Наблюдение за жизнью растений.  Опыты - как способ изучения растений.  Цветы вокруг нас. Игра в исследователей. Комнатные растения. Деревья  и кустарники вокруг нас.  Мир растений. Мини-конференция. Удивительные растения. Лекарственные растения. Значение растений в жизни человека. Сбор информации по выбранной теме.  Обработка и оформление собранного материала. Защита исследовательской работы.

 

2 раздел:  «В мире русского языка»  (40ч.; теория – 15ч., практика – 25ч.)

        Что можно исследовать в русском языке. История возникновения некоторых слов и выражений. Работа с энциклопедиями и справочной литературой. Зачем быть грамотным?  Сочинение-рассуждение. Что такое жаргонизмы? Зачем нужны фразеологизмы. Работа с  разными источниками информации. Сложные слова. Иностранные слова. Антонимы и синонимы. Омонимы. Исследование «Лексическое значение слов». Исследование «Орфограммы в корне  слова». Пословицы и поговорки. Сбор информации по выбранной теме.  Обработка и оформление собранного материала. Защита исследовательской работы.

 

3 раздел: «В мире математики»  (28ч.; теория – 10ч., практика – 18ч.)

Изучаем историю некоторых чисел.  Исследование числа. Исследование суммы, произведения. Учимся проводить мини-конференции.  Изучаем старинные меры длины и веса. Работаем с разными источниками информации.  Старинные денежные единицы. Выступление учащихся средней школы. Сбор информации по выбранной теме.  Обработка и оформление собранного материала. Защита исследовательской работы.

4 раздел: «Тематические исследования»  (30ч.;  теория – 13ч.,  практика – 17ч.)

Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции». Исследование «Вода-источник жизни». Конференция. Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя». Исследование «Наш город-тыл». Исследование « Неизвестные герои Великой Отечественной войны». Исследование « Труд в моей семье». Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление «Вредные привычки». Подвести итоги. Сбор информации по выбранной теме.  Обработка и оформление собранного материала. Защита исследовательской работы.

Содержание программы

дополнительного образования «Юный исследователь»

2 год обучения

Вводное занятие – 1ч.

1 раздел: «Школа» (28ч.; теория - 12ч., практика - 16ч.)

             Моя школа. Мои одноклассники. Школьный двор. Весёлая Переменка. Дорога в школу. «Школа будущего». Сбор информации по выбранной теме.  Обработка и оформление собранного материала. Защита исследовательской работы. Работа с разными источниками информации.

 

2 раздел: «В здоровом теле – здоровый дух» (48ч.; теория – 22ч., практика – 26ч.)

        

       Как я расту. Викторина. Распорядок дня школьника. Утренняя зарядка. Гигиена младшего школьника. Как я воспринимаю мир. Если хочешь быть здоров – закаляйся. Разговор о правильном питании. Я прививки  не боюсь. Инсценировка.  Игра – соревнование « Весёлые  - старты»  «О хороших привычках». «Вредные привычки и их преодоление».  «Ты и телевизор» «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение» «Память: как её тренировать». «Чтобы зубы не болели» «Беречь глаз как алмаз».

Сбор информации по выбранной теме.  Работа с разными источниками информации.

 Обработка и оформление собранного материала. Защита исследовательской работы.

 

3 раздел: «Человек среди людей» (32ч.; теория – 13ч., практика – 19ч.)

           Моя Родина. Мой город.  Моя улица. Мой Дом. Моя семья. Известные люди нашего  города. Достопримечательности нашего города. «Город будущего». Работа с  разными источниками информации. Сбор информации по выбранной теме.  Обработка и оформление собранного материала. Защита исследовательской работы.

4 раздел: «Книга – мой друг и помощник» (33ч.; теория – 16ч., практика – 17ч.)

                 Я – читатель. Моя домашняя библиотека. Выставка «Мои «любимые книги». Книжкина больница. «Там на неведомых дорожках» Инсценировка. Книжка – раскладушка «Моя любимая сказка». Выставка творческих работ «Любимые герои любимых книг». «Книжкины именины» «Наши друзья - книги». Сбор информации по выбранной теме.  Обработка и оформление собранного материала. Защита исследовательской работы. Работа с разными источниками информации.

 

 

 

Содержание программы

дополнительного образования «Юный исследователь»

3 год обучения

Вводное занятие – 1ч.

1 раздел: «Экология» (32ч.; теория - 17ч., практика - 28ч.)

           Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. Значения овладения основами экологии, пропагандистская деятельность. Экология жилища, дворов, улиц.

  Практические занятия: Участие в природоохранных мероприятиях. Организация экологических праздников (участие в субботниках, в акциях по благоустройству природных территорий парка, пришкольного участка).  Знакомство с датами экологического календаря.

Практические занятия: Выпуск экологических бюллетеней к экологическим датам. (работа ведётся в течение года)

2раздел: «Охрана воды» (31 ч.; теория – 11ч., практика – 20ч.)

          Вода как фактор жизни. География водных ресурсов. Опасность загрязнения водоемов. Практические занятия: Составление карт местных водных источников. Обследование водоемов и участие в работе по улучшению их состояния.

Сбор информации по выбранной теме.  Обработка и оформление собранного материала. Защита исследовательской работы. Работа с разными источниками информации.

3раздел: «Животный мир нашего края»  (34ч.; теория –16 ч., практика – 18ч.)

            Роль животных в круговороте веществ. Влияние деятельности человека на животный мир. Сокращение видового состава. Охрана животных. Красная книга животных. Определение животных нашего края.  Конкурс творческих работ, посвященный  охране животных. Изучение видового состава местных птиц. Определение голосов птиц.

4 раздел: «Я и моя семья» (44ч.; теория – 19ч., практика –25 ч.)

Влияние компьютера на детей. Волшебство красок. Война и наша семья. Генеалогическое дерево моей семьи. Из истории детских обязанностей. Имя в жизни человека. Моя родословная. Лента времени моей семьи. Награда в нашем доме. Праздники нашей семьи.
Письмо моей бабушки внуку. Семейные традиции. Семейные реликвии. Спортивная жизнь моей семьи. Наш дом. Наш двор. Сбор информации по выбранной теме.  Обработка и оформление собранного материала. Защита исследовательской работы. Работа с разными источниками информации.

Методическое обеспечение программы

 

      Творческая деятельность ребёнка не должна ограничиваться только рамками урока. Исследовательская деятельность даёт возможность каждому ребёнку реализовать свой творческий потенциал вне школы.

      Школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями. Исследовательская деятельность, как одна из современных методик и направлений, наиболее адекватно отвечает настоящим запросам общества.

      В основе исследовательской деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи. Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия.

      На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

       Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап  включает в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.

Исследовательская работа учащихся начинается со следующего:

      Наблюдение

      Действие

      Удивление

      Непонимание

      Сомнение

      Затруднение

      Сравнение

      Размышление

      Обсуждение

      Интерес

 

      Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления  трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

        Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время мини-конференций, круглых столов, дискуссий, защиты своего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Литература для педагога

 

 

1.      Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 18.

2.       Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся  / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3.

3.     Григорьев Д. В.,  Степанов П. В.  Стандарты  второго поколения:  внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.

4.      Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10.

5.      Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? [Текст] /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007.

6.      Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001.

7.       Савенков А. И. Исследовательская практика: организация и методика /А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. - 2005. - № 1.

8.        Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших             школьников. Самара. Учебная литература, 2011.

9.         Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника     приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.

10.  Тлиф В.А. Виды исследований школьников В. А. Тлиф // Одарённый        ребёнок. - 2005. - № 2.

11.     Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И. Д.     Чечель // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 6.

 

 

 

 

 

Литература для детей

 

1.      Акимушкин И.И. Причуды природы (кн.1, 2). – М.: Юный натуралист, 1992.

2.      Амихнина Г.Я. Школьный экологический мониторинг. - М.:Агар,2000.

  1. Горячев А. В., Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей      и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008

4.      Новиков Ю.В. Природа и человек. – Просвещение, М., 2011.

 

5.      Петров В.В. Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2005.

  1.   Савенков А.И    Рабочая тетрадь. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  2.  Савенков А.И. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности. – 2004.
  3.  Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. –

          Одаренный ребенок. 2003, №2

  1.   Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  2.  Интернет  - ресурсы
  3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по программе дополнительного образования «Юный исследователь»

1год обучения

 

п/п

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во ч-в

Формы и методы работы

Виды контроля

План

Факт

1.

Вводное занятие.

Организацион-

ное занятие.

1

Совместная работа

собе-

седова

ние

 

 

1 раздел: «Зелёная планета»

1.

Наблюдение за жизнью растений.

Сбор информации.

Опросы, наблюдения. Организация экскурсий, проведение экспериментов.

3

Совместная работа.

Экскурсии и наблюдения.

консульта-ция

 

 

2.

Опыты - как способ изучения растений.

Проведение экспериментов, опытов.

3

Практические занятия.

Наглядный метод

 

консульта-ция

 

 

3.

 Цветы вокруг нас. Игра в исследователей

Изучение научных и литературных источников.

Игра.

Опросы, наблюдения.

3

Групповая форма

Словесный метод

тестирование

 

 

4.

Комнатные растения.

Изучение научных и литературных источников и т.д.

Организация экскурсий.

3

Индивидуаль-

ная форма

Поисковый метод

 

собеседование

 

 

5.

Деревья  и кустарники вокруг нас.

Изучение научных и литературных источников и т.д.

Организация экскурсий.

3

Совместно-групповая форма

Наглядный метод

 

опрос

 

 

6.

Мир растений. Мини-конференция.

Изучение научных и литературных источников.

Опросы, наблюдения.

Мини-конференция.

4

Совместно-групповая форма.

Словесный метод

 

консультация

 

 

7.

Удивительные растения.

Изучение научных и литературных источников и т.д.

3

Индивидуаль-ная форма

Наглядный метод

собеседование

 

 

8.

Лекарственные растения.

Изучение научных и литературных источников и т.д.

Организация экскурсий.

3

Индивидуаль-ная форма

Словесный метод

тестирование

 

 

9.

Значение растений в жизни человека.

Изучение научных и литературных источников.

Интервью, опросы, наблюдения.

3

Групповая форма

Проблемный метод

опрос

 

 

10.

Сбор информации по выбранной теме.  

Сбор информации, решение промежуточных задач.

3

Совместно-групповая форма

Поисковый метод

констультация

 

 

11.

Цель и задачи исследования.

Постановка цели и задач исследования.

1

Совместно-групповая форма

Проблемный метод

консультация

 

 

12.

 Гипотеза исследования

Выдвижение гипотезы исследования.

1

Совместно-групповая форма

Поисковый метод

консультация

 

 

13.

План исследования.

Составление плана исследования.

1

Совместно-групповая форма

Эвристический метод

консультация

 

 

14.

Исследование по выбранной теме.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

4

Практические занятия

Исследовательский метод

консультация

 

 

15.

Обработка и оформление собранного материала.

Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы

3

Парная форма

Эвристический метод

собеседование

 

 

16.

Представление продукта исследовательской деятельности.

Представление результата работы в разнообразных формах.

3

Групповая форма

Исследовательский метод

Защита исследовательской работы

 

 

17.

 Анализ выполненной работы.

Анализ информации. Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

1

Совместная форма

Словесный метод

собеседование

 

 

2 раздел: «В мире русского языка»

1.

Что можно исследовать в русском языке.

Организация экскурсий, проведение экспериментов.

Опросы, наблюдения.

2

Совместная работа

Наглядный, поисковый метод

опрос

 

 

2.

История возникновения некоторых слов и выражений. Работа с энциклопедиями и справочной литературой.

Интервью, опросы, наблюдения, изучение научных и литературных источников и т.д.

3

Групповая работа

Поисковый метод

собеседование

 

 

3.

Зачем быть грамотным?  

Сочинение-рассуждение.

Письмо сочинений-рассуждений.

Опросы, наблюдения.

3

Индивидуаль-ная работа

Словесный метод

тестирование

 

 

4.

Что такое жаргонизмы?

Изучение научных и литературных источников и т.д.

2

Парная работа

Поисковый метод

опрос

 

 

5.

Зачем нужны фразеологизмы. Работа с  разными источниками информации.

Изучение научных и литературных источников и т.д.

3

Групповая работа

Проблемный метод

 

тестирование

 

 

6.

Сложные слова.

Изучение научных и литературных источников и т.д.

2

Совместно-групповая форма

Поисковый метод

консультация

 

 

7.

Иностранные слова.

Изучение научных и литературных источников и т.д.

Опросы, наблюдения.

2

Совместно-групповая форма

Поисковый метод

собеседование

 

 

8.

Антонимы и синонимы. Омонимы.

Изучение научных и литературных источников и т.д.

2

Совместно-групповая форма

Поисковый метод

собеседование

 

 

9.

Лексическое значение слов.

Опрос. Изучение литературы.

2

Групповая работа.

Поисковый метод.

консультация

 

 

10.

Орфограммы в корне слова.

Тестирование. Изучение литературы.

2

Групповая работа. Поисковый метод.

консультация

 

 

11.

Пословицы и поговорки.

Изучение научных и литературных источников и т.д.

2

Совместно-групповая форма

Поисковый метод

тестирование

 

 

12.

Сбор информации по выбранной теме. 

Сбор информации, решение промежуточных задач.

3

Совместно-групповая форма

Эвристический метод

консультация

 

 

13.

Цель и задачи исследования.

Постановка цели и задач исследования.

1

Групповая форма

Словесный метод

консультация

 

 

14.

Гипотеза исследования.

Выдвижение гипотезы исследования.

1

Групповая форма

Поисковый метод

консультация

 

 

15.

План исследования.

Составление плана исследования.

1

Групповая форма

Наглядный метод

консультация

 

 

16.

Исследование по выбранной теме.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

3

Практические занятия

Наглядный метод

консультация

 

 

17.

Обработка и оформление собранного материала.

Фиксирование информации.

Оформление результатов.

3

Совместно-групповая работа

Эвристический метод

консультация

 

 

18.

Представление продукта исследовательской деятельности.

Представление результата работы.

2

Совместная работа

Исследовательский метод

Защита исследовательской работы

 

 

19.

Анализ выполненной работы.

Анализ информации.

1

Индивидуаль-ная работа

Словесный метод

собеседование

 

 

3 раздел: «В мире математики»

1.

Из истории некоторых чисел. Мини-конференция

Изучение различных источников.

 

3

Беседа.

Исследовательские игры.

 

собеседование

 

 

2.

Исследование числа.

Изучение литературы. Исследование числа.

3

Практическая работа.

Наглядный метод.

тестирование

 

 

3.

Исследование суммы, произведения

Изучение  научных и литературных источников.

3

Групповая работа. Исследовательский метод.

опрос

 

 

4.

Старинные меры длины и веса. Работа с разными источниками информации.

Изучение литературы. Тестирование.

3

Практические занятия.

Наглядный метод

консультация

 

 

5.

 Старинные денежные единицы.

Опрос. Изучение научных и литературных источников.

3

Практические занятия.

Наглядный метод.

 

консультация

 

 

6.

Сбор информации по выбранной теме. 

Сбор информации, решение промежуточных задач.

3

Совместно-групповая форма

Эвристический метод

консультация

 

 

7.

Цель и задачи исследования.

Постановка цели и задач исследования.

1

Групповая форма

Словесный метод

консультация

 

 

8.

Гипотеза исследования.

Выдвижение гипотезы исследования.

1

Групповая форма

Поисковый метод

консультация

 

 

9.

План исследования.

Составление плана исследования.

1

Групповая форма

Наглядный метод

консультация

 

 

10.

Исследование по выбранной теме.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

2

Практические занятия

Наглядный метод

консультация

 

 

11.

Обработка и оформление собранного материала.

Фиксирование информации.

Оформление результатов.

2

Совместно-групповая работа

Эвристический метод

консультация

 

 

12.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

Представление результата работы.

2

Совместная работа

Исследовательский метод

Защита исследовательской работы

 

 

13.

Анализ выполненной работы.

Анализ работы.

1

Индивидуальная работа.

Словесный метод.

собеседование

 

 

4 раздел: «Тематические исследования»

1.

Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции»

Изучение литературы.

Сбор информации.

Проведение исследований. Оформление результатов. Представление результата работы.

4

Групповая работа.

Исследовательский метод.

собеседование

 

 

2.

Исследование «Вода-источник жизни». Конференция

Изучение литературы.

Сбор информации.

Проведение исследований. Оформление результатов. Представление результата работы.

4

Совместно-групповая работа.

Проблемный метод.

тестирование

 

 

3.

Исследование названий географических объектов. Исследование

 «Родная улица моя»

Изучение литературы.

Сбор информации.

Проведение исследований.

Организация экскурсий

Оформление результатов. Представление результата работы.

4

Групповая работа.

Исследовательский метод.

опрос

 

 

4.

Исследование «Наш город-тыл»

Изучение литературы.

Сбор информации.

Проведение исследований. Оформление результатов. Представление результата работы.

Организация экскурсий.

4

Групповая работа.

Исследовательский метод.

 

консультация

 

 

5.

Исследование

«Неизвестные герои Великой Отечественной войны»

Изучение литературы.

Сбор информации.

Организация экскурсий.

Проведение исследований. Оформление результатов. Представление результата работы.

 

4

Парная работа.

Проектный метод.

опрос

 

 

 

6.

Исследование

 «Труд в моей семье»

Изучение литературы.

Сбор информации.

Проведение исследований. Оформление результатов. Представление результата работы.

4

Индивидуальная работа.

Исследовательский метод.

собеседование

 

 

7.

Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление

 «Вредные привычки»

Изучение литературы.

Сбор информации.

Проведение исследований. Оформление результатов. Представление результата работы.

4

Совместная работа.

Проблемный метод.

тестирование

 

 

8.

Итоговое занятие.  Чему мы научились за этот год.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

2

Индивидуальная работа.

Беседа.

собеседование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по программе дополнительного образования «Юный исследователь»

2 год обучения

 

п/п

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во

часов

Формы и методы работы

Виды контроля

План

Факт

1.

Вводное занятие.

Организационное занятие.

1

Совместная работа

собеседование

1 раздел: «Школа»

1.

Моя школа

Тестирование. Изучение литературы.

2

Совместная работа.

Наглядный метод.

тестирование

2.

Мои одноклассники

Тесты. Анкеты. Анализ работы.

2

Практические занятия.

Наглядный метод.

консультация

3.

Школьный двор

Опросы, наблюдения.

2

Групповая форма

Словесный метод.

опрос

4.

Весёлая Переменка

Изучение литературных источников.

Организация весёлых перемен.

2

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

собеседование

5.

Дорога в школу

Изучение научных и литературных источников и т.д.

Организация экскурсий.

2

Совместно-групповая форма

Наглядный метод.

опрос

6.

 «Школа будущего»

Изучение научных и литературных источников.

Опросы, наблюдения.

2

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

7.

Сбор информации по выбранной теме.  

Сбор информации, решение промежуточных задач.

2

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

8.

Цель и задачи исследования.

Постановка цели и задач исследования.

2

Совместно-групповая форма.

Проблемный метод.

консультация

9.

 Гипотеза исследования

Выдвижение гипотезы исследования.

2

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

10.

План исследования.

Составление плана исследования.

2

Совместно-групповая форма.

Эвристический метод.

консультация

11.

Исследование по выбранной теме.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

2

Практические занятия.

Исследовательский метод.

консультация

12.

Обработка и оформление собранного материала.

Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы

2

Парная форма.

Эвристический метод.

собеседование

13.

Представление продукта исследовательской деятельности.

Представление результата работы в разнообразных формах.

2

Групповая форма.

Исследовательский метод.

Защита исследовательской работы

14.

 Анализ выполненной работы.

Анализ информации. Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

2

Совместная форма.

Словесный метод.

собеседование

2 раздел: «В здоровом теле – здоровый дух»

1.

Как я расту

Опросы, наблюдения.

Тестирование. Изучение литературы.

2

Совместная работа.

 Поисковый метод.

тестирование

 

2.

Распорядок дня школьника

Интервью, опросы, наблюдения, изучение научных и литературных источников и т.д.

2

Групповая работа.

Поисковый метод.

собеседование

3.

Утренняя зарядка

Изучение  литературных источников и составление утренней зарядки.

2

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

4.

Гигиена младшего школьника

Изучение научных и литературных источников и т.д.

Опросы, наблюдения.

2

Индивидуальная работа.

Словесный  метод.

опрос

5.

Как я воспринимаю мир

Изучение научных и литературных источников и т.д.

2

Групповая работа.

Проблемный метод.

собеседование

6.

Если хочешь быть здоров - закаляйся

Изучение  литературных источников.

Наблюдение.

2

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

7.

Разговор о правильном питании

Изучение научных и литературных источников и т.д.

Опросы, наблюдения.

2

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

собеседование

8.

 Я прививки  не боюсь

Инсценировка

Инсценировка.

2

Совместно-групповая форма.

Наглядный  метод.

собеседование

9.

Игра – соревнование «Весёлые  - старты»

Проведение игры.

Наблюдения.

2

Совместная  работа.

Наглядный метод.

консультация

10.

«О хороших привычках».

Тестирование. Изучение литературы.

2

Групповая работа. Поисковый метод.

тестирование

11.

«Вредные привычки и их преодоление».

Изучение научных и литературных источников и т.д.

Наблюдения. Опрос.

2

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

собеседование

12.

«Ты и телевизор»

Опрос. Изучение литературы.

Наблюдения.

2

Групповая работа. Поисковый метод.

собеседование

13.

«Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение»

Изучение научных и литературных источников и т.д.

Опросы, наблюдения.

2

Индивидуальная работа.

Наглядный метод.

опрос

14.

«Память: как её тренировать».

Изучение научных и литературных источников и т.д.

Наблюдения. Опрос.

2

Парная работа.

Поисковый метод.

опрос

15.

«Чтобы зубы не болели»

Тестирование. Изучение литературы.

2

Совместно-групповая форма

Наглядным метод.

тестирование

16.

«Беречь глаз как алмаз».

Опрос. Изучение литературы.

Наблюдения.

2

Групповая работа. Поисковый метод.

собеседование

17.

Сбор информации по выбранной теме. 

Сбор информации, решение промежуточных задач.

2

Совместно-групповая форма.

Эвристический метод.

консультация

18.

Цель и задачи исследования.

Постановка цели и задач исследования.

2

Групповая форма.

Словесный метод.

консультация

19.

Гипотеза исследования.

Выдвижение гипотезы исследования.

2

Групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

20.

План исследования.

Составление плана исследования.

2

Групповая форма.

Наглядный метод.

консультация

21.

Исследование по выбранной теме.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

2

Практические занятия.

Наглядный метод.

консультация

22.

Обработка и оформление собранного материала.

Фиксирование информации.

Оформление результатов.

2

Совместно-групповая работа.

Эвристический метод.

консультация

23.

Представление продукта исследовательской деятельности.

Представление результата работы.

2

Совместная работа.

Исследовательский метод.

Защита исследовательской работы

24.

Анализ выполненной работы.

Анализ информации.

2

Индивидуальная работа.

Словесный метод.

собеседование

3 раздел: «Человек среди людей»

1.

Моя Родина

Изучение различных источников.

Тестирование.

 

2

Беседа.

Исследовательские игры.

тестирование

2.

Мой город

Изучение литературы про свой город.

Опросы, наблюдения.

2

Практическая работа.

Наглядный метод.

собеседование

3.

 Моя улица

Изучение  научных и литературных источников.

Опросы, наблюдения.

2

Групповая работа. Исследовательский метод.

опрос

4.

Мой Дом

Изучение литературы.

Опросы, наблюдения.

2

Практические занятия.

Наглядный метод.

консультация

5.

Моя семья

Опросы, наблюдения.

 Изучение научных и литературных источников.

2

Практические занятия.

Наглядный метод.

опрос

6.

Известные люди нашего  города

Изучение литературы про известных людей нашего города.

2

Беседа.

Исследовательский метод.

собеседование

7.

Достопримечательности нашего города.

Экскурсия по городу.

Экскурсия по городу к достопримечательностям нашего города.

2

Практические занятия.

Исследовательский метод.

консультация

8.

 «Город будущего»

Письмо сочинений-рассуждений.

Опросы, наблюдения.

2

Практические занятия.

Исследовательский метод.

консультация

9.

Сбор информации по выбранной теме. 

Сбор информации, решение промежуточных задач.

2

Совместно-групповая форма.

Эвристический метод.

консультация

10.

Цель и задачи исследования.

Постановка цели и задач исследования.

2

Групповая форма.

Словесный метод.

консультация

11.

Гипотеза исследования.

Выдвижение гипотезы исследования.

2

Групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

12.

План исследования.

Составление плана исследования.

2

Групповая форма.

Наглядный метод.

консультация

13.

Исследование по выбранной теме.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

2

Практические занятия.

Наглядный метод.

консультация

14.

Обработка и оформление собранного материала.

Фиксирование информации.

Оформление результатов.

2

Совместно-групповая работа.

Эвристический метод.

консультация

 

 

15.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

Представление результата работы.

2

Совместная работа.

Исследовательский метод.

Защита исследовательской работы

 

16.

Анализ выполненной работы.

Анализ работы.

2

Индивидуальная работа.

Словесный метод.

собеседование

 

4 раздел: «Книга – мой друг и помощник»

1.

Я - читатель

Изучение литературы. Тестирование.

2

Групповая работа.

Исследовательский метод.

тестирование

 

2.

 Моя домашняя библиотека

Опросы, наблюдения.

2

Совместно-групповая работа.

Наглядный  метод.

опрос

 

3.

Выставка «Мои «любимые книги»

Сбор информации.

Организация выставки.

2

Групповая работа.

Исследовательский метод.

консультация

 

4.

Книжкина больница

Отбор материала.

Ремонт книг.

2

Групповая работа.

Исследовательский метод.

консультация

 

5.

 «Там на неведомых дорожках» Инсценировка

Инсценировка.

2

Групповая работа.

Проектный метод.

собеседование

 

6.

Книжка – раскладушка

«Моя любимая сказка»

Сбор материала. Изготовление книжки – раскладушки.

2

Индивидуальная работа.

Исследовательский метод.

опрос

 

7.

Выставка творческих работ

«Любимые герои любимых книг»

Организация выставки.

Сбор материала.

2

Совместная работа.

Проблемный метод.

консультация

 

8.

«Книжкины именины»

Изучение  литературных источников.

Опросы, наблюдения.

2

Индивидуальная работа.

Беседа.

собеседование

 

9.

«Наши друзья - книги»

Наблюдение. Опрос.

Изучение литературы.

2

Парная работа.

Наглядный метод.

собеседование

 

10.

Сбор информации по выбранной теме. 

Сбор информации, решение промежуточных задач.

2

Совместно-групповая форма.

Эвристический метод.

консультация

 

11.

Цель и задачи исследования.

Постановка цели и задач исследования.

2

Групповая форма.

Словесный метод.

консультация

 

12.

Гипотеза исследования.

Выдвижение гипотезы исследования.

2

Групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

 

13.

План исследования.

Составление плана исследования.

2

Групповая форма.

Наглядный метод.

консультация

 

14.

Исследование по выбранной теме.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

2

Практические занятия.

Наглядный метод.

консультация

 

15.

Обработка и оформление собранного материала.

Фиксирование информации.

Оформление результатов.

2

Совместно-групповая работа.

Эвристический метод.

консультация

 

16.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

Представление результата работы.

2

Совместная работа.

Исследовательский метод.

Защита исследовательской работы

 

17.

Анализ выполненной работы.

Анализ работы.

1

Индивидуальная работа.

Словесный метод.

собеседование

 

 

1.

Итоговое занятие.  Чему мы научились за этот год.

Мониторинг уровня знаний, умений, навыков, познавательной активности.

Подведение итогов. Тестирование.

Мониторинг.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

2

Индивидуальная работа.

Беседа.

тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по программе дополнительного образования «Юный исследователь»

3 год обучения

 

п/п

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во

часов

Формы и методы работы

Виды контроля

План

Факт

1.

Вводное занятие.

Организационное занятие.

1

Совместная работа

собеседование

1 раздел: «Экология»

1.

Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры.

Тестирование. Изучение литературы.

2

Совместная работа.

Наглядный метод.

тестирование

2.

Значения овладения основами экологии. Участие в природоохранных мероприятиях.

Опросы. Наблюдения. Анализ работы.

2

Практические занятия.

Наглядный метод.

консультация

3.

Экология жилища, дворов, улиц. Благоустройство природных территорий парка, пришкольного участка.

Организация экскурсий. Благоустройство природных территорий.

Наблюдения.

2

Групповая форма.

Практический метод.

собеседование

4.

Знакомство с датами экологического календаря.

Изучение литературных источников.

2

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

опрос

5.

Растения и животные осенью.

Изучение научных и литературных источников и т.д.

Организация экскурсий.

3

Совместно-групповая форма

Наглядный метод.

опрос

6.

Листья желтые летят.

Игра.

Изучение научных и литературных источников.

Опросы, наблюдения.

2

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

7.

Знатоки природы.

Викторина.

Опросы. Наблюдения. Анализ работы.

3

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

8.

Сбор информации по выбранной теме.  

Сбор информации, решение промежуточных задач.

2

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

9.

Цель и задачи исследования.

Постановка цели и задач исследования.

2

Совместно-групповая форма.

Проблемный метод.

консультация

10.

 Гипотеза исследования

Выдвижение гипотезы исследования.

2

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

11.

План исследования.

Составление плана исследования.

2

Совместно-групповая форма.

Эвристический метод.

консультация

12.

Исследование по выбранной теме.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

2

Практические занятия.

Исследовательский метод.

консультация

13.

Обработка и оформление собранного материала.

Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы

2

Парная форма.

Эвристический метод.

собеседование

14.

Представление продукта исследовательской деятельности.

Представление результата работы в разнообразных формах.

2

Групповая форма.

Исследовательский метод.

Защита исследовательской работы

15.

 Анализ выполненной работы.

Анализ информации. Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

2

Совместная форма.

Словесный метод.

собеседование

2 раздел: «Охрана воды»

1.

Путешествия капельки.

Опросы, наблюдения.

Тестирование. Изучение литературы.

2

Совместная работа.

 Поисковый метод.

тестирование

 

2.

География водных ресурсов.

Наблюдения, изучение научных и литературных источников и т.д.

2

Групповая работа.

Поисковый метод.

собеседование

3.

Опасность загрязнения водоемов.

Изучение  литературных источников.

3

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

4.

Составление карт местных водных источников.

Изучение научных и литературных источников и т.д.

Опросы, практическая работа.

2

Индивидуальная работа.

Словесный  метод.

консультация

5.

Вода - природный растворитель.

Практическая работа.

2

Групповая работа.

Проблемный метод.

опрос

6.

Водоём – уютный дом из воды.

Изучение  литературных источников.

Наблюдение.

3

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

7.

Роль воды в круговороте веществ в природе и жизни человека.

Изучение научных и литературных источников и т.д.

Опросы, наблюдения.

2

Совместно-групповая форма.

Поисковый метод.

собеседование

8.

Сбор информации по выбранной теме. 

Сбор информации, решение промежуточных задач.

2

Совместно-групповая форма.

Эвристический метод.

консультация

9.

Цель и задачи исследования.

Постановка цели и задач исследования.

2

Групповая форма.

Словесный метод.

консультация

10.

Гипотеза исследования.

Выдвижение гипотезы исследования.

2

Групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

11.

План исследования.

Составление плана исследования.

2

Групповая форма.

Наглядный метод.

консультация

12.

Исследование по выбранной теме.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

2

Практические занятия.

Наглядный метод.

консультация

13.

Обработка и оформление собранного материала.

Фиксирование информации.

Оформление результатов.

2

Совместно-групповая работа.

Эвристический метод.

консультация

14.

Представление продукта исследовательской деятельности.

Представление результата работы.

2

Совместная работа.

Исследовательский метод.

Защита исследовательской работы

15.

Анализ выполненной работы.

Анализ информации.

2

Индивидуальная работа.

Словесный метод.

собеседование

3 раздел: «Животный мир нашего края»    

1.

Роль животных в круговороте веществ.

Изучение различных источников.

Тестирование.

 

2

Беседа.

Исследовательские игры.

тестирование

2.

 Влияние деятельности человека на животный мир.

Изучение литературы. Опросы, наблюдения.

2

Практическая работа.

Наглядный метод.

собеседование

3.

Сокращение видового состава.

Изучение  научных и литературных источников.

Опросы.

2

Групповая работа. Исследовательский метод.

опрос

4.

Охрана животных.

Изучение литературы.

Опросы, наблюдения.

2

Практические занятия.

Наглядный метод.

консультация

5.

Красная книга животных.

Опросы, наблюдения.

 Изучение научных и литературных источников.

2

Практические занятия.

Наглядный метод.

опрос

6.

Определение животных нашего края.

Изучение литературы про животных нашего края.

2

Беседа.

Исследовательский метод.

собеседование

7.

Конкурс творческих работ, посвященный  охране животных.

Сбор материала к конкурсу.

3

Практические занятия.

Исследовательский метод.

опрос

8.

Изучение видового состава местных птиц.

Изучение литературы.

Опросы, наблюдения.

2

Совместно-групповая форма.

Исследовательский метод.

консультация

9.

Определение голосов птиц.

Игра.

Практическая работа. Изучение литературы.

2

Практические занятия.

Исследовательский метод.

опрос

10.

Сбор информации по выбранной теме. 

Сбор информации, решение промежуточных задач.

2

Совместно-групповая форма.

Эвристический метод.

консультация

11.

Цель и задачи исследования.

Постановка цели и задач исследования.

2

Групповая форма.

Словесный метод.

консультация

12.

Гипотеза исследования.

Выдвижение гипотезы исследования.

2

Групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

13.

План исследования.

Составление плана исследования.

2

Групповая форма.

Наглядный метод.

консультация

14.

Исследование по выбранной теме.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

2

Практические занятия.

Наглядный метод.

консультация

15.

Обработка и оформление собранного материала.

Фиксирование информации.

Оформление результатов.

2

Совместно-групповая работа.

Эвристический метод.

консультация

 

 

16.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

Представление результата работы.

2

Совместная работа.

Исследовательский метод.

Защита исследовательской работы

 

17.

Анализ выполненной работы.

Анализ работы.

2

Индивидуальная работа.

Словесный метод.

собеседование

 

4 раздел: «Я и моя семья»

1.

Влияние компьютера на детей.

Изучение литературы. Тестирование.

2

Групповая работа.

Исследовательский метод.

тестирование

 

2.

Волшебство красок.

Опросы, наблюдения.

2

Совместно-групповая работа.

Наглядный  метод.

опрос

 

3.

Война и наша семья.

Сбор информации.

2

Групповая работа.

Исследовательский метод.

консультация

 

4.

Генеалогическое дерево моей семьи.

Сбор информации.

Отбор материала.

2

Индивидуальная работа.

Исследовательский метод.

консультация

 

5.

Из истории детских обязанностей.

Сбор информации.

2

Групповая работа.

Проектный метод.

собеседование

 

6.

Имя в жизни человека.

Сбор материала.

Изучение литературы.

2

Индивидуальная работа.

Исследовательский метод.

опрос

 

7.

Моя родословная.

Сбор материала.

2

Индивидуальная  работа.

Проблемный метод.

консультация

 

8.

Лента времени моей семьи.

Изучение  литературных источников.

Опросы, наблюдения.

2

Индивидуальная работа.

Беседа.

собеседование

 

9.

Награда в нашем доме.

Наблюдение. Опрос.

2

Индивидуальная  работа.

Наглядный метод.

собеседование

 

10.

Праздники нашей семьи.

Наблюдение.

2

Индивидуальная  работа.

Беседа.

собеседование

 

11.

Письмо моей бабушки внуку.

Сбор материала.

2

Индивидуальная  работа.

Беседа.

консультация

 

12.

Семейные традиции.

Наблюдение. Сбор материала.

2

Индивидуальная  работа.

Исследовательский метод.

опрос

 

13.

Семейные реликвии.

Наблюдение. Сбор материала.

2

собеседование

 

14.

Спортивная жизнь моей семьи.

Сбор материала. Наблюдение.

2

Индивидуальная  работа.

Исследовательский метод.

собеседование

 

15.

Наш дом. Наш двор.

Наблюдение. Изучение материала.

2

Групповая работа. Беседа.

консультация

 

16.

Сбор информации по выбранной теме. 

Сбор информации, решение промежуточных задач.

2

Совместно-групповая форма.

Эвристический метод.

консультация

 

17.

Цель и задачи исследования.

Постановка цели и задач исследования.

2

Групповая форма.

Словесный метод.

консультация

 

18.

Гипотеза исследования.

Выдвижение гипотезы исследования.

2

Групповая форма.

Поисковый метод.

консультация

 

19.

План исследования.

Составление плана исследования.

2

Групповая форма.

Наглядный метод.

консультация

 

20.

Исследование по выбранной теме.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

2

Практические занятия.

Наглядный метод.

консультация

 

21.

Обработка и оформление собранного материала.

Фиксирование информации.

Оформление результатов.

2

Совместно-групповая работа.

Эвристический метод.

консультация

 

22.

 Представление продукта исследовательской деятельности.

Представление результата работы.

2

Совместная работа.

Исследовательский метод.

Защита исследовательской работы

 

23.

Анализ выполненной работы.

Анализ работы.

2

Индивидуальная работа.

Словесный метод.

собеседование

 

 

1.

Итоговое занятие.  Чему мы научились за этот год.

Мониторинг уровня знаний, умений, навыков, познавательной активности.

Подведение итогов. Тестирование.

Мониторинг.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

2

Индивидуальная работа.

Беседа.

тестирование

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа дополнительного образования "Юный исследователь" (1-3 год обучения)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 167 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.07.2020 98
    • DOCX 700.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кебедова Патимат Абдулаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кебедова Патимат Абдулаевна
    Кебедова Патимат Абдулаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70951
    • Всего материалов: 191

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 32 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе