Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский
сад №2 «Березка»
Проект
«Экологическая
тропа»
с. Песчанокопское
2012г.
Реализация
инновационного проекта ДОУ «Экологическая тропа»
Экологическая
тропа
– одна из современных форм воспитания и образования детей, представляющая
собой работу в экологически значимом пространстве, на образовательном
маршруте, проходящем через различные природные объекты.
Знакомясь с различными растениями
и животными, их строением, развитием, средой обитания и особенностями
природных ландшафтов, дети и взрослые расширяют свой кругозор, обогащаются
знаниями, практикуются в создании благоприятных условий для живой природы.
Экологическая
тропа
– это средство нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Проект «Экологическая тропа»
нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного
возраста в течение четырёх времён года.
Для осуществления
воспитательно-образовательной работы в весенне-летний период в детском саду
имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных
объектов.
Новизна
проекта
заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми -
цикл экскурсий по экологической тропе.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Березка» расположен в
центре с.Песчанокопского Ростовской области. Одноэтажное здание ДОУ построено
по типовому проекту, сдано в эксплуатацию в 1964 году. Рассчитано на 2
разновозрастные группы детей. В настоящее время детский сад
«Берёзка»» посещают 42 воспитанника в возрасте от 3 до 7 лет.
Детский сад
находится в парковой зоне, где можно познакомиться с более 100 видами растений,
рядом стадион с зелёным газоном, недалеко фонтан.
Одним из приоритетных направлений
воспитательно-образовательного процесса является экологическое воспитание.
Экологическая деятельность построена на
базе парциальной программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
Цель проекта: обогащать
и систематизировать экологические знания дошкольников средствами экологической
тропы ДОУ.
Основными задачами
экологической деятельности являются:
· уточнение,
систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных
явлениях, о состоянии окружающей среды,
· формирование
знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие,
взаимодействие с другими объектами природы),
· развитие
интереса к миру природы;
· воспитание
гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия и умения сопереживать;
· формирование
основ экологической культуры личности путем систематического,
целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
Проект «Экологическая тропа»
открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и,
исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
При организации процесса
экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что
дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это
обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир
природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов,
стремлением к взаимодействию с миром природы.
Работа в рамках проекта
проводится регулярно, ненавязчиво, поддерживается интерес детей и их
любознательность в тесном контакте педагогов и воспитанников.
К реализации проекта активно
привлекаются родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи,
без ее поддержки и положительного примера.
Природа своим разнообразием,
красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные эмоции
и переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве,
запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к
изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить
детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые
явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Экологическая тропа расположена
приблизительно по периметру ДОУ, что позволяет детям и педагогам групп
постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Экологическая тропа имеет
разнообразные видовые точки:
· клумба;
· берёзы;
· фруктовые
деревья;
· аллея
каштанов;
· кустарники
и обитатели леса;
· цветник;
· пни и
зоожители;
· птичий
столб;
· лужайка;
· огород;
· кленовая
аллея;
В большой круг
экологической тропы входят целевые экскурсии в парковую зону.
Перспективный
план по маршруту экологической тропы
Название
цикла
|
Цель
|
Объект
деятельности
|
Место
объекта
|
Примечание
|
1. «Деревья
и кустарники»
|
-закрепить название деревьев и
кустов, их строение, внешние признаки;
-учить детей различать деревья и
кусты по внешним признакам;
-систематизировать представления
о хвойных и лиственных деревьях;
-воспитывать бережное отношение
|
-
береза;
-
клен;
-
каштан;
-
туя;
-
плодовые деревья;
-сирень;
-
акация;
-
смородина;
-
шиповник;
-
ель;
-
рябина;
-
сосна;
-
черемуха;
-
осина;
-
ясень;
-
липа;
-
можжевельник;
-
боярышник и др.
|
Территория
ДОУ
Парковая
зона
|
|
2. «Лужайка»
|
-побуждать детей радоваться
первым весенним цветам, закрепить их название,
-учить находить различия у
растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
- воспитывать чувство
прекрасного.
|
-
одуванчики;
-
мать-и-мачеха
|
Территория
ДОУ
Парковая
зона
|
|
3. «Огород»
|
-продолжать знакомить детей с
овощными культурами и способами ухода за ними;
-вызвать интерес к выращиванию
экологически чистых овощных культур.
|
- огородные грядки;
-семена, рассада, плоды овощных
культур.
|
Территория
ДОУ
|
|
4. «Цветник»
|
-обогащать представления детей о
цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах
ухода и условиях роста.
-учить понимать пользу и значение
природы для хорошего настроения и самочувствия.
|
- многолетние и однолетние
- цветущие растения
|
Территория
ДОУ
|
|
5. «Зеленая
аптека»
|
- расширить и закрепить знания
детей о лекарственных растениях;
- развивать умение рационально
использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- учить собирать и сушить
лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.
|
- деревья, кусты;
- цветущие растения и травы.
|
Территория
ДОУ и
парковая
зона
|
|
6. «Птичий
столб»
|
-
развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающими на
кормушки и в скворечники, желание их подкармливать;
воспитывать
бережное отношение к ним.
|
птичий столб с кормушкой
|
Территория
ДОУ
|
|
Этапы реализации
проекта
|
|
|
|
1
этап – подготовительный
|
Цель этапа: определение
проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»
|
1. Анализ
работы по экологическому воспитанию.
2. Анализ
программных требований по разделу «Экологическое воспитание».
3. Детальное
обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.
4. Разработка
маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.
5. Составление
конспектов занятий по маршруту экологической тропы.
|
Промежуточный
результат
1. Разработан
маршрут экологической тропы.
2. Подбирается
материал к занятиям по маршруту экологической тропы.
3. Ведётся
методическая
подготовка педагогов, материально-техническое оснащение маршрута.
|
2 этап – основной
|
Цель этапа:
реализация
работы по маршруту экологической тропы
|
1. Выбор
объектов для проведения занятий.
2. Проведение
последовательных занятий по маршруту экологической тропы;
3. Изготовление
гербариев:
«Лекарственные травы», «Цветы»,
«Листья».
|
Разрабатывается технология
проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы
|
3 этап - контрольно-оценочный
|
Цель этапа:
анализ
результативности выполнения поставленных задач
|
1. Проведение
итоговой экскурсии;
2. Разработка
методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов
экологической тропы;
3. Оформление
фотогазеты;
4. Выставка
детских рисунков.
|
1. Выполнение
задач проекта.
2. Выпуск
методических рекомендаций.
|
Вывод:
· Экологическим
образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.
· Реализация
данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
·
Основными
участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители
и педагоги.
·
Отношения
участников проекта строятся на основе сотрудничества и уважения.
В
результате реализации проекта:
- повысился
уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей
дошкольного возраста;
- улучшилось
состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой
снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное
самочувствие детей;
- повысился
уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения
экскурсий по объектам экологической тропы;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.