Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПроект "Экологическая тропа" (детский сад)

Проект "Экологическая тропа" (детский сад)

Скачать материал

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Березка»

 

Проект

«Экологическая тропа»

 

 

 

с. Песчанокопское

2012г.

Реализация инновационного проекта ДОУ «Экологическая тропа»

 

     Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей, представляющая собой  работу в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты.

      Знакомясь с различными  растениями и животными, их строением, развитием, средой  обитания и особенностями природных ландшафтов, дети и взрослые расширяют свой кругозор, обогащаются знаниями, практикуются в создании благоприятных условий для живой природы.

    Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического и трудового воспитания.

    Проект «Экологическая тропа» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста в течение четырёх времён года.

    Для осуществления воспитательно-образовательной работы в весенне-летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.

    Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - цикл экскурсий по экологической тропе.

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №2 «Березка» расположен в центре  с.Песчанокопского Ростовской области. Одноэтажное здание ДОУ построено по типовому проекту, сдано в эксплуатацию в 1964 году. Рассчитано на 2 разновозрастные группы детей.   В настоящее время детский сад «Берёзка»» посещают 42 воспитанника в возрасте от 3 до 7 лет.

   Детский сад находится в парковой зоне, где можно познакомиться с более 100 видами растений, рядом стадион с зелёным газоном, недалеко фонтан.

    Одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса  является экологическое воспитание. Экологическая деятельность построена на базе парциальной программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

    Цель проекта: обогащать и систематизировать экологические знания дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.

Основными задачами экологической деятельности являются:

·       уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды,

·        формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, взаимодействие с другими объектами природы),

·        развитие интереса к миру природы;

·        воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия и умения сопереживать;

·       формирование основ экологической культуры личности  путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

    Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

    При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к взаимодействию с миром природы.

    Работа в рамках проекта  проводится регулярно, ненавязчиво, поддерживается интерес детей и их любознательность в тесном контакте педагогов и воспитанников.

    К реализации проекта активно привлекаются родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

    Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные эмоции и переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

    Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления   природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

    Экологическая тропа расположена приблизительно по периметру ДОУ, что позволяет детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

 

     Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

·       клумба;

·       берёзы;

·       фруктовые деревья;

·       аллея каштанов;

·       кустарники и обитатели леса;

·       цветник;

·       пни и зоожители;

·       птичий столб;

·       лужайка;

·       огород;

·       кленовая аллея;

В большой круг экологической тропы входят целевые экскурсии в парковую зону.

 

Перспективный план по маршруту экологической тропы

Название цикла

Цель

Объект деятельности

Место объекта

Примечание

1.     «Деревья и кустарники»

 

-закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение

- береза;

- клен;

- каштан;

- туя;

- плодовые деревья;

-сирень;

- акация;

- смородина;

- шиповник;

- ель;

- рябина;

- сосна;

- черемуха;

- осина;

- ясень;

- липа;

- можжевельник;

- боярышник и др.

Территория ДОУ

 

 

 

Парковая зона

 

2. «Лужайка»

-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название,

-учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

- воспитывать чувство прекрасного.

- одуванчики;

 

- мать-и-мачеха

Территория ДОУ

Парковая зона

 

3. «Огород»

-продолжать знакомить детей с овощными культурами и способами ухода за ними;

-вызвать интерес к выращиванию экологически чистых овощных культур.

- огородные грядки;

-семена, рассада, плоды овощных культур.

Территория ДОУ

 

 

4. «Цветник»

-обогащать представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и  условиях роста.

-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

- многолетние и однолетние

- цветущие растения

Территория ДОУ

 

 

5. «Зеленая

аптека»

- расширить и закрепить знания

детей о лекарственных растениях;

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

- деревья, кусты;

- цветущие растения и травы.

Территория ДОУ и

парковая зона

 

 

6. «Птичий столб»

- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающими на кормушки и в скворечники, желание их подкармливать;

воспитывать бережное отношение к ним.

птичий столб с кормушкой

Территория ДОУ

 

 

Этапы реализации проекта

1 этап –   подготовительный

Цель этапа: определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»

1.     Анализ работы по экологическому воспитанию.

2.     Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание».

3.     Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

4.     Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.

5.     Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы.

Промежуточный результат

1.     Разработан маршрут экологической тропы.

2.     Подбирается материал к занятиям по маршруту экологической тропы.

3.      Ведётся методическая подготовка педагогов,     материально-техническое     оснащение маршрута.

2 этап – основной

Цель этапа:

реализация работы по маршруту экологической тропы

1.     Выбор объектов для проведения занятий.

2.     Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы;

3.     Изготовление гербариев:

«Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».

Разрабатывается технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы

3 этап - контрольно-оценочный

Цель этапа:

анализ результативности выполнения поставленных задач

1.     Проведение итоговой экскурсии;

2.     Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы;

3.     Оформление фотогазеты;

4.     Выставка детских рисунков.

1.     Выполнение задач проекта.

2.     Выпуск методических рекомендаций.

 

 

Вывод:

·       Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

·       Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

·       Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

·       Отношения участников проекта строятся на основе сотрудничества и уважения.

 

В результате реализации проекта:

    • повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
    • улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
    • повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект "Экологическая тропа" (детский сад)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 042 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.07.2020 94
    • DOCX 74.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яцкович Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яцкович Ирина Александровна
    Яцкович Ирина Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76289
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 257 человек

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 092 человека

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 682 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 361 человек

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе