Государственное
общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Карпатская ОШ
№ 16»
Дымковская игрушка
своими руками
Работу выполнили: учащиеся 3 класса
Руководитель проекта: Мирошниченко
Екатерина
Николаевна
2018 г.
Актуальность проекта:
Национальное русское декоративное искусство исстари
славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси?
Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы мы хотели узнать об этом?
Зачем нам это нужно? Чему мы хотели научиться? Выполняя проект, мы ответим на
все вопросы и узнаем много полезного и интересного.
Для народного быта всегда было характерно
соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть
добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно не жалей сил на резьбу.
Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь
настоящее мастерство не всем удается.
Цель проекта:
Способствовать эстетическому воспитанию младших
школьников. Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством
умельцев, обобщить знание о дымковской игрушке. Создать коллекцию дымковских
игрушек.
Задачи проекта:
1.
Изучить
истоки дымковской игрушки.
2.
Выявить
разнообразие форм геометрических орнаментов,
цветовую гамму.
3.
Научить
превращать пластилин в дымковскую игрушку
4.
Развивать
художественный вкус учащихся. Учить видеть
красоту и
выразительность образной передачи жизни в
игрушках отдаленного
прошлого и современности.
5.
Воспитывать
интерес к народному творчеству и бережное
отношение к
традициям народа.
Вид проекта: краткосрочный.
Ожидаемые результаты:
Создать коллекцию дымковских игрушек,
сделанных своими руками и пригласить родителей на выставку, оценить творчество
своих детей.
Партнеры проекта:
§ Учащиеся 2 класса
§ Библиотекарь
§ Учитель информатики.
Реализация проекта:
I этап – поисково-исследовательский:
- узнать историю зарождения народных промыслов на
Руси;
- изучить историю дымковской игрушки, проследить её
развитие;
- узнать откуда пришла к нам забавная и красочная
дымковская игрушка;
- изучить узоры при росписи игрушки;
- продумать свой узор.
II этап:
- подобрать пластилин и краски для изготовления
игрушки;
- освоить технологию изготовления игрушки.
III этап – практический:
- изготовление (лепка) дымковской игрушки;
IV этап – редакционный:
- роспись дымковской игрушки:
IV этап – заключительный:
-оформить выставку «Дымковская игрушка»;
- пригласить родителей на выставку.
Выводы:
В магазинах продается достаточное количество игрушек,
но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так
совершенна, но она нравится детям и взрослым. Дети познакомились с
произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные
забавные игрушки. Они используют для лепки не глину, а пластилин.
Отзывы о проекте руководителя проекта Мирошниченко
Е.Н.:
Данный проект, на мой взгляд, получился
познавательным, практическим и результативным. Все дети класса активно участвовали
в проекте. Были прочитаны книги о дымковской игрушке, работали с
Интернет-ресурсами.
Дети пополнили свой словарный запас новыми словами
(гончар, ярмарка, поселенье и другие).
Более подробна была изучена история дымковской
игрушки, разучивались шутки, прибаутки, стихи, изучили технику росписи
дымковской игрушки, развивались навыки работы с пластилином, с красками.
Считаю, что проект достиг цели, заинтересовал детей.
Игрушки понравились не только детям, но и родителям. Оттого мы и любим народные
игрушки, что в них столько тепла и доброты.
Отзывы о проекте родителя 3 класса – Савчук Ю.М.
Выставка «Дымковская игрушка» мне очень понравилась.
Дети не только сделали своими руками забавные игрушки, но и рассказали как
появились первые игрушки, из чего их делали и какими красками раскрашивали. Мне
было приятно, что дети так заинтересовались этим видом народного творчества.
Литература:
1.
Журнал
начальная школа» №4 2008 год.
2.
Горячева
Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 2003 год.
3.
Сокольникова
Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. 2003 год
Приложение № 1 Истоки
дымковской игрушки
Удалой город Хлынов располагался на
востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополнятся выходцами из
Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу
вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились
значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала
гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка
– уникальное явление в народном творчестве.
Развитие игрушечного промысла связано
не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.
В глубокой древности, когда под
Вяткой в ночной битве, не распознав друг друга, сразились два дружеских войска,
много воинов погибло.
С тех пор каждую весну справляли
тризну по погибшим. Позже ритуал потерял свой драматический смысл и превратился
в весеннее гулянье – свистунью.
Спрос на свистульки возрастал, особенно весной и
производство на них оказывалось выгодным. Гончары работали всю зиму,
готовясь к весне.
Конкурс свистунов проводился
ежегодно, свистульки изготавливали в виде коней, всадников, коров, птиц.
Дымковская скульптура давно стала
народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов
России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа
мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.
Приложение № 2 Технология
изготовления игрушки
l Для производства Дымковской
игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным
песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым
речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не
простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой.
Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на
шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.
l Фигурки лепят по частям,
следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки игрушку обжигают.
Приложение № 3 Обеливание.
Цветовая гамма, геометрический орнамент
Игрушки погружали в раствор мелкого
молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро
скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина
превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.
Мы использовали водоэмульсионную
краску.
Раскрашивали игрушки, составляя
краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а
десяток: синюю, желтую, зеленую, голубую, розовую, малиновую… Начинали
расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной.
Мы раскрашивали игрушку гуашевыми
красками, смешанные с куриным яйцом, такая краска не стирается и не блекнет
после высыхания.
Простой узор геометрического
характера: кружочки, точки, полоски.
Приложение № 3 Стихи о
дымковской игрушке
Идет весна, весна-красна!
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник,
Не зря весенний праздник.
Ой, люли, ой, люли!
Кони на лужок носили!
Кони удалые,
Гордые, лихие.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная индюк.
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поёт.
Приложение № 4
Фото
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.