Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПриложения к мастер-классу Гендерная социализация дошкольников

Приложения к мастер-классу Гендерная социализация дошкольников

Скачать материал

Приложения

 

Диагностические методики на выявление

 гендерных различий, установок,

 стереотипов у детей, педагогов и родителей

 

Анкета для педагога

Анкета исследует принятие гендера,

определяет гендерные установки

и отношение к гендерному воспитанию

 

И н с т р у к ц и я

 

        Результаты анкеты можно демонстрировать в процентном соотношении, а также перевести в балльный показатель, где первые пять вопросов дают информацию о принятии гендера и его устойчивости у самого педагога, а следующие пять  - готовность рассматривать гендерное воспитание в детском саду.

       Положительные ответы на вопросы № 1,6,7,8,9,10 оцениваются в два балла, отрицательные – 0 баллов, не знаю – 1 балл.

       Показатели суммируются и проводится статистическая обработка.

 

 

п/п

Вопрос анкеты

да

нет

Не знаю

(иногда)

1

Ощущаете ли Вы себя женщиной?

 

 

 

2

Сожалели Вы когда-нибудь, что являетесь женщиной?

 

 

 

3

Считаете ли Вы, что женщиной быть лучше, чем мужчиной?

 

 

 

4

Считаете ли Вы, что Вам общаться с женщинами легче, чем с мужчинами?

 

 

 

5

Считаете ли Вы, что мужчины не дано понять женщину?

 

 

 

6

Считаете ли Вы, что воспитывать мальчиков и девочек в детском саду необходимо по-разному?

 

 

 

7

Считаете ли Вы необходимым участие педагогов-мужчин в процессе воспитания дошкольников?

 

 

 

8

Должно ли различаться физическое воспитание девочек и мальчиков в детском саду?

 

 

 

9

Считаете ли Вы необходимым включать раздельное трудовое воспитание в детском саду (девочки - рукоделие, мальчики – столярное дело)

 

 

 

10

Считаете ли Вы, что девочки и мальчики отличаются:

а) эмоциями

 

 

 

 

б) поведением

 

 

 

 

в) интеллектом

 

 

 

 

г) способностями?

 

 

 

 

Анкета для родителей и педагогов

 

Представления о женщинах и мужчинах

в своей культуре

И н с т р у к ц и я

 

        В таблице перечислены черты характера и поведение. Необходимо оценить степень их проявления у девочек (Д) и мальчиков (М), у женщин (Ж) и мужчин (М) по пятибалльной системе в разные возрастные периоды.

 

п/п

Характеристики

Дошкольники

Школьники

Взрослые

Д

М

Д

М

Ж

М

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Физически

сильные

 

 

 

 

 

 

 

Агрессивные

 

 

 

 

 

 

 

Шумные

 

 

 

 

 

 

 

Эмоционально-чувствительные

 

 

 

 

 

 

 

Доверчивые

 

 

 

 

 

 

 

Послушные

 

 

 

 

 

 

 

Хвастливые

 

 

 

 

 

 

 

Пассивные

 

 

 

 

 

 

 

Адаптивные

 

 

 

 

 

 

 

Скрытные

 

 

 

 

 

 

 

Уверенные

 

 

 

 

 

 

 

Легкомысленные

 

 

 

 

 

 

 

Разговорчивые

 

 

 

 

 

 

 

Плаксивые

 

 

 

 

 

 

 

Обидчивые

 

 

 

 

 

 

 

Мечтательные

 

 

 

 

 

 

 

Боязливые

 

 

 

 

 

 

 

Терпеливые

 

 

 

 

 

 

 

Решительные

 

 

 

 

 

 

 

Импульсивные

 

 

 

 

 

 

 

Непостоянные

 

 

 

 

 

 

 

Независимые

 

 

 

 

 

 

 

Рассудительные

 

 

 

 

 

 

 

Честолюбивые

 

 

 

 

 

 

 

Настойчивые

 

 

 

 

 

 

 

Жизнерадостные

 

 

 

 

 

 

 

Общительные

 

 

 

 

 

 

 

Организованные

 

 

 

 

 

 

 

Пунктуальные

 

 

 

 

 

 

 

Изобретательные

 

 

 

 

 

 

 

Доброжелательные

 

 

 

 

 

 

 

Миролюбивые

 

 

 

 

 

 

 

Рациональные

 

 

 

 

 

 

 

Командующие

 

 

 

 

 

 

 

Рискующие

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей

Анкета определяет индивидуальные и гендерные

различия у детей раннего и дошкольного возраста

 

 

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________

Возраст ребенка, дата рождения________________________________________________

Состав семьи________________________________________________________________

 

I. Сведения о физическом развитии

и здоровье ребенка

1.      Как протекала беременность и роды (нормально, очень хорошо, трудная беременность, роды с осложнением)?______________________________________

2.      Было ли что-нибудь необычное или проблематичное  в раннем развитии ребенка (болезни, отставание в развитии, госпитализация)?

3.      В настоящее время развитие ребенка идет (замедленно, нормально, ускоренно)? Какие хронические заболевания? Часто ли болеет (часто, средне, редко)?_________

_______________________________________________________________________

 

4.      Существуют ли у ребенка следующие проблемы: недержание мочи, кала (ночное, дневное; сосание пальца)?________________________________________________ ______________________________________________________________________

 

 

II.Эмоциональное развитие ребенка

1.      Какое обычно состояние  у ребенка (спокойное, плаксивое, возбужденное и др.)?

______________________________________________________________________

2.      Чего боится ребенок?___________________________________________________

3.      Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?___________________________

4.      Быстро ли устает ребенок?_______________________________________________

5.      На кого в семье ребенок похож характером?________________________________

III. Особенности  воспитания ребенка в семье,

его склонности, интересы

1.      Кто чаще воспитывает ребенка?__________________________________________

2.      Кого в семье ребенок слушается  (всех, папу, маму, никого)?__________________

______________________________________________________________________

3.      Назовите:

а) любимая игра и игрушка ребенка_______________________________________

             б) любимая сказка, книжка______________________________________________

             в) любимый мультфильм________________________________________________

             г) любимый цвет_______________________________________________________

             д) любимая тема для рисования___________________________________________

      4.  Какие  из перечисленных видов деятельности ребенок выполняет успешнее других

          (придумывание совместных игр; рассказывание сказок, историй; рисование, лепка,        

          пение, танцы, игра, игра в кубики и др.)?

5.Умеет ли ребенок общаться? (да, нет, не знаю)________________________________

 

IV.Отношение к воспитанию девочек и мальчиков

            Считаете ли Вы, что воспитывать девочек  и  мальчиков в детском саду необходимо по-разному? (да, нет, не знаю)_________________________________________

            Считаете ли Вы необходимым участие педагогов-мужчин в процессе воспитания дошкольников? (да, нет, не знаю)_______________________________________________

            Должно    ли отличаться физическое воспитание мальчиков и девочек в детском саду и семье? (да, нет, не знаю) ________________________________________________

            Считаете ли Вы необходимым участие включать раздельное трудовое воспитание в детском саду (мальчики – столярное дело, девочки – рукоделие) (да, нет, не знаю)______

_____________________________________________________________________________

            Считаете ли Вы, что мальчики и девочки отличаются:

Эмоциями (да, нет, не знаю)_____________________________________________________

Поведением (да, нет, не знаю)____________________________________________________

Интеллектом (да, нет, не знаю)___________________________________________________

 

 

 

 

Интервью по изучению  гендерных установок

у детей

 

Опрос детей 3-6 лет проводится индивидуально. Регистрируются ответы  и материалы свободного обсуждения.

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

Возраст___________д/сад__________________________________группа_______________

 

I.Установление контакта с ребенком

                                        и определение гендерной идентичности

Какая твоя любимая игрушка дома?

Какая твоя любимая сказка, книжка?

Какой твой любимый мультфильм?

Какой цветок ты любишь рисовать?

Каким цветом ты любишь рисовать?

Что ты любишь рисовать?

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь  (профессия)?

С кем ты больше любишь играть – с девочками или с мальчиками?

Кого бы ты хотел пригласить к себе домой в гости – девочку или мальчика?

Если мальчик играет в куклы, он может превратиться в девочку?

Если девочку коротко подстричь, она может стать мальчиком?

 

II.Определение гендерной идентичности

(полустандартизированное интервью

По В.Е.Кагану, 2000)

          Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, здесь и в остальных вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, например, для мальчиков  «дядя», «муж», «папа» и т.п.)?

            Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?

            Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

            А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а утром проснуться девочкой (мальчиком)?

            Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: Мальчики и девочки – это одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?)

 

 

Исследование гендерных предпочтений  и

 стереотипов у детей дошкольного возраста

 

И н т е р в ь ю   с  р е б е н к о м

д о ш к о л ь н о г о  в о з р а с т а (3-6 лет)

 

            Девочка и мальчик пришли в магазин игрушек. Что каждый  из них выберет?

 

 

Девочки

мальчики

Вместе

Мяч

 

 

 

Кукла

 

 

 

Конструктор

 

 

 

Посуда для куклы

 

 

 

Машинка

 

 

 

Игрушечное оружие

 

 

 

 

           

         Девочка  и мальчик перепутали свои вещи. Помоги разобраться, какая вещь для девочки, какая для мальчика.

 

 

Девочки

мальчики

Вместе

Футболка

 

 

 

Рубашка

 

 

 

Платье

 

 

 

Брюки

 

 

 

Колготы

 

 

 

Юбка

 

 

 

Кепка

 

 

 

 

*при проведении данной методики используется наглядный материал, картинки, фотографии, позволяющие детям представлять предлагаемые понятия.

__________

 

 

      Какого цвета     куртку захочет надеть девочка и какую мальчик?

 

 

девочки

мальчики

Вместе

Красная

 

 

 

Желтая

 

 

 

Синяя

 

 

 

Голубая

 

 

 

Белая

 

 

 

Черная

 

 

 

Розовая

 

 

 

Зеленая

 

 

 

Коричневая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угадай, какие любимые занятия у девочки и у мальчика?

 

 

Девочки

Мальчики

Вместе

Прыгать

 

 

 

Бегать

 

 

 

Кричать

 

 

 

Рисовать

 

 

 

Слушать сказки

 

 

 

Смотреть мультфильмы

 

 

 

Смотреть фильм про драки

 

 

 

Смотреть ужастики

 

 

 

 

Если девочка и мальчик сильно расстроятся или разозлятся, то как они себя будут себя вести?

 

девочки

мальчики

Вместе

Плакать

 

 

 

Дуться или молчать

 

 

 

Капризничать

 

 

 

Кричать

 

 

 

Драться

 

 

 

Ругаться

 

 

 

Жаловаться

 

 

 

Бросать игрушки или вещи

 

 

 

 

Если девочка и мальчик вырастут, то кто из них станет

 

 

девочки

мальчики

Вместе

Женщиной

 

 

 

Мужчиной

 

 

 

Папой

 

 

 

Мамой

 

 

 

Дядей

 

 

 

Тетей

 

 

 

Дедушкой

 

 

 

Бабушкой

 

 

 

 

Какую профессию выберет мальчик, а какую девочка?

 

 

девочки

мальчики

Вместе

Повар

 

 

 

Парикмахер

 

 

 

Врач

 

 

 

Космонавт

 

 

 

Продавец

 

 

 

Водитель

 

 

 

Строитель

 

 

 

Учитель

 

 

 

Президент

 

 

 

 

 

Социометрическая проба «День рождения»

 

            Этот тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда необходимо провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится  индивидуально в форме игры.

И н с т р у к ц и я

            Предлагается игра. «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором находится праздничный пирог  со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой? (ответ ребенка позволяет отметить у него наличие гендерной идентичности: девочки выбирают снежинку, мальчики – звездочку).

Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны? (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.) Ребенок называет имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на»  «стульчики», которые предлагает ребенок.

            После четвертого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать, или уберем (зачеркнем) стульчики? (Ответ ребенка дает нам возможность предположить его потребности в общении).

         Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если еще хочешь кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».

        Если дети, которые имеют потребность дорисовать «стульчики» в промежутках, иногда даже заполняют второй ряд.

            Анализ результатов

1.      Потребность в общении:

а) желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые;

б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;

в) несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.

     2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношениялюди располагаются рядом с «именинником».

     3.Значимость социальных окружений:

         а) количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта   

         общения с ними;

         б) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т.д.) – значимая среда в общении;

         в) гендерное преобладание в общении – наличие девочек и мальчиков, женщин, мужчин.

         Психолог, педагог, предлагая ребенку игру «День рождения, прикасается к его личному миру. Необходимо помнить о   доверительном контакте с ним. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки.  Поэтому не желательно использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с детьми. И если,  «стулья» будут  разной величины,  то вы сможете проанализировать  выбор   ребенком  собственного места,  тенденции  на лидерство  (крупный «стул»)  или  неуверенность (маленький «стул»).   В том случае,  когда  социальная проба не даст  психологу  необходимую информацию,   можно повторить игру,  предложить нарисовать еще стол:  для взрослых  (если за предыдущим столом располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые) а может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные). Новый стол начинаем вновь с пирога, свечек, звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.

       Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребенка. Для углубленного социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты.

 

Трудовая деятельность с учетом тендерного подхода

Мальчики

Девочки

Хозяйственно-бытовой труд

Набирают и меняют воду, выбивают пыль из ковриков.

Протирают пыль на полочках, моют игрушки, стирают кукольное белье.

Дежурства

Следят за положением столов, стульев, раздают второе, убирают посуду.

Сервируют стол, протирают столы, раскладывают наглядный материал, убирают его, моют кисточки.

Труд в уголке природы

Переносят горшки с комнатными растениями, моют кормушки, аквариум, меняют воду в аквариуме, приносят землю для пересадки комнатных растений.

Поливают, рыхлят комнатные растения, кормят рыб, птиц, моют блюдца из-под комнатных растений.

Труд  на  участке

Подметают и очищают дорожки от листвы, зимой – от снега, делают горку из песка в песочнице, возводят совместно с воспитателем снежные постройки, выносят оборудование для игр.

Поливают песок в песочнице, подметают веранду.

Труд на огороде

Перекапывают землю на грядках и цветниках,  приносят лейки с водой, посыпают междурядья песком, окучивают огородные грядки.

Сеют семена, высаживают рассаду, рыхлят, пропалывают всходы огородных культур и цветов

Ручной труд

Мастерят поденки из дерева, конструируют  из бумаги, картона, бросового материала, мелкого конструктора.

Вышивают салфетки, шьют одежду для кукол, делают сувениры для малышей, мальчиков, сотрудников, родителей.

 

Перспективное планирование по работе с родителями (А.С.)

п\п

Месяц

Наглядная информация

1

Сентябрь

Папка-передвижка «Гендерное воспитание»

2

Октябрь

Методические рекомендации «Мальчики и девочки»

3

Ноябрь

Папка-передвижка «А у нас девочка»

4

Декабрь

Методические рекомендации «Детские игры – дело серьезное»

5

Январь

Советы  «Как воспитывать сына и дочку»

6

Февраль

Консультация «Хозяин  растет»

7

Март

Папка-передвижка «Такие разные»

8

Апрель

Папка-передвижка  «Будущая женщина»

9

Май

Папка-передвижка Будущий мужчина, или Как правильно воспитывать мальчика»

 

 

методические приемы для учета половых

 особенностей дошкольников на физкультурных занятиях (с примерами)

1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек ( мальчики работают на рукоходе, а девочки – с лентами).

2. Различия в дозировке (девочки пробегают  2 круга, а мальчики 3 круга).

3. Различия по времени (девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).

4. Различия в подборе оборудования (девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).

5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ).

6. Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки – пчелки).

7. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).

 8. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).

9. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как.) 

10. Частые напоминания мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.

11. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.

 

Особенности развития мальчиков и девочек

мальчики

девочки

- Мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях;

- выше математические способности;

- мальчики более  агрессивны, чем девочки;

- с более сложными познавательными процессами;

- на мальчиков влияет среда;

- лучше развито зрительное восприятие;

- преимущество по показателю роста;

- мальчики эмоциональны, также как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции;

- мальчики  труднее выполняют  сложные многоэтапные поручения взрослых, так как позже развиваются и лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением. – мальчики  не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность;

- у мальчиков  мозг «созревает» для полноценной учёбы только к 8 годам.

- Превосходят мальчиков в вербальных способностях;

- более «социальные» и более внушаемы;

- лучше справляются с простыми, рутинными задачами;

- на девочек больше влияет наследственность;

 

- лучше развито слуховое восприятие;

- более раннее созревание;

- в старшем дошкольном возрасте превосходство в произвольном внимании;

- превосходство в речевых способностях и  интересе к занятиям;

- у девочек мозг к семи годам имеет более высокую степень готовности к обучению,чем у мальчиков;

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Приложения к мастер-классу Гендерная социализация дошкольников"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 403 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.04.2020 303
    • DOCX 39.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коротаева Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Коротаева Ольга Николаевна
    Коротаева Ольга Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75657
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 334 человека

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе