Учитель: Михальченя Людмила Алексеевна
Тема урока:
Правописание безударных окончаний имён прилагательных во множественном числе.
Именительный и Винительный падежи.
Цель урока:
Формирование умения правильно писать окончания имён прилагательных во
множественном числе.
Задачи:
• Обучающая – развивать речь,
мышление, орфографическую зоркость
• Развивающая – уметь слушать,
оценивать себя и одноклассников
• Воспитательная – умение работать
в паре, группе, воспитывать наблюдательность, внимание, чувства товарищества и
взаимопонимания
Предметные задачи:
содействовать развитию умений учащихся:
·
Различать имена прилагательные во
множественном числе,
·
Находить имена прилагательные в
Именительном и Винительном падежах множественного числа,
·
Определять грамматические признаки имён
прилагательных
Метапредметные:
·
анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять запись
(фиксацию) информации о языке;
строить небольшие
сообщения в устной форме (познавательные)
·
создать условия для учебного
взаимодействия учащихся,
развивать умения
формулировать собственное мнение и позицию (коммуникативные)
·
развивать способность ставить учебные
цели, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, принимать и
сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и
товарищами; принимать роль в учебном сотрудничестве (регулятивные)
Личностные: содействовать
развитию умений ориентироваться на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной учебной задачи, пониманию причин успеха в учёбе;
способствовать формированию умений оценки
одноклассников.
Тип урока:
комбинированный.
Формы работы учащихся:
коллективная, работа в парах, групповая.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки
с заданиями для работы в группах и парах,
АРМ учителя, презентация
Ход
урока:
I.Организационный
момент. (Цель: создать положительный настрой на
урок)
Прозвенел
звонок, начинается урок.
Запишите:
Двадцать первое февраля.
Классная работа.
Тема на доске
имеет такой вид:
Правописание
безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
Именительный и винительный падежи.
(Последнее
предложение закрыто.)
II.
Актуализация и коррекция опорных знаний.(Цель:
проверить уровень ранее полученных знаний об имени прилагательном.)
1. Блиц-опрос. ( Повторение ранее
изученного.)
·
Что такое прилагательное? (Приведите
примеры)
·
Какую роль играют прилагательные в нашей
речи?
·
Как изменяются?
·
С какой часть речи согласуются (дружат)?
·
Что можете сказать об их дружбе?
Какие темы мы уже подробно рассмотрели?
(Правописание безударных окончаний имён
прилагательных в единственном числе м. и ср. рода, в ед.числе ж.рода и познакомились
со склонением имён прилагательных во множественном числе)
2. Словарная работа.
М.лочные реки, кисельные бер.га, сах.рные
уста, г.рючие слёзы.(Слайд 3)
(Объясняют написание пропущенных букв;
где встречали; что обозначают)
Что общего? (словосочетание: прилагательное
и существительное во мн. числе)
III.
Формулирование темы урока, определение целей, получение новых знаний и способов
действий. (Цель: развивать способность формулировать
тему урока, ставить учебные цели и задачи.)
Запишем предложения (дать
характеристику предложению и разобрать по членам предложения):
В саду росли молодильные яблоки.
Велел царь своим сыновьям достать для него
молодильные яблоки.
Определите падеж имен прилагательных.
Почему вопрос одинаковый, окончание тоже,
а падеж разный?
Подумайте и дополните тему нашего урока. (Именительный
и винительный падеж).
Какие окончания мы увидели у имен
прилагательных в именительном и винительном падежах?
Давайте еще раз проверим.
(Слайд 4) слова:
Ножи, разбойники, кольчуга, леса, молодцы.
Какое слово лишнее? (кольчуга) Почему? (в
единственном числе).
Что такое кольчуга? (Работа со словарем)
На какие две группы можно разделить эти
слова? (одушевленные и неодушевленные имена существительные).
Подберите к ним яркие, сказочные
определения и подставьте эти словосочетания в предложение:
Бабушка рассказала сказку про
…
В каком падеже будут стоять имена
существительные?
А имена прилагательные?
Ножи (булатные), разбойники (лихие), леса
(дремучие), молодцы (добрые).
Почему, в одном предложении, в одинаковом
падеже имена прилагательные имеют разные окончания?
От чего это зависит?
Как можно проверить окончание имени
прилагательного и быть уверенным в правильности. (Задать вопрос).
IV.
Закрепление новых знаний и способов действий. (Цель:
создать условия для успешного взаимодействия учащихся: развития умений
формулировать собственные мнение и позицию; оценивать свою деятельность,
принимать и сохранять учебную задачу)
Какие окончания встречаются у имен
прилагательных в винительном и именительном падежах множественного числа?
(Работа в парах. Составьте схему-алгоритм
: какие окончания имеют имена прилагательные в именительном и винительном
падежах множественного числа. Выбор из предложенных .
И.п. В.п.
какие?
-ие,
–ые
каких?
-их,
-ых
(Слайд 6)
Расскажите друг другу, какие окончания
имеют имена прилагательные в именительном и винительном падежах множественного
числа.
Работа с учебником с.41 Обратите
внимание!
V.
Физминутка «Богатыри»
Дружно встанем –
раз, два, три – (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки
согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам
приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие
расставим,
Поворачиваясь
вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)
И налево надо тоже
поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё,
через левое плечо.
Дружно встанем –
раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)
Мы теперь богатыри!
VI.
Применение, углубление знаний в новой ситуации.
Рассмотрите репродукцию картины
“Богатыри”. (Слайд 7)
Я предложу вам текст, а вы, пользуясь
картиной, словами для справок, вставьте в него определения.
Какой частью речи чаще всего бывают
определения? (именем прилагательным).
Выполнение упражнения по группам
(дифференциация по степени сложности и объема)
Карточки для дифференцированной работы.
Группа 1.
Спиши, вставь пропущенные окончания имён
прилагательных множественного числа. Определи их падеж.
Богатыри.
В центре картины В.М.Васнецова мы видим
могуч__ русск___ богатырей. Это отважн__, сильн__ и мудр__ воины. Они тревожно
всматриваются в бескрайн__ степн___ просторы. На заднем плане видны темн__
холмы и грозов__ тучи. Не всё спокойно на Руси, много у неё врагов. Но на
страже Родины стоят настоящ__ защитники, которые смогут дать отпор неприятелю.
Группа 2.
Спиши, вставляя подходящие имена
прилагательные во множественном числе. Определи их падеж.
Богатыри.
В центре картины В.М.Васнецова мы видим
________________ _____________ богатырей. Это ______________, ________________
и _________________ воины. Они тревожно всматриваются в _________________
_____________ просторы. На заднем плане видны __________________ холмы и
____________ тучи. Не всё спокойно на Руси, много у неё врагов. Но на страже
Родины стоят ______________ защитники, которые смогут дать отпор неприятелю.
Слова для справок:
(не забудь там, где нужно, изменить окончание имени прилагательного).
Могучий, русский, отважный, сильный,
мудрый, бескрайний, степной, темный, грозовой, настоящий.
Группа 3.
Спиши, вставляя подходящие имена
прилагательные во множественном числе. Определи их падеж.
Богатыри.
В центре картины В.М.Васнецова мы видим
________________ _____________ богатырей. Это ______________, ________________
и _________________ воины. Они тревожно всматриваются в _________________
_____________ просторы. На заднем плане видны __________________ холмы и
____________ тучи. Не всё спокойно на Руси, много у неё врагов. Но на страже
Родины стоят ______________ защитники, которые смогут дать отпор неприятелю.
Сами оцените, ответы проверьте по
образцу на экране (Слайд 8)
Мы еще раз проверили, какие окончания
имеют имена прилагательные в именительном и винительном падеже множественного
числа. Какие это окончания?
VII.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение о любимой сказке.
Какие сказки вы любите читать?
Постарайтесь использовать в своем
сочинении имена прилагательные множественного числа.
Карточки-помощницы для домашнего задания.
Группа 1.
1) Какие сказки ты больше всего любишь
читать?
2) Расскажи о своей любимой сказке:
-Кто главные герои этой сказки?
-Какие они?
-О каких приключениях рассказала тебе эта
сказка?
-Чему она учит?
3) Почему ты любишь читать сказки?
Слова для справок:
Сказки о животных, волшебные сказки,
веселые истории про простых людей, находчивые, смелые, добрые, умные, хитрые,
коварные, злые, добро побеждает зло, награждены, наказаны.
Группа 2.
1) Какие сказки ты больше всего любишь
читать?
2) Расскажи о своей любимой сказке:
-Кто главные герои этой сказки?
-Какие они?
-О каких приключениях рассказала тебе эта
сказка?
-Чему она учит?
3) Почему ты любишь читать сказки?
Группа 3.
1) Какие сказки ты больше всего любишь
читать?
2) Расскажи о своей любимой сказке.
3) Почему ты любишь читать сказки?
VIII.
Рефлексия. (Метод анкеты)
. ( Слайд 9)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.