ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПРИМЕНЕНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Задачи
и упражнения для изучения приемов устных вычислений, направленных на
формирование вычислительных навыков в начальной школе
Задания
для устного счета предлагают детям так, чтобы они воспринимали их либо
зрительно, либо на слух, либо и зрительно, и на слух.
Устные
вычисления в сочетании с иными видами упражнений активизируют мыслительную
деятельность, развивают логическое мышление, сообразительность, память,
творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую
зоркость, способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения
вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений
математические термины.
Практическое
значение устных вычислений состоит в том, что быстрота и правильность
вычислений необходимы в жизни, особенно в тех случаях, когда письменно
выполнить действия не представляется возможным.
Необходимо
отметить, что уровень трудности упражнений должен постепенно увеличиваться.
Очень
важно, чтобы учитель сам следил за своей речью и формулировал задания ясно,
четко, лаконично, последовательно.
Таким
образом, возникает необходимость естественного усовершенствования устных
упражнений, разработки системы таких упражнений, в которой прослеживается их
логическая взаимосвязь.
Как
отмечалось выше, важную роль в формировании вычислительных навыков в начальной
школе играет устный счет. На своих уроках в 3 классе МБОУ «СОШ №4 города
Красноармейска Саратовской области» я проводила с учащимися ( 14 человек)
устный счет в виде различных типов заданий:
1.
математический диктант
Это
форма устного счета проводилась в начале урока, на этапе актуализации знаний.
Цель: отработка
навыков устного счета в пределах 20.
Примеры
заданий математического диктанта:
1)
К 6 прибавь 6
2)
Увеличь 8 на 6.
3)
Из 19 вычти 8.
4)
Запиши число, которое меньше 9 на 3.
5)
Запиши число, которое больше 6 на 5.
6)
Уменьши 15 на 6.
7)
На сколько 14 больше 8?
8)
На сколько 7 меньше 10?
9)
Найди сумму чисел 7 и 5.
10)
Найди разность чисел 16 и 10 и т.п.
2.
логические задачи
Эта
форма проведения устного счета проводилась на любом этапе урока
Цель:
развитие логического мышления, внимания, памяти на уроках математики.
Примеры
логических задач:
1)
Иван царевич скакал на коне в Кащеево царство. Навстречу ему скакали на конях
три богатыря. Сколько всего коней скакало в Кащеево царство?
2)
Кай и Герда одновременно построили крепости из снега, но Герда начала строить
раньше Кая. Кто работал быстрее?
3)
Пьеро, Мальвина и Буратино спрятались от Карабаса Барабаса в доме папы Карло.
Дин под кроватью, другой - в шкафу, а третий — в печке. Известно, что Буратино
в печку не полез, Мальвина не пряталась под кроватью и в печке. Кто где
спрятался?
3.
Магические квадраты различных видов.
Цель:
закреплять вычислительные навыки.
Примеры
заданий:
1)
детям предлагались различные виды
«магических» квадратов и давалось задание: « Сложи числа по строкам, столбцам,
с угла на угол».
2)
« Заполните пропуски в магическом
квадрате».
3)
«Преобразуйте квадрат». Нужно составить
подобный квадрат, увеличивая или уменьшая каждое число на несколько единиц ».
4.
Дидактические игры.
Цель:
проверить знание приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Примеры
игр:
1)
Игра « Цветик – семицветик».
Инструкция:
На доске – лепестки разных цветов с различными числовыми выражениями и «
сердцевинками» 6 и 7. Надо подобрать к каждому цветку лепестки. В игре
участвуют 2 команды по 7 человек. Сначала к доске выходят два человека ( по 1
от каждой команды), они находят подходящий лепесток для своего цветка и садятся
на свое место, за ними выходят к доске следующие участники.
Выигрывает
команда, которая быстрее соберет « Цветик – семицветик».
1 вариант
2 вариант
2)
Игра « Числа – перебежки».
Цель:
закрепить знание о переместительном свойстве сложения.
Инструкция:
детей распределяют на 3 команды. Из каждой выходит по пять учеников, им раздают
карточки с цифрами и знаками действий. По сигналу дети составляют примеры на
сложение. Например, 7+8=15, 8+1=9, 3+2=5.
Ведущий
предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры на
сложение: 8+7=15, 1+8=9, 2+3=5. В каждой команде один из ее членов записывает
составленные примеры на доске. Сравнивая пары примеров, дети повторяют
переместительный закон сложения.
В течение года, анализируя каждодневно результаты учащихся при проведении
устного счета, я сделала выводы, что в формировании вычислительных навыков
учащихся помогают больше логические задачи, дидактические игры.
Посмотрим
на диаграмму.
Математические
диктанты
Логические задачи
Дидактические игры
Магический квадрат
Мы
видим, что по сравнению с началом учебного года меньше ошибок стали допускать
учащиеся во всех формах проведения устного счета, а именно в заданиях на приемы
прибавления и вычитания в пределах десяти, на знания переместительного закона
сложения, в задачах на развитие логического мышления,
внимания, памяти. Именно эти задания оказались самыми приемлемыми и
доступными для учащихся моего 3 класса. Выбранные мною методы обучения помогли ученикам справляться с
вычислениями, предусмотренными программой. Кроме того, можно сделать
предположение, что эти знания помогут ученикам в дальнейшем обучении.
Когда устный счет воспринимается
учащимися как интересная игра, тогда они сами внимательно следят за ответами
друг друга, а учитель становится не столько контролером, сколько лидером,
придумывающим все новые и новые интересные занятия. А учащиеся, имеющие навыки
устного счета, хорошо справляются со многими заданиями по математике, поскольку
у них хорошо развиты память и внимание.
Устные
вычисления способствуют развитию мышления учащихся, сообразительности,
математической зоркости и наблюдательности. Следовательно, система устных
упражнений доказывает свою эффективность - дети становятся активными и
заинтересованными в обучении математике.
2.2.
Рекомендации по организации занятий устными вычислениями в начальной школе
Устные
упражнения или устный счет - это этап урока, который имеет свои
задачи:[Эрдниев 2005]
ü
психологическая подготовка учащихся к
восприятию нового материала.
ü
контроль учителя за состоянием знаний
учащихся;
ü
воспроизводство и корректировка
определенных ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на
уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
Обобщив
сложившуюся систему формирования вычислительных навыков, следует учитывать:[
Волина 2004]
Ø
для достижения правильности и беглости
устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке
математики необходимо выделять 5 - 7 минут для проведения упражнений в устных
вычислениях, предусмотренных программой каждого класса (использование на уроках
системно-деятельностного подхода). При изучении геометрического материала
следует выделять не менее 10 минут урока для работы с учащимися по формированию
вычислительных навыков.
Ø
количество упражнений должно быть таким,
чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это
времени урока. Устный счет в начале урока дисциплинирует учащихся, помогает
включиться в работу. Не следует проводить устный счет в конце урока, так как
дети уже утомлены, а такой счет требует большого внимания.
Ø
при подборе упражнений для урока следует
учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления,
как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Если сразу обрушить на
детей сложные устные задания, то они обнаружат свое собственное бессилие,
растеряются, и их инициатива будет подавлена.
Ø
формулировки заданий, по возможности
должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого
они должны быть четкими и лаконичными; сформулированы легко и определённо, не
допускать различного толкования. Это позволит сосредоточиться на математическом
содержании задания. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения
на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.
В
зависимости от сложности задания на практике используют следующие формы восприятия
устного счета: [Захарова 2009]
v
беглый слуховой – числа воспроизводятся
только на слух (читаются учителем, учеником), учащиеся при этом ничего не
записывают и никакими наглядными пособиями не пользуются. Эффективен только в
том случае, если этим видом счета удается увлечь всех ребят, поскольку при
устной работе трудно контролировать каждого ученика. Такой вид устного счета
приводит к быстрой утомляемости. Однако, тот, кто не может удержать числа в
памяти, в практической работе оказывается плохим вычислителем, поэтому в школе
нельзя недооценивать этот вид устного счета.
v
зрительный - учитель не только называет
числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирует их учащимся каким-либо
образом (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты).
Подкрепляя слуховые восприятия учащихся, зрительный ряд фактически делает не
нужным удерживание данных чисел в уме, чем существенно облегчает процесс
вычислений. Но иногда без записей трудно и даже невозможно выполнить
задание, например: надо выполнить действие с величинами, выраженными в
единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить
действия при сравнении выражений.
v
комбинированный – производятся устные
вычисления с последующей записью результатов произведённых вычислений.
Ø
чтобы навыки устных вычислений
постоянно совершенствовались, необходимо установить
правильное соотношение в применении устных
и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно
только тогда, когда устно вычислять трудно.
Ø
необходимо систематически проводить
диагностические самостоятельные работы «устного характера», т.е. учащиеся за
определённое короткое время должны решить устно задания, записав ответы в
тетрадь. Такая практика стимулирует учащихся повторять правила, развивает быстроту
их реакции, мобилизует учащихся на дальнейшую работу на уроке.
Ø
устные упражнения не могут быть случайным
этапом урока, а должны соответствовать теме и цели урока; пронизывать весь урок
и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.
Если
цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий можно провести устные
вычисления по пройденному материалу и организовать работу так, чтобы был
плавный переход к новой теме, а затем предложить учащимся устные задания на
выработку умений и навыков по этой теме.
Если
цель урока – повторение, то к устным вычислениям в классе должны готовиться и
учитель, и учащиеся. Учащиеся, с консультацией учителя, могут проводить устный
счет сами на каждом уроке. Материал для этого можно подобрать из учебника,
специальных сборников или придумать самим.
Ø
работа в классе на каждом уроке проводится
в вопросно-ответной форме и должна выполняться всем классом, а не учителем и
группой успевающих учеников. То есть необходимо создать такую ситуацию –
ситуацию «успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя
полноценным участником учебного процесса. В целях выполнения этой задачи на
уроках математики часто используются игры (в игре привлекает поставленная
задача и трудности, которые надо преодолеть, а затем радость открытия и
ощущение преодоленного препятствия).
Занятие
устным счётом требуют от учителя постоянной практики в счёте, твёрдого знания
основных приёмов устного счёта, умения организовывать счётный материал,
подбирать и составлять задачи для устного счёта. Приёмов устного счёта много,
но следует уделять большее внимание усвоению и закреплению общих приёмов
устного счёта, на первом месте должна стоять осознанность тех или иных приёмов
устных вычислений, а не механическое их применение. От того, какие задания
подберёт учитель для устных упражнений, в какой последовательности будет их
выстраивать, существенно зависит достижение целей урока и степень активности
учащихся в процессе познания.
Что
способствует успешной работе по формированию вычислительных навыков?
Используемые
вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью формулировок,
неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и
зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических),
что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт,
предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка
в мир математических понятий, терминов и символов. [Гончар 2007].
Важно,
чтобы было достаточное число тренировочных упражнений, чтобы они были
разнообразными как по форме, так и по числовым данным, носили развивающий
характер (задания, позволяющие развивать гибкость мышления,
математическую речь ребенка, не вызывающие эмоциональной усталости и
монотонности в работе).
Необходимо
использовать разнообразные упражнения занимательного характера: игры, игровые
ситуации, нестандартные приемы, соревновательные моменты, тесты, математические
диктанты, различные головоломки, творческие задания, исследовательские работы,
устные вычисления и т.д.
Перечислим
типичные ошибки учителей при работе по формированию вычислительных
навыков:[Кононов 2007]
·
подача новых способов и приемов вычисления
в готовом виде;
·
зазубривание таблиц сложения и умножения и
использование их при выполнении однообразных тренировочных упражнений;
·
многократное повторение однотипных
примеров, опора на активную работу памяти и напряжения произвольного
внимания;
·
запрет считать «на пальцах» (следует
понимать, что на первых порах это необходимо ребёнку, он сам «организует»
себе деятельностный подход к освоению вычислительных навыков);
·
неумение учителя организовывать внимание
детей;
·
снижение роли устных вычислений (ссылаясь
на отсутствие времени, учитель сводит работу по закреплению навыков в действиях
с натуральными числами к эпизодическим заданиям на уроках и дома, при этом
основная тяжесть повторения приходится на домашнюю работу школьника без должной
последующей проверки на уроке);
·
пренебрежение возможностями учебного
материала на уроках для совершенствования вычислительных навыков (выполнив
алгебраические преобразования и столкнувшись с затруднениями учащихся при
выполнении вычислений, учитель предлагает закончить вычисления дома, что
оказывает вредное воздействие на отношение учащихся к анализу своего труда,
связанных с техникой счёта).
Можно сделать вывод, что систематическая
работа над устным счетом, позволяет повысить интерес учащихся к изучению
математики, делает детей более активными, облегчает вхождение в изучаемый
материал. А также способствует развитию логического мышления, математической
зоркости, внимания,
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.