Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПлан самообразования " Формирование УУД на уроках в начальной школе "

План самообразования " Формирование УУД на уроках в начальной школе "

Скачать материал

Республиканский Центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

                План по самообразованию

         Тумгоевой  Хавы  Абукаровны

(Ф.И.О.)

                   Учителя начальных  классов.

 (Должность)

 

«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

(Название темы)

2017г.

(Начало изучения темы)

                                                           2019г.

(Окончание изучения темы)

 

 

 

Содержание

 1. Тема самообразования: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

 2. Положение о работе педагогов школы над темами самообразования

 3. План  работы пед. коллектива  на 2018/2019 уч. год.

 4. Перспективный  план самообразовательной деятельности педагога.

5. Психолого-педагогическая литература по данной теме самообразования

6. План работы с одаренными детьми.

7. План работы со слабоуспевающими детьми.

8. Самоанализ своего урока.

9.  Анализ  посещенного  урока.

10. Личная карточка педагога.

11. Презентация, дипломы, сертификаты о публикации темы самообразования на разных образовательных сайтах.

 

 

 

 

 

 

1.           Тема самообразования:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Темы самообразования учителей начальных классов

ЦЕЛЬ:

Повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД

ЗАДАЧИ:

          Раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия»

          Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности

          Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД

          Приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.

Перечень вопросов по самообразованию:

2.             Место УУД в реализации ФГОС – 2;

3.             Характеристика УУД;

4.             Виды УУД;

5.            Формирование УУД на уроках в нач. школе;

6.            Проектирование урока с позиции формирования УУД;

7.            Выводы.

Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Особую значимость приобретает  готовность обучающихся к поиску и переработке информации, осознанность умственной деятельности, способность к переносу освоенных навыков на другие области.

В тексте Фундаментального ядра содержания общего образования читаем: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «УУД», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем  сознательного  и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин».

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

Под УУД в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»

«…умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»

        В традиционном образовании образовательный процесс в подавляющем большинстве случае основан на подборе необходимой для изучения информации и развитию психических процессов, и в меньшей степени – обучению эффективным приемам (операциям) как мышления, так и обучения в целом. Это значительно снижает общую эффективность образовательного процесса и негативно сказывается на развитии личности. Кроме того, обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности обучающихся, не стимулируя их саморазвития.

Универсальный характер  УУД  проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного  развития личности; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области; создают условия для  обучающихся к решению жизненных задач.

Заявленные ФГОС результаты обучения согласуются с моделью выпускника начальной школы, определяемой как личность с основами нравственного поведения и общеучебных навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе и обеспечивающих «умение учиться»; личность, способная к совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

Функции УУД:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

 Реализация формирования УУД направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов

Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценносто-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению , а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

К основным видам  универсальных учебных действий относятся  личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД

Личностные УУД  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

 

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности  (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УД  включают  общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.

Общеучебные навыки:

  •  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

Логические навыки:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
  • анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
  • синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.

 Коммуникативные УУД  обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формирование УУД в контексте учебной деятельности.

При определении методологической основы формирования УУД младших школьников наиболее ценными являются положения  теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным и его последователями. В ее основу было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А. Валлок, Ж. Пиаже). Основное содержание теории составляет анализ процесса и условий перехода внешних, материализованных действий во внутренний, интеллектуальный план.

Процесс формирования универсальных учебных действий подобен процессу формирования умственных действий и состоит в следующем:

1.    Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образец), которым оно в конечном итоге должно соответствовать. Это ознакомление – ориентировочная основа будущего действия. ООД - это система ориентиров и указаний,  сведений обо всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций).

2.    Выполнение действия во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций. В таком виде совершается и ориентировочная, и исполнительная, и контрольная части действия. Этот этап дает возможность обучаемым усвоить содержание действия, а обучающему осуществлять объективный контроль за выполнением каждой входящей в действие операции.

3.    Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы и их заменители. Перенесение действия в план громкой речи.

4.    Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком про себя.

5.    Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями с переходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля на уровень интеллектуальных умений и навыков (интериоризация). На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению. Теперь это уже акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь продукт этого процесса.

Эти этапы должны учитываться учителем в процессе формирования всех без исключения универсальных учебных действий с учетом специфики учебного предмета или вида деятельности.

Следует подчеркнуть, что использование теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным, позволяет качественно обучать детей с различными каналами восприятия. По правилам этой теории любое умственное действие, которое предстоит освоить ребенку, сначала необходимо развернуто, с пояснениями особо значимых моментов продемонстрировать, т.е. рассказать и показать. В таком виде информация становится доступной для аудиалов и визуалов. На втором этапе, когда обучающиеся должны выполнить соответствующие действия с предметами в материальном плане, к работе подключаются кинестетики. Громкое проговаривание алгоритма будущего умственного действия способствует осознанию, а значит, овладению действием.  Построение полной системы ориентиров не только сводит к минимуму количество ошибок, но и обеспечивает возможность самостоятельного контроля учеником правильности выполнения умственного действия на каждом этапе его формирования.

При организации контрольной части действия необходимо знать, какой тип контроля должен быть обеспечен - пооперационный или по конечному продукту, как часто должен осуществляться контроль - при выполнении каждого задания или же лишь некоторых из них. Наконец, внешний контроль может производиться самим учеником или другим человеком.

Методами мониторинговых исследований являются:

·         анкетирование;

·         сбор информации;

·         собеседование;

·         педагогическое наблюдение;

·         педагогический анализ;

·         психологическая диагностика.

Средства мониторинга:

·         анкеты для родителей и педагогов;

·         карты наблюдений уроков и внеурочной деятельности;

·         входящие, промежуточные и итоговые контрольные срезы;

·         административные контрольные работы и тесты;

·         компетентностные задания;

·         социально-диагностические ситуации, в т.ч. психологические игры

·         оценочные карты;

·         портфолио ученика.

тесты на определение уровня тревожности и мотивации.

Потенциал системы Л.В. Занкова  для развития универсальных учебных действий.

Известно, что Л.В. Занков был против того, чтобы рассматривать начальную школу как лишь пропедевтический этап в обучении школьников. Он настаивал на том, что начальные классы – это особый самоценный этап в жизни ребенка, в котором закладываются основы не только учения в средних и старших классах, но и всей последующей деятельности человека. Эта же мысль выражена в новых образовательных стандартах следующими словами: «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат».

В  Стандарте принципиально новым являются Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в частности, к личностным и метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий.

Рассматривая возможности учебно-методического комплекта системы Л.В. Занкова относительно развития УУД, можно утверждать, что  у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все группы УУД. Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять как аксиому то, что цель обучения -  развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, его осознанное отношение к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу личностных УУД.

Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, то он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает  регулятивные УУД. Заметим еще раз, что без участия части названных действий невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне. Выполнять же действия по образцу можно без большей части перечисленных операций.

      Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс  познавательных УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, высказывается в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.

  Для решения учебных задач ребенку и для работы в зоне его ближайшего развития   учителю необходимо, чтобы у учеников на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации как  между учениками, так и между учениками и учителем.  Из этого следует, что часть выше названных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации. То есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут развиваться и  коммуникативные УУД.

Таким образом, УМК системы Л.В.  Занкова обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта.

«…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения…»    Академик РАО В.С. Лазарев.

 

Проектирование урока с позиции формирования УУД

Основной формой обучения в начальной школе по-прежнему остается традиционный урок. Однако формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по старинке. На современный урок учитель идет (должен идти) с новой установкой: «Я формирую три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные». Учителю начальной школы следует перейти от стихийности к целенаправленному и планомерному формированию УУД. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса:

- проблемно – диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;

- организация учебного сотрудничества;

- работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;

- проектно-исследовательская деятельность;

- использование интерактивных возможностей ИКТ.

            Чтобы понять, в чём отличие современного урока, раскроем суть изменений, связанных с проведением урока: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

В представленной ниже таблице даны: характеристика деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока, выделены УУД, методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, при правильном использовании которых и формируются указанные УУД. Следует отметить, что перечень представленных методов, приемов и средств обучения может быть расширен учителем своими педагогическими находками.

 

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках объяснения нового материала.

Краткое описание этапов урока объяснения нового материала

Перечень УУД, выполняемых обучающимися на данных этапах

1. Мотивация к учебной деятельности

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке.

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

целеполагание (Р);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация опорных знаний.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

актуализацию изученных способов действий;

актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

извлечение необходимой информации из текстов (П);

использование знаково-символических средств (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

подведение под понятие (П);

выполнение пробного учебного действия (Р);

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3. Объяснение нового материала

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения, в коммуникативной форме обдумывают учебные действия:

ставят цель,

согласовывают тему урока,

выбирают способ,

строят план достижения цели,

определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах – с помощью подводящего диалога, потом – побуждающего диалога, а затем – с помощью исследовательских методов.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

подведение под понятие (П);

определение основной и второстепенной информации (П);

постановка и формулирование проблемы (П);

структурирование знаний (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

разрешение конфликтов (К).

4. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

извлечение из текстов необходимой информации (П);

моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

использование знаково-символических средств (П);

подведение под понятие (П);

установление причинно-следственных связей (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

осознание ответственности за общее дело (Л).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения, и дорабатывают их.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

извлечение из текстов необходимой информации (П);

использование знаково-символических средств (П);

подведение под понятие (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

доказательство (П);

контроль (Р);

коррекция (Р);

оценка (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

6. Включение знаний в систему и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

подведение под понятие (П);

моделирование, преобразование модели (П);

использование знаково-символических средств (П);

установление причинно-следственных связей (П);

построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

доказательство (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

контроль, коррекция, оценка (Р).

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, намечаются дальнейшие цели деятельности.

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

планирование учебного сотрудничества (К);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

 

Выводы:

Приоритетной целью школьного образования стало формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, т. е. развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы УДД, которые:

-обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

-создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

-обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Таким образом, включение в урок нестандартных ситуаций, использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у обучающихся, дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

 

 

 

 

 

2. Положение о работе педагогических работников по самообразованию

 

I.              Общие положения

 

1.1.  Настоящее  Положение  регулирует  деятельность педагогических

работников по теме самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации.

1.2. Профессиональное самообразование – это сознательная деятельность, направленная  на  совершенствование  своей  личности  в  соответствии  с требованиями  профессии  и  ориентированная  на повышение  качества образования.

1.3. Работа педагогических работников по теме самообразования является обязательной.

1.4. Методист и руководитель методического объединения ведут

Учет тем по самообразованию,  отслеживают  их  соответствие  профессиональным затруднениям педагогических работников, оказывают помощь в реализации деятельности по самообразованию.

 

II.             Цель и задачи

 

2.1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогическими  работниками своего  профессионального уровня.

2.2. Задачи:

-совершенствование  теоретических  знаний,  педагогического  мастерства участников образовательного процесса;

-овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания обучающихся;

-изучение  и  внедрение  в  практику  передового  педагогического  опыта, новейших  достижений  педагогической,  психологической  и  других специальных наук, новых педагогических технологий, методов обучения;

-развитие в школе инновационных процессов.

 

III.           Права педагогического работника

 

3.1. Педагогический работник в рамках осуществления деятельности по

теме самообразования имеет право:

-самостоятельно выбирать тему самообразования, исходя из:

1) методической темы школы;

2) проблемы, над которой работает методическое объединение, проблемная (творческая) группа;

3) профессиональных потребностей;

4) затруднений педагогов;

-самостоятельно осуществлять подбор литературы по проблеме;

-самостоятельно определять сроки и форму отчёта по теме;

-сменить тему в течение срока, отводимого на  реализацию темы, но не

более одного раза;

-на  получение  консультаций и методической помощи  со  стороны

методической службы.

 

IV.           Обязанности педагогического работника

 

4.1. Педагогический работник обязан:

-вести  работу  по  темам  самообразования  в  течение  всей  своей

педагогической деятельности;

-в начале учебного года предоставлять руководителю МО или руководителю проблемной группы  текущий  (годовой)  план  работы  по  теме самообразования;

-в конце года  предоставлять наработанный материал и отчёт о проделанной работе;

-по  истечении  срока,  отводимого  на  реализацию  деятельности  по  теме самообразования, представить итоговый отчёт.

 

V.            Порядок работы над темой самообразования

 

5.1. Период работы над темой самообразования может быть краткосрочным (1-2 года), среднесрочным (2-3 года), долгосрочным (от 3 до 5 лет).

5.2.  Организация  деятельности  педагогических  работников  по  теме

самообразования складывается из следующих этапов:

-выбор темы;

-постановка цели и задач работы;

-составление перспективного планирования (на весь период изучения темы) с указанием срока работы над темой;

-составление текущего планирования (плана работы на календарный или

учебный год).

5.3. В состав перспективного и текущего планирования могут быть включены следующие разделы:

-краткосрочные курсы повышения квалификации;

-работа с литературой по проблеме;

-посещение уроков других педагогов;

-стажировка;

-разработка конспектов уроков;

-подготовка докладов и выступлений на заседаниях МО, педагогического

совета;

-участие в конкурсе профессионального мастерства.

5.4. Составление текущего планирования ежегодно в мае – сентябре.

5.5. Предоставление отчета о проделанной работе по теме самообразования ежегодно в мае - июне.

5.6.  Итоговый  отчёт  по  теме  самообразования  проводится  по  истечении заявленного срока.

5.7. Возможные формы предоставления отчёта:

-выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета;

-теоретический, методический и практический семинар; -

практикум;

-тренинг;

-мастер -класс;

-открытый урок или серия уроков;

-внеклассное мероприятие или серия мероприятий.

5.8. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:

-доклада;

-реферата;

-публикации в печати;

-программы;

-дидактического материала;

-методического пособия;

-методических рекомендаций;

-методической разработки;

-творческого отчёта;

-выставки

педагогических достижений.

5.9.  Наработанный  материал сдается  в  методический  кабинет и является доступным  для  использования  другими  педагогами.  Наиболее  значимый опыт  работы  педагога  может  быть  рекомендован  к  распространению  на различных уровнях.

 

VI.           Документы  по самообразованию.

 

6.1. Перспективный план работы по теме самообразования

6.2. Текущий план работы по теме самообразования

6.3. Ежегодный отчёт по теме самообразования

6.4. Итоговый отчёт по теме самообразования.

 

 

 

 

3. План  работы пед. коллектива  на 2018/2019 уч. год.

Основная тема работы МО:

«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС – 2)».

Проблема: современные образовательные технологии в учебно – воспитательном процессе в школе в условиях ФГОС.

Цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД ) в рамках ФГОС – 2 путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий

Задачи:

1.Ознакомить учителей с современными образовательными технологиями

2.Активно внедрять в педагогическую деятельность современные образовательные технологии в рамках внеурочной деятельности;

3.Формировать творческую продуктивность и саморазвитие педагогов.

4.Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.

5.Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.

6. Совершенствование формы работы с одарёнными детьми.

7. Осуществление психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих учащихся.

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний обучающихся;

-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;

-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

Направления работы:

1. Аналитическая деятельность:

 Анализ посещения открытых уроков.

 Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).

 Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

2. Информационная деятельность:

 Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

             Продолжение знакомства с ФГОС начального общего образования.

 Пополнение тематической папки «Методические объединения учителей начальных классов».

3. Организация методической деятельности:

 Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС-2.

Организационные формы работы:

1. Заседания методического объединения.

2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.

3. Взаимопосещение уроков педагогами.

4. Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.

4. Перспективный план самообразовательной деятельности педагога.

 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2017

Изучение ФГОС начального общего образования.

Изучение  психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова). И другой литературы по теме.

 

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2017 – 2018

Работа по теме «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения в рамках реализации ФГОС»

 

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы

2017 – 2018

Выступление на МО      

Участие в конкурсах, олимпиадах, вебинарах.

 

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы

2019

 

Участие в работе МО учителей начальных классов.

Участие в работе школьного сайта.

Проведение открытых уроков.

Консультативная помощь учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы

 2019

Публикации на сайтах.

Выступление с докладом на заседании МО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Психолого-педагогическая литература

1.       «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли»

под редакцией А.Г. Асмолова Издательство «Просвещение», 2011г.

 

2.       « Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе» ( в 2 частях)

под редакцией Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой Издательство «Просвещение», 2010г

 

3.       « Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни»

Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова . М.: Московский центр качества образования, 2010г..

 

 

4.       «Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий»

МТеплова А.А/kbr-my-school2.ucoz.ru /

 

5.       «Развитие УУД в процессе проектной деятельности в начальной школе»

Л.П. Короленко журнал «Начальная школа плюс до и после» 2010г.

 

 

6.       «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений» ( в 2 частях) Издательство «Просвещение», 2011г.

 

7.       Периодическая печать, Интернет-издания

 

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
  2. М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011
  3. Стимульный материал к методике “Дерево” http://www.psyoffice.ru/3-0-stimulmat-8.htm
  4. Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/
  5. Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
  6. Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/

 

 

 

 

 

 

6. План работы с одаренными детьми.

Раннее выявление одаренных детей, их поддержка и развитие - одна из основных задач современного образования. Это ценно и для ребенка, и для общества в целом. Способные ребята являются резервом страны, который позволяет ей совершенствоваться и находить решение разнообразных вопросов.  По этой причине очень важно грамотно налаживать работу с одаренными детьми в школе.

 

Одаренность – свойство психики, формирующееся на протяжении всего жизненного процесса. Оно дает индивидууму возможность добиваться лучших результатов в какой -либо деятельности относительно остальных. Одаренность обеспечивает вероятность успеха, а не сам успех. Уникальный малыш обращает на себя внимание выдающимися достижениями, либо у него есть предпосылки к этому, и ему любопытно все без исключения.

Выделяют три типа одаренности:

·         С высочайшей степенью умственного развития – обнаруживаются в раннем возрасте.

·         Со специальной умственной способностью – подростки.

·         Без явных успехов в обучении, но отличающиеся познавательной инициативой, умственным потенциалом – в старшем школьном возрасте.

У них обширный круг интересов, развитая речь и огромный лексический запас. Они вдохновенно решают сложные задачи, не любят готовые решения. Такие дети:   

·         Часто перескакивают стадии развития.

·         Очень любопытны.

·         Имеют замечательную память.

·         Занимаются несколькими делами сразу.

·         Спят меньше сверстников.

·         Часто ладят с теми, кто старше.

·         Легко сосредотачиваются на одном виде занятий.

 

Одаренные дети приходят в учебное заведение, и с этого момента главной задачей педагога становится их определение и дальнейшее развитие.

 

 

 

Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе

 

1.      Она выстраивается с помощью выделения групп учащихся согласно их одаренности;

2.      в постановке соответствующего плана обучения;

3.      подготовки по персональному плану.

 

Наряду с этим, процесс не должен отделять школьника от коллектива. Значительную роль в воспитании одаренных способен исполнить наставник (тьютор). Им может быть эксперт, который поможет своему протеже сформировать наилучшую стратегию для развития возможностей. учеников из параллели, и размещение их в классе, где с ними работает специалист, попеременная подготовка – объединение ребят разного возраста на часть учебного времени. Младшие приобретают возможность работать со старшими по интересующим их предметам.

Стратегия работы с одаренными детьми.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно, как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах. Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Учитель должен быть:

- увлечён своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Портрет выпускника школы

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культур каждого народа;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

 

 

Карта педагогической программы работы с одаренными детьми

 

Проведение микроисследований по теме.

Совместные разработки, доклады, исследования

Выход за рамки программ.

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

 

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты.

 

 

 

План работы с одаренными детьми на 2019 - 2020 учебный год.

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1

Выявление интересов. Вовлечение в работу кружков.

начало учебного года

2

Проведение работы с родителями одарённых детей.

в течение года

3

Беседы с родителями на тему «Как развивать одарённого ребенка».

сентябрь

4

Проведение классного часа «Я талантлив»

сентябрь

5

На уроках включать разно уровневые задания, повышенной сложности

в течение года

6

Подготовка обучающихся и участие в олимпиадах  по предметам, интеллектуальных конкурсах разного уровня.

по графику

7

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

в течение года

8

Вовлечение в активную внеклассную творческую работу. Создание портфолио ученика.

в течение года

9

Привлекать детей к проектной деятельности.

в течение года

10

Вовлекать одаренных детей в творческий процесс на уроках и во внеклассной деятельности.

в течение года

11

Дополнительные занятия с одаренными детьми во внеурочной деятельности.

в течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. План работы со слабоуспевающими детьми.

Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми

 

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разно уровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха. 

При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

План работы со слабоуспевающими детьми на 2019 - 2020 учебный год.

№ п/п

                                                Мероприятия

       Срок

1.

   Проведение  среза умений и навыков учащихся класса по основным разделам учебного материала  обучения.

   Цель: определение фактического уровня знаний детей

Сентябрь

2.

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.

ноябрь - декабрь

3.

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4.

 Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

5.

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года

6.

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях.

В течение учебного года.

7.

 Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

В течение учебного года

8.

 Вести обязательный тематический учет знаний, слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9.

 Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

 

14.                      Самоанализ урока.

Предмет: русский язык

Класс: 2

Учитель: Тумгоева Хава А.

Тема урока: «Как различить звуки и буквы»

Тип урока: Урок закрепления полученных знаний и навыков, формирование новых УУД (универсальных учебных действий).

Цель: закрепить все имеющиеся умения, связанные с письмом; учить действиям самоконтроля и способам исправления ошибок; развивать внимание, мышление, речь, интерес к предмету, развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Цель решалась при помощи задач:

Воспитательных: формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы;

Метапредметных: формирование навыка работы с тетрадью (рабочей, ТПО), с заданием на листе для самостоятельной работы; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса уч-ся при использовании терминалогии;

Предметные: формировать умение находить описки и ошибки, выполняя для этого специальные действия проверки; исправлять описки и ошибки, выбирая нужный способ правки; осознавать необходимость проверки написанного для облегчения его понимания; формировать понятие «Что значит писать правильно?»; знакомство с понятием «Правильное письмо- письмо без ошибок»; формировать умение списывать и писать под диктовку, правильно писать освоенные «словарные» слова, пользоваться орфографическим и другими словарями  учебника;

Планируемый результат: уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Уметь решать коммуникативные задачи: слышать и понимать речь других, договариваться об общих правилах, уметь строить алгоритм действий, уметь анализировать свою работу на уроке, ориентируясь на понимание причин успеха в учёбе.

Знать основные понятия: опечатки, корректоры, что значит писать правильно , какой бывает речь, как пишутся имена собственные, какие слова отвечают на вопрос кто, какие бывают предложения…

Для достижения цели использовались методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы устного и письменного контроля и самоконтроля.

Формы работы, учащихся были различными: фронтальная, индивидуальная, парная.

Виды контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Урок включает несколько этапов.

1 этап – организационный. Его цели:

·        мотивировать уч-ся посредством создания эмоциональной обстановки,

·        определить содержание урока.

На этом этапе формируются личностные УУД (обозначается смысловая ориентация)

 

2 этап – постановка цели и определение темы урока.

 Цель: определить, что узнают нового. Формируются регулятивные УУД (самоопределение, целеполагание, прогнозирование)

 

3 этап – Формирование УУД:

 личностных УУД (проявление познавательной инициативы и оказание помощи соседу по парте);

Познавательных УУД (формулируют правило, делают выводы, выполняют задания с использованием материальных объектов);

Коммуникативных УУД (умение слушать собеседника, вступать в диалог, строить конструктивное взаимодействие);

Регулятивных УУД (взаимоконтроль, самоконтроль).

 

4 этап – закрепление учебного материала.

Цель: формировать навыки использования изученного материала. Формируются УУД: познавательные (выполнять анализ, сравнение, преобразование языкового материала, тестов);

Регулятивные (контроль и оценивание процесса и результата деятельности).

 

5 этап – подведение итогов. Рефлексия.

Цель:

1) подвести итог работы на уроке;

2) формировать личную ответственность за результат своего труда.

При подготовке к уроку были учтены программные требования и образовательные стандарты. Обучение строится на основе учения через деятельность.

Весь процесс на уроке это взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика. Такое построение урока заинтересовывает детей в изучении предмета, даёт возможность проявить свои способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказывать своё мнение.

На уроке применяла здоровьесберегающую технологию, используя физминутки на мышечное расслабление и развитие мелкой моторики, информационные технологии.

Одним из важнейших методов и форм организации обучения является личностно-ориентированный подход в обучении в процессе дифференцированного обучения (карточки для самостоятельной работы).

Методы и приёмы ведения урока активизировали умственную деятельность уч-ся, что позволило уроку достичь своей цели.

9.  Анализ  посещенного  урока.

Урок русского языка  в 1 классе по теме

«Парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки».

Тип урока: открытия новых знаний.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
  2. Минутка чистописания (разгадывание загадок).
  3. Актуализация знаний (беседа с опорой на знания учащихся).
  4. Постановка темы и  целей урока
  5. Первичное закрепление.

- работа в тетради на печатной основе с последующей самопроверкой;

- работа с учебником;

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

- самостоятельная работа (в парах);

- работа с интерактивной доской;

  1. Итог урока. Рефлексия.

 Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и приемы: словесные, наглядные, практические, метод самостоятельной работы. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

      На уроке развивалось и поддерживалось внимание, шла работа по развитию памяти, мышления, воображения. Использовались методы репродуктивной и поисковой деятельности (прочитай, вспомни, перескажи,  докажи, объясни, оцени, найди ошибку).

     Содержания урока соответствовал требованиям программы, поставленным целям и строго дозирован по времени. Прослеживались межпредметные связи с литературным чтением и изобразительным искусством.

     На протяжении всего урока велась работа по формированию УУД. Наглядный материал использовался на всех этапах урока, был уместен и достаточен. Все задания были четко озвучены учителем.

    На уроке решались не только задачи обучения, но и воспитание учащихся.

Выводы:

  Урок – игра проведен на хорошем методическом уровне, достиг своей цели, решались поставленные задачи.  Дети не перегружены. Темп урока средний. Созданная эмоциональная атмосфера, побуждает к активному мышлению учащихся.

Рекомендовано: усилить работу по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке и групповых форм работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

Тема:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Учитель начальных классов:

                                                                                       Тумгоева Хава А.

                                                                                                         (выступление на заседании МО)

  Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия»саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование УУДэто надежный путь кардинального повышения качества образования.

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики

Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

 Универсальные учебные действия:

обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные универсальные действия. При их формировании нужно помнить, что: главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.

Регулятивные универсальные действия - нужны для того, чтобы научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

Познавательные универсальные действия - умения работать с информацией . Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Нужно найти способ научить ребенка применять свои знания.

Коммуникативные универсальные действия- умения общаться, взаимодействовать с людьмиНужно использовать работу в парах, в группах и коллективную работу для освоения материала.

Какова же роль учителей начальных классов в формировании УУД на уроках в начальной школе?

Учитель становится организатором развития ученика, который понимает, как использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия, то есть умение учиться?

В своей работе я осваиваю ключевые моменты организации современного урока:

Признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе.

Участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков.

Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся.

Предусматривание возможности гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока.

Использование на уроках дидактического материала различного типа, вида и формы, позволяющего реально учитывать психофизиологические особенности учащихся.

Преобладание метода проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей.

Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа

Для развития умения оценивать свою работу вместе с детьми разрабатываю алгоритм оценивания задания. Ни в коем случае не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Привлекаю детей к открытию новых знаний. Обучаю детей приемам работы в группах. Совместно анализируем учебные конфликты и находим пути их решения.

На уроках уделяю большое внимание взаимопроверке, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку как у себя, так и у товарища.

Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации.

На уроках и внеурочной деятельности использую проектные формы работы.

Общаюсь с учениками всегда с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

Вместе с учениками решаю возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. Учу детей планировать свою работу на каждом уроке.

В совместной работе с ребятами мы оцениваем не только результат деятельности, но и ее процесс (оригинальность, своеобразие). Практически на каждом уроке преобладает направленность на успех.

Для формирования УУД на уроках стараюсь соблюдать требования к подготовке урока, которые учитывают формы работы с учащимися, методы, приемы и средства обучения, действия учащихся на каждом этапе урока.

Диагностику сформированности УУД совместно с учителями начальных классов планируем провести в конце учебного года на основе имеющихся пособий по формированию УУД. При этом будем использовать различные методы диагностики: наблюдение, тестирование, устный опрос, анализ документации и др.

Я считаю, что универсальные учебные действияэто фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Считаю, что работать в этом направлении нужно с первого школьного дня. Это не только плодотворная работа, но и очень интересная.

 

 

Надеюсь мой опыт поможет вам найти свой индивидуальный подход к ведению уроков и формированию УУД у наших учеников.

Спасибо за внимание!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План самообразования " Формирование УУД на уроках в начальной школе ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 891 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.11.2020 2983
    • DOCX 181.2 кбайт
    • 81 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Новгородская Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73295
    • Всего материалов: 216

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 547 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 16 регионов

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 31 региона