Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПлан по самообразованию"Развитие познавательной и исследовательская деятельность на уроке литературного чтения"

План по самообразованию"Развитие познавательной и исследовательская деятельность на уроке литературного чтения"

Скачать материал

Республиканский Центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

                План по самообразованию

 

КОДЗОЕВОЙ  ЗАРИФЫ  АЮПОВНЫ

 (Ф.И.О.)

                   Учителя начальных  классов.

 (Должность)

 

«Развитие познавательной и исследовательская деятельность на уроках литературного чтения».

(Название темы)

2017г.

(Начало изучения темы)

                                                           2019г.

(Окончание изучения темы)

 

 

 

 

Содержание

 1. Тема самообразования: «Развитие познавательной и исследовательская деятельность на уроках литературного чтения»

 2. Положение о работе педагогов школы над темами самообразования

 3. Тема  работы пед. коллектива  на 2018/2019 уч. год.

 4. Перспективный  план самообразовательной деятельности педагога.

5. Психолого-педагогическая литература по данной теме самообразования

6. План работы с одаренными детьми.

7. План работы со слабоуспевающими детьми.

8. Самоанализ своего урока.

9.  Анализ  посещенного  урока.

10. Личная карточка педагога.

11. Презентация, дипломы, сертификаты о публикации темы самообразования на разных образовательных сайтах.

 

 

 

 

 

 

 

1.           Тема самообразования:

 «Развитие познавательной и исследовательская деятельность на уроках литературного чтения»

Исследовательская деятельность  – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

 

Цель:

- развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка

младшего школьного возраста путём совершенствования навыков

исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;

- формировать у учащихся представления об исследовательском обучении

как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;

- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению

окружающего мира;

- развивать организационно-коммуникационные навыки;

- развивать познавательные способности.

 

Ожидаемые результаты:

повышение качества обучения;

рост мотивации и творческого потенциала обучающихся.

 

Литературное чтение - это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а так же в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение.

  Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, есть соучастие в творчестве.

 Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности.

Целью развития познавательной активности является формирование 8 качеств:

1.      любознательности;

2.      находчивости и фантазии;

3.      альтернативного мышления;

4.      изобретательности;

5.      оригинальности;

6.      гибкости;

7.      самостоятельности;

8.      широты и глубины мышления.

Прием обучения - часть метода, элементарное действие учителя. Приемы обучения связаны с логическими приемами. Среди логических приемов можно выделить следующие:

·         .Анализ.

·         .Синтез.

·         .Сравнение.

·         .Обобщение.

·         .Группировка.

·         .Классификация.

Они становятся приемами обучения в том случае, когда этими приемами апеллирует учитель для организации познавательной деятельности.

Метод обучения - вид деятельности учителя, которая организует познавательную деятельность учащихся на уроке, представляет собой систему целенаправленных действий учителя, способ управления познавательной деятельностью учащихся. В результате этой деятельности учитель достигает цели, добивается усвоения детьми содержания образования.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний (по А.В.Текучеву):

·         словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение)

·         наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и

·         практические (лабораторные и практические работы).

Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Психолингвист Леонтьев А.А. считает, что на занятиях литературного чтения можно использовать различные методы и формы работы, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. Непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивает воображение и фантазию, способствует эмоциональной отзывчивости.

Вся система заданий направлена на пробуждение творческой активности и позволяет в игровой, занимательной форме многому научиться.

Рассмотрим словесные методы.

. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Вводя в учебный процесс приёмы активизации, нужно учитывать следующее:

·         индивидуальные особенности каждого ребёнка;

·         тип организации (какая форма является более подходящей для выполнения намеченной цели);

·         методы (какими дидактическими и организационными методами можно добиться цели);

·         средства, необходимые для достижения цели;

·         время, в течение которого организуется подготовка и организация выбранных форм.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

1.      отстаивать свое мнение;

2.      принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

3.      ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

4.      рецензировать ответы товарищей;

5.      оценивать ответы и письменные работы товарищей;

6.      заниматься обучением отстающих;

7.      объяснять более слабым учащимся непонятные места;

8.      самостоятельно выбирать посильное задание;

9.      находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

10.  создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

11.  решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове [15].

Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность, не шаблонность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного [31].

Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс должен пройти четыре важных этапа. Если он понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания [16].

 

При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:

1.      нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;

2.      вылепить героя из пластилина;

3.      разыграть сценку;

4.      сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;

5.      подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;

6.      подобрать пословицы и поговорки по различным темам.

 

На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания:

1.      составить рисуночный диафильм;

2.      найти крылатое выражение в сказке;

3.      придумать счастливую концовку к сказке;

4.      дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся.

При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:

1.      выразительное чтение басни и ее драматизация;

2.      придумать экспозицию басни;

3.      составление литературной мозаики;

4.      составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение;

5.      разгадывание кроссвордов.

Также можно использовать и такие формы работы как:

1.      подобрать дополнительный материал об авторе произведения;

2.      подготовить выставку книг одного из авторов;

3.      найти дополнительный материал в энциклопедии;

4.      сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений.

 

Сочинения, например, на различные темы приближают автора к самораскрытию, самовыражению личности.

Проведённая работа по развитию познавательной активности на уроках литературного чтения даёт свои результаты. Ученики демонстрируют индивидуальные и неповторимые творческие решения стоящих перед ними задач.

Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники. «Мама, папа, я» - читающая семья, сотрудничество с сельской и школьной библиотекой, предметные недели и различные конкурсы и викторины.

Учащимся нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Школьники стараются сами доходить до правильного ответа, решать хитрые вопросы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения в изучаемом предмете. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей.

 

Проблема формирования познавательных интересов обучающихся — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.

Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.

В психологии есть разные подходы к этому пониманию, мы излагали понимание целостной учебно-познавательной деятельности как оно представлено в работах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

Для того, чтобы осмыслить категорию познавательной деятельности, нужно знать её конкретную структуру. В структуру учения входят те же компоненты, что и в любой деятельности: цель, мотив, действие, средство, результат, оценка.

Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему смыслообразующим началом деятельности учения являются его внутренние побуждения. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые бы лежали не “вне”, а в самом процессе обучения.

Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, её нужно построить. Как и всякая деятельность, учение выполняется на основе определенной процедуры. Анализ вариантов описания процедуры учения в разных концепциях дан в работах И.И. Ильясова, А.Б. Ительсона, Н. Ф. Талызиной и других авторов.

Деятельностная теория учения всегда ставила положение о включении усваиваемых действий в процессе учения во главу угла. Она представлена в деятельностной теории учения, известной под названием теории поэтапного формирования умственных действий, которая заложена трудами П.Я. Гальперина. В свете данной теории процесс усвоения рассматривает и Н.Ф. Талызина.

Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Проблема познавательного интереса в педагогике актуальна и популярна. Центральный вопрос, изучаемый нашей дидактикой – это вопрос о месте познавательного интереса в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности. Этой проблемой занималась Г. И. Щукина и др.

Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, самоорганизации. Формированию познавательной деятельности и способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние и внутренние условия обучения.

 

  Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.

Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке, в том числе и на уроках литературного чтения.

Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:

  • мыслительных умений и навыков;
  • анализ и выделение главного;
  • сравнение, обобщение и систематизация;
  • определение и объяснение понятий;
  • конкретизация; доказательства и опровержения;
  • умения видеть противоречия;
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.

Основные этапы исследования:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
  • Выдвижение гипотезы.
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  • Сбор материала.
  • Анализ и обобщение полученных данных.
  • Подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет).
  • Обсуждение итогов завершённой работы.

Говоря о результате, важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.

Я работаю по УМК “Школа России”. Обучение по комплекту “Школа России” позволяет решать поставленные перед современной школой задачи.

2. Фрагмент урока.

Это заключительный урок по изучению “Сказки о царе Салтане...” А.С.Пушкина.

Цели: формирование умения сравнивать, анализировать произведения; создание условий для формирования исследовательской деятельности; воспитание интереса к чтению.

Формы работы: фронтальная, групповая

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Фронтальная работа

На протяжении нескольких уроков мы работали со “Сказкой о царе Салтане...” А.С.Пушкина. Сегодня мы подводим итог нашей работы.

К какому типу сказок относится “Сказка о царе Салтане...” А.С.Пушкина?

Что было первоисточником данной сказки?

Эту сказку вы прочитали дома. Каково ваше мнение по поводу этих сказок?

 

“Сказка о царе Салтане...” А.С.Пушкина – это литературная (авторская) сказка.

 

Прежде чем создать сказку А.С.Пушкин познакомился с первоисточником. Существует русская народная сказка “По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре”

 

В этих сказках есть как сходства, так и отличия.

Работа в группах

Я предлагаю разбиться на три группы, чтобы провести подробное исследование этих сказок.

Первая группа: Найдите типичные элементы сказки.

Вторая группа: Найдите сходства.

Третья группа: Найдите отличия.

 

 

 

 

Подводя итог нашей работы, какой вывод можно сделать?

Что больше всего поразило в сказке А.Пушкина?

Выступление первой группы.

Типичными элементами сказки являются троекратные повторы, употребление эпитетов, чудеса, отъезд героя, возвращение героя, несправедливое наказание невиновных, добро побеждает зло.

Выступление второй группы.

Сходства сказок: три девицы, женился на младшей, суд водой, спасение из воды по прошению ребенка, чудеса, встреча с отцом.

Выступление третьей группы.

Отличия: В сказке А.С.Пушкина хотел жениться сам царь, а в РНС сын царя Иван-царевич, у А.Пушкина - один сын, в РНС- 3 сына, в “Сказке...” наказали царицу и ее сына, а в РНС-наказали царицу и приемыша, корабельщики-старцы, разные чудеса, зло наказали (РНС) - простили.

Вывод: Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки. Но в РНС зло наказано, а в сказке А.С. Пушкина зло прощается.

 

 

Один из ответов: Более всего поразило наказание невиновной царицы с младенцем.

Домашнее задание

- Проиллюстрировать тот момент сказки, который больше всего понравился.

или

- Выучить наизусть отрывок, комментирующий иллюстрацию.

Индивидуальное задание.

Для мотивированных учашихся выполнить проект по итогам изучения сказки.

 

 

Задачи литературного чтения, основанные на требованиях ФГОС начального общего образования

На смену примерным программам начального общего образования внедрили новую систему образования - ФГОС второго поколения .

Новые требования как основа познавательной деятельности учащихся не только улучшили, но и усовершенствовали подход к изучению материала. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

·         развитие личности школьника, его творческих способностей;

·         сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

·         воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителями которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка.

 

Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

 

Задачами курса литературного чтения являются:

·         расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

·         развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;

·         создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

·         воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

·         развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

·          

Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

·         принципиальную целостность художественного образа, важность, не случайность, незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

·         возможность личностного восприятия, индивидуального прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

·         необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ.

В сфере предметных учебных действий особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения).

Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации.

При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место, как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

 

Заключение:

Для развития познавательных способностей учеников в своей работе я

использую   современные   педагогические   технологии: 

информационно-коммуникационные,   здоровьесберегающие,      личностно-ориентированные, метод исследования и др.

Главной   целью   учебного   исследования   вижу   всестороннее   развитие

личности, а   не   создание   объективно   нового   продукта   в   образовании.

Основная   идея   исследовательской   деятельности   заключается   в   том,   что

учащимся     даётся     возможность     получить     функциональный     навык

исследования   как   универсальный   способ   получения   знаний,   развития

исследовательского   типа   мышления,   активизации   личностной   позиции

учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно

новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми

и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует

развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на

всех этапах познавательного процесса: от постановки целей и задач

выполнения учебного задания до применения и использования знаний

на практике. И те ребята, которые проявили интерес к наблюдению,

поиску информации в ходе исследовательской работы, легче

адаптируются к обучению в среднем звене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.           Положение о работе педагогов школы над темами самообразования

I. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность учителей - предметников, классных руководителей, воспитателей и других педагогических работников школы над темами самообразования, которые являются одной из основных форм работы по повышению квалификации.

1.2. Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.

1.3. При совмещении педагогом двух и более должностей тема самообразования определяется по каждому виду деятельности.

II. Цель и задачи

2.1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

2.2. Задачи:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;

4) развитие в школе  инновационных процессов.

III. Порядок работы над темой самообразования

3.1. Тема самообразования определяется исходя из:

1) единой методической темы школы;

2) актуальности  и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения;

3) затруднений педагогов;

4) педагогического стажа;

5) уровня профессиональной компетентности педагога.

3.2. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет.

3.3. Каждый педагог разрабатывает  индивидуальный план работы над темой самообразования.

3.4. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:

- выступления (отчет) на заседании методического объединения, совещании при директоре, педсовете;

- теоретический, методический и практический семинар;

- практикум;

- тренинг;

- мастер - класс;

- открытый урок.

3.5. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.

3.6. Руководители методических объединений ведут учет тем самообразования членов методического объединения, отслеживают результативность работы над темами самообразования, включают в планы работы м/о отчеты педагогов о работе над темами самообразования в различной форме.

3.7.  Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:

- доклада,

- реферата,

- статьи в журнале,

- программы,

- дидактического материала,

- методического пособия,

- научно - методической разработки.

3.8. Весь наработанный материал сдается заместителю директора по учебно – воспитательной работе и является доступным для использования другими педагогами.

3.9. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.

 

 

 

 

 

3. Тема  работы пед. коллектива  на 2018/2019 уч. год.

Методическая тема: «Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса»

Цели программы:

1. Создание условий для успешного развития и саморазвития личности учащихся и учителей школы.

2. Обеспечение различных индивидуальных методов получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности, интересы учеников.

Задачи:

1. Создание в школе благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ученика.

2. Повышение профессиональной компетентности учителей школы.

3. Изучение и внедрение методик и приемов проведения современного урока

5. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.

6. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.

 

Поставленные перед педколлективом задачи должны решаться через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.

Ожидаемый результат:

1. Обеспечение оптимальных условий для повышения качества образования.

2. Создание условий для становления социально-активной личности школьника в культурно-образовательном пространстве школы и семьи.

3. Обеспечение каждому учащемуся дифференцированного подхода и создание условий для реализации личностных способностей.

4. Разработка системы педагогического мониторинга за состоянием преподавания и уровнем обученности школьников.

5. Совершенствование форм внеклассной работы.

6. Повышение качества преподавания школьных дисциплин.

7. Формирование у школьников новых ценностных ориентаций.

8. Приобретение обучающимися необходимых знаний в области физической культуры, гигиены, сохранения собственного здоровья.

9. Изменение уровня обученности и развития обучающихся.

10. Личностный рост каждого школьника.

11. Повышение уровня познавательной деятельности ученика.

12. Усиление мотивации к инновационному труду со стороны педагогов школы.

13. Повышение качества образованности школьника, уровня его воспитанности.

14. Готовность ученика к самостоятельному выбору и принятию решения усиление ответственности за последствия своих поступков.

15. Применение педагогами школы возможностей компьютера для совершенствования и организации своей работы.

 

 

 

4. Перспективный  план самообразовательной деятельности педагога.

Этапы

Содержание работы.

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

 

 

 

1.Постановка проблемы

1. Изучение новых образовательных стандартов, уяснение их особенностей.

2. Ознакомление с методической литературой

3. Работа с Интернет-ресурсами по теме самообразования

4. Определение целей и задач работы над темой. Прогнозирование результатов

2017

1. Изучение нормативных документов ФГОС

2. Изучение методической литературы

Прогностический

1. Прохождение курсов повышения квалификации

2. Изучение опыта работы коллег участие в работе мастер-классов, через Интернет-ресурсы

2017-2018

Работа по теме самообразования

Практический

Планирование работы со слабоуспевающими обучающимися

2017-2018

1.Изучение литературы по теме

2. Создание плана

Планирование работы с одарёнными обучающимися

1. Изучение литературы

2. Создание плана

Предварительная работа с родителями

Личные встречи с родителями

Обобщающий

Работа с папками-накопителями

Создание методических разработок

Создание «банка проектов»

Создание портфолио проектов

2018

Участие в олимпиадах, марафонах, конкурсах;

Участие в предметной неделе;

Подведение итогов по теме самообразования

Внедренческий

Распространение опыта работы

2019

Публикации в сети Интернет;

Выступление на ШМО;

Консультация коллег.

 

 

 

5.   Психолого-педагогическая литература по теме самообразования

1. Беляева Н.В . Уроки изучения лирики в школе : теория и практика дифференцир. подхода к учащимся : кн. для учителя / Н.В. Беляева. М. : Вербум-М, 2004.

2.
Богоявленский Б.Д., Власова Е.В., Митрофанов К.Г. Исследовательские работы школьников: возможности //Тенденции, результаты. ПИШ/ Б 2000, 1.

3.
Кобзарева. Т. А, Судак. И. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся О- 64 в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы/ авт.- сост. /Т. А. Кобзарева [и др.]- Волгоград: Учитель, 2015.-166 с.

4.
Савенков А. И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательской способностей школьников/ А.И Савенков: Методическое пособие для школьников психологов. -М.: Генезис, 2005.- 203 с

      5. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение    

       и письмо. Учебно-методическое пособие. — Новосибирск, 2011.

       6. Зязюн И. А. Совершенствование профессионального развития

        личности на основе технологизации образования // Школьные    

        технологии. — 2006. —  1.             

      7. Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник.   

       Составитель О. Варшавер. — М., 2010


 

 

 

 

6. План работы с одаренными детьми.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи программы:

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;
  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

 

 

п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

в течение года

2.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

сентябрь

3.

Проведение работы с родителями одарённых детей.

в течение года

4.

Изучению опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми.

 

в течение года

5.

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

в течение года

6.

Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся.

в течение года

7.

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок» и др.

в течение года

8.

Активное участие детей на предметных неделях, школьных праздниках.

в течение года

9.

Развитие детей в творческом направлении (кружки вязания, бисероплетение, рисования и т.д. )

в течение года

 

 

 

 

 

7. План работы со слабоуспевающими детьми.

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, вследствие чего у ребенка появляются различные трудности в обучении.

Главная задача учителя создать в классе такую атмосферу успеха, которая поможет в дальнейшем развиваться ученику и достигать определённых границ знаний в различных областях. Успех в учебе – это источник сил ребёнка, дающий силу и энергию для преодоления трудностей и  при изучении трудных предметов, таких как русский язык и математика. Учитель может помочь слабому ребенку, который сам не может преодолеть трудности, подготовить посильное задание, с которым он может справиться.

Цель работы с неуспевающими детьми:

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении;

- создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

  • создать благоприятную атмосферу на уроке;
  • своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
  • изменить формы и методы учебной работы на уроках информатики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
  • освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

План работы  со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

 

Мероприятия

Срок

 Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

 Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

 Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

                              Изложение нового материала  

·         Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

·         Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

·         Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

 

Организация самостоятельной работы вне класса

·         Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

·         Подробное объяснение последовательности выполнения задания.

·         Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

 Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.                           

В течение учебного года.

 Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.

В течение учебного года.

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

 

Программа действий со слабоуспевающими учащимися.
1. Программа деятельности ученика
1.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные работы.
1.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий.
1.3. Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал. В случае затруднения он может обратиться к учителю за консультацией.
 2. Программа деятельности родителей
2.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
2.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.
2.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ученика на уроках по болезни или другим уважительным причинам.
2.4. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ.

8. Самоанализ  урока.

Тема урока: «Слог»

Класс: 1

Тип урока- комбинированный с применением ИКТ.


По содержанию: изучение нового материала

Задачи урока: формировать умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.

 Планируемые результаты: научатся распознавать слова и слоги; определять количество слогов в слове.


Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку для 1 классов.
Содержание, оборудование урока ,организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока способствует  достижению образовательных целей урока, стимулирует познавательные интересы обучающихся.
На уроке обучающиеся  выполняют определенные действия, проводят анализ, сравнивают, обобщают. Каждый этап урока служит для достижения определенных целей. Обучающиеся  отвечают полным ответом, стараются доказывать свое мнение, отвечать на вопрос «Почему?», делать выводы. Идет ознакомление с новым материалом, первичное закрепление, сопутствующее закрепление. 100% охват обучающихся работой.
На уроке осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи. 
 Достигнут  полный  контакт с обучающимися,  обращается  внимание на культуру труда, на гигиенические условия, на дисциплину.
На уроке имеют место различные виды деятельности: речевая, слушание, записывание, помощь ученикам.
На уроке комфортная обстановка, каждого ребенок  поощряется  словесно и наглядным материалом .
  Использование  физминутки  с активными двигательными упражнениями, а также   выход  учеников  к доске, проверка задания друг у друга, работа  с карточками и алгоритмами помогает снять напряжение  на уроке . В результате они внимательны, собраны, активны и работоспособны. Общение на уроке продуктивное и качественное. Создание проблемных ситуаций, использование поискового метода мотивирует уч-ся к настрою в работе .В конце урока они дают оценку своей деятельности, подводят итог.
Цели и задачи на  уроке   достигнуты.

 

 

 

 

 

 

9.  Анализ  посещенного  урока.

Предмет:  русский язык

Класс:   2

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».


Анализ цели урока.

Цель урока: Углубление знаний детей об однокоренных словах, сформулирована с учетом программных требований, с учетом содержания материала.

Исходя из поставленной цели, определены образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, с учетом подготовленности класса и места урока в системе уроков по данной теме. Осуществлено доведение до учащихся цели и задач урока в начале урока с привлечением учащихся к  их формулировке  после организационного момента, при этом учитель сообщил место урока в данной теме и задачи на этот урок. Реализация поставленной цели осуществлялась в течение всего урока, и судить о степени достижения  поставленных образовательных задач мы можем исходя из ответов учащихся.

·         Анализ структуры и организации урока

Тип урока выбран  традиционный усвоения и углубления знаний.

При осуществлении плана урока реализуются все основные этапы соответствующие данному типу урока:

1. Организационный момент

2. Постановка задач

3. Проверка домашнего задания с использованием ИКТ:  на экране дается проблемное задание - исключить лишнее слово.

4. Применение полученных знаний: ведется  работа над развитием речи: подбор однокоренных слов, подведение к выводу определения самими уч-ся, словарная работа с фразеологизмом, составление предложений.

5. Физкультурная минутка проводится самими уч-ся. Использование  элемента здоровье сберегающих технологий на уроке.

6. Закрепление полученных знаний: грамматическая задача - определить однокоренные слова с проверкой на экране. Работа в паре. Работа с учебником. Повторение правил. Составление алгоритма выделения корня.

7. Контроль усвоения знаний: творческая самостоятельная работа, тест – опрос.

4. Подведение итогов

-О чем нужно помнить, работая с однокоренными словами?

5. Запись домашнего задания

Время по этапам урока распределялось так, что большая часть урока занята углублением знаний уч-ся по теме.

Рационально использовано запланированное оборудование для урока, существует план урока и   большая степень его выполнения.

·         Анализ содержания урока

Содержание урока соответствует стандартам, наблюдалась логичность в этапах повторения  материала, повторение происходило как теоретического материала, так и повторение и отработка навыков употребления однокоренных слов, применение знаний в уже известных упражнениях (работа по образцу), так и использование знаний в новых ситуациях. Сложный материал темы рассматриваемый по отдельно изучаемым вопросам предварительно на предыдущих уроках учителю удалось обобщить и систематизировать на данном уроке и подготовить учащихся к контролю знаний по данной теме. Повторение изученного ранее  материала соответствовало принципу научности. Происходило формирование активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся с помощью использования различных приемов отработки и углубления полученных знаний,  продумано учителем ИКТ-  сопровождение урока, соответствующее возрастным особенностям детей, применение которого позволило активизировать внимание, интерес к изучаемым вопросам. На уроке происходит работа над развитием речи учащихся ненавязчивыми, интересными для детей игровыми приемами: придумать предложении, составить маленький рассказ с фразеологизмом, грамматическими упражнениями и логическими заданиями.

·         Анализ методики проведенного урока

На уроке были использованы методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ, самостоятельные работы репродуктивные, тренировочные, частично поисковые. Методы, приемы и средства обучения выбраны с учетом темы урока, цели урока, возможностей класса, возрастных особенностей детей, учителя, учебно- материальной базы. Приемы и методы на данном уроке соответствовали возрастным особенностям детей. Учащиеся продемонстрировали свое умение определять безударные гласные, определять корень слова, разбирать слова по составу.

Качество  изученного материала определяется учителем и в ходе этапа применения полученных знаний и первичного контроля. Поощрением учителя. Итоги подводятся на этапе  проверки выполнения тест-опроса , учитель дает правильные ответы и уч-ся самостоятельно проверяют правильность выполнения заданий.

На уроке использовались разнообразные средства обучения: наглядные пособия, ИКТ с целью демонстрации,  активизации и контроля изучаемого материала , карточки индивидуальные,  личностные особенности самих учащихся.

Учитель показал себя как действительно профессионал своего дела: обладает педагогической техникой: эмоциональность изложения, оптимальный темп речи, четкая дикция, точность использования специальной терминологии, обладает приемами влияния на учащихся, демонстрирует свои умения в межличностном общении.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План по самообразованию"Развитие познавательной и исследовательская деятельность на уроке литературного чтения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 959 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.09.2020 436
    • DOCX 55.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горбонос Юлия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горбонос Юлия Сергеевна
    Горбонос Юлия Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 101705
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2648 человек из 84 регионов

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе