Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПлан по самообразованию "Развитие учащихся в процессе формирования УД"

План по самообразованию "Развитие учащихся в процессе формирования УД"

Скачать материал

Республиканский Центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

                План по самообразованию

 

ТАНГИЕВОЙ АШАТ БАШИРОВНЫ

 (Ф.И.О.)

                   учителя начальных  классов.

 (Должность)

«Развитие учащихся в процессе формирования УД»

(Название темы)

2017г.

(Начало изучения темы)

                                                           2019г.

(Окончание изучения темы)

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 1. Тема самообразования: «Развитие учащихся в процессе формирования УД»

 2. Положение о работе педагогов школы над темами самообразования

 3. Тема  работы пед. коллектива  на 2018/2019 уч. год.

 4. Перспективный  план самообразовательной деятельности педагога.

5. Психолого-педагогическая литература по данной теме самообразования

6. План работы с одаренными детьми.

7. План работы со слабоуспевающими детьми.

8. Самоанализ своего урока.

9.  Анализ  посещенного  урока.

10. Личная карточка педагога.

11. Презентация, дипломы, сертификаты о публикации темы самообразования на разных образовательных сайтах.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

План по самообразованию

учителя начальных классов

ГКОУ «РЦДО» г. Магас

ТАНГИЕВОЙ АШАТ Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.           Тема самообразования: «Развитие учащихся в процессе формирования УД»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Цель моей работы

Способствовать развитию учащихся и формированию УУД через внедрение инновационных технологий в рамках реализации ФГОС

 

Задачи, которые я ставлю перед собой:

·         повышение качества преподавания предметов;

·         рост результативного участия учащихся класса в школьных, районных, всероссийских конкурсах, олимпиадах;

·         разработка и проведение открытых уроков;

·         создание комплекта личных педагогических разработок;

·         внедрение интерактивных форм организации учебного процесса;

·         развивать творческий потенциал учащихся, создавать необходимые условия для активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся

 

Перечень вопросов по самообразованию

-изучение психолого-педагогической литературы;

-изучение педагогический опыта других преподавателей;

-систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса;

-проектная и исследовательская деятельность;

-анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся

 

              «Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,

                                                   чтобы зажечь другого, надо самому гореть».

                                                                                                                             Ж. Сименон

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

    В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В связи с изменением роли учителя изменяются также цели, содержание и средства урока. Если в традиционном варианте урок - это учебно-воспитательное мероприятие с функцией познавательной и социальной подготовки и административного надзора, ограниченное во времени (35-45 мин), то в условиях нового государственного стандарта урок превращается в развивающее учебное занятие, которое по своим целям выходит за границы одного урока. Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности учеников. Используются разнообразные источники информации: слово учителя, самостоятельное наблюдение, учебные пособия, ресурсы Интернета, приборы и приспособления и т.п. Структура урока динамична, присутствует целый набор разнообразных действий и операций, средств объединенных в целесообразную деятельность. Учитель поддерживает инициативу ученика, следит, чтобы его работа велась в нужном направлении, и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной, то есть развивает ученика.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы  части учащихся, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась  действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и развитии нынешнего молодого поколения. Вот некоторых из них:

 - Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

 -Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

 - Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

 - Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

- Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.

- Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, "интеллектуально пассивных", детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

Ведущую роль в развитии и формировании УУД у учеников играют педагоги школы. При этом очевидно, что с изменением требований к результатам образования меняются требования и к педагогам.

В новой дидактике ученик и учитель - равные субъекты учебной и внеучебной деятельности, деятельность ученика сопровождается и организуется учителем с целью получения ребенком своего собственного ОПЫТА.

Учитель в этом случае является координатором, консультантом, экспертом, старшим партнером (но чем взрослее ребенок, тем более равным становится партнерство).

 Развитие личностных действий позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Развитие регулятивных действий обеспечивает возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Развитие познавательных  действий включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Развитие коммуникативные действий обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

 Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий  со следующими показателями:

 -состояние здоровья детей;

 - успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

 -стремление принимать и решать учебную задачу;

 -навыки общения со сверстниками;

 - умение контролировать свои действия на уроке.

Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне приходится проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.

 Развитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Поэтому на уроках поэзии я использую два вида искусства- стихи и музыка. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность.  Это могут быть  мини-сочинения.  Сравнение произведений об одном времени года. Много времени отвожу самостоятельному чтению. Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Особое место отвожу экскурсиям. Даже в школьном сквере можно рассмотреть «Хрустальный день осени», «березу в бахроме», деревья под шапками зимы, а не по картинкам проектора. Вскоре учащиеся сами начинают наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: "А вы видели…", "А я любовался…". Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов "Мне кажется…", "Я думаю…"

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает развитие самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

  Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Для обеспечения плодотворной работы в группе недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество. Развиваются базовые ценности: терпение, добро, формирование интереса к учению, участие в диалоге (коммуникативные УУД), отвечали на простые вопросы учителя (познавательные УУД), работа по инструкции, которую сами выработали (регулятивные УУД ).

При актуализации знаний перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения, после чего они должны ответить на вопросы. После предположений учащихся начинается совместное открытие нового. Каждый из ребят думает по-разномуно опыт или практические действия помогают выбрать правильный ответ.

 Таким образом, ребята самостоятельно делают вывод и сравнивают его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

 -личностные (формирование интереса)

- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Формирование у младших школьников учебных умений осуществляется  на каждом уроке любого учебного предмета. Учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с  этой точки зрения  являются общеучебными.

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны развивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

     Важным элементом развития является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях  и формирование способности их грамотно применять. Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ уже на  начальной  стадии обучения в школе.

Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной.

 

 

 

Какие же действия учителя позволяют развивать и формировать универсальные учебные действия?

1. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

 2. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

3. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

 4. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат  способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

 5. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

6. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

7. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

8. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

Таким образом, развитие учащихся в процессе формирования УУД, может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.

 

 

 

Как же спроектировать урок?

Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения. Например, уроки «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие шаги:

1.Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» новых учебных знаний. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности.

2.Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

 На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему фиксированию в пробном учебном действии.

3.Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).

 На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход будущих учебных действий: ставят цель(целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, выбирают способы и средстваЭтим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.)

5.Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия выполненной работы и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение знаний.

8. Включение в систему знаний и повторение.На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний и действий, его роль и место в системе изученных учебных действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется изученное действие , организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение о работе педагогов школы над темами самообразования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Положение о работе педагогов школы над темами самообразования

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность учителя по теме самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации.

1.2. Работа по теме самообразования является обязательной.

1.3. При совмещении педагогом двух и более должностей тема самообразования определяется по каждому виду деятельности (учитель-предметник, классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, директор, ЗУР, ЗВР, педагог-организатор, библиотекарь).

II. Цель и задачи

2.1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

2.2. Задачи:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий, методов обучения;

4) развитие в школе инновационных процессов.

III. Порядок работы над темой самообразования

3.1. Тема самообразования определяется, исходя из:

1) методической темы школы;

2) затруднений педагогов;

3) специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 3-х до 5-ти лет.

Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой.

3.4. Заместитель директора по УР, ВР ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь. Скорректированный план по самообразованию сдаётся педагогом до 1 сентября текущего учебного года.

3.5. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:

- доклада,

- реферата,

- статьи в журнале, на сайте, социальной сети,

- программы,

- дидактического материала,

- методического пособия,

- методической разработки

Весь наработанный материал сдается и является доступным для использования другими педагогами.

3.6. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован  к распространению на различных уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема  работы педагогического коллектива

 ГКОУ «РЦДО» г. Магас

 на 2018/2019 уч. год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тема  работы пед. коллектива  на 2018/2019 уч. год.

«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса»

Цель:

Раскрыть роль современных учебно-воспитательных технологий в создании педагогической среды.

Задачи:

·         раскрыть сущность понятия «современные учебно- воспитательные технологии»;

·         познакомить с классификацией современных учебно-воспитательных технологий;

·         обобщить опыт педагогов по применению учебно-воспитательных технологий в урочное и внеурочное время.

 

Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов.

Образовательный процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы.

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

·         Диагностирование

·         Целеполагание

·         Проектирование

·         Конструирование

·         Организационно – деятельностный компонент

·         Контрольно – управленческий компонент

От выбора системообразующих компонентов, сочетания с правильно поставленной диагностичной целью определяется успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Отличительными признаками воспитательных технологий являются:

·         Научно обоснованные социализированные требования

·         Передача социального опыта

·         Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

·         Социализированная оценка ученика

·         Организация творческого дела

·         Создание ситуации успеха

Воспитательные технологии:

·         технология КТД (Коллективное творческое дело);

·         здоровьесберегающая технология;

·         технология проектов;

·         технология личностно-ориентированного обучения;

·         технология педагогики сотрудничества;

·         технология педагогического общения;

·         технология педагогического разрешения конфликта;

·         информационно-коммуникативная технология;

·         нетрадиционные технологии;

·         социальное проектирование;

·         арт-технологии.

Технология «КТД»

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.

Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов)

·         Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самосовершенству.

·         В качестве основной формы технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час (Н.П. Капустин).

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.

·         Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.

·         Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.

·         Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

Информационно-коммуникационная технология

Цель технологии:

формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой)

·         Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.

·         Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.

Проектная технология - организация исследовательской деятельности.

Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п.

Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.

Здоровьесберегающая технология

Цель технологии:

сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.

Классификация (Н.К. Смирнов)

·         медико-гигиенические технологии;

·         физкультурно-оздоровительные технологии;

·         экологические здоровьесберегающие технологии;

·         технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

 

Технология самоуправления

·         Самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

·         Самоуправление целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которых реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.

Технология создания «ситуации успеха»

·         Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.

·         Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.

 

В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Перспективный  план самообразовательной деятельности педагога

 

ГКОУ «РЦДО» г. Магас

ТАНГИЕВОЙ АШАТ Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Перспективный  план самообразовательной деятельности педагога.

Этапы

Содержание работы

   Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

       2017

познакомиться с новинками  печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;

(изучение  психолого – педагогической литературы:  «Как проектировать УУД в начальной школе.»)

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2017-2018

Работа по теме самообразования: «Развитие учащихся в процессе формирования УД»

Источники самообразования

·         Телевидение, газеты, журналы

·         Видео, аудио информация на разных носителях

·         Семинары и конференции

·         Мероприятия по обмену опытом

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

 2018-2019

1.Выступление на заседании МО по теме: «Применение форм и методов по развитию у учащихся умений оценивать свои учебные достижения»

2.Открытые уроки на школьном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

 2018-2019

·         1. Посещать семинары, конференции, уроки коллег;

·         2.пройти курсы повышения квалификации по данной теме;

3.Создать персональный сайт и еженедельно его обновлять

Внедренческий

Распространение опыта работы.

     2019

1.Публикация методических разработок, статей.

2.выступить на заседании ШМО с обобщением результатов опыта работы

  Предполагаемый результат: овладение альтернативными формами и способами ведения образовательной деятельности, в том числе информационно-коммуникативными технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическая литература по теме самообразования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Психолого-педагогическая литература по теме самообразования

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2008.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под редакцией А. Г. Асмолова. – М:Просвещение,2010.

4. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2010 г.

6. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. М.Воронеж, 1996.-320 с.

7. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. 2003, № 4. - С. 41-46.

8. Беспалъко В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993, №5. - С.25-30.

9. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995, №4.

10. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и. потребности к самообразованию.-М., 1959.- 144 с.

11. Браже ТТ., Федоров. Чтение взрослых как педагогическая проблема // Педагогика. 2003, №3. - С. 3-10.

12. Брановский Ю.С., Диканский Е.Ю. Новые информационные технологии в организации мониторинга педагогических систем // Пед. информатика. -2002, №2.-С. 31-36.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы с одаренными детьми

учителя начальных классов

ГКОУ «РЦДО» г. Магас

 

ТАНГИЕВОЙ АШАТ Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. План работы с одаренными детьми.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Характеристика одарённых детей.

Начнем с того, что определимся с самим понятием:

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Психосоциальная чувствительность:

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- эгоцентризм, как и у обычных детей.

- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

 

Формы работы с одарёнными детьми:

·         групповые занятия с одаренными учащимися;

·         предметные кружки;

·         кружки по интересам;

·         конкурсы;

·         участие в олимпиадах;

·         исследовательская деятельность.

 

Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе

Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1

Изучение материалов по теме «Одарённый ребенок»

 

август

2

Проведение анкетирования учащихся по уч. предметам

 

сентябрь

3

Творческое анкетирование учащихся «Карта интересов»

 

октябрь

4

Беседа с родителями об интересах и способностях детей

 

сентябрь - октябрь

5

Привлечение детей к посещению кружков (по интересам и способностям)

 

в течение года

6

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах и т. п.

 

в течение года

7

Ведение портфолио ученика

 

в течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы со слабоуспевающими детьми

учителя начальных классов

ГКОУ «РЦДО» г. Магас

ТАНГИЕВОЙ АШАТ Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. План работы со слабоуспевающими детьми.

№ п/п

Мероприятия

Срок

1

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2

Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: психологом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3

 Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости

4

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года

5

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса. 

В течение учебного года

6

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года

7

Информационная таблица контроля за поведением, обучением и посещением занятий.

В течение учебного года (по необходимости)

Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учениками

1.  При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

2.  По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.

3.  Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

4.  В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.

5.  В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих»  учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими  понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.

7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения  и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

 


УРОК со слабоуспевающими детьми в 1 – 2 классах ПО ТЕМЕ «УДАРЕНИЕ. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ УДАРЕНИЯ»

 

 

Цель:

Создать условия для формирования представления об ударении, ударном и безударном слогах, развития умение находить в слове ударный слог.

 

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятием «ударение », «ударный слог»;

2. рассмотреть смыслоразличительную роль ударения;

3. закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

4. развивать фонематический слух, память, внимание;

5. содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;

6. актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

 

Ход урока

1.    Организационный момент

 

Каждый день, всегда, везде:

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

 

2.    Дыхательная, артикуляционная и фонематическая разминка

 

·         Дыхательное упражнение «Свеча» 

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

 

·         Артикуляционная гимнастика.

 

·         «Шарик»: надуть щёки; сдуть щёки.

·         «Дудочка»: с напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты).

·         «Лошадка»: вытянуть губы; приоткрыть рот; поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).

·         «Чистим зубки»: закрыть рот; провести круговые движения языка между губами и зубами.

·         «Футбол»: закрыть рот; упереться напряжённым языком то в одну, то в другую щёку.

 

·         Фонетическая зарядка (прием звукоподражания)

 

– Как воздух выходит из шара? (С-с-с)

– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)

– Как поют песенку без слов, если укладывают спать куклу? (Ля-ля-ля).

– Как мычит корова? (Му-у-у).

– Как рычит собака? (Р-р-р).

 

Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

 

3.    Сообщение темы, цели урока.

- Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня в этом путешествии. А поплывем мы вот на этом кораблике.

 

Вот он кораблик из легкой коры –

Для трудных походов, нелегкой игры.

На этом кораблике под парусами,

Мы в дальние дали отправимся с вами.

Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.

Ну, что же согласны? Решили? Плывем!

 

- Итак, нам предстоит путешествие по морю Слов, на удивительный, таинственный остров, правит которым добрый Волшебник. Чтобы узнать имя этого волшебника, выполним задание : расставим карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается. ( Задание выполняется в группах, одна пара работает у доски)

 

 

- Теперь вы знаете, что цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с Волшебником Ударение и попытаемся узнать его главные секреты.

 Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

 

4. Актуализация опорных знаний

- Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль.

Помогите мне закончить фразы:

·         Наша речь состоит из … (предложений).

·         Предложение выражает … (законченную мысль).

·         Предложения состоят из … (слов).

 

Задание: составить предложение со словом корабль, чтобы оно соответствовало схеме. 

 

Задание: посчитайте количество слов в предложении.

Наш корабль готов отплыть.

Составьте его схему. Как обозначить начало предложения? Как показать, что мысль закончена? (2 человека работают у доски)

Проверка выполнения , самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

 

- А из чего состоят слова?

 

Задание: слово, изображенное на картинке, разделить на слоги; показать цифру, соответствующую количеству слогов.

 

Море, парусник, капитан, штурвал, чайка, шторм, якорь.

 

Взаимооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

 

Вот отчалили мы от причала,

Наш корабль волна закачала,

И задул ветерок в паруса.

Обещая в пути чудеса.

 

 

 

4.    Изучение нового материала

 

 

- Вот мы с вами и на таинственном острове Волшебника Ударение. Посмотрите, в каком большом и красивом замке он живет. Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но, что это такое, ворота замка закрыты ! Открыть их можно только разгадав тайну.

 

 

 

ЗАМОК                                     ЗАМОК

 

- Давайте попробуем прочитать эти слова. Что можете сказать про эти слова? Давайте разделим эти слова на слоги. Составим схему каждого слова. (выполняется по вариантам)

Что вы заметили? 

- Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова? Сейчас попробуем открыть тайну.

Наблюдение за ударением ( демонстрация опыта со свечой) 

Ребята, сейчас вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас я буду произносить слова, а вы следите за огоньком свечи . Наблюдайте, сколько раз в каждом слове оно качнется .

Учитель произносит слова: ДОМ, ШКО-ЛА, МА-ЛИ-НА (четко произносить по слогам, огонек должен реагировать на каждый слог)

- Кто из вас оказался самым внимательным, сможет мне сказать, сколько же раз колыхнулось пламя свечи в первом (втором, третьем) слове ?

- Почему пламя мигало по-разному ?

- А сейчас снова внимательно следите за огоньком.( учитель произносит слово маЛИна четко выделяя только ударный слог, огонь должен погаснуть)

- Как вы думаете, почему пламя погасло, хотя слово я не успела договорить?

(Выдохнула больше воздуха, произнесла с большей силой, т.е с ударением)

- Что же такое ударение? (Часть слова, которая произносится с большей силой голоса)

- Итак, мы узнали , что такое ударение. Но главные ворота замка до сих пор закрыты.

 

Физкультминутка.

 

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

 

 

Давайте снова посмотрим на наши картинки , слова и схемы. Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Что же нам помогает не спутать эти слова?

Давайте попробуем определить ударение в словах. зАмок, замОк.

Учитель предлагает детям попробовать слова «позвать» к себе, произнося нараспев.

- Какой слог выделяли голосом в первом слове? Во втором слове?

 

- Какой вывод можем с вами сделать? (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята , а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении? Правильно, его называют ударным. Ударение на схеме будем обозначать так: .

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдем,

Громче всех произнесем.

 

Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

 

5.    Закрепление изученного 

- Посмотрите, вот и открылись ворота замка. И навстречу нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.

 

- Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти его в каждом слове.

 

 

Картинки: лиса, собака, кот, лошадь, волк, медведь, корова, жеребенок.

 

Задания : 1. разделить слова на слоги ( работа в парах)

2. постановка ударения, определение ударного слога ( коллективная работа)\

 

- Давайте посмотрим на то, что у нас получилось, сделайте вывод, какой слог в слоге может быть ударным?

- Сколько слогов может быть в слове?

- Сколько ударных слогов бывает в слове? ( в слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов)

Самооценка выполнения работы на индивидуальных листах.

 

6.    Подведение итогов. Рефлексия

 

- Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто.

- Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?

 

Закончите предложение: 

 

Сегодня я узнал…

Сегодня я научился…

На уроке мне было легко…

Пока мне трудно…

 

 

Карточки-напоминалки раздаются детям для закрепления материала.

На следующем уроке учитель дает словарный диктант с этими словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ  урока

учителя начальных классов

ГКОУ «РЦДО» г. Магас

ТАНГИЕВОЙ АШАТ Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Самоанализ  урока.

Предмет: русский язык (обучение грамоте)

Класс: 1 классе

Тема: «Ударение»

 

При постановке целей урока мною учтены   программные требования. Данная тема рассматривается нами второй час в системе уроков. Я ставила следующие цели и задачи: совершенствовать умение различать в слове ударный слог, опираясь на лексическое значение слова, показать, что от ударения зависит смысл слова, когда не надо ставить ударение, убедить в значимости правильной постановки ударения в словах.

Задачи:

1) учить правильно ставить ударение в словах, правильно делить слова на слоги;

2) развивать речь учащихся, навыки быстрого осознанного чтения, навыки каллиграфического письма;

3) воспитывать любовь и уважение к родному краю, коммуникативные качества:

·        умение слушать,

·        умение слышать друг друга и учителя,

·        учить вести учебный диалог.

На уроке решались вышеперечисленные образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Обеспечила их комплексность и взаимосвязь.

Выбранную структуру урока я считаю рациональной. Она соответствует его цели и типу. Целесообразно распределено время по этапам урока. Рационально использовано оборудование кабинета. Детям всегда интересно работать на уроках, на которых используется интерактивная доска.

Темп ведения урока средний, для данного класса оптимальный. Все этапы урока взаимосвязаны между собой. Организация начала урока повлияла на его эффективность. В ходе урока мною были обеспечены научность и доступность учебной информации.

Чтобы заинтересовать учащихся, я провела урок в виде путешествия. Содержание изучаемого материала тесно связано с жизнью, с потребностями и интересами учащихся. Детям интересно было узнать новую информацию о ленточном боре, о том, как можно самим вырастить ёлочку.

Объем предложенного для усвоения учащимися материала оптимален. Дети всегда справляются с подобным объемом материала на уроках обучения грамоте.

В ходе урока была организована опора на предыдущие знания учащихся. Дети легко ответили на поставленные вопросы в самом начале урока.

Мною был выбран различный характер упражнений: репродуктивный, творческий. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, дети легко ориентировались при делении слов на слоге и постановке в словах ударения. Виды работ чередовались.

Позаботилась и о здоровье детей.  Провела физкультурную паузу.

На разных этапах урока степень активности и работоспособности учащихся была выше средней. Мне, как и любому другому учителю хочется, чтобы активность учащихся была гораздо выше. Но, тем не менее, у учащихся проявился интерес к содержанию урока, а также к процессу деятельности на уроке.

Если говорить о культуре межличностных отношений на уроке, то можно отметить, что в ходе урока дети помогали друг другу, были доброжелательны.

Степень эстетического воздействия урока на учащихся - высокий. Я считаю, что всю полученную интересную информацию на сегодняшнем уроке дети легко донесут до родителей, а также до своих друзей.

Психологическая атмосфера урока спокойная, ровная. Можно отметить, заинтересованность всех участников урока.

Цель урока мною достигнута. Положительное влияние на достижение цели урока оказало разнообразие заданий в ходе урока и новизна информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ  посещенного  урока

учителя начальных классов

ГКОУ «РЦДО» г. Магас

ТАНГИЕВОЙ АШАТ Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.  Анализ  посещенного  урока.

Анализ урока математики в 3-в классе.

Тема: Закрепление по теме «Табличные случаи умножения однозначных чисел»

Тип урока: Закрепление знаний и способов действий

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Ресурсы: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.

          Урок был организованным, дисциплина на уроке хорошая. На уроке присутствовали различные формы работы.  Рабочее место учителя и ученика было рационально организованным. В начале урока была проведена интересная разминка, что способствовало более быстрому включению детей в урок, повышению интереса к уроку. Для мотивации учащихся было прочитано стихотворение. Цели урока определялись совместно с детьми. На уроке присутствовала письменная и устная работа. Урок был посвящен повторению таблицы умножения.  Материал урока был разнообразным, и отражал основные задачи развития вычислительных навыков у младших школьников по этой теме. Структура урока соответствовала типу и целям урока.

          Деятельность учителя и обучающихся была направлена на закрепление вычислительные навыки. Этому способствовали задания, предлагаемые учителем, особенно устный счет в начале урока.  Устный счет был проведен с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учащиеся решали примеры, при этом отгадывали фразу «Береги природу». Учитель на уроке использовал дополнительный материал о животных и птицах, что увеличило методическую ценность урока.

           Учащиеся на уроке выполняли разнообразные задания: примеры, уравнения, задачи, логические цепочки (они содержали элемент занимательности).  Учителем ведется качественная работа по формированию вычислительных навыков на каждом этапе урока, умения решать задачи. Учащиеся на уроке показали, что умеют читать и анализировать задачи, выполнять краткую запись. Для сильных учеников учителем были предложены задания повышенного уровня при решении задач (по краткому условию составить задачу, по рисунку определить задача это или нет, изменить вопрос к задаче, чтобы она решалась в два действия, чтобы решалась делением).

         Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Учитель использует на уроке следующие приемы: сравнение, анализ, сопоставление; методы обучения: игровой, словесный (рассказ, беседа), наглядный, практические методы, элементы проблемного обучения, дифференцированный подход к обучению.

          Учитель на уроке использовал ИКТ: было применение презентации. Слайды, выполненные учителем, несли различную смысловую нагрузку: организационную, мотивационную, проблемную, закрепляющую, контролирующую.  ИКТ на данном уроке необходимо в качестве дополнительного средства, который помогает учителю закрепить вычислительные навыки. Использование ИКТ направлено на усвоение и закрепление знаний, в том числе и вычислительных навыков.  Игра повышается интерес к уроку и растет мотивация. Идет воздействие на несколько органов чувств, за счет чего будет достигнуто более осознанное и глубокое закрепление материала, в том числе и вычислительных навыков.

 На уроке шла работа по развитию УУД учеников (коммуникативных, личностных, регулятивных).

            Учащиеся на уроке были активными, работоспособность была хорошей. Психологическая атмосфера на уроке положительная. Учитель соблюдает валеологический подход (делает замечания по поводу осанки, проводилась физминутка). Урок целей и планируемых результатов достиг. Вычислительные навыки развивались и закреплялись на каждом этапе урока. Урок также ценен своей воспитательной составляющей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личная карточка

учителя начальных классов

ГКОУ «РЦДО» г. Магас

ТАНГИЕВОЙ АШАТ Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

на тему:

«Развитие учащихся в процессе формирования УД»

учителя начальных классов

ГКОУ «РЦДО» г. Магас

ТАНГИЕВОЙ АШАТ Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. ДОКЛАД. (аннотация к презентации)

Выступление  на заседании МО

 

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?».

                                                                                      С. Я. Маршак

                                                       Тема выступления:

«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные детьми в школе, через некоторое время устаревают, а умение учиться становится сегодня всё более востребованным. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, т. е. универсальные учебные действия.

 Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, целью современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие  учащихся в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки   формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Что же такое универсальные учебные действия?

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком значении – это совокупность способов действия ученика, обеспечивающая усвоение новых знаний и формирование  умений.

Хочется отметить, что одной из особенностей учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они:

- носят метапредметный характер; 

- являются условием самореализации личности школьника.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающая его  социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

      обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

      создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

      обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

       – личностный;

       – регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

-        познавательный;

-        -коммуникативный

Итак, рассмотрим личностные универсальные действия. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию школьников, т. е формируют их нравственную позицию.  Это действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

    Так, уже в 1 классе, начиная с первых уроков окружающего мира,  знакомлю учеников с  такими понятиями, как «Родина», «отечество», «отчизна»,  «гражданин», «Россия», тем самым формирую у них личностное (гражданское) самоопределение. Ребёнок осознаёт себя гражданином России, испытывает чувство гордости за свой народ, свою Родину.

         На уроках литературного чтения личностные универсальные действия формирую:

       - через прослеживание «судьбы героя»;

      - на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;

      - высказывания своего отношения к прочитанному.

Дети учатся оценивать поступки героев, тем самым формируются их нравственные качества.

Следующий вид универсальных учебных действий – регулятивные. Они дают возможность школьникам организовать свою учебную деятельность.

Регулятивные универсальные учебные действия:

      целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

      планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

      прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

      контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

      коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

      оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

      волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

       

Познавательные универсальные учебные действия

       А теперь  рассмотрим познавательные универсальные учебные действия, которые  включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.

 Работая над общеучебными умениями и навыками, учу детей осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме, умению выделять и формулировать познавательные цели, применять методы информационного поиска, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, а также контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

        Так, например, на уроках русского языка предлагаю ученикам задания: «Посмотри на мир другими глазами», «Продолжи неоконченный рассказ», «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Составь рассказ, используя данную концовку» и другие, которые помогут детям в дальнейшем в приобретении навыков построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

  Особую группу общеучебных действий составляют знаково-символические, такие как  моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, в чём большую помощь оказывают информационные компьютерные технологии.

     Универсальные учебные действия – это умение учиться. Задача учителя начальных классов дать детям знания не в готовом виде, а научить ребёнка самому их добывать.  Этому способствуют логические универсальные  действия, которые формируются в результате  таких умственных операций, как:

- анализ;

- сравнение, классификация объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

-  выдвижение гипотез и их обоснование.

     Например: на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества провожу сравнение народных сказок. Сказка «Теремок», знакомая всем с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто же главные герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки и увидели, что, несмотря на отличие деталей сюжет сказок одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление о вариативности народного творчества. Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для  исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.

Одним из подвидов познавательных универсальных учебных действий является постановка и решение проблемы, которая предусматривает формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

         И последний вид универсальных учебных действий – коммуникативные. Особенно ярко коммуникативные учебные действия проявляются при выполнении исследовательской и проектной работы, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.

 

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные универсальные действия:

      планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

      постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

      разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

      управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

      умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Портрет современного ученика

В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы, который ориентирован на развитие личности  выпускника .

      любящий свой народ, свой край и свою Родину;

      уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

      любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

      владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

      готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

      доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать своё мнение;

      выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Заключение

Над развитием   личности детей в условиях формирования универсальных учебных действий работа  строится на протяжении всего обучения в школе. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей. Спасибо за сотрудничество!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План по самообразованию "Развитие учащихся в процессе формирования УД""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 258 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.05.2020 328
    • DOCX 1.4 мбайт
    • 20 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Смольянинов Юрий Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Смольянинов Юрий Викторович
    Смольянинов Юрий Викторович
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 97092
    • Всего материалов: 205

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 393 человека из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 212 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе