«Первоцветы»
Занятие по экологии в старшей группе.
Программное
содержание: уточнить и расширить представления о первых цветах весны,
учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту; обогащать
словарный запас, развивать связную речь, воспитывать эстетический вкус и
бережное отношение к природе
Материалы:
картины с изображением подснежника, мать-и-мачехи, тюльпана, ландыша,
нарцисса, оборудование для рисования красками, листы бумаги для рисования,
грамзапись «Подснежник».
Ход
занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
- Правильно весной, молодцы!
- А что изменилось с приходом весны? (На улице стало теплее, снег тает,
появляются проталины)
- Небо весной (какое?)...
- Солнышко весной (что делает?)...
- Птицы весной (что делают?)...
- Цветы весной (что делают?)...
- Ребята, сегодня в этот прекрасный весенний день поговорим о цветах. И
не просто цветах, а первоцветах.
- А как вы понимаете это слово? (ответы детей)
(После предложенных ответов воспитатель дает понятие первоцветы)
- Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают после зимы первыми в лесах
и на лугах. Это первые весенние цветы. Каждый цветок удивителен своей красотой,
а так же восхищает нас своим тонким ароматом.
- Чудесные белые колокольчики хрупкого цветка появляются ранней весной,
когда в лесу еще лежит снег. И этот цветок в народе
называют......(подснежником)
(Воспитатель показывает детям картину с изображением подснежника)
Этот удивительный цветок растет и развивается зимой, по теплым снежным
покрывалом, а в начале весны появляется из-под снега его светло-зеленый стебелек
с бутонами. В марте под яркими солнечными лучами подснежники расцветают,
когда на деревьях еще нет листьев. В ненастные пасмурные дни цветы
подснежников закрываются, а головки их наклоняются.
- Ребята, я предлагаю вам почувствовать себя подснежниками.
(Звучит
запись «Подснежники» и дети представляют себя подснежниками и имитируют движения:
смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются
проснувшемуся лесу, и приветствуют жителей леса)
- Вам понравилось быть подснежниками? Что вы почувствовали?
- Немало легенд сложено о подснежнике. Послушайте стихотворение, которое
передает одну из них «Смелый подснежник»
Лесною тропой
Шла зима с подругам
Стужами и Вьюгами,
Метелью и Пургой.
А навстречу ей Весна,
И румяна, и ясна,
В пестром сарафане,
С птицами, цветами.
Позавидовала Зима Весне,
Ее юности и красе,
Подула ветрами ледяными,
Закружила вьюгами злыми.
Испугались стужи цветки
И закрыли свои лепестки.
Только подснежник, хрупкий и нежный,
Из последних сил
Лепестки раскрыл
Капелькою белой.
Маленький, но смелый!
- Вот снег растаял, появились проталинки и появились круглые золотые монеты?
- Как вы думаете, о каких золотых монетах я говорю?
- Правильно, весну цветов открывает- мать-и-мачеха. Этот золотой цветок растет
на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав. (показ картины
с изображением цветка мать-и-мачехи)
У этого цветка невысокий стебель, покрытый мягким легким пушком, защищающим
цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые
листики. Большие листья появляются позже, когда цветов уже нет. Листья эти
крупные, темно-зеленые.
Мать-и-мачехой назвали этот цветок потому, что одна сторона листа
–теплая, как мама, а другая холодная, как мачеха. А когда цветок отцветает, то
он превращается в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой
маленькой воздушной пушинкой- парашютиком, которая помогает семечку улететь.
- Позже просыпаются и другие весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, ландыши,
примулы и т.д. (показ картин с изображением весенних цветов)
- Но к сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые
цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
- Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы цветы не погибли и
радовали нас своей красотой? (ответы детей)
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Чтобы всем было приятно и радостно смотреть на весенние цветы и любоваться
ими, я предлагаю нарисовать первый весенний цветок, который вам больше
понравился.
Воспитатель с детьми проговаривает какие цвета использовать для рисования
лепестков, листьев и стебелька цветка. После чего дети приступают к работе с
красками.
В конце занятия дети показывают рисунки и рассказывают почему решили
нарисовать именно этот цветок и что нового они узнали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.