Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
школа №7городского округа Стрежевой
с
углубленным изучением отдельных предметов»
МОУ
«СОШ №7»
636785,
г. Стрежевой Томской области Тел./факс:
8 (38259) 5-57-99
ул. Коммунальная, 1
E-mail:
shkola7@guostrj.ru
Педагогический
кейс
«Формирование компетентности молодых
педагогов начальной школы в области решения уравнений»
Подготовили:
Кривошеина
Ольга Ивановна,
Тетюева
Наталья Викторовна,
учителя
начальных классов
Стрежевой – 2020
Направление
кейса
|
Профессиональное
развитие молодых педагогов
|
Цель
работы над кейсом
|
Расширение
предметно-методологических компетенций молодых педагогов начальной школы
путём формирования у учителей умения выбирать или разрабатывать необходимые для
решения составных уравнений стандартные методы и
способы.
|
Краткое
описание кейса
|
Данный кейс представлен для
кейс-сессии учителей наставников для молодых учителей начальных классов
"Совершенствование предметно- методической компетенции молодого учителя
как условие повышения качества преподавания предметов естественно-
математического цикла в начальной школе», который проводится в рамках
реализация муниципального проекта «Учитель будущего».
В ходе решения кейса группа
молодых педагогов проанализирует решения составных уравнений и определит
алгоритм их решения. Защита кейса сопровождается презентацией.
|
Предлагаемая
ситуация
|
Ученица
4 класса не понимает смысл решения составных уравнений. Как ей объяснить
решение этого уравнения?
|
Задание
|
Как доступно
объяснить ученице 4 класса способ решения составного уравнения.
|
Гипотеза
|
Мы думаем, что в результате
решения данного кейса молодые педагоги систематизируют и расширят
знания
в области математического образования, повысят свой уровень ориентации в
содержательно-методической линии «Решение уравнений» и приобретут умение
выбирать или разрабатывать необходимые для решения составных уравнений стандартные
методы и способы.
|
Оборудование
|
карточки
с заданиями (см. приложения), карточки с алгоритмом для рефлексии, клей,
ножницы. Электронные: ПК учителя,
мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
|
Введение.
Любой выпускник к концу
обучения в начальной школе должен овладеть определенными математическими
компетентностями. Одна из таких компетентностей – умение решать составные уравнения.
Впервые учащиеся знакомятся с уравнениями в 1 классе. В дальнейшем линия уравнений
расширяется и изучается на протяжении обучения в начальном звене.
Основная проблема у
детей при решении таких уравнений - это боязнь ошибиться в последовательности
действий… длинные уравнения, длинные примеры всегда пугают. И здесь самое
важное – действовать строго по порядку и не сбиться!
Наша
задача в ходе решения данного кейса заключается в том, чтобы помочь учителям
систематизировать и расширить знания в области математического образования, повысить
уровень ориентации в содержательно-методической линии «Решение уравнений» и
помочь приобрести умения выбирать или разрабатывать, необходимые для решения составных
уравнений стандартные методы и способы.
Ситуация.
На самостоятельной работе ученица 4 «Б»
Ольга Петрова не смогла решить уравнение:
(Х · 40 + 60) : 3 = 140
Девочка не из тех, кто просто так сдаётся
и на дополнительном занятии по математике она обращается к учителю о помощи в
объяснении этого материала.
Задание.
Как вы объясните решение данного
уравнения Ольге Петровой?
Проблема
Какие способы можно предложить ученице для
решения данного уравнения?
Решение
кейса
1.
Самоопределение
к деятельности.
- Уважаемые коллеги, все вы знаете, что решение кейса - это решение
определённой педагогической ситуации. Обратите внимание на слайд и попробуйте предположить,
какая же это будет ситуация:
Педагоги
предлагают свои версии.
После этого,
дать карточку с конкретной ситуацией. Как правило, версия подтверждается.
Ситуация.
На самостоятельной работе
ученица 4 «Б» Ольга Петрова не смогла решить уравнение:
(Х · 40 + 60) : 3 = 140
Девочка не из тех, кто просто так
сдаётся и на дополнительном занятии по математике она обращается к учителю о
помощи в объяснении этого материала.
|
2.
Активизация
мыслительной деятельности.
- Прежде чем вы начнёте работать над данной ситуацией,
давайте попробуем составить план решения кейса.
Путём выдвижения версий план записывается на доске.
План
решения:
1. Вспомнить
теоретические основы обучения решению
уравнений в начальной школе и их способы решения.
2. Выбрать пропедевтические задания и правила для решения
составных уравнений.
3. Составить
алгоритм решения составных уравнений.
4. Объяснить
ученице, как надо решать данное уравнение на основе составленного алгоритма.
3.
Практическая
работа.
Молодые
коллеги приступают к решению кейса. На столах представлен пакет теоретических и
практических заданий. Номера карточек не пронумерованы с целью формирования
у учителей умения
выбирать необходимые для решения составных уравнений стандартные
методы и способы.
Карточка
Определите
соотношения между понятиями, которые необходимы для обучения решению уравнений.
уравнение
|
непостоянная величина, которая записывается латинскими буквами.
|
переменная
|
равенство с неизвестным числом, которое нужно найти.
|
корень уравнения
|
это значит найти корень уравнения.
|
решить уравнение
|
уравнение,
которое содержат два или более арифметических действий
|
составное уравнение
|
значение переменной, которое обращает данное
уравнение в верное равенство.
|
С обратной стороны самопроверка.
уравнение
|
непостоянная величина, которая записывается латинскими буквами.
|
переменная
|
равенство с неизвестным числом, которое нужно найти.
|
корень уравнения
|
это значит найти корень уравнения.
|
решить уравнение
|
уравнение,
которое содержат два или более арифметических действий
|
составное уравнение
|
значение переменной, которое обращает данное
уравнение в верное равенство.
|
Карточка
Определите
соотношения между способами решений уравнений или рассуждениями учеников начальной школы.
способ, основанный на подборе значений
переменной.
|
х + 5 =7
7 – это 5 и 2, значит, значение х =2
|
способ, основанный на знании состава чисел
|
х + 5 =7
Если я возьму вместо х число 1, то получится 6, а если я подберу
число 2, то будет 7. Значит, значение х =2
|
графический способ
|
х + 5 =7
неизвестно слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из
суммы вычесть известное слагаемое. 7-5=2.
Значит, значение х =2
|
способ, основанный на зависимостях между
компонентами и результатами действий
|
х + 5 =7
7
5 х
Неизвестна часть, чтобы найти часть надо из целого вычесть
другую часть. 7-5=2.
Значит, значение х =2
|
С обратной стороны
самопроверка.
способ, основанный на подборе значений
переменной.
|
х + 5 =7
7 – это 5 и 2, значит, значение х =2
|
способ, основанный на знании состава чисел
|
х + 5 =7
Если я возьму вместо х число 1, то получится 6, а если я подберу
число 2, то будет 7. Значит, значение х =2
|
графический способ
|
х + 5 =7
неизвестно слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из
суммы вычесть известное слагаемое. 7-5=2.
Значит, значение х =2
|
способ, основанный на зависимостях между
компонентами и результатами действий
|
х + 5 =7
7
5 х
Неизвестна часть, чтобы найти часть надо из целого вычесть
другую часть. 7-5=2.
Значит, значение х =2
|
Карточка
Определите задания и правила,
которые помогут актуализировать знания для объяснения нового материала.
1.
Задание.
Решите
уравнения.
Х + 6 =12 16 – Х =6 14 : Х =2 Х · 5 = 25
2.
Задание.
Сравните
выражения.
34 +12 …
12 = 34
45 : 9 …
45 – 9
60 – 15
… 9 · 5
3.
Задание.
Определите
порядок действий.
(60-15) : 9 +27
4.
Правила взаимосвязи
между компонентами и результатом арифметических действий.
Х + 3 = 5
Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть
известное слагаемое.
Х - 3 = 5
Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить
вычитаемое.
8 - Х = 5
Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть
разность.
Х · 3 = 24
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение
разделить на известный множитель
Х : 2 = 4
Чтобы найти делимое, надо частное умножить на
делитель
8 : Х = 4
Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное
5.
Правило
(переместительное свойство сложения)
От перемены мест слагаемых сумма не меняется.
6.
Правило.
Периметр прямоугольника равен сумме длин его сторон.
|
С обратной стороны
самопроверка.
1.Задание.
Решите
уравнения.
Х + 6 =12 16 – Х =6 14 : Х =2 Х · 5 = 25
3.Задание.
Определите
порядок действий.
(60-15) : 9 +27
4.Правила взаимосвязи между компонентами и результатом
арифметических действий.
Х + 3 = 5
Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть
известное слагаемое.
Х - 3 = 5
Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить
вычитаемое.
8 - Х = 5
Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть
разность.
Х · 3 = 24
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение
разделить на известный множитель
Х : 2 = 4
Чтобы найти делимое, надо частное умножить на
делитель
8 : Х = 4
Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное
|
Карточка
Сетка алгоритма и карточки с
соответствующими действиями, которые нужно расположить в правильном порядке и
приклеить в сетку алгоритма.
Алгоритм решения составных
уравнений
нет
да
да
Определить
порядок действий
|
Найти
последнее действие
|
Выделить
неизвестный компонент
|
Применить
правило
|
Упростить
правую часть
|
Корень
уравнения найден?
|
Проверка
|
С обратной стороны
самопроверка.
Алгоритм решения составных
уравнений
нет
да
да
3.
Представление
молодыми коллегами решения кейса.
Педагоги
представляют решение конкретной педагогической ситуации.
4.
Рефлексия
деятельности.
Все
участники мероприятия встают в круг, и поочередно каждый делится своим мнением,
рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму:
1.
В результате решения данного кейса я испытываю состояние
(неуверенности, недоумения, тревоги, просветления, удовлетворения, понимания и
др.). Нужное выбрать.
2.
Потому что… (причина вашего состояния).
3.
Моя оценка данного мероприятия …
Ресурсы
кейса.
Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=816238
© БиблиофондПонятия
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.