+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаПедагогический кейс «Формирование компетентности молодых педагогов начальной школы в области решения уравнений»

Педагогический кейс «Формирование компетентности молодых педагогов начальной школы в области решения уравнений»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7городского округа Стрежевой

с углубленным изучением отдельных предметов»

МОУ «СОШ №7»

636785, г. Стрежевой Томской области Тел./факс: 8 (38259) 5-57-99

ул. Коммунальная, 1 E-mail: shkola7@guostrj.ru

Педагогический кейс 
«
Формирование компетентности молодых педагогов начальной школы в области решения уравнений»

Подготовили:

Кривошеина Ольга Ивановна,

Тетюева Наталья Викторовна,

учителя начальных классов

Стрежевой – 2020

Направление кейса

Профессиональное развитие молодых педагогов

Цель работы над кейсом

Расширение предметно-методологических компетенций молодых педагогов начальной школы путём формирования у учителей умения выбирать или разрабатывать необходимые для решения составных уравнений стандартные методы и способы.

Краткое описание кейса

Данный кейс представлен для кейс-сессии учителей наставников для молодых учителей начальных классов "Совершенствование предметно- методической компетенции молодого учителя как условие повышения качества преподавания предметов естественно- математического цикла в начальной школе», который проводится в рамках реализация муниципального проекта «Учитель будущего». В ходе решения кейса группа молодых педагогов проанализирует решения составных уравнений и определит алгоритм их решения. Защита кейса сопровождается презентацией.

Предлагаемая ситуация

Ученица 4 класса не понимает смысл решения составных уравнений. Как ей объяснить решение этого уравнения?

Задание

Как доступно объяснить ученице 4 класса способ решения составного уравнения.

Гипотеза

Мы думаем, что в результате решения данного кейса молодые педагоги систематизируют и расширят знания в области математического образования, повысят свой уровень ориентации в содержательно-методической линии «Решение уравнений» и приобретут умение выбирать или разрабатывать необходимые для решения составных уравнений стандартные методы и способы.

Оборудование

карточки с заданиями (см. приложения), карточки с алгоритмом для рефлексии, клей, ножницы. Электронные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Введение.

Любой выпускник к концу обучения в начальной школе должен овладеть определенными математическими компетентностями. Одна из таких компетентностей – умение решать составные уравнения. Впервые учащиеся знакомятся с уравнениями в 1 классе. В дальнейшем линия уравнений расширяется и изучается на протяжении обучения в начальном звене.

Основная проблема у детей при решении таких уравнений - это боязнь ошибиться в последовательности действий… длинные уравнения, длинные примеры всегда пугают. И здесь самое важное – действовать строго по порядку и не сбиться!

Наша задача в ходе решения данного кейса заключается в том, чтобы помочь учителям систематизировать и расширить знания в области математического образования, повысить уровень ориентации в содержательно-методической линии «Решение уравнений» и помочь приобрести умения выбирать или разрабатывать, необходимые для решения составных уравнений стандартные методы и способы.

Ситуация.

На самостоятельной работе ученица 4 «Б» Ольга Петрова не смогла решить уравнение:

(Х · 40 + 60) : 3 = 140

Девочка не из тех, кто просто так сдаётся и на дополнительном занятии по математике она обращается к учителю о помощи в объяснении этого материала.

Задание.

Как вы объясните решение данного уравнения Ольге Петровой?

Проблема

Какие способы можно предложить ученице для решения данного уравнения?

Решение кейса

  1. Самоопределение к деятельности.

- Уважаемые коллеги, все вы знаете, что решение кейса - это решение определённой педагогической ситуации. Обратите внимание на слайд и попробуйте предположить, какая же это будет ситуация:

Педагоги предлагают свои версии.

После этого, дать карточку с конкретной ситуацией. Как правило, версия подтверждается.

Ситуация.

На самостоятельной работе ученица 4 «Б» Ольга Петрова не смогла решить уравнение:

(Х · 40 + 60) : 3 = 140

Девочка не из тех, кто просто так сдаётся и на дополнительном занятии по математике она обращается к учителю о помощи в объяснении этого материала.

  1. Активизация мыслительной деятельности.

- Прежде чем вы начнёте работать над данной ситуацией, давайте попробуем составить план решения кейса.

Путём выдвижения версий план записывается на доске.

План решения:

  1. Вспомнить теоретические основы обучения решению уравнений в начальной школе и их способы решения.

  2. Выбрать пропедевтические задания и правила для решения составных уравнений.

  3. Составить алгоритм решения составных уравнений.

  4. Объяснить ученице, как надо решать данное уравнение на основе составленного алгоритма.

  1. Практическая работа.

Молодые коллеги приступают к решению кейса. На столах представлен пакет теоретических и практических заданий. Номера карточек не пронумерованы с целью формирования у учителей умения выбирать необходимые для решения составных уравнений стандартные методы и способы.

Карточка

Определите соотношения между понятиями, которые необходимы для обучения решению уравнений.

уравнение

непостоянная величина, которая записывается латинскими буквами.

переменная

равенство с неизвестным числом, которое нужно найти.

корень уравнения

это значит найти корень уравнения.

решить уравнение

уравнение, которое содержат два или более арифметических действий

составное уравнение

значение переменной, которое обращает данное уравнение в верное равенство.

С обратной стороны самопроверка.

уравнение

непостоянная величина, которая записывается латинскими буквами.

переменная

равенство с неизвестным числом, которое нужно найти.

корень уравнения

это значит найти корень уравнения.

решить уравнение

уравнение, которое содержат два или более арифметических действий

составное уравнение

значение переменной, которое обращает данное уравнение в верное равенство.

Карточка

Определите соотношения между способами решений уравнений или рассуждениями учеников начальной школы.

способ, основанный на подборе значений переменной.

х + 5 =7

7 – это 5 и 2, значит, значение х =2

способ, основанный на знании состава чисел

х + 5 =7

Если я возьму вместо х число 1, то получится 6, а если я подберу число 2, то будет 7. Значит, значение х =2

графический способ

х + 5 =7

неизвестно слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. 7-5=2.

Значит, значение х =2

способ, основанный на зависимостях между компонентами и результатами действий

х + 5 =7

7

5 х

Неизвестна часть, чтобы найти часть надо из целого вычесть другую часть. 7-5=2.

Значит, значение х =2

С обратной стороны самопроверка.

способ, основанный на подборе значений переменной.

х + 5 =7

7 – это 5 и 2, значит, значение х =2

способ, основанный на знании состава чисел

х + 5 =7

Если я возьму вместо х число 1, то получится 6, а если я подберу число 2, то будет 7. Значит, значение х =2

графический способ

х + 5 =7

неизвестно слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. 7-5=2.

Значит, значение х =2

способ, основанный на зависимостях между компонентами и результатами действий

х + 5 =7

7

5 х

Неизвестна часть, чтобы найти часть надо из целого вычесть другую часть. 7-5=2.

Значит, значение х =2

Карточка

Определите задания и правила, которые помогут актуализировать знания для объяснения нового материала.

  1. Задание.

Решите уравнения.
Х + 6 =12 16 – Х =6 14 : Х =2 Х · 5 = 25

  1. Задание.

Сравните выражения.

34 +12 … 12 = 34

45 : 9 … 45 – 9

60 – 15 … 9 · 5

  1. Задание.

Определите порядок действий.
(60-15) : 9 +27

  1. Правила взаимосвязи между компонентами и результатом арифметических действий.

Х + 3 = 5

Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Х - 3 = 5

Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

8 - Х = 5

Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Х · 3 = 24

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель

Х : 2 = 4

Чтобы найти делимое, надо частное  умножить на делитель

8 : Х = 4

Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное  

  1. Правило (переместительное свойство сложения)

От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

  1. Правило.

Периметр прямоугольника равен сумме длин его сторон.

С обратной стороны самопроверка.

1.Задание.

Решите уравнения.
Х + 6 =12 16 – Х =6 14 : Х =2 Х · 5 = 25

3.Задание.

Определите порядок действий.
(60-15) : 9 +27

4.Правила взаимосвязи между компонентами и результатом арифметических действий.

Х + 3 = 5

Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Х - 3 = 5

Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

8 - Х = 5

Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Х · 3 = 24

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель

Х : 2 = 4

Чтобы найти делимое, надо частное  умножить на делитель

8 : Х = 4

Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное  

Карточка

Сетка алгоритма и карточки с соответствующими действиями, которые нужно расположить в правильном порядке и приклеить в сетку алгоритма.

Алгоритм решения составных уравнений

нет да

да

Определить порядок действий

Найти последнее действие

Выделить неизвестный компонент

Применить правило

Упростить правую часть

Корень уравнения найден?

Проверка

С обратной стороны самопроверка.

Алгоритм решения составных уравнений

нет да

да

  1. Представление молодыми коллегами решения кейса.

Педагоги представляют решение конкретной педагогической ситуации.

  1. Рефлексия деятельности.

Все участники мероприятия встают в круг, и поочередно каждый делится своим мнением, рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму:

  1. В результате решения данного кейса я испытываю состояние (неуверенности, недоумения, тревоги, просветления, удовлетворения, понимания и др.). Нужное выбрать.

  2. Потому что… (причина вашего состояния).

  3. Моя оценка данного мероприятия …

Ресурсы кейса.

Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=816238
© БиблиофондПонятия

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
141
Номер материала
10322
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.