Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПлан по самообразованию "Виды письменных работ на уроках русского языка "

План по самообразованию "Виды письменных работ на уроках русского языка "

Скачать материал

Виды письменных работ

на уроках русского языка.

                                                                                             

В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, раскрытие его творческих способностей, вопросы развития самостоятельной письменной речи учащихся приобретают особое значение.

Во-первых, внутри учебной деятельности самостоятельной письменной речи отводится особое структурное место и функциональное значение (в возрасте шести-семи лет у детей начинают формироваться навыки письменной речи).

Во-вторых, развитие самостоятельной письменной речи совершенствует мыслительную деятельность, устную речь, память, внимание, воображение, волю, эмоциональную сферу младшего школьника. Письменная речь регулируется рядом психических функций (память, внимание, функция контроля и оценки), которые способствуют развитию личности и определяют уровень ее развития.

В-третьих, самостоятельная письменная речь позволяет младшему школьнику обратиться к своему внутреннему миру, который отражается в его письменных работах. В самостоятельной письменной речи учащихся формируется способность выражать свои переживания, мысли, чувства, свой духовный мир. Письменная речь является инструментом в постижении школьником своего «Я» и Вселенной.

В-четвертых, процесс и продукт самостоятельной письменной речевой деятельности позволяет изучить, охарактеризовать школьника не только как субъекта этой деятельности, но и как личность. Наибольшими возможностями для раскрытия школьником себя как личности в процессе образования обладает именно работа по развитию самостоятельной письменной речи. Известный советский психолог Л.С. Выготский утверждал, что в процессе культурного развития ребенка происходят мощные благодатные изменения в его личности благодаря овладению письменной речевой деятельностью.

Высшим уровнем развития письменной речи учащихся является творческая работа, предполагающая высокую степень активности младших школьников и их познавательной самостоятельности. Цель творческих упражнений — создание своего, нового, оригинального, на основе предложенного учителем или подобранного учащимися материала. Творческое письменное выражение мысли — один из видов речемыслительной деятельности человека, в которой проявляется высшая степень речевой активности. Творческие письменные работы оживляют уроки, увлекают самих учеников мыслеречевой деятельностью, нередко вносят элемент соревнования.

Наиболее эффективным методом включения школьников в творческую деятельность на уроке является самостоятельная работа учащихся, направленная на выполнение различных текстовых упражнений под руководством учителя, но без его непосредственного участия. При этом методе работы учитель ставит вопросы, направляет деятельность учащихся, предлагает исходный материал, на основе которого школьники создают творческую работу. Учащиеся анализируют материал, формулируют задание, с учетом которого выполняют упражнение, самостоятельно контролируют и оценивают работу.

Рассмотрим некоторые виды творческих письменных упражнений, повышающих активность, самостоятельность учащихся и способствующих развитию мыслительных операций (анализ, синтез, нахождение сходств и различий, обобщение и систематизация, объяснение и доказательство) за счет систематического использования антиципации (предопределения, предвосхищения учащимися содержания, видов и результатов предстоящей учебной деятельности); целенаправленного и интенсивного развития словесно-логического мышления и устной речи.

Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, в его фразеологии – в семантизации слов, в исследовании их образования и этимологии, в анализе оттенков значений и особенностей употребления слов в тексте. Языковой анализ художественного текста – это всегда исследование, всегда творчество. Как увлекает детей изучение пословиц и поговорок, крылатых слов!

Работа с пословицами.

Задача: обогатить речь детей пословицами; учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях.  

На таких уроках дети выполняют задания:

  • собирать пословицы на какую-нибудь тему;
  • продолжить пословицы:

Детям раздать карточки,  где даны начало и конец пословицы.  Те, у кого написано начало, читают по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение пословицы. Учащиеся объясняют смысл полученной пословицы.

  • закончить историю пословицей (читать какой-нибудь текст, а закончить пословицей;
  • придумать небольшие рассказы по двум пословицам, по выбору;
  • нарисуй к пословице картинку;
  • сочини сам пословицу.

Работа с загадками.

Задача: дать сведения об изобразительных средствах языка, учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.

Сначала на первых уроках разобрать, как построена загадка. Дети приходят к выводу, что в загадке предмет описан, указаны его признаки. Но признаки указаны  не прямо, а с намеком.

Затем дети сами пытаются сочинять загадки, основанные на сравнении.

Сочинение сказки.

Задача: учить сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам.

 Дети еще в первом классе знают, чем отличается сказка от рассказа. Предметы в сказке оживляются. В сказке присутствуют волшебство, чудесные превращения и приключения.

-Сегодня мы сочиним сказку про маленькую тучку. Наша сказка так  и будет называться «Сказка про Тучку»

- Наша сказка будет состоять из трех частей. В первой части расскажем о том, как появилась Тучка на небе, во  второй части – о приключениях маленькой Тучки, в третьей – о том, как она вернулась в свой дом.

Можно дать начало сказки:

-Высоко-высоко в небе, на самой вершине горы стоял Тучкин домик. (Дети описывают домик).

-В домике жили мохнатые снежинки. Они веселились и танцевали. Наконец им захотелось прогуляться, полетать по небу.

(Так  ведется дальнейшая работа).

Задаем вопросы, дети отвечают. И так коллективно сочиняется сказка. Дети дома оформляют ее. Во ΙΙ-ΙV классах дети сами сочиняют самостоятельно.

Сочинение стихотворения.

Задача: сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи.

Сначала детей знакомим, чем же проза отличается от стихотворения. Детей приводим к выводу, что стихи отличаются ритмом, рифмой, выразительностью, яркостью, краткостью, точностью.

  • Игра «Кто больше подберет рифм».

Подберите как можно больше рифмующихся слов к словам:

Пирожок – рожок, горшок…

Даль – медаль, жаль, печаль…

Грач - плеч, передач, циркач…

  • Игра «Скажи в рифму».

Читаем стихотворение, а дети договаривают последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму.

На ромашку у ворот опустился вертолет-

Золотистые глаза. Кто же это?

  • Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»

Снегирек.

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик - он промок,

Ветерок, подуй слегка,

(обсуши нам снегирька.)

  • Сочинение стихотворения под руководством учителя, затем самостоятельно.

Упражнение на выбор слов.

  • На доске  предложение. Под моими ногами тихо …..  белые снежинки.

·   Шумели

·   Шелестели

·   Трещали

·   Скрипели

·   Шуршали

Какое слово больше подходит?

  • При выполнении такой работы необходимо пользоваться «словариком синонимов и антонимов»

Дети сами составляют некоторые группы синонимов:

красивый                      изящный

пригожий                      хорошенький

прекрасный                  прелестный

очаровательный          симпатичный

Они раскрывают значения этих слов. Составляют с ними предложения.

Кроссворды.

Составление кроссвордов тоже основано на знаниях учащихся по определённой теме, требует находчивости, сообразительности, богатого словаря.

Крылатые слова.

Дети раскрывают их смысл, находят, откуда, из какого художественного произведения они взяты.

         Битый небитого везёт.

По щучьему велению по моему хотению.

У разбитого корыта.

Хоть видит око, зуб неймёт.

Работа с фразеологизмами.

Даётся, например, изображение кошки.

Какие фразеологизмы можете подобрать про кошку?

Дети с помощью фразеологических словарей находят фразеологизмы.

  • Живут как кошка с собакой.
  • Между ними чёрная кошка пробежала.

Сочинение.

При подготовке писать сочинения - описания, можно провести такую работу. Например, тема «Зима».  Дети должны подобрать как можно больше прилагательных.

         Снежинки - ажурные, причудливые, пушистые, искусные.

Небо - лазурное, изумрудное, голубое.

Тишина - торжественная, мёртвая, таинственная.

Солнце - янтарное, золотистое

Тени от деревьев - лиловые, фиолетовые.

На тему «весна» я даю существительные: дети эти предметы охарактеризуют.

Берёзки- молодые, белоствольные, зеленокудрые.

Ручейки - говорливые, хрустальные…

Птички - певчие…

Облака - бирюзовые…

Травка - молодая…

Затем дети пишут сочинение.

 К творческим работам относятся работа с разными словарями; разные виды сочинений:

Сочинение – повествование;

Сочинение – повествование с элементами описания;    

Сочинение – описание;

Сочинение  - рассуждение;

Сочинение заметок в газету

Выпуск стенной газеты и т.д.

Это далеко не все виды творческих письменных упражнений, которые может использовать учитель при обучении русскому языку. На уроке можно выделить 5—7 минут для проявления творчества учащихся: «Даже небольшое сочинение — это средство самовыражения личности школьника, его мыслей, знаний, чувств, стремлений

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План по самообразованию "Виды письменных работ на уроках русского языка ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по автоматизации производства

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 418 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.12.2020 327
    • DOCX 35.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колесова Наталия Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колесова Наталия Анатольевна
    Колесова Наталия Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81807
    • Всего материалов: 238

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 951 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 690 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 257 человек

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек