Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОткрытый урок по математике по теме: "Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз" (3 класс)

Открытый урок по математике по теме: "Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз" (3 класс)

Скачать материал

Управление образования администрации г. Орла

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №28 города Орла имени дважды Героя Советского
Союза Г.М. Паршина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок математики по теме:

«Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз»

 3  класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель Студенникова Марина Евгеньевна


 

 

Тема: Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз.

Цель: знакомство с увеличением (уменьшением) чисел в 10 и 100 раз.

Задачи: формирование УУД:

·         познавательные УУД: овладение основами логического и алгоритмического мышления;

·         регулятивные УУД: развитие умения ставить учебные задачи на основе соотнесения известного и неизвестного; сличать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознавать качество и уровень усвоения нового материала;

·         коммуникативные УУД: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;

·         личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, с учителем.

Оборудование: презентация, листы с вопросами и ответами (прил.1), индивидуальные листы (прил.2), числа для проверки дз (прил. 3)

 

Ход урока:

 

1.      Оргмомент

 

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. Прикоснитесь рукой к тому, что я буду сейчас называть.

 

- На партах у вас лежит учебник, тетрадь, ручка, карандаш, тест, листок с заданием.

- А также у вас лежат ладошки. Помашите нам ими.

- А еще на уроке нам понадобятся ваши глазки, ваш ум и ваши добрые сердца! И еще рабочее настроение. Все готовы! И так начнем!

 

Вы знаете, дети, есть чудо страна.

И правит страною царица одна.

Ну что ж за царица, спросите вы?

 Наверно, красива, добра и умна!

Вы правы, конечно, красива, добра.

Но всё таки дети, уж очень, умна.

Сама математика, правит страной

Там царствует, мир, тишина и покой.

Там цифры живут от 0 до 9,

И я приглашаю к ней в гости пойти.

 

- Так у кого мы сегодня в гостях? (у царицы математики)

Запишите число в тетрадь.

2. Актуализация опорных знаний

 

- Я диктую задание, а вы записываете в тетрадь только ответ через клетку:

 

Запиши число, в котором 1 сотня, 2 десятка, 0 единиц

 

Первый множитель равен 15, а второй 2. Чему равно произведение?

 

К 3 десяткам прибавить 4 десятка. Сколько получится единиц.?

 

Запиши число стоящее между числами 89и 91.

 

Запишите наименьшее трехзначное число.

 

Чему равно частное, если делимое 80, а делитель 8?

 

Сумма чисел 48 и 2 раздели на 5.

 

- А теперь проверяем.

 

120, 30, 70, 90, 100, 10, 10

 

-Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте. Поставьте оценку товарищу на полях. Поменяйтесь обратно.

-Предлагаю полученную отметку поставить на большой палец вашей ладошки.

- Какая цифра в записи чисел указывает на отсутствие единиц в том или ином разряде?

 

- А вы знаете, в какой стране появилась цифра 0?



- Родиной ноля считают Индию. В середине 5 века индусы составили ряд цифр от нуля до девяти, при помощи которых стало возможным записать любые числа. Так, первым названием ноля было индийское слово «сунья» («пустое»). Первое его изображение выглядело как кружок, чуть меньший по размеру, чем прочие цифры – его нашли в записи числа 270, начертанном в 876 году на стене индийского города.

- Индия - страна одна из древнейших в мире. В течение урока мы познакомимся с интересными сведениями об Индии.

 

- А теперь давайте обратим внимание на ответы.

Посмотрите, что общего между числами? (заканчиваются на 0)



- На какие две группы можно разделить эти числа? (однозначные и двузначные)

- Назовите все трёхзначные числа, которые у нас встретились в ответах,

а теперь двузначные.

 

1.      Пробное действие

- Сколько пальцев на двух руках?

- Сколько пальцев на руках двух учеников?

- Как сосчитали? (10+10)

- Сколько пальцев на руках всех девочек вашего класса? (Девочки поднимают руки, мальчики считают)

- Запишите ваши вычисления на листочках. 10+10+10+10+10+10+10 т.е. по 10 взяли 9 раз.

- Как мы можем заменить эту запись? 10*9 Почему? (Сумма одинаковых слагаемых заменяется действием умножения).

10 ∙ 9 = 9 ∙ 10 – на основе правила: От перестановки множителей произведение не меняется.

- Как читается эта запись?

(9 – первый множитель, 10 - второй множитель, произведение – неизвестно.

произведение чисел 9 и 10

9 увеличили в 10 раз

по 9 взяли 10 раз).

- А теперь давайте представим, что у девочек есть книги, в которых по 100 страниц.

Как же мы посчитаем сколько всего страниц во всех наших книгах.

9*100

- Какая обратная операция увеличению (уменьшение, действие деления)?

- Остановимся на увеличении и уменьшении в 10, 100 раз.

- Как сформулируем тему урока (Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз)?

3.      Открытие новых знаний.

Работа с таблицей разрядов.

Сотни

3

Десятки

2

Единицы

1

 

Работа ведётся в таблице разрядов и в тетради у учащихся.

- Рассмотрим на примерах как можно увеличить число в 10, 100 раз.

- Запишите число 5 (Учитель ставит карточку с цифрой 5)

-Это единица какого разряда? (Первого)

Припишите справа цифру ноль

- Какое получилось число? (50)

- Что сейчас обозначает цифра 5? (Количество десятков)

- Теперь 5 это единицы какого разряда? (второго)

- Во сколько раз 50 больше 5? (В 10 раз)

-Как записать это арифметическим действием? (5·10=50)

Допишите ещё один ноль.

- Какое получилось число? (500)

- Что теперь показывает цифра 5? (Сотни)

- Во сколько раз больше 500, чем 5? (в 100 раз)

- Как записать это арифметическим действием? (5·100=500)

- Обратите внимание на множители и на результат.

- Какой вывод можно сделать?

При увеличении числа в 10 раз – справа дописываем один ноль.

При увеличении числа в 100 раз – справа дописываем два ноля.

-Какое действие мы выполняли каждый раз, когда дописывали ноль? (Умножение)

- На какие числа мы умножали? (На 10, на 100)

- Как быть с делением?

- Деление – какая операция по отношению к умножению? (обратная)

- Значит, что будем делать с нулями при делении?( отбрасывать)

Запишите число 800, зачеркните один ноль, что получилось? 800:10=80(Число уменьшилось в 10 раз)

-Какое действие мы выполнили? (Деление)

- На какое число разделили? (На 10)

- Что получили? (80)

- Если мы зачеркнем два нуля, во сколько раз уменьшилось наше число? (В 100 раз)

- Какой результат мы получим? (8)

800:100 = 8

- Какой вывод мы можем сделать?

Чтобы уменьшить число в 10 раз, нужно справа отбросить один ноль.

Чтобы уменьшить число в 100 раз, нужно справа отбросить два ноля.


 

 

3.      Физминутка

 

5. Первичное закрепление.

- А сейчас, опираясь на правила, будем тренироваться увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз.

- Откройте учебники на стр 47 №1

- Работать будем по цепочке, проговаривая правило умножения и деления. Запись оформлять в тетради.

Увеличьте в 10 раз числа: 8, 12, 35.

(Для того чтобы увеличить число в 10 раз, к нему надо справа приписать 1 ноль.

Значит, 8 · 10 = 80.

Аналогично комментируются и другие числа.)

2) Уменьшите в 100 раз числа: 700, 400, 100.

(Для того чтобы уменьшить число в 100 раз, надо у него справа отбросить 2 нуля. Значит, 700 : 100 = 7.

Аналогично комментируются и другие числа.)

3) уменьшите в 10 раз числа: 840, 900, 360.

(Для того чтобы уменьшить число в 10 раз, надо у него справа отбросить 1 ноль.

Значит 840 : 10 = 84.

Аналогично комментируются и другие числа)

 

Перейдём к заданию под номером 2.

 Давайте выполним его устно. Прочитаем задачу:

На каждом этаже девятиэтажного дома по три квартиры. Номера квартир на седьмом этаже: 127, 128, 129. Назови номера трёх квартир на следующем этаже; на предыдущем этаже.

О чём говорится в задаче? (о девятиэтажном доме, этажах, квартирах)

Что нам известно? (номера квартир на седьмом этаже)

Что нам нужно узнать? (номера квартир на следующем, предыдущем этаже) При помощи какого действия мы можем узнать номера квартир на восьмом этаже? (сложением)

А на шестом? (вычитанием).

Итак, давайте попробуем ответить на вопрос задачи. (квартиры на 8 этаже: 130, 131, 132; квартиры на 6 этаже: 126, 125, 124)

Давайте немного усложним задание.

Кто сможет назвать номера квартир на первом (109, 110, 111)  девятом этаже? на девятом — 133, 134, 135)

 

Отлично. Следующую задачу мы решим у доски. Прочитаем задание под номером 3:

В лыжной эстафете участвовали 9 команд мальчиков, по 8 человек в каждой, и ещё 24 девочки. Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете?

Измени вопрос, чтобы последним действием при решении было вычитание. Реши новую задачу.

 

О чём говорится в задаче? (о лыжной эстафете)

 Давайте оформим задачу в виде краткой записи.

 Что нам известно? (участвовали 9 команд мальчиков, по 8 человек в каждой, и ещё 24 девочки.)

Что нам нужно узнать? ( Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете).

 Как мы обозначим вопрос в краткой записи? (при помощи стрелки)

 

Мальчиков 9 ком. по 8 чел.

                                                                         во ? раз >.

Девочек – 24 чел.

 

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

 Что нам нужно для этого узнать? (сколько было мальчиков)

 Каким действием мы можем это узнать? (умножением) Давайте запишем первое действие:

1) 9*8 = 72(м.) - всего

Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? (да)

Каким действием? (делением) Что на что будем делить? (количество мальчиков на количество девочек) Запишем второе действие:

2) 72:24 = 3(р) — мальчиков больше чем девочек.

Ответ: в 3 раза.

Изменим теперь вопрос задачи так, чтобы она решалась вычитанием. (На сколько больше участвовало мальчиков в соревновании, чем девочек?)

Решим новую задачу:

1) 9*8 = 72(м.) всего

2) 72-24 = 48 — настолько мальчиков больше, чем девочек.

Ответ: мальчиков на 48 больше, чем девочек.

 

Самостоятельная работа (тест работа в группах).

- А сейчас вы самостоятельно ответите на вопросы теста.

1. Какое животное изображено на гербе Индии

430 уменьшить в 10 раз

 

43- лев

420 - павлин

440 - тигр

2. Какой тигр из-за деятельности браконьеров находится в Индии под угрозой вымирания

4 увеличить в 100 раз

 

40 – уссурийский

400 - бенгальский

104 - амурский

3. Как называется традиционная одежда индийских женщин?

Частное чисел 800 и 100

 

700 - чхима

80 - ципао

8 - сари

4. Как называется приправа, появившаяся в Индии, и в настоящее время употребляемая по всему миру?

Уменьшить в 10 раз число 390

 

39 - черный перец

380 - кари

290 – кардамон

5. Как называется любимый в Индии «праздник огней» - индийский Новый год?

Увеличь в 10 раз число 23

 

33- Холи

230 - Дивали

203 - Угади

 

Проверка с опорой на экран

- Поменяйтесь листами. Начнем проверку.

 

VI.            Подведение итогов урока

А теперь скажи, дружок,

Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами!

 

- С какой новой темой вы познакомились на уроке?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по математике по теме: "Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 076 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.09.2020 1047
    • DOCX 36.7 кбайт
    • 50 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Титова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Титова Елена Александровна
    Титова Елена Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89020
    • Всего материалов: 194

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2688 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 482 человека

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе