ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОД
НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 18»
Выступление на тему:
«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Подготовила:
Руководитель МО ДО
Р.Э. Туркова
Новый Уренгой, 2018 г.
Американский
психолог Р. Роджерс писал: «Дай человеку все, но отними сознание своей
значимости, и он будет несчастлив».
Нашим
воспитанникам природа отказала в здоровье, но, чтобы они чувствовали себя
счастливыми, мы формируем в них сознание своей значимости.
Как руководитель МО дошкольного
отделения я подготовила сообщение на тему: «Основные направления работы
педагогов дошкольного отделения по социализации детей с ОВЗ».
Одна из главных задач, которую ставят перед
собой наши педагоги это включение детей в систему
социальных отношений. В процессе социализации ребёнок становится личностью
и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. Эта
задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как
готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей
среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми, с учетом их
особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы,
специалистов, родителей.
Проблема социализации детей с ОВЗ занимает
очень важное место в работе педагогов дошкольного отделения, так как наши дети
имеют ряд социально-педагогических проблем:
·ограниченные способности к самообслуживанию, к
самостоятельному передвижению;
· речь и неречевые средства общения используются детьми
в неполном объёме, у многих детей отсутствует;
· излишняя впечатлительность, тревожность;
·уровень самостоятельности, не соответствующий
возрасту.
Все эти проблемы
приводят к снижению уровня социализации и усложняют процесс интеграции ребёнка
в общество.
Приоритетным
направлением работы педагогов ДО является социально-личностное развитие детей
с ОВЗ, а приоритетной задачей – создание и обеспечение условий социально-личностного
развития ребёнка.
На заседаниях
МО педагогов ДО проводилась методическая работа по повышению профессиональной
компетентности педагогов в области
социально-личностного развития детей.
Были изучены
следующие темы:
·
Организация
и руководство сюжетно-ролевой игрой в группах;
·
Социально-личностное
развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ (были рассмотрены направления работы
по социально-личностному развитию детей: игровая, исследовательская,
коммуникативная, проектная, предметная, конструктивная деятельность);
Сообщения были
подготовлены в форме обсуждения ситуаций, взятых из реальной практики
педагогов и проходили в процессе активной дискуссии.
·
Также
говорили о современных технологиях эффективной социализации ребёнка: игровые
технологии, технологии предметно-развивающей среды, технология проектной
деятельности, технология портфолио дошкольника.
Формы работы педагогов ДО разнообразны, это:
ü семинар-практикум для родителей «Играем вместе»;
ü мастер-классы для родителей показали
ü Туркова Р.Э. – «Игры своими руками»,
Погорелова А.Н. - Аппликация «Автобус»;
ü тренинг для родителей подготовили Узденова В.А. и
Кучаева Л. Н.;
ü открытое занятие провела Пискунова Т.В. по ФЭКП
«Весёлая математика»;
ü выставка «Игры своими руками» приняли участие все
педагоги ДО;
ü разработан проект сюжетно-ролевой игры в каждой группе.
Одним из условий успешной социализации ребенка дошкольного
возраста с ОВЗ является сюжетно-ролевая игра.
В каждой группе разработан проект по сюжетно-ролевой
игре:
Особое внимание педагоги уделяют обогащению
предметно-развивающей среды в которой происходит обучение и саморазвитие детей.
Эффективное использование
предметно-развивающей среды является также одним из условий
социально-личностного развития детей.
Предметно
– развивающая среда в группах ориентирована на «зону ближайшего развития»:
·
это
предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также
для деятельности со сверстниками;
·
Предметы
и материалы, которыми дети овладевают в совместной деятельности с
педагогом.
Организованная в
группах ДО предметно – развивающая среда:
·
Инициирует
познавательную и творческую активность детей;
·
Предоставляет
ребенку свободу выбора форм активности;
·
Обеспечивает
содержание разных форм детской деятельности;
·
Безопасна
и комфортна;
·
Соответствует
интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;
·
Обеспечивает
гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
В группах имеется
достаточное количество развивающих материалов, но не во всех группах четко
разграничены зоны и не все предметы и материалы доступны детям.
В
каждой группе ведётся работа над созданием предметно – развивающей среды по
направлению социально-личностного развития детей:
Уголки природы
Уголки
безопасности
Уголок
для ролевых игр.
Нет
уголков для мальчиков и девочек.
Конечно
же ведётся работа над созданием предметно-развивающей среды по другим
направлениям развития детей: познавательно-речевое ,
художественно-эстетическое, физическое, охрана жизни и укрепления здоровья (
физ. уголок, уголок экспериментирования, зона настольно-печатных игр, муз.
уголок, книжный уголок, уголки ИЗО, ручного труда, конструирования и т.д.)
Педагоги принимают активное участие в реализации проекта
«Маленькая Страна»
Основной
идеей проекта является социализации детей через организацию преемственных
связей с образовательными учреждениями города.
В
результате реализации проекта наши дети, при активном сотрудничестве педагогов
и родителей, родителей и детей социализируются путём организации преемственных
связей с образовательными учреждениями города: МБДОУ «ДС «Оленёнок», ЦДБ имени
журнала «Смена», МБУ ДО ДЭС.
Сотрудниками
клуба «Радуга» ЦДБ имени журнала «Смена»
для наших детей проведены мероприятия:
1.
Конкурсно- игровая программа «Мастерская хорошего настроения»
;
2. Викторина по
сказкам "Сундучок с секретом".
Педагогами МБДОУ «ДС «Оленёнок» проведены мероприятия:
1.Концерт воспитанников ДОУ для наших дошкольников МБОУС(К)Ш №18
«Позабавим малышей»;
2. «Новогодний утренник»
(совместное мероприятие );
3. Музыкальная сказка
«Волк и семеро козлят».
Мы провели ряд
совместных мероприятий вместе с родителями в МБУ ДО ДЭС:
1. Экскурсия в ДЭС;
Дети
совершили экскурсию вместе с педагогами и родителями, детям рассказали о
питомцах экологической станции –как ухаживать, чем кормить, брали в руки
черепаху, гладили кроликов, трогали ящерицу.
Для родителей был
дан мастер – класс по изготовлению цветка: «Хризантема на ветке»
Дети вместе с
родителями сделали хризантему.
Творческая
деятельность детей становится эффективнее и результативнее благодаря
совместной и взаимодополняющей деятельности педагогов и родителей.
24
марта в ДЭС наши дети были вместе с родителями на мероприятии,
посвященной международной экологической акции «Час земли», призывающая людей
всего мира выключить свет и бытовые электроприборы на один час с целью
привлечения внимания к проблемам охраны окружающей среды и рационального
использования.
Здесь
надо отметить важность таких мероприятий, где дети с разными возможностями, с
нарушениями развития и без них, учатся жить и взаимодействовать в едином
социуме.
Как
видите, проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья связана с социально-психологическими и
психолого-педагогическими факторами. Несомненно, социально-педагогическая
сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями
здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки
детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
Вся
наша работа должна быть обращена лицом к ребёнку, обеспечивая оптимальные
условия для социализации детей с ОВЗ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.