Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОрганизация исследовательской деятельности детей по выявлению роли буквы в изменении звуковой модели слова на материале устного народного творчества

Организация исследовательской деятельности детей по выявлению роли буквы в изменении звуковой модели слова на материале устного народного творчества

Скачать материал

«Русский фольклор» (конспект НОД по ОО "Коммуникация" в подготовительной к школе группе.)

Тема: Организация исследовательской деятельности детей по выявлению роли буквы в изменении звуковой модели слова на материале устного народного творчества.

Цель: - обобщить и систематизировать знания детей о произведениях устного народного творчества (народные песенки, пестушки, потешки, русские народные сказки);
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, закреплять знания детей о написании буквы Я после мягких согласных и об йотированной функции буквы Я (в начале слова обозначает два звука – Й, А);
- продолжать учить детей зарисовывать схему слогового деления слова и определять место ударения в слове, обозначать его на схеме;
- воспитывать интерес к звучащему слову и звукам родного языка, произведениям устного народного творчества.

Материал и оборудование:
- демонстрационный: иллюстрации к русским народным сказкам, кукла-младенец, грамзапись колыбельной песни, фишки для звукового анализа слов, буквы (на магните), указка, мел;
- раздаточный: пеналы по грамоте, буквы и схемы слогового деления слов на тарелочках.
Предварительная работа:
- чтение произведений устного народного творчества для детей;
- рисование иллюстраций к русским народным сказкам, песенкам, потешкам, оформление выставки детских рисунков «Что за прелесть эти сказки!»

Ход занятия:
1 часть. Дети стоят около воспитателя.
- Ребята, сегодня у нас в группе открыта выставка. На ней представлены иллюстрации к русским народным сказкам. Отгадайте, пожалуйста, и назовите сказку по иллюстрации. (Дети называют сказку и показывают соответствующую иллюстрацию)
- Ребята, почему эти сказки называются русскими народными? (Потому, что их придумал и сочинил русский народ)
Раздаётся плач ребёнка.
- Ой, что это, ребята? Кто-то плачет?! (Обращает внимание детей на малыша в колыбельке)
- Это плачет наш малыш Яша. Он проснулся и заплакал. А что мама обычно делает, чтобы успокоить малыша, чтобы он уснул? (Поёт ему колыбельные песенки)
- Послушайте одну из таких песенок. Ребята, присядьте на коврик. А ты, Таня, возьми, укачай малыша. (Звучит в грамзаписи колыбельная песенка «Баю- бай»)
- Ребята, с самого раннего детства в нашу жизнь входят народные песенки, потешки, пестушки, которые напевает мама. А какие народные песенки, потешки вы знаете? (Дети читают «Потягушки», «Водичка-водичка», «Расти, коса, до пояса» и другие, сопровождая их соответствующими движениями.)
- Ребята, а как в этих песенках, потешках мама обращается к своему малышу? (Она ласково называет его по имени, дитя, деточка, дитятко, дитятя, дочка, сынок, доченька, дочурка…) Молодцы, ребята!
2 часть.
- А теперь подойдите к столам. Сядьте на свои места. Давайте с вами выложим звуковую модель слова «дитя». Кто хочет пойти к доске? (Один ребёнок работает у доски – выкладывает звуковую модель слова, а все остальные дети – за столами: . Ребёнок объясняет: «В слове «дитя» 1-ый звук – д – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем его фишкой - ; 2-ой звук – и – гласный, обозначаем его кругом - ; 3-ий звук – т – согласный, мягкий, глухой, обозначаем его фишкой - ; 4-ый звук – а – гласный, обозначаем его кругом - . )
- Ребята, проверьте: все ли так выложили звуковую модель слова «дитя» или кто-то выложил по-другому? Кто хочет выложить это слово с помощью букв?( Ребёнок под схемой выкладывает слово «дитя».) Ребята, а вы все работайте у себя за столами.
- Алина, почему ты положила букву Я? (После мягкого согласного слышится звук А – дита-а-а, а пишется буква Я.)
- Ребята, давайте мы прочитаем слово, которое выложили на доске. (Дети читают: ди-тя.) А теперь прочитайте шепотом слово, которое вы выложили у себя на столе с помощью букв. Все правильно выполнили задание?
- Скажите, пожалуйста, сколько всего звуков в слове «дитя»? (4) А букв? (4) Сколько гласных звуков в слове «дитя»? (2) Назовите их. (И, А) А сколько гласных букв? (2) Назовите их. (И, Я) Скажите, сколько слогов в слове «дитя»? (2) Давайте произнесём слово по слогам. (Дети прохлопывают слово и произносят: ди-тя.) А как по-другому можно проверить, что в этом слове два слога? (Прикладываем ладонь тыльной стороной к подбородку, сколько раз подбородок коснётся руки при произнесении слова, столько в нём и слогов)
(Воспитатель просит ребёнка зарисовать схему слогового деления слова)
- Скажите, пожалуйста, на какой звук падает ударение? (На звук – А) А на какую букву? (На букву – Я) Давайте проверим: «позовите» это слово – ди-тя. Маша, поставь знак ударения в схеме. (Ребёнок работает у доски)
- На какой слог падает ударение? (На 2-ой)
(Воспитатель предлагает детям за столами найти соответствующую схему, состоящую из двух слогов с ударением на втором слоге)
- Ребята, а вы помните, как зовут нашего малыша, который мирно спит в своей колыбельке? (Его зовут Яша.) Давайте произнесём это имя: Яша (произносят нараспев, выделяя, протягивая голосом каждый звук).
- Давайте с вами внизу выложим звуковую модель слова «Яша». Кто хочет пойти к доске? А вы, ребята, выполняйте задание у себя за столом. (Точно так же разбирается слово «Яша»: .)
- А теперь давайте выложим слово «Яша» под нашей схемой при помощи букв. (Один ребёнок работает у доски, все – за столами: Яша.)
- Ребята, проверьте, вы так выложили это слово? Алина, а почему ты положила 1-ую букву – Я? А почему у тебя буква Я – большая? (Ребёнок объясняет: в слове «Яша» слышится 2 звука – Й,А, а пишется одна буква Я. Яша – имя мальчика, а имена пишутся с большой буквы.)
- Давайте все вместе прочитаем: Я-ша. Ребята, посмотрите на доску и скажите, сколько звуков в слове «Яша»? (4) А сколько букв? (3) Почему же так?! (Буква Я в начале слова обозначает два звука – Й, А или: в начале слова слышится два звука – Й, А, а пишется одна буква Я.)
- Ребята, произнесите слово по слогам. Кристина, зарисуй схему слогового деления слова. (Ребёнок зарисовывает: .)
- На какой звук падает ударение? Давайте проверим: ЙА-а-а-а-ша. (На звук А) На 1-ый или 2-ой звук А? (На 1-ый) А на какую букву? (На букву – Я ) Кристина, поставь знак ударения на схеме и в слове. (Работа у доски и за столами: )
- Молодцы, ребята, все задания выполнили верно. Сложите, пожалуйста, фишки в пеналы, а буквы и схемы – на тарелочку.
3 часть.
- Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Отгадывали сказку по иллюстрации, вспоминали русские народные песенки, потешки, укачивали малыша, пели ему песенку, делали звуковой анализ слов «дитя», «Яша», печатали слова, делили слова на слоги, зарисовывали слоговую модель слов)
- Да, мы сегодня с вами ещё раз вспомнили правило написания буквы Я в начале слова и после мягких согласных, вспомнили правило: имена, фамилии людей, названия городов и пр. пишутся с большой буквы. Не забывайте эти правила, когда будете что-то писать.
- Ребята, а что на занятии вам понравилось больше всего? Какие задания были для вас интересными? Что показалось вам трудным? Что бы вы хотели рассказать своей маме про занятие?(Ответы детей)
- На этом наше занятие закончилось. Помогите мне убр
ать пеналы и тарелочки с буквами.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Организация исследовательской деятельности детей по выявлению роли буквы в изменении звуковой модели слова на материале устного народного творчества"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.07.2020 112
    • DOCX 19 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дмитриева Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дмитриева Ольга Викторовна
    Дмитриева Ольга Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 98721
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 415 человек

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 117 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 353 человека

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе