Лето – самое хорошее время года для проведения опытов
с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Я хочу предложить вашему вниманию
опыты, которые мы провели совместно с детьми на участке детского сада. Дети по
природе своей – исследователи и необходимо помочь им делать открытия, дать
возможность пробовать, искать, изучать, думать, размышлять, анализировать,
делать выводы экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Опыты доступны детям 3-7 лет.
Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при
проведении опытов и исследований с воздухом, солнечным светом, песком.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей.
2. Способствовать развитию творческого мышления
и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.
3. Научить устанавливать простейшие
закономерности и связи в явлениях окружающего мира, делать самостоятельные
выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской
деятельности.
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен.
Ежедневно дети сталкиваются с интересными и порой непонятными явлениями в живой
и неживой природе, постигают знания об их взаимосвязях. Перед воспитателем
возникает задача – расширять кругозор детей, развивать их познавательную
активность. Одним из самых эффективных способов в этом направлении является –
экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность
удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными,
исследователями, первооткрывателями. В процессе постижения новых знаний у детей
развивается умение анализировать, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и
составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл
происходящего. При формировании основ естественно – научных и экологических понятий
экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более
прочными.
Опыты с воздухом.
«Почувствуй воздух»
Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить
его свойство – невидимость.
Самостоятельно сделать бумажные веера. Помахать
веером возле своего лица.
Вывод: Воздух не виден, но ощутим.
«Воздух повсюду».
Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде.
Медленно опустить колобашку в воду вверх дном,
затем перевернуть.
Вывод: нужно приложить усилие, чтобы опустить колобашку
в воду – вода выталкивает воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому
ничего не является пустым.
«Воздух
работает»
Задача: дать детям представление о том, что воздух может
двигать предметы
1.Самостоятельно сделать лодочки сначала без
паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять
подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом
движется быстрее.
2.Подуть на перышко.
3.Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.
«Почему летит
ракета?»
Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты.
Надуть воздушные шарики и отпустить их.
Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух
стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию
противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей
струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета, только баки ракеты
заполняют горючим. Горючее вспыхивает по команде «Зажигание» и превращается в
раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище
ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую. С
помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном
направлении. Так работает реактивный двигатель ракеты.
«Я вижу
воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в
воде.
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в
емкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде
воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает
воздушные шарики, которые стремятся вверх.
«Ловим воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг
нас.
Открыть прозрачный целлофановый пакет, как бы
«зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным,
потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.
«Вертушка»
Задача: изготовление вертушки детьми для определения
направления ветра. Научить детей определять направление ветра.
Сделать вертушку своими руками из бумаги.
Вывод: ветер дует на вертушку, и она крутится.
«Возникновение
звука»
Задача: создать звук при помощи воздушного шарика.
Надуть шарик, растянуть его горлышко до тех пор,
пока не появится звук.
Вывод: звук – это колебание воздуха, который проходит
сквозь тоненькую щель и создает звуковые волны.
Опыты с солнечными лучами.
«Свет и тень»
Задача: познакомить детей с образованием тени от предметов,
установить сходство тени и объекта.
Показать тень от солнца на земле с помощью
теневого театра.
Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы
можем создать тень.
«Таинственные
стекла»
Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет,
если посмотреть на них через цветные стекла.
Посмотреть вокруг себя в цветные стекла
(использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки).
Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в
цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.
«Знакомство с лупой»
Задача: познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.
1.Рассмотреть песчинки через увеличительное
стекло.
2.Свободное исследование.
Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.
Самостоятельное исследование предметов через
лупу.
«Солнечные зайчики»
Задача: понять причину возникновения солнечных зайчиков,
научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими
предметами).
Поймать луч света и направить его в нужном
направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.
Вывод: зеркало отражает луч света и само становится
источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается
на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать
солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)
Опыты с песком.
Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок размером
0,10—5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок –
рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму.
Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок
появляется в результате разрушения камней или морских ракушек. В зависимости от
того из какого камня получился песок, он может иметь разную расцветку: если из
ракушек – то серый, если из кварца – то светло-желтый и т. д. В природе
встречается серый, желтый, белый, красный песок. Песок состоит из отдельных
песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Между песчинками
в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает
песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из
мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы
погружаются глубже, чем в мокрый.
«Волшебное сито»
Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от
песка.
Просеять песок через сито и посмотреть, что
остается на сите.
Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие
проходят сквозь дырочки.
«Чьи следы?»
Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать
наблюдательность.
Дети берут игрушки и подбирают отпечатанные
следы на мокром песке для своей игрушки.
Вывод: отпечаток получается на мокром песке. Сделать
песок влажным, оставить отпечаток своей ладошки. Из мокрого песка можно строить
(сделать постройку).
«Свойства сухого
песка»
Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой
струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу или
увеличительное стекло.
3.Подуть через трубочку на сухой песок в
подносе.
4.Насыпать песок на горку – песок скатывается
вниз.
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между
ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и
каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.
«Свойства мокрого
песка»
Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато
он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно
лепить.
Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув,
песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок
используют при строительстве домов.
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из
него можно лепить. Он принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между
гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг
друга.
«На каком песке
легче рисовать?»
Задача: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче
рисовать палочкой. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает
между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он
рассыпается.
Попробовать рисовать на сухом, а затем на мокром
песке палочками.
Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, четче,
виднее.
«Песчаный конус»
Задача: показать, что слои песка и отдельные песчинки
передвигаются относительно друг друга.
Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их
струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте
падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у
основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут
возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Это происходит потому
что песок состоит из отдельных маленьких песчинок. Они не скреплены друг с
другом, поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Вывод: слои песка и отдельные песчинки могут
передвигаться относительно друг друга.
«Волшебный
рисунок»
Задача: дать детям представление о том, что песком можно
рисовать.
На листе бумаги делаем рисунок клеем-карандашом,
затем сверху посыпаем сухим песком, стряхиваем лишний песок, появляется
рисунок, нарисованный песком.
Вывод: песчинки прилипают к клею – песок можно
приклеивать.
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский
сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого направления развития воспитанников»
Опыты и эксперименты с солнечными
лучами, воздухом
и песком с детьми 3-7 лет.
Подготовила
воспитатель Чеканова
Н.Г.
Озерск, 2019
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.